Мораль. обществознание 8 класс

Мораль⭐️: определение, принципы и нормы, ценности, примеры моральных и аморальных поступков

В классе и дома

Задание 1

Французский писатель и философ А. Камю (1913 — 1960) утверждал: «Свобода — это в первую очередь не привилегия, а обязанность». Как вы понимаете эти слова? Почему обязанность? Объясните, опираясь на текст учебника.

Ответ:

Я считаю, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия — добрые или злые — и, конечно, нести ответственность за результат. Потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, её общественных последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И ещё: где гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадёт в тот самый костёр? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек…

Задание 2

Моральный выбор — дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется — пусть другие решают.

Оцените ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём тут мораль? Объясните.

Ответ:

Я считаю, что уклонение от выбора — это возможность дать другим что-либо доказать или показать. Значит человек решил в данном случае отступить. Многие считают, что отсутствие поступка — это что-то плохое, негативное. Конечно, в некоторых случаях так и есть, но стоит заглянуть глубже, возможно человек просто не видит иного выхода или дал возможность кому-то блеснуть. Ситуации разные и люди разные, все зависит от ситуации. Мораль в таком отказе тоже есть — это может быть помощь ближнему или же отказ от какого-либо сомнительного поступка.

Задание 3

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясните, как вы понимаете это утверждение.

Ответ:

В моем понимании данное утверждение означает, что лучше показать действиями и поступками чего ты стоишь, чем попусту молоть языком. Как в русской народной пословице: «Больше дела, меньше слов».

Задание 4

Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведите аргументы.

Ответ:

Мой ответ «Да». Стремление сделать карьеру может сочетаться с моралью, но только в том случае если человек ради высокой должности не пойдет по головам. Ведь зачастую именно так и поступает большинство. Лишь единицы добиваются успеха своим непосильным трудом, стремлением и упорством. Именно эти единицы и доказывают мой положительный ответ.

Задание 5

Раскройте смысл слов философа Ж.П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

Ответ:

Слова философа означают, что, делая выбор, человек все-таки выбирает, но выбирает он бездействие.

Стр 63
Стр 65

Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов

В классе и дома

Задание 1

Можно ли отнести к достоинству рыночной экономики тот факт, что полезность продукта определяется в сфере обмена? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Я считаю, что к достоинствам рыночной экономики можно отнести тот факт, что полезность продукта определяется в сфере обмена, потому что именно готовность людей обменять продукт на деньги и определяет его востребованность.

Задание 2

В производстве холодильников внедрена новая технология, обеспечившая снижение затрат. Что случится с предложением на рынке этого товара?

Ответ:

Предложение данного товара на рынке резко увеличится. Если использовать более эффективную технологию производства, то увеличится количество продукции при том же объеме ресурсов и конечно же увеличится предложение.

Задание 3

Большая часть человечества отдает предпочтение рыночному способу хозяйствования. Попробуйте найти аргументы в пользу этого выбора.

Ответ:

•Рыночный способ хозяйствования позволяет свободно выбирать товары;

•Рыночный способ хозяйствования обеспечивает все товарами, дефицит отсутствует;

•Рыночный способ хозяйствования позволяет развивать новые технологии и повышать качество товаров.

Задание 4

Известный австрийский экономист и философ Ф. Хайек отмечал: «Цены и прибыль — это инструмент, подобно биноклю, помогающий предпринимателю расширить пределы обозреваемого и ведущий к тому, что он с максимальной эффективностью обслуживает потребности совершенно незнакомых ему людей».

Объясните значение названных выше экономических показателей для деятельности предпринимателя. Приведите примеры, подтверждающие справедливость этого утверждения.

Ответ:

Цена и прибыль позволяют предпринимателю корректировать свою работу, чтобы она была более эффективной и прибыльной. Например, если предприниматель понижает цену на свой товар и при этом получает больше прибыли, значит он выбрал эффективную экономическую модель.

Задание 5

Проведите в классе дискуссию на тему: «Кому выгодна конкуренция в рыночной экономике?» Участники могут разделиться на две группы: одна отвечает на вопрос: «Что выигрывает производитель от конкуренции?», другая — «Что выигрывает потребитель от конкуренции?»

Ответ:

Что выигрывает потребитель от конкуренции:

1. Потребитель получает разнообразие товаров, может выбрать товар, который ему нравится.

2. Потребитель может выбрать товар по той цене, которая ему нужна.

3. Потребитель получает товары разного качества.

4. Потребитель может получить дополнительные выгоды, потому что предприниматели стремятся завлечь клиентов.

Стр 179
Стр 181

Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов

5. Мораль и нравственность

Это будет нор­маль­ным, гу­ман­ным от­но­ше­ни­ем че­ло­ве­ка к себе по­доб­ным. Так жили люди ис­по­кон веков, имен­но так фор­ми­ро­ва­лась наша ци­ви­ли­за­ция. Нет при­ме­ров, когда бы го­су­дар­ство, че­ло­ве­че­ское об­ще­ство, ос­но­ван­ное на зле и на на­си­лии, вы­жи­ва­ло бы сколь­ко-ни­будь долго. Да, ино­гда злу (в силу его ко­вар­но­сти и уме­нии скры­вать­ся под мас­кой добра) уда­ва­лось на опре­де­лён­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од за­хва­тить власть в той или иной стране, ру­ко­во­дить тем или иным об­ще­ством. Но, в конце кон­цов, ис­то­рия все­гда ста­ви­ла таким об­ще­ствам вполне кон­крет­ную оцен­ку: они не вы­жи­ва­ли. Ни­ка­кое об­ще­ство не может вы­жить на ос­но­ве на­си­лия, на ос­но­ве уни­же­ния одних дру­ги­ми. Так было все­гда и можно на­де­ять­ся, что так и будет.

По­ня­тия мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти – это вполне кон­крет­ные и очень важ­ные по­ня­тия для че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. Пра­ви­ла мо­ра­ли со­вер­шен­но необ­хо­ди­мы. Они гар­мо­нич­но со­че­та­ют­ся с за­ко­на­ми. Но об этом мы с вами будем го­во­рить позд­нее. А на сле­ду­ю­щем уроке мы по­го­во­рим о долге, о  том, по­че­му у каж­до­го че­ло­ве­ка есть обя­зан­но­сти перед об­ще­ством и самим собой.

Функции морали и зачем мораль нужна людям

  1. Мораль помогает создать сплоченную социальную группу. Моральные ценности побуждают людей к сотрудничеству и предотвращают причинение вреда членам наших сообществ.
  2. Морализация нашей практической жизни способствует удовлетворению наших долгосрочных интересов и способствует более эффективным коллективным переговорам, предоставляя разрешение на наказание, оправдание, симпатии и антипатии и объединяя людей в общих рамках принятия решений.
  3. Моральные суждения позволяют группам взаимодействующих индивидов координировать свои действия и эмоции для взаимной выгоды. Таким образом, функция моральной привычки состоит в том, чтобы вырабатывать общие для общества модели поведения.
  4. Функция морали заключается в укреплении социальной сплоченности посредством усиления наших психологических альтруистических склонностей.

Великие моральные ценности, такие как уважение, истина, свобода, честность, вежливость, справедливость, доброта, добродетели, настойчивость, честность, знание своих обязанностей, милосердие, сострадание и т. д. имеют одну общую черту: когда они функционируют правильно, они защищают или улучшают жизнь для всех. Но они все еще являются относительными ценностями. Наши относительные моральные ценности должны постоянно изучаться.

Мораль защищает жизнь и учит уважать других — всех остальных. Это образ жизни, который соответствует общечеловеческим ценностям. 

Влияние моральных принципов

Моральные принципы важны для общества, потому что они помогают людям научиться ладить и хорошо жить друг с другом. Они учат нас, что все люди заслуживают одинаковых прав, вот почему недопустимо дискриминировать кого-либо по признаку этнической принадлежности или расы. Люди, которые следуют моральным принципам, также, как правило, имеют лучшее качество жизни, чем те, кто этого не делает.

Моральные принципы также могут влиять на индивидуальность и чувство собственного достоинства человека. Например, честный человек может чувствовать себя хорошим человеком, потому что он следует моральному принципу всегда быть правдивым. А для людей с сильными ценностями равенства это может заставить их чувствовать себя лучше, когда они не ущемляют людей, которые отличаются от них,  в их правах.

2. Гуманизм

К по-на­сто­я­ще­му об­ще­че­ло­ве­че­ским цен­но­стям можно от­не­сти такое яв­ле­ние, как гу­ма­низм. У вас в учеб­ни­ке при­ве­дён хо­ро­ший при­мер из Биб­лии: «Воз­лю­би ближ­не­го, как са­мо­го себя». Это слова Иису­са Хри­ста. Ка­жет­ся, что это сде­лать прак­ти­че­ски нере­аль­но, ведь каж­дый че­ло­век эго­и­сти­чен. К тому же, не идти же нам бра­тать­ся с каж­дым встреч­ным, не зная и не по­ни­мая его, ни­че­го не по­до­зре­вая о его ин­те­ре­сах, мыс­лях, кру­го­зо­ре. Для того чтобы по­лю­бить че­ло­ве­ка или хотя бы найти ка­кое-то поле для вза­и­мо­дей­ствия, нужно хотя бы с ним по­об­щать­ся. Но нель­зя вос­при­ни­мать эту ци­та­ту бук­валь­но. Лю­бить ближ­не­го – зна­чит, со­блю­дать его ин­те­ре­сы, не на­ру­шать глав­ных прин­ци­пов вза­и­мо­дей­ствия между лю­дь­ми: не уби­вать себе по­доб­ных, не гра­бить, не лгать, то есть не де­лать всех тех вещей, ко­то­рые не хотел бы по от­но­ше­нию к себе. Это, по сути, глав­ный мо­раль­ный прин­цип, о ко­то­ром мы уже го­во­ри­ли.

Гу­ма­низм – это ми­ро­воз­зре­ние, в цен­тре ко­то­ро­го на­хо­дит­ся идея че­ло­ве­ка как выс­шей цен­но­сти. Идеи гу­ма­низ­ма – это ос­но­ва граж­дан­ско­го об­ще­ства. Зна­чит, это и ос­но­ва пат­ри­о­ти­че­ско­го от­но­ше­ния и вос­пи­та­ние в самом себе чув­ства долга и от­вет­ствен­но­сти.

Проверим себя

Задание 1

Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

Ответ:

Мораль — это совокупность правил, которые регулируют поведение человека. Эти правила направлены на взаимодействия между людьми, то есть как люди относятся к друг другу с точки зрения справедливости или добра и зла.

Мораль в первую очередь нужна людям, чтобы помочь научится правильному отношению к окружающим людям и верным действиям по отношению к ним.

Задание 2

Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

Ответ:

Для начала стоит разобраться, а что есть этот гуманизм. Гуманизм — это человечность в отношении к людям. Из этого следует, что действительно человечность является наивысшей моральной ценностью, так как без нее невозможно понять людей, понять их проблемы и научиться сострадать и быть милосердным, без гуманизма невозможно постичь остальные моральные ценности.

Задание 3

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

Ответ:

Патриотизм — это продолжение гражданственности, ее проявление. Проще говоря, быть гражданином своей страны значит стоять за нее до конца, уважать и служить ей, а патриотизм уже что-то более высокое, как продолжение. Он проявляется в любви к своей стране и бескорыстии.

Задание 4

Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?

Ответ:

Добрым считается тот, кто наделен определенными качествами: справедливость, милосердие, забота, понимание и так далее. Все, что делает добрый человек, делается без какой-либо выгоды, а просто так, потому что человек по-другому не умеет.

Задание 5

Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

Ответ:

Зло — это совокупность всех отрицательных явлений: подлость, лживость, жестокость, насилие, предательство и многое другое. Например, злом можно назвать убийство, воровство, когда путем совершения преступлений, обогащаются преступники.

Зло называют многоликим и коварным, потому что оно способно скрываться за различными масками, ради достижения своей цели. Предателем, например, может оказаться близкий друг или же вообще родной человек.

Задание 6

Что такое моральный долг?

Ответ:

Моральный долг — это требования, который человек выставляет к самому себе, без постороннего вмешательства. Стоит заметить, что такой человек не просто знает о морали, ее ценностях и требованиях, но также предъявляет себе их, стараясь следовать им.

Задание 7

Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

Ответ:

Контролирует и оценивает исполнение долга общество, а точнее его мнение, а также собственное мнение, как бы самооценка или совесть.

Классификация моральных принципов

Типы моральных принципов

Существует два типа моральных принципов: абсолютные и относительные.

Моральный абсолютизм — это этическая точка зрения, согласно которой определенные действия по своей сути являются правильными или неправильными.

Моральный релятивизм считает, что нет абсолютных правил относительно того, что правильно или неправильно, и что моральные принципы могут меняться в зависимости от ситуации.

Абсолютные моральные принципы

Абсолютные моральные принципы основаны на универсальных истинах о природе человека. Например, убийство неправильно, потому что оно противоречит естественному порядку вещей. Их также иногда называют нормативными моральными принципами или теми, которые общеприняты в обществе. Ниже приведены некоторые примеры абсолютных моральных принципов:

  1. Не убивай.
  2. Говори правду.
  3. Будьте осторожны с тем, что вы говорите и делаете другим.
  4. Уважайте чужую собственность.
  5. Относитесь к нуждающимся или страдающим людям так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, если бы наша ситуация была обратной.

Относительные моральные принципы

Относительные моральные принципы основаны на мнениях и обстоятельствах, которые могут меняться с течением времени, в зависимости от человека или для разных ситуаций. Относительные моральные принципы зависят от убеждений человека. Релятивизм по отношению к тому, что люди воспринимают как хорошее или плохое по отношению к самим себе.

Другими словами, когда кто-то говорит, что что-то хорошо, в большинстве случаев это значит, что это хорошо именно для него, или, возможно, это способствует его благополучию. Ниже приведены некоторые примеры относительных моральных принципов:

  1. Морально неправильно тратить деньги на предметы роскоши.
  2. Это морально правильно — заботиться о нашей планете и сохранять ее для будущих поколений.

Религиозная мораль

Религиозная мораль обычно проистекает из полученной мудрости, такой как священные тексты, или находится под ее влиянием, а не из рациональности, опыта или сочувствия. Нормы религиозной морали могут включать области, не охватываемые светскими моральными нормами, такие как особые правила питания, гендерные запреты.

Гуманистическая мораль

Гуманистические нормы морали основаны на разуме и основаны на человеческом сочувствии, а не на мудрости, полученной от божества. Гуманистам разум диктует, что поведение, которое не наносит вреда другим, не должно считаться аморальным.

Как формируется мораль

Существует множество теорий о том, как у детей развивается чувство правильного и неправильного. Одна из наиболее известных принадлежит психологу Лоуренсу Кольбергу.

Кольберг разработал различные теоретические стадии морали, которые менялись по мере роста и развития детей. Он проверил эти теории, используя «Дилемму Хайнца»: когда у жены мужчины рак, и только одно лекарство может спасти ее.

Местный фармацевт обнаружил лекарство и может изготовить его за 200 долларов. Однако он продает его за 2000 долларов. Муж этой женщины, Хайнц, может собрать только 1000 долларов, чтобы купить лекарство у фармацевта. Фармацевт не стал бы вести переговоры. Итак, Хайнц ночью врывается в аптеку и крадет лекарство, чтобы вылечить свою больную жену.

Затем Кольберг спросил детей: «Должен ли был Хайнц это сделать?» Ответы, которые давали дети, оценивались не как «правильные» или «неправильные», а почему они так считали. Отсюда Кольберг развил свои стадии морали:

Доконвенциональная (Preconventional) стадия морали

Эта стадия чаще всего используется детьми младшего возраста, хотя она может использоваться людьми на протяжении всей жизни. На этом этапе люди считают правила важнее всего остального. Они верят, что мораль заключается в том, чтобы избегать наказания. Итак, дети на этом этапе могут сказать, что Хайнц поступил неправильно, потому что он нарушил закон, совершив кражу.

Условная (Conventional) стадия морали

Эта стадия присутствует у детей старшего возраста, но, как и доконвенциональная стадия морали, она может использоваться и пожилыми людьми. Этот этап в основном фокусируется на соответствии. Люди на этой стадии судят о морали и своих действиях, основываясь на том, будут ли люди злиться на них или нет, «хороший» поступок или нет, «нормальный» поступок или нет.

Поскольку люди на этой стадии стараются больше думать об обществе в целом, а не только о себе, они могут сказать, что нехорошо воровать у фармацевта, поскольку ему могут понадобиться деньги для ухода за собственной семьей, а закон и порядок должны поддерживаться, авторитет уважаться.

Постконвенциональная (Postconventional) стадия морали

На этой стадии люди сосредотачиваются на абстрактных рассуждениях и универсальных принципах этики. Эти идеи могут не соответствовать законам и общепринятым в обществе убеждениям. Например, кто-то может сказать, что кража лекарства правильна, потому что неэтично наживаться на больных и умирающих ради личной выгоды.

Мораль — это сложное понятие, как и выяснение того, как мы развиваем мораль по мере взросления. Теория Кольберга — лишь один из многих способов начать думать об этом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: