4. Добро и зло
Народ, который живёт такими идеалами, исповедует такие ценности, вряд ли может причинить вред себе или своим соседям. О таком положении говорят, как о нормальных добрососедских отношениях. Понятия «добро» и «зло» – не такие простые понятия, как можно подумать на первый взгляд.
Рис. 1. Противостояние добра и зла (Источник)
В знаменитой мистерии «Каин и Авель» у лорда Байрона есть такие строки: «Что было бы добро, кабы не знать нам зла?» То есть получается, что добро – это контраст, мы видим плохое отношение, и тогда понимаем, что такое хорошо. Сложно сказать, так ли это в действительности. По крайней мере, мы чётко знаем, что добро – это когда происходит некое созидание, когда люди делают нечто, от чего жизнь становится лучше, светлей.
Если возводится мост через реку, то это хорошее действие, добро, потому что это несёт пользу.
Рис. 2. Мост (Источник)
Ели построен новый дом, то это добро, потому что там будут жить люди, у них появится свой угол.
Рис. 3. Дом (Источник)
Если кто-то кому-то помог – это добро. Если государство помогло тем, кто не справляется в силу тех или иных причин со своими проблемами – это добро. Всё то, что обратно этим явлениям, всё то, что касается разрушения, жестокости, насилия, ‒ это всё зло. И если мы, таким образом, градируем эти понятия, то всё становится ясно. Не может быть подмены добра злом.
Счастье одних людей не может быть основано на несчастье других. Мы всегда должны понимать: если кто-то находится в беде, ему, безусловно, необходимо помочь.
Рис. 4. Волонтёры раздают помощь пострадавшим при наводнении в Крымске (Источник)
Функции морали и зачем мораль нужна людям
- Мораль помогает создать сплоченную социальную группу. Моральные ценности побуждают людей к сотрудничеству и предотвращают причинение вреда членам наших сообществ.
- Морализация нашей практической жизни способствует удовлетворению наших долгосрочных интересов и способствует более эффективным коллективным переговорам, предоставляя разрешение на наказание, оправдание, симпатии и антипатии и объединяя людей в общих рамках принятия решений.
- Моральные суждения позволяют группам взаимодействующих индивидов координировать свои действия и эмоции для взаимной выгоды. Таким образом, функция моральной привычки состоит в том, чтобы вырабатывать общие для общества модели поведения.
- Функция морали заключается в укреплении социальной сплоченности посредством усиления наших психологических альтруистических склонностей.
Великие моральные ценности, такие как уважение, истина, свобода, честность, вежливость, справедливость, доброта, добродетели, настойчивость, честность, знание своих обязанностей, милосердие, сострадание и т. д. имеют одну общую черту: когда они функционируют правильно, они защищают или улучшают жизнь для всех. Но они все еще являются относительными ценностями. Наши относительные моральные ценности должны постоянно изучаться.
Мораль защищает жизнь и учит уважать других — всех остальных. Это образ жизни, который соответствует общечеловеческим ценностям.
Влияние моральных принципов
Моральные принципы важны для общества, потому что они помогают людям научиться ладить и хорошо жить друг с другом. Они учат нас, что все люди заслуживают одинаковых прав, вот почему недопустимо дискриминировать кого-либо по признаку этнической принадлежности или расы. Люди, которые следуют моральным принципам, также, как правило, имеют лучшее качество жизни, чем те, кто этого не делает.
Моральные принципы также могут влиять на индивидуальность и чувство собственного достоинства человека. Например, честный человек может чувствовать себя хорошим человеком, потому что он следует моральному принципу всегда быть правдивым. А для людей с сильными ценностями равенства это может заставить их чувствовать себя лучше, когда они не ущемляют людей, которые отличаются от них, в их правах.
7. Последствия аморальных поступков в истории и обыденной жизни
Мария-Антуанетта
Как уже упоминалось, может показаться, что понятия морали и нравственности общие. Однако нам всегда кажется, что в обыденной жизни мы вряд ли можем серьёзно поплатиться за совершенное нами добро и зло. Действительно, разве последует серьёзное наказание за то, что мы обидим кого-то дурным словом? Да, он изменит своё отношение к нам, но не более того. Однако это не совсем так. Знаменитые слова Марии-Антуанетты Австрийской (по крайней мере, они приписываются ей), сказанные во время голода в Париже, «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные», в конечном итоге привели к свержению монархии. Народ Франции по легенде ставил эти слова в вину Марии-Антуанетте, которая была женой Людовика XVI, а самого Людовика вообще казнили.
Трудно сказать, подлинна ли эта история
Есть мнение, что эти слова были сказаны ранее кем-то, однако это и не столь важно. Важно то, что сохранилась историческая легенда
А в истории очень часто бывает так, что подлинные события не настолько правдивы, как правдивы истории и легенды о них.
В данной легенде важен сам смысл: случайно обронённые злые слова могут иногда настолько ранить людей, что это закончится плачевно для того, кто имел неосторожность произнести эти слова. Иногда это плачевно заканчивается для целой династии или целой государственной системы. Поэтому понятия морали и нравственности – совершенно конкретные и очень важные для человека вещи. В конце концов, не стоит забывать и библейскую притчу о Содоме и Гоморре. Эти города были разрушены Господом за то, что позабыли о морали и нравственности. Мы должны оставаться людьми, а мораль и нравственность – неотъемлемая часть человеческой жизни.
Рис. 7. Мария-Антуанетта Австрийская (Источник)
Рис. 8. Казнь Людовика XVI (Источник)
Рис. 9. Содом и Гоморра (Источник)
Хоть, как мы уже и выяснили, мораль и нравственность – разные понятия, они, в общем-то, говорят об одном и том же. Они указывают нам на то, что человек в своей жизни должен следовать путём добра. Мы не должны ущемлять права людей, живущих рядом с нами. Именно тогда отношение других людей к нам будет добрым и светлым.
Как формируется мораль
Существует множество теорий о том, как у детей развивается чувство правильного и неправильного. Одна из наиболее известных принадлежит психологу Лоуренсу Кольбергу.
Кольберг разработал различные теоретические стадии морали, которые менялись по мере роста и развития детей. Он проверил эти теории, используя «Дилемму Хайнца»: когда у жены мужчины рак, и только одно лекарство может спасти ее.
Местный фармацевт обнаружил лекарство и может изготовить его за 200 долларов. Однако он продает его за 2000 долларов. Муж этой женщины, Хайнц, может собрать только 1000 долларов, чтобы купить лекарство у фармацевта. Фармацевт не стал бы вести переговоры. Итак, Хайнц ночью врывается в аптеку и крадет лекарство, чтобы вылечить свою больную жену.
Затем Кольберг спросил детей: «Должен ли был Хайнц это сделать?» Ответы, которые давали дети, оценивались не как «правильные» или «неправильные», а почему они так считали. Отсюда Кольберг развил свои стадии морали:
Доконвенциональная (Preconventional) стадия морали
Эта стадия чаще всего используется детьми младшего возраста, хотя она может использоваться людьми на протяжении всей жизни. На этом этапе люди считают правила важнее всего остального. Они верят, что мораль заключается в том, чтобы избегать наказания. Итак, дети на этом этапе могут сказать, что Хайнц поступил неправильно, потому что он нарушил закон, совершив кражу.
Условная (Conventional) стадия морали
Эта стадия присутствует у детей старшего возраста, но, как и доконвенциональная стадия морали, она может использоваться и пожилыми людьми. Этот этап в основном фокусируется на соответствии. Люди на этой стадии судят о морали и своих действиях, основываясь на том, будут ли люди злиться на них или нет, «хороший» поступок или нет, «нормальный» поступок или нет.
Поскольку люди на этой стадии стараются больше думать об обществе в целом, а не только о себе, они могут сказать, что нехорошо воровать у фармацевта, поскольку ему могут понадобиться деньги для ухода за собственной семьей, а закон и порядок должны поддерживаться, авторитет уважаться.
Постконвенциональная (Postconventional) стадия морали
На этой стадии люди сосредотачиваются на абстрактных рассуждениях и универсальных принципах этики. Эти идеи могут не соответствовать законам и общепринятым в обществе убеждениям. Например, кто-то может сказать, что кража лекарства правильна, потому что неэтично наживаться на больных и умирающих ради личной выгоды.
Мораль — это сложное понятие, как и выяснение того, как мы развиваем мораль по мере взросления. Теория Кольберга — лишь один из многих способов начать думать об этом.