ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов II Вопросы для повторения Номер 4

Обществознание за 8 класс боголюбов

4. Добро и зло

Народ, ко­то­рый живёт та­ки­ми иде­а­ла­ми, ис­по­ве­ду­ет такие цен­но­сти, вряд ли может при­чи­нить вред себе или своим со­се­дям. О таком по­ло­же­нии го­во­рят, как о нор­маль­ных доб­ро­со­сед­ских от­но­ше­ни­ях. По­ня­тия «добро» и «зло» – не такие про­стые по­ня­тия, как можно по­ду­мать на пер­вый взгляд.

Рис. 1. Про­ти­во­сто­я­ние добра и зла (Ис­точ­ник)

В зна­ме­ни­той ми­сте­рии «Каин и Авель» у лорда Бай­ро­на есть такие стро­ки: «Что было бы добро, кабы не знать нам зла?» То есть по­лу­ча­ет­ся, что добро – это кон­траст, мы видим пло­хое от­но­ше­ние, и тогда по­ни­ма­ем, что такое хо­ро­шо. Слож­но ска­зать, так ли это в дей­стви­тель­но­сти. По край­ней мере, мы чётко знаем, что добро – это когда про­ис­хо­дит некое со­зи­да­ние, когда люди де­ла­ют нечто, от чего жизнь ста­но­вит­ся лучше, свет­лей.

Если воз­во­дит­ся мост через реку, то это хо­ро­шее дей­ствие, добро, по­то­му что это несёт поль­зу.

Рис. 2. Мост (Ис­точ­ник)

Ели по­стро­ен новый дом, то это добро, по­то­му что там будут жить люди, у них по­явит­ся свой угол.

Рис. 3. Дом (Ис­точ­ник)

Если кто-то ко­му-то помог – это добро. Если го­су­дар­ство по­мог­ло тем, кто не справ­ля­ет­ся в силу тех или иных при­чин со сво­и­ми про­бле­ма­ми – это добро. Всё то, что об­рат­но этим яв­ле­ни­ям, всё то, что ка­са­ет­ся раз­ру­ше­ния, же­сто­ко­сти, на­си­лия, ‒ это всё зло. И если мы, таким об­ра­зом, гра­ди­ру­ем эти по­ня­тия, то всё ста­но­вит­ся ясно. Не может быть под­ме­ны добра злом.

Сча­стье одних людей не может быть ос­но­ва­но на несча­стье дру­гих. Мы все­гда долж­ны по­ни­мать: если кто-то на­хо­дит­ся в беде, ему, без­услов­но, необ­хо­ди­мо по­мочь.

Рис. 4. Во­лон­тё­ры раз­да­ют по­мощь по­стра­дав­шим при на­вод­не­нии в Крым­ске (Ис­точ­ник)

Функции морали и зачем мораль нужна людям

  1. Мораль помогает создать сплоченную социальную группу. Моральные ценности побуждают людей к сотрудничеству и предотвращают причинение вреда членам наших сообществ.
  2. Морализация нашей практической жизни способствует удовлетворению наших долгосрочных интересов и способствует более эффективным коллективным переговорам, предоставляя разрешение на наказание, оправдание, симпатии и антипатии и объединяя людей в общих рамках принятия решений.
  3. Моральные суждения позволяют группам взаимодействующих индивидов координировать свои действия и эмоции для взаимной выгоды. Таким образом, функция моральной привычки состоит в том, чтобы вырабатывать общие для общества модели поведения.
  4. Функция морали заключается в укреплении социальной сплоченности посредством усиления наших психологических альтруистических склонностей.

Великие моральные ценности, такие как уважение, истина, свобода, честность, вежливость, справедливость, доброта, добродетели, настойчивость, честность, знание своих обязанностей, милосердие, сострадание и т. д. имеют одну общую черту: когда они функционируют правильно, они защищают или улучшают жизнь для всех. Но они все еще являются относительными ценностями. Наши относительные моральные ценности должны постоянно изучаться.

Мораль защищает жизнь и учит уважать других — всех остальных. Это образ жизни, который соответствует общечеловеческим ценностям. 

Влияние моральных принципов

Моральные принципы важны для общества, потому что они помогают людям научиться ладить и хорошо жить друг с другом. Они учат нас, что все люди заслуживают одинаковых прав, вот почему недопустимо дискриминировать кого-либо по признаку этнической принадлежности или расы. Люди, которые следуют моральным принципам, также, как правило, имеют лучшее качество жизни, чем те, кто этого не делает.

Моральные принципы также могут влиять на индивидуальность и чувство собственного достоинства человека. Например, честный человек может чувствовать себя хорошим человеком, потому что он следует моральному принципу всегда быть правдивым. А для людей с сильными ценностями равенства это может заставить их чувствовать себя лучше, когда они не ущемляют людей, которые отличаются от них,  в их правах.

7. Последствия аморальных поступков в истории и обыденной жизни

Ма­рия-Ан­ту­а­нет­та

Как уже упо­ми­на­лось, может по­ка­зать­ся, что по­ня­тия мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти общие. Од­на­ко нам все­гда ка­жет­ся, что в обы­ден­ной жизни мы вряд ли можем се­рьёз­но по­пла­тить­ся за со­вер­шен­ное нами добро и зло. Дей­стви­тель­но, разве по­сле­ду­ет се­рьёз­ное на­ка­за­ние за то, что мы оби­дим ко­го-то дур­ным сло­вом? Да, он из­ме­нит своё от­но­ше­ние к нам, но не более того. Од­на­ко это не со­всем так. Зна­ме­ни­тые слова Ма­рии-Ан­ту­а­нет­ты Ав­стрий­ской (по край­ней мере, они при­пи­сы­ва­ют­ся ей), ска­зан­ные во время го­ло­да в Па­ри­же, «Если у них нет хлеба, пусть едят пи­рож­ные», в ко­неч­ном итоге при­ве­ли к свер­же­нию мо­нар­хии. Народ Фран­ции по ле­ген­де ста­вил эти слова в вину Ма­рии-Ан­ту­а­нет­те, ко­то­рая была женой Лю­до­ви­ка XVI, а са­мо­го Лю­до­ви­ка во­об­ще каз­ни­ли.

Труд­но ска­зать, под­лин­на ли эта ис­то­рия

Есть мне­ние, что эти слова были ска­за­ны ранее кем-то, од­на­ко это и не столь важно. Важно то, что со­хра­ни­лась ис­то­ри­че­ская ле­ген­да

А в ис­то­рии очень часто бы­ва­ет так, что под­лин­ные со­бы­тия не на­столь­ко прав­ди­вы, как прав­ди­вы ис­то­рии и ле­ген­ды о них.

В дан­ной ле­ген­де важен сам смысл: слу­чай­но об­ро­нён­ные злые слова могут ино­гда на­столь­ко ра­нить людей, что это за­кон­чит­ся пла­чев­но для того, кто имел неосто­рож­ность про­из­не­сти эти слова. Ино­гда это пла­чев­но за­кан­чи­ва­ет­ся для целой ди­на­стии или целой го­су­дар­ствен­ной си­сте­мы. По­это­му по­ня­тия мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти – со­вер­шен­но кон­крет­ные и очень важ­ные для че­ло­ве­ка вещи. В конце кон­цов, не стоит за­бы­вать и биб­лей­скую прит­чу о Со­до­ме и Го­мор­ре. Эти го­ро­да были раз­ру­ше­ны Гос­по­дом за то, что по­за­бы­ли о мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти. Мы долж­ны оста­вать­ся лю­дь­ми, а мо­раль и нрав­ствен­ность – неотъ­ем­ле­мая часть че­ло­ве­че­ской жизни.

Рис. 7. Ма­рия-Ан­ту­а­нет­та Ав­стрий­ская (Ис­точ­ник)

Рис. 8. Казнь Лю­до­ви­ка XVI (Ис­точ­ник)

Рис. 9. Содом и Го­мор­ра (Ис­точ­ник)

Хоть, как мы уже и вы­яс­ни­ли, мо­раль и нрав­ствен­ность – раз­ные по­ня­тия, они, в об­щем-то, го­во­рят об одном и том же. Они ука­зы­ва­ют нам на то, что че­ло­век в своей жизни дол­жен сле­до­вать путём добра. Мы не долж­ны ущем­лять права людей, жи­ву­щих рядом с нами. Имен­но тогда от­но­ше­ние дру­гих людей к нам будет доб­рым и свет­лым.

Как формируется мораль

Существует множество теорий о том, как у детей развивается чувство правильного и неправильного. Одна из наиболее известных принадлежит психологу Лоуренсу Кольбергу.

Кольберг разработал различные теоретические стадии морали, которые менялись по мере роста и развития детей. Он проверил эти теории, используя «Дилемму Хайнца»: когда у жены мужчины рак, и только одно лекарство может спасти ее.

Местный фармацевт обнаружил лекарство и может изготовить его за 200 долларов. Однако он продает его за 2000 долларов. Муж этой женщины, Хайнц, может собрать только 1000 долларов, чтобы купить лекарство у фармацевта. Фармацевт не стал бы вести переговоры. Итак, Хайнц ночью врывается в аптеку и крадет лекарство, чтобы вылечить свою больную жену.

Затем Кольберг спросил детей: «Должен ли был Хайнц это сделать?» Ответы, которые давали дети, оценивались не как «правильные» или «неправильные», а почему они так считали. Отсюда Кольберг развил свои стадии морали:

Доконвенциональная (Preconventional) стадия морали

Эта стадия чаще всего используется детьми младшего возраста, хотя она может использоваться людьми на протяжении всей жизни. На этом этапе люди считают правила важнее всего остального. Они верят, что мораль заключается в том, чтобы избегать наказания. Итак, дети на этом этапе могут сказать, что Хайнц поступил неправильно, потому что он нарушил закон, совершив кражу.

Условная (Conventional) стадия морали

Эта стадия присутствует у детей старшего возраста, но, как и доконвенциональная стадия морали, она может использоваться и пожилыми людьми. Этот этап в основном фокусируется на соответствии. Люди на этой стадии судят о морали и своих действиях, основываясь на том, будут ли люди злиться на них или нет, «хороший» поступок или нет, «нормальный» поступок или нет.

Поскольку люди на этой стадии стараются больше думать об обществе в целом, а не только о себе, они могут сказать, что нехорошо воровать у фармацевта, поскольку ему могут понадобиться деньги для ухода за собственной семьей, а закон и порядок должны поддерживаться, авторитет уважаться.

Постконвенциональная (Postconventional) стадия морали

На этой стадии люди сосредотачиваются на абстрактных рассуждениях и универсальных принципах этики. Эти идеи могут не соответствовать законам и общепринятым в обществе убеждениям. Например, кто-то может сказать, что кража лекарства правильна, потому что неэтично наживаться на больных и умирающих ради личной выгоды.

Мораль — это сложное понятие, как и выяснение того, как мы развиваем мораль по мере взросления. Теория Кольберга — лишь один из многих способов начать думать об этом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: