Формы проведения воспитательного процесса
Воспитание проходит по определенным правилам. Ученые выделили сензитивные периоды становления человека. Медики, педагоги и другие научные деятели рассмотрели, в какие периоды, что развивается в человеке:
- речь – до 3 лет;
- пластичность движений – до 8 лет;
- физическое становление – до 18 лет.
Формы воспитания в течение жизни:
- культурные правила и нормы;
- требования бытовых умений и навыков самообслуживания;
- ценности и идеалы.
От форм зависит воспитание и культурный уровень человека. Целенаправленный процесс формирования характера постоянно подвергается стихийным воздействиям.
Усвоение некоторых норм происходит вне желания и создания специальных условий, то есть стихийно.
Важность социализации для учеников
Социализация является одним из важнейших процессов в жизни каждого человека. В особенности она значима для учеников, так как в этом периоде формируются основы поведения и социальных навыков.
Социализация позволяет ученикам осознать свое место в обществе, развивать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе. Благодаря социализации дети учатся взаимодействовать с окружающими людьми, понимать правила общения и выстраивать дружеские отношения.
Социализация помогает ученикам узнать больше о разных культурах и традициях, что способствует их более широкому кругозору. Они смогут лучше адаптироваться в различных ситуациях и легче найти общий язык с людьми из разных социальных групп.
Важно отметить, что социализация помогает ученикам развить самостоятельность и уверенность в себе. В процессе общения с другими детьми и взрослыми они получают обратную связь и понимают, какие качества и навыки им следует развивать
Таким образом, социализация способствует самоопределению и формированию личности.
Социализация также играет важную роль в процессе обучения. Ученики, имеющие за собой успешную социализацию, могут лучше адаптироваться к школьной среде, вступить в дружеские отношения с одноклассниками и преподавателями, что в свою очередь способствует их образовательному успеху.
Для развития социальных навыков ученикам полезно участвовать в различных школьных мероприятиях, клубах и кружках, где они могут общаться с другими детьми и решать различные задачи в группе. Также немаловажным является посещение общественных мероприятий, волонтерская деятельность и общение с людьми разных профессий.
Таким образом, социализация играет важную роль в жизни учеников, помогая им развиться как социальные и эмоционально-нравственные личности. Школа и общество в целом должны создавать условия для успешной социализации, чтобы каждый ученик мог реализовать свой потенциал и стать активным участником общества.
Основные этапы социализации в 8 классе
Социализация – это процесс вхождения индивида в общество и усвоения норм и ценностей данного общества. Процесс социализации начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. В 8 классе основной акцент делается на формировании личности под влиянием взрослых и сверстников.
Основные этапы социализации в 8 классе:
Переход в новое социальное окружение. Начало 8 класса – время, когда ребенок переходит в новую школу или класс, где он сталкивается с новыми правилами и нормами
Важно, чтобы его приняли и он мог адаптироваться к новой среде.
Развитие самоидентификации. В 8 классе подросток начинает задаваться вопросами о своей самоидентичности: «Кто я?», «Что я хочу быть?», «Какие у меня интересы и цели в жизни?»
Важным этапом является формирование собственного «Я», а также понимание своей роли в обществе и своего места в нем.
Влияние сверстников. Сверстники играют важную роль в жизни подростка, особенно в 8 классе, когда дети обычно проводят много времени вместе. Взаимодействие с разными сверстниками позволяет подростку понять себя, выстроить отношения и найти свою группу единомышленников.
Формирование ценностей и моральных норм. В 8 классе подросток начинает осознавать, какие ценности и моральные нормы важны для него лично. Он начинает отличать добро от зла, правильное от неправильного, а также выбирать свои приоритеты и цели в жизни.
Развитие способностей и интересов. В 8 классе подростку становятся интересны свои способности, таланты и увлечения. Этот этап социализации позволяет подростку определиться с тем, что ему интересно и что он хочет развивать в себе.
Каждый из этих этапов играет важную роль в социализации ребенка в 8 классе. Они помогают подростку стать самостоятельным, сформировать свою личность и научиться взаимодействовать с другими людьми в социальной среде.
Методы воспитания
Ребенок начинает формировать свой характер и манеру поведения, подражая своим родителям. Постепенно он начинает проявлять заинтересованность к действиям и происходит распределение действий на две большие группы:
- положительные поступки (правильные);
- отрицательное поведение (плохие дела).
Чтобы помочь детям разобраться, что хорошо, что плохо, педагоги разработали методы воспитания. Какие считаются наиболее популярными:
- авторитет старших;
- умение слышать и воспринимать;
- стремление анализировать и разбираться в содеянном.
Правила воспитания для человека должны быть четкими и понятными. Двусмысленность приводит к ошибкам, характер становится сложным. От невыполнения методов, их несоответствия формируются невоспитанные личности с плохими желаниями и стремлениями. Два типа воспитанности различны по соблюдению правил:
- хорошее воспитание – соблюдение всех норм.
- плохое – демонстрация нежелания подчиняется нормам.
Соблюдение норм под страхом наказания формирует плохое поведение: страх и обман.
Что мы узнали?
В обществознании за 8 класс выстраивается система понятий: социальная роль, воспитание, социализация. Процесс изучается по этапам, характерным для взросления человека. Что является методом воспитания, как быстро проходит социализация, влияние общества на личность – неполный перечень изучаемых проблем.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Найти верное суждение: а) начальная социализация короче продолженной. б) начальная социализация может полностью сформировать личность.
Кто помогает стать личностью?
Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Учёные называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности социализацией.
Среди агентов социализации принято выделять ближайшее окружение человека — семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди определённым образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей. Причём это влияние может быть разнообразным. В семье формируется определённый уклад, привычки, традиции, которым человек часто следует всю жизнь. Если этот уклад неблагоприятен для становления человека, его личность может либо деформироваться, либо противостоять неблагоприятным условиям. Все, с кем человек взаимодействует непосредственно, кто входит в ближнее его окружение, именуются агентами первичной социализации.
СИТУАЦИЯ В конце XIX в. в Нижнем Новгороде в семье владельца маленькой красильной мастерской Каширина жил мальчик Алёша. Дед его, человек, в общем-то, не злой, воспитывал внуков по обычаям Домостроя. По субботам детей пороли за провинности, а нередко и для острастки. Не раз бабушка спасала внука от несправедливой расправы и унижения. Став взрослым, писатель Максим Горький воспринимал страдания других как личное горе. |
К агентам вторичной социализации относят формальное, опосредованное окружение человека — организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации. Все они для взрослых людей играют не менее важную роль, чем для детей — семья и ближайшее окружение.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие — как личность? Приведи примеры. 2. Может ли человек проявиться как личность вне общества? Аргументируй свой ответ. 3. Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности? 4. Какие факторы влияют на выбор профессии? 5. Какие этапы проходит личность в процессе становления?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. О человеке говорят: «Он — яркая личность». Назови, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки.
2. С помощью самостоятельно разработанной анкеты выясни, что ценят больше всего твои одноклассники в выбранной ими профессии
Обрати внимание, какие профессии наиболее популярны среди мальчиков, среди девочек
3. Составь (в тетради) схему «Агенты социализации», указав, какие агенты социализации относятся к первичным, какие — к вторичным.
4. В классе возник спор. Андрей утверждал, что все люди являются людьми уже потому, что они родились среди людей, обладают всеми внешними признаками, характерными для Homo sapiens, и поэтому нет смысла в разных названиях человека: личность, индивид, индивидуальность. Татьяна возражала, что личностью можно назвать далеко не каждого человека, а только того, кто сделал что-то выдающееся, прославил своё имя.
Какова твоя позиция в споре? Какие аргументы ты можешь привести?
5*. Подбери материал (расспроси родителей, знакомых, обратись к справочникам и интернет-ресурсам) и подготовь рекламный плакат (компьютерную презентацию) на тему «Профессия моей мечты». Объясни, чем привлекает тебя эта профессия, чем она интересна, полезна; какие сложности она предполагает. Что ты уже сейчас делаешь, чтобы подготовить себя к ней?
ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
«Индивидуальность — это неповторимый набор красок для шедевра под названием «Личность», но ещё вовсе не сам шедевр ».
В. Гаврилов,
современный российский писатель
Что такое социализация в 8 классе по обществознанию: основные понятия и принципы
Социализация — процесс, в результате которого индивид становится членом общества, усваивает его нормы, ценности, роли и способы поведения
Этот процесс начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни, но именно в юношеском возрасте социализация приобретает особую важность
Одним из основных принципов социализации является принцип нормативности. Он предполагает принятие и внутреннее освоение общественных норм и правил поведения. В ходе социализации ученики 8 класса узнают и усваивают такие нормы, как вежливость, толерантность, уважение к другим, ответственность и т.д.
Принцип социокультурного разнообразия заключается в том, что социализация осуществляется в рамках конкретной культуры и социальной группы. В процессе социализации ученики 8 класса узнают о своей национальной культуре, истории, традициях и т.д., а также о культурах других народов и их взаимодействии.
Особое внимание в процессе социализации учащихся 8 класса уделяется освоению социальных ролей. Роль — это ожидаемое поведение и деятельность, которые связаны с определенным статусом в обществе
В ходе социализации ученики изучают различные роли: школьника, друга, сына/дочери, гражданина и т.д.
Социализация в 8 классе также основана на принципе общения и взаимодействия. Общение с другими людьми, включая сверстников, взрослых и авторитетных лиц, позволяет ученикам учиться социальным навыкам, адаптироваться к обществу и развивать свою личность.
Для эффективной социализации в 8 классе важно создать поддерживающую среду, где дети чувствуют себя комфортно и безопасно. Это может быть образовательное учреждение, семья, друзья или сообщество
Итак, социализация в 8 классе по обществознанию включает усвоение общественных норм и правил, развитие социальных ролей, общение и взаимодействие, а также создание поддерживающей среды. Все эти принципы помогают учащимся успешно интегрироваться в общество и стать активными членами общественной жизни.
Процесс социализации
Человек в течение всей жизни изучает происходящее вокруг. Такой процесс называется социализацией. Другими словами – осваивает роли. Их множество, они зависят от окружения, возраста, возможностей, заложенных в индивиде от природы.
- Роль – это модель поведения, способ самовыражения. Социальная роль зависит от положения, статуса человека в обществе.
- Культурные нормы – это требования, правила, позиции. Нормы разработаны обществом, а выполнять их обязан конкретный человек.
Процесс социализации – это усвоение ролей, которые предлагаются человеку или выбираются им самостоятельно.
Определение и значение социализации
Социализация – это процесс воспитания и обучения человека, в ходе которого он осваивает нормы, ценности и субкультуры своего общества.
Социализация представляет собой сложный и многогранный процесс, который начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. Важными этапами социализации являются детство, подростковый возраст и взросление.
Социализация имеет огромное значение в формировании личности, так как через нее человек усваивает основные нормы и ценности общества, а также получает определенные роли и статусы.
В процессе социализации ребенок учится приспосабливаться к общественным условиям, развивает коммуникативные навыки, участвует в различных институтах (семье, школе, детском саду), где они приобретают опыт, знания и умения, необходимые для успешного участия в обществе.
Социализация позволяет человеку стать полноправным и активным членом общества, способным выполнять свои обязанности и права. Она играет важную роль в формировании личности, определяет ее мировоззрение, отношение к себе и окружающему миру, поведение.
Принципы успешной социализации учащихся
Социализация – процесс, в результате которого человек осваивает навыки взаимодействия с другими людьми и становится частью общества. Для успешной социализации учащихся необходимо учитывать определенные принципы:
-
Индивидуальный подход
Каждый учащийся уникален и имеет свои особенности – интересы, способности, потребности. При социализации необходимо учитывать эти особенности и предлагать индивидуальный подход к каждому ученику. Это позволит усилить мотивацию и адаптировать процесс социализации под конкретного ребенка.
-
Толерантность и уважение
Основой успешной социализации является взаимное уважение и толерантность. Учащимся необходимо учить уважению к мнению других, принятию различных культур и традиций. Это поможет сформировать дружественную и доброжелательную атмосферу в классе.
-
Сотрудничество и коммуникация
Социализация подразумевает развитие навыков коммуникации и сотрудничества. Учащихся следует активно привлекать к групповым проектам, обсуждениям, совместным занятиям. Это позволит развить навыки общения, слушания и взаимодействия с другими людьми.
-
Позитивное общение и поддержка
Ребенок должен чувствовать, что его окружают забота и поддержка. Взрослые должны быть готовы выслушать и помочь учащимся решить возникающие проблемы. Позитивное общение и поддержка помогут создать условия для успешной социализации.
-
Обучение эмоциональной и социальной грамотности
Частью социализации является развитие эмоциональной и социальной грамотности. Учащиеся должны научиться распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать и учитывать эмоции других людей. Это поможет им адаптироваться в различных ситуациях и строить здоровые отношения с окружающими.
Соблюдение этих принципов способствует успешной социализации учащихся, помогает им интегрироваться в общество и развиваться как независимые и ответственные личности.
Понятие социального поведения в контексте социализации
Социальное поведение является важной составляющей процесса социализации человека. Оно представляет собой совокупность действий, репрезентирующих отношение индивида к окружающему его социуму и включающих элементы общения, взаимодействия и адаптации
Социальное поведение формируется под влиянием норм, ценностей и обычаев общества, а также индивидуальными особенностями личности.
Социальное поведение является способом участия человека в общении с другими людьми и обществом в целом. Оно позволяет индивиду развивать свою социальную компетентность, усваивать культуру и нормы общества, а также способствует формированию его личности и самосознания.
Социальное поведение включает в себя различные аспекты, такие как:
- Нормы и ценности: социальное поведение регулируется нормами, которые определяют правила и ожидания социума. Нормы и ценности влияют на выбор и принятие решений, поведение и отношения человека.
- Роли: каждый человек занимает определенную социальную роль, которая определяет его поведение и обязанности в обществе. Роли могут быть профессиональными, семейными, гражданскими и т.д.
- Общение: социальное поведение осуществляется через общение с другими людьми и включает в себя языковую коммуникацию, жесты, мимику и другие средства передачи информации.
- Адаптация: социальное поведение позволяет индивиду адаптироваться к социуму и его требованиям. Человек приспосабливается к окружающей среде, вырабатывает навыки и умения, необходимые для успешного функционирования в обществе.
Социальное поведение является результатом процесса социализации, который начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Оно позволяет индивиду развивать свои социальные навыки, общаться с другими людьми, учиться культуре, нормам и ценностям общества и адаптироваться к изменяющейся социальной среде.