Можно ли жить в обществе без морали? имеет ли мораль власть над людьми?

Гдз по обществознанию 8 класс л. н. боголюбов

Основные функции морали

Мотивация человека — что это такое

Мораль – это совокупность норм и правил, которые определяют характер взаимоотношений в социуме. Мораль несет определенные функции:

  • Познавательная – обучает навыкам анализа поступков других людей согласно нравственным ценностям.
  • Воспитательная – формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
  • Ценностно-ориентирующая – формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
  • Регулятивная – регламентирует деятельность индивида с учетом потребностей окружающих людей, всего общества.

Структура морали:

  • Моральные правила – нравственные законы, определяющие манеру поведения человека в социуме, его отношение к себе и другим людям.
  • Моральные принципы – форма выражения нравственных норм, принятых в данном обществе.
  • Нравственные идеалы – образец высоких моральных требований, которые могут быть привиты конкретному индивиду.

Причины того, что гуманизм является высшей моральной ценностью

Дело в том, что гуманизм то же самое, что и человечность. То, что может сделать людей настоящими людьми, ведь таких в настоящее время совсем немного. Гуманисты считают, что к человеку следует относится как к высшим ценностям, нужно уважать достоинство каждого и его право на жизнь, развитие, получение образования, стремление к счастливой жизни. Гуманисты считают, что следует признавать все основополагающие права человека.

В гуманизме наивысшими ценностями являются сочувствие, поддержка и т. п. Иными словами, гуманизм- идеальная сборка моральных ценностей. А ведь современному обществу как раз этого и не хватает.

Если у среднестатистического жителя нашей необъятной страны спросят о его самой большой ценности, то наверняка услышат вполне типичный ответ. Назовут машину, квартиру, новую норковую шубу или на худой конец холодильник, взятый в кредит. Но почти никто не назовет обыкновенную доброту. Да, это самая ценная валюта в наше время, самая редкая и уникальная. Гуманизм или любовь человека к человеку считается очень дорогим явлением, которое не всем дано. Но можно точно сказать, что гуманизм спасет этот мир от равнодушия, от ненависти и несправедливости.

В самом общем смысле, под гуманизмом подразумевается человеколюбие, человечность.

Докапываясь до сути гуманистических взглядов, нам придется ответить на несколько вопросов.

  1. Как связан гуманизм с эпохой Возрождения (что это?)?
  2. Что это такое?
  3. Если есть светский гуманизм, неужели имеется и церковный?
  4. Почему это учение считают высшей моральной ценностью?

Свобода — это ответственность

Есть такая философская притча о дровосеке. Он честно собирал хворост в лесу. Его считали человеком старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался…

О чём идёт речь? Не просто, конечно, раскрыть смысл философской притчи. По нашему мнению, в ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия — добрые или злые — и, конечно, нести ответственность за результат. Потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, её общественных последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И ещё: где гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадёт в тот самый костёр? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек…

Короче говоря, на каждом из нас — хотим мы того или не хотим — всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. К такому выводу привели нас размышления о притче.

Подумай, может быть, ты предложишь своё толкование.

Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью: «Направо пойдёшь… Налево… Прямо…» Куда пойти? Думай, решай, выбирай. Ты свободен.

ДОКУМЕНТ

Из материалов X Всемирного русского народного собора. Апрель, 2006 г.:

«Человек обладает свободой, без которой невозможна и сама помощь Божия в исправлении человека. Благодаря своей свободе человек имеет выбор — следовать добру и таким образом возвращать себе достоинство или выбирать зло и таким образом ронять достоинство. Нельзя отрицать, что и в современной гуманистической мысли существует понимание того, что человек постоянно находится перед выбором между плохим и хорошим поступком».

Что же означает свобода выбора?

А что такое свобода? В сущности, это и есть возможность действовать по своему усмотрению. Но…

Но если уже сделал выбор — отвечать за свои поступки будешь сам. Потому что свобода и ответственность — как две стороны одной медали: одна невозможна без другой. Свобода без ответственности — это безответственность, это произвол, это вседозволенность, распущенность. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с пустой самоуверенностью. Это слепой, бездумный, случайный выбор, который нередко приводит к пагубным последствиям как для окружающих, так и для того, кто совершил безответственный поступок. Не зря в народе говорят: «Дай сердцу волю — заведёт в неволю».

ФАКТЫ

Случай под Рязанью. Легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно- десантного училища, несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито шесть курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян.

Как связан этот случай со свободой выбора и ответственностью человека? Скажем прямо: свободный человек всегда находится в сложном положении. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Приходится самим решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор. Ну а если человек любит угождать своим капризам и не хочет думать о последствиях или привык, чтобы кто-то решал за него, можно ли считать такого человека свободным?

Каков твой ответ? Поясни его.

Светский гуманизм

Светские идеалы становились все более популярными с развитием гуманизма. Этот процесс привел к разделению государства и церкви. Если в Средние века церковь контролировала все и властвовала над умами и поступками людей, то уже в эпоху Возрождения зазвучали в полную силу идеи о ценности свободы, разума, социального равенства и справедливости.

Сегодня светский гуманизм – это направление в современной философии, которое сохраняет все важные принципы классического учения, делая акцент на обязанности человека жить по совести, по этическим законам без обращения к религиозным заповедям.

Светский гуманизм (его еще называют секулярным) не признает веру, считая ее всего лишь иллюзорным ориентиром человека в мире. В этом, конечно, основное расхождение с религиозным гуманистическим учением. Да, последнее существует, так как мыслящему человеку сложно совсем отказаться от благородных во многом гуманистических идей.

Светский гуманизм не обожествляет человека, скорее наоборот, возлагает на него груз ответственности за этические последствия поступков и принимаемых решений.

Существуют десять фундаментальных принципов этого учения:

  1. Недопустимость цензуры в любом ее проявлении.
  2. Отделение церкви от государства.
  3. Недопустимость любой формы тоталитаризма, соблюдение власти закона и прав меньшинства.
  4. Формирование этических норм без влияния религии.
  5. Нравственное воспитание молодежи, недопустимость навязывания молодым какой-либо религии, пока они сами не смогут сделать осмысленный выбор.
  6. Скептическое отношение к религии.
  7. Применение рациональных методов исследования.
  8. Научный метод познания мира – самый достоверный.
  9. Безоговорочное признание эволюции.
  10. Необходимость образования в гуманистическом ключе.

Что такое нравственные страдания?

Нравственность, нормы поведения человека и другие ценности являют собой воплощение морали, так как они определили особенности поведения человека и его сознание в различных сферах жизни. Например, в семье, на работе, в межличностных отношениях и так далее.

Что же касается морально-нравственных норм, это свод правил, которые определяют поведение человека по принципам. Их несоблюдение причиняет ущерб не только человеческому обществу.

Данные нормы сформулировали в виде определенного набора:

  • уступать место беременным и пожилым людям;
  • не опаздывать;
  • здороваться и прощаться;
  • носить определенную одежду;
  • защищать беспомощных;
  • помогать слабым и так далее.

В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.

Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.

Нравственно-этические нормы и другие ценности составляют образ не только древнего, но и современного человека, успешно сложившегося в смысле эталонного благочестия. Ребенок, и даже взрослые, должны стремиться именно к этому портрету. Так мы можем видеть преследование данной цели, исходя из анализа поступков личности.

В христианстве в виде эталона используется образ Спасителя – Иисуса Христа. Именно он стал закладывать в человеческие души и сердца справедливость, а также нравственные нормы поведения в обществе. Он — Бог.

Нормы этики и другие правила играют роль личностных и жизненных ориентиров для разных людей. Здоровая личность ставит перед собой собственные цели. Таким образом, проявляется позитивная нравственность, которая помогает управлять аморальным поведением, а также мыслями и чувствами человека.

Как известно, мораль выполняет свои функции в обществе в виде 3, связанных между собой элементов. Каждый из них являет собой одно из воплощений нравственности. Представим их:

  • моральная деятельность;
  • моральное сознание;
  • нравственные отношения.

Нравственные нормы общества зародились достаточно давно. Каждое поколение человечества по-своему трактовала понимание добра и зла. А также по-своему интерпретировало нормы поведения. В традиционном обществе мы видим нравственный облик в неизменном виде. То есть. Человек прошлого времени не имел выбора принимать или не принимать данные нравственные нормы человечества. Ему приходилось безоговорочно их соблюдать.

Сегодня человек соблюдает или рассматривает нормы этики, как рекомендации для достижения блага для себя и окружающих. В большинстве своем современное общество больше соблюдает не моральные законы, а правовые.

Ранее мораль определяли, как свод правил, прописанных Богом. Однако сегодня они представлены, как общественный договор, соблюдать условия которого желательно. Если современный человек нарушает нравственные нормы, его не призовут к ответственности, а лишь осудят за семейным ужином.

Принять моральные законы для себя – выбор каждого. Но помните, что они будут прекрасным удобрением для ростка гармоничной души. Вы можете их отвергнуть, тогда не ждите человеческого отношения к своей персоне. Тем не менее, так сложилось, что человечество и все общество вращается вокруг морали и этики. И без них современное поколение людей не достигло бы гуманности и добродетельности.

Итак. Обилие нравственных принципов и норм предварительно нужно разделить на две области:

  • позволения;
  • требования.

Философы выделяют в требованиях обязательства и естественные обязанности, а позволения они разделили на сверхдолжные и безразличные. Мораль бывает общественной, то есть, она подразумевает собой общее правило для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Иными словами, это негласный свод правил, который действует в той или иной семье или в каких-либо государствах. Также существуют установки, которые рекомендуют, как выстраивать линию поведения с отдельными личностями. Чтобы познать нравственную культуру, нужно не только читать полезную литературу, но и совершать хорошие поступки, которые будут приняты и оценены окружающими по достоинству.

Что бывает за нарушение моральных норм

За нарушение установленных правил обычно применяются санкции.

В данном случае это негативные, и они являются синонимами «наказания». Могут проявляться в следующих формах:

  • Выражение недовольства.
  • Штрафы.
  • Выговоры на работе.
  • Судебные постановления.
  • Низкие оценки в учебе и т.д.

В зависимости от того, какая норма нарушена, будет степень тяжести санкции. Но многие нормы «переплетаются». Например, религиозные и юридические. Существует уголовная статья «Оскорбление чувств верующих». За это преступление наказание будет не только в виде недовольства, но и в виде реального тюремного срока. Сегодня в России можно получить несколько лет тюрьмы за компьютерную игру в храме. Примеры «с ловлей покемонов» это доказывают.

Формальные санкции — это все то, что зафиксировано в определенных правилах. Например, возьмем приговор суда. Все действия, связанные с ним, зафиксированы в процессуальных кодексах, выходить за рамки которых не дозволено.

Неформальные санкции имеют эмоциональный характер. Их применение нигде не зафиксировано. Например, осуждение человека за проступок. Нельзя прописать «как можно» реагировать, а «как нельзя». Ведь это происходит спонтанно, на эмоциях.

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Кодекс законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
  3. Закон РФ “О прокуратуре Российской Федерации” от 17 января 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
  4. Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.
  5. Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  7. Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ.1996. № 1. Ст. 16.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 22 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Возможности бота Brain Bot

Brain Bot предлагает огромное количество возможностей для решения заданий по обществознанию. Вот основные функции, которые он предоставляет:

1. Решение задач

Бот Brain Bot обладает способностью быстро и точно решать задачи по обществознанию. Вы можете отправить текстовую задачу или даже фотографию задания, и бот предоставит вам правильный ответ в кратчайшие сроки. Это особенно полезно, когда задачи требуют что-то больше, чем просто знания теории.

2. Анализ ошибок

Помимо решения задач, Brain Bot также способен проанализировать ошибки в ранее выполненных заданиях. Просто отправьте боту ваши ответы на конкретные задачи, и он предоставит подробную обратную связь относительно ваших ошибок и даст рекомендации по исправлению.

3. Готовые ответы

Brain Bot имеет обширную базу данных с готовыми ответами на типичные задачи и вопросы по предмету «Обществознание» в 8 классе. Если вы не можете найти правильный ответ на задачу или вам нужны дополнительные примеры, просто спросите бота, и он предоставит вам нужную информацию.

4. Помощь с домашним заданием

Brain Bot также может помочь вам с выполнением домашних заданий по обществознанию. Если у вас возникли вопросы по определенному разделу учебника или вы не понимаете, как выполнить задание, бот готов помочь и предоставить соответствующую информацию.

Как формируются моральные нормы?

Здесь в первую очередь следует осознавать, что такие категории как «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее» являются весьма условными и относительными. В каждом обществе могут существовать собственные оценочные суждения на этот счет. Поскольку мораль также формируется на основе данных условных категорий, то она также носит относительно условный характер, который будет присущ конкретной социальной группе. Также на формирование моральных норм в значительной степени влияют многовековые традиции и обычаи, которые могут значительно варьироваться в зависимости от общества.

На текущий момент ученые проявляют большую заинтересованность к процессам формирования морали в различных этносах. Исследования подобного характера направлены на изучение социальной эволюции и опираются на тот факт, что поведенческие нормы формируются таким образом, чтобы обеспечить выживание конкретной этнической группы, а также гарантировать продолжение рода. В таком случае каждый человек будет заниматься соблюдением норм всеобщей морали, поскольку будет ощущать ответственность перед социумом.

Функции морали и зачем мораль нужна людям?

Несмотря на множество философских и научных теорий, ответ на данный вопрос весьма прост. Мораль нужна людям для дальнейшего благополучного сосуществования и развития как вида. Именно благодаря тому, что существуют общие понятия, о том, что хорошо, а что плохо, наше общество все еще не поглотил хаос. Таким образом, можно сказать, что функция морали заключается в формировании общих правил поведения или законов, которые в свою очередь поддерживают порядок в обществе.

В качестве примера понятного абсолютно всем морального принципа, можно привести так называемое: Золотое правило морали.

Моральные знания и практическое поведение личности

Начнём с наивного вопроса: гарантирует ли знание моральных норм, что человек непременно станет их исполнять? Ответ очевиден: конечно, нет. Ибо в отличие от государственных законов за нарушение норм морали официального наказания не предусмотрено. Что же может обеспечить выполнение норм морали?

Простейший на первый взгляд выход — взять и превратить нормы морали в государственные законы. Просто, но неразумно по нескольким причинам. Во-первых, можно ли подогнать под правовые нормы такие понятия, как «сострадание», «честь», «совесть»? А во-вторых, даже если бы это удалось, неужели все, кто будет исполнять такие нормы, станут делать это вполне искренне? Или скорее будут изображать высокоморальных людей, умножая тем самым лицемерие и ложь?

Существует точка зрения, что нарушения моральных норм, да и вообще преступления, являются результатом имущественного неравенства. Сторонники этой позиции утверждают: чтобы восторжествовала мораль, нужно создать такой строй, при котором потребности всех людей будут полностью удовлетворяться. Заодно исчезнут и причины преступлений.

Но как же тогда быть со стремлением некоторых людей к власти и самоутверждению любой ценой, с завистью к таланту, с желанием унижать и мучить других людей? Ведь эти чувства не устранишь, обеспечив материальное благополучие.

ФАКТЫ

Предлагаем твоему вниманию два выбора, две судьбы.

1. Это довольно старая история о некой девице, условно назовём её Мери Л. Была она довольно мерзкая и сама по себе внимания не заслуживает: этакий богатенький поросёночек. Но ситуация поучительная. Мери была дочерью богатейшего человека, миллиардера, газетного короля. И было у неё решительно всё, что можно пожелать. А пожелала она собрать банду, грабить банки и убивать людей. Её поймали, и она получила по заслугам. Нынче о ней почти забыли.

2. Об Альберте Швейцере (1875—1965), немецко-французском философе и враче, вы, вероятно, хорошо знаете. Его помнят и всегда будут помнить во всём мире. Будучи уже очень знаменитым и богатым человеком, он неожиданно бросил налаженную жизнь и уехал из Европы в Центральную Африку, где в маленькой деревушке Ламбарена на свои средства открыл больницу для бедняков и до конца своей жизни лечил их.

А вывод таков. Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна — она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.

Воспитание моральных качеств

Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.

Как это происходит:

  • через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
  • нравоучения (лекции и наставления);
  • литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание.
  • добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
  • формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).

Чем бы вы ни руководствовались, стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните, что личный пример – один из самых сильных инструментов. Дети могут забыть, что говорили им родители, но почти никогда не забывают то, что они делали.

Чем различаются нормы морали и права?

Основные ценности и нормы морали часто перекликаются с законами, но не всегда повторяют их, а иногда и вступают в противоречие. Человек может пойти на преступление из благих побуждений, его совесть будет чиста, но перед государством придется ответить.

  • Законодательными аспектами занимаются органы власти, они их регламентируют и отслеживают выполнение. Нравственность базируется на мировоззрении индивида и мнении окружающих, четкого контроля быть не может.
  • Нормы морали приветствуются к исполнению, но дают выбор. Законы его не предоставляют.
  • При игнорировании законов следует наказание (штраф или тюремный срок). При неисполнении нравственных правил получится заработать порицание окружающих и нечистую совесть
  • Правовые стандарты закреплены в письменном виде, а моральные могут передаваться устно.

Гуманизм в философии — что это такое

Гуманизм в философии – это тип мировоззрения, где в центре стоит человек со своими поступками и достижениями, мечтами и желаниями, поведением и отношениями.

Личность человека провозглашается самоценной. Во главе угла ставятся человеческое достоинство и свобода вне зависимости от социальной роли.

Попробуем кратко выделить основные принципы гуманизма.

  1. Человек – высшая ценность. Осознание мира возможно только через осознание себя.
  2. Человек равен человеку, а также природе, обществу, даже Богу.
  3. Человек – созидает себя сам, но невозможно обезличить сущность человека.
  4. Возможности самосовершенствования личности безграничны.
  5. Благо личности – цель любой деятельности.

Иммануил Кант сформулировал принцип гуманизма так:

Этика (что это такое?) крупнейших мировых религий во многом опирается на принципы человечности. Но все же, как культурное течение гуманизм зародился в эпоху Возрождения. Экономические и социальные изменения, расцвет городов породили совершенно новое восприятие мира и человека в нем.

Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью

Мир неидеален, прекрасные идеи человеколюбия в каждую эпоху нещадно затаптывались и заливались реками крови. Какой уж тут гуманизм, когда до сих пор на планете ведутся войны, убиваются люди, унижается человеческое достоинство, в общем, попираются все принципы человечности.

Но все же высшая моральная ценность на то и высшая, что до нее нужно дотягиваться. Человек, стремящийся к самосовершенствованию, видящий красоту этого мира, осознавший свою свободу, не станет унижать себе подобного, признает право на существование другого, такого же свободного, как и он, человека.

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Статья хорошая, спасибо! Дальнейших творческих успехов, Елена.

А гуманно ли не позволять умереть тяжело больному человеку, если он хочет уйти из жизни? На мой взгляд, эвтаназия — это проявление гуманизма, но такой гуманизм у нас, к сожалению, запрещён.

А другая сторона этой медали — наплевательское отношение к собственным гражданам в угоду, например, беженцам. Это гуманизм, который перевернули с ног на голову.

Или свадьбы между представителями одного пола — гуманизм или идиотизм? Наверное слабоумие! :))

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Кризис гуманистических идей

Их необходимо предварительно продемонстрировать друг другу в голом виде, потому что даже жеребцов выбирают, сняв с них седло и сбрую. Жители острова Утопия не могут себе позволить выбирать спутницу жизни только по лицу, им необходимо обозреть поле деятельности целиком.

В XIX веке гуманистическая мысль сталкивается с кризисом уже в полную силу. По определению русского философа Н. Бердяева:

Просто человек для него – это животное, соответственно, простые люди – это стадо (вспомним Томаса Мора со своими жеребцами). Ницшеанская идея о сверхчеловеке как бы доводит гуманизм до высшей точки и уничтожает его, потому что отрицает главный гуманистический принцип – самоценность человека как такового.

Карл Маркс тем временем модифицирует идеи гуманизма под свои философские воззрения. Прорабатывая тему социализма, он утверждает, что первоочередной задачей является освобождение пролетариата от угнетателей.

Мерило гуманности по Марксу – насколько поступок полезен для создания социалистического и коммунистического общества. Социалистический гуманизм Маркса лег в основу советской идеологии.

Что такое мораль человека. Понятие (определение) морали простыми словами – кратко.

Несмотря на достаточно простую суть термина «мораль», существует огромное множество его определений. Так или иначе, практически все они являются верными, но, пожалуй, самым простым ответом на вопрос «Что такое мораль?» будет данное утверждение:

Мораль — это попытка человека определить, что правильно и неправильно в отношении наших действий и мыслей. Что хорошо и плохо для нашего бытия.

Если с термином по большому счету все более или менее понятно, то сама концепция того, что является моральным, а что является аморальным вызывает массу споров. Дело в том, что понятия зла и добра не всегда являются абсолютными и их оценка зависит исключительно от современной парадигмы, принятой в обществе.

К примеру, в средние «темные» века, когда общество было малообразованным, но весьма религиозным – сжигать людей, заподозренных в колдовстве было весьма высокоморальным поступком. Само собой, что в современную эпоху , науки и права, подобное считается ужасной глупостью и преступлением, но исторические факты никто не отменял. А еще было рабство, святые войны, различного рода и другие события которые воспринимались определенными частями общества, как что-то нормальное. Благодаря подобным примерам мы разобрались с тем, что мораль и ее нормы, это весьма условные правила, которые способны изменятся в угоду общественному укладу.

Несмотря на приведенные выше примеры и печальный исторический опыт в оценке тех или иных событий, сейчас мы имеем в определенном отношении более или менее адекватную систему моральных ценностей.

Лучший ответ:

Энджелл

1.Мораль — это форма человеческого сознания, предписание того, что такое правильное и неправильное поведение, в соответствии с социальными нормами. Она нужна, чтобы регулировать жизнь общества и поведения людей.2. Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек. Без морали у нас бы не было общества, он бы просто не могло существовать, поэтому её называют общечеловеческой ценностью.3. Сущность гуманизма заключается в человеколюбии, признании единства, заботе о благополучии и счастье каждого человека. Потому, что именно гуманизм отличает человека от животного. Все остальные чувства (кроме любви) свойственны и животным в той или иной мере. 4.В уважении, понимании, доверии, взаимопонимании. Тогда и поступки будут соответственными. Ты будешь всегда готов протянуть руку близкому и не упасть в грязь лицом. 5. Эти два понятия тесно связаны между собой, потому что и гражданин, и патриот должен любить, гордиться и уважать свою родину.6. Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно. В понятие «добро» вложен смысл, а именно то, что мы должны помогать друг другу, платить за добрые поступки тем же, любить друг друга, не оставлять друга в беде.7.Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

  • Педагогический состав 3 школы ханты мансийска

      

  • Каковы функции профессиональной деятельности кратко

      

  • Что такое предложение 1 класс правило школа россии

      

  • Запишите закон кулона для вакуума и при наличии диэлектрика в чем их различие кратко

      

  • Для чего нужна письменность кратко

Примеры моральных норм

За всю историю существования человечества было сформировано огромное количество различных моральных норм, большинство из них закреплено во всех современных религиях и учениях. Рассмотрим перечень наиболее важных моральных норм:

  • Благоразумие. Человек должен уметь руководствоваться собственным разумом, а не внезапными порывами эмоций.
  • Воздержание. Этот базис затрагивает не только сферу личных отношений, но и культуру питания, развлечения, а также весь комплекс удовольствий. С давних времен люди пришли ко мнению, что материальные блага являются помехой для духовных ценностей. Великий пост является одним из проявлением конкретно этой моральной нормы.
  • Справедливость. Этот принцип можно охарактеризовать пословицей «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Необходимо проявлять уважение по отношению к другим людям.
  • Вежливость. Также произрастает из необходимости уважать других людей. Вежливость является основой дипломатии.
  • Трудолюбие. На любом из этапов становления человечества, в любом обществе, труд всегда поощрялся.
  • Смирение. Под смирением подразумевается умение вовремя сделать паузу и остановиться. Человек должен уметь своевременно останавливать свои порывы.

Отклоняющееся поведение

Иногда человек может совершать поступки, которые противоречат этикету, стандартам и эталонам поведения, принятым в обществе.Действия индивида или отдельных групп людей, выходящие за рамки социальных норм называют отклоняющимся поведением. Отклоняющиеся поведение ученые именуют так же девиацией, этот термин произошел от латинского слова deviatio- что в переводе значит отклонение.

К девиантному поведению относят: нарушение правил дорожного движения, курение, использование нецензурной лексики, взяточничество, алкоголизм, отшельничество. Причинами отклоняющегося поведения могут быть:

  • Лень и осознанный отказ от труда (бродяжничество, воровство);
  • Стремление к самоутверждению;
  • Психические заболевания;
  • Неправильное воспитание;
  • Склонность к агрессии;
  • Неблагоприятная обстановка в семье (дети алкоголиков часто приобретают такую же дурную привычку, берут пример со своих родителей);
  • Индивидуальные особенности личности, необычные таланты, незаурядные физические данные.

Как мы уже сказали выше, мораль диктует нормы и общепринятые правила поведения общества.

Испокон веков из поколение в поколение передавались знакомые нам всем понятие о добре и зле. Мы росли и учили этому наших детей, точно так как учили детей наши бабушки и прабабушки. Детские сказки, басни, мультфильмы учат малышей запоминать на всю жизнь принятые в обществе признаки морального и нравственного поведения. То есть, можно сказать, что моральные правила несут воспитательную функцию.

Остальные функции морали приведем в таблице ниже.

Причины одиночества

Особенности моральных норм

Оценочная

Основные нормы морали оценивают не только поступки людей, но их мотивы. Благодаря морали, у общества есть нравственные ориентиры.

Регулятивная

Мораль сохраняет баланс интересов всех индивидов в определенном обществе. Поощряя одни действия и осуждая другие, моральные ценности регулируют поведение отдельных индивидов в обществе.

Воспитательная

Моральные ценности воспитывают в людях патриотизм, гуманность, милосердие, самоотдачу, смелость, уважение, самопожертвование.

Контролирующая

Те люди, которые состоят в обществе, должны соблюдать и считаться с принятыми нормами морали.

Объединяющая

Единые правила морали объединяют общество, их мысли и действия. Все члены общества знают, что у них общие убеждения и цели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: