ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов 14 Проверим себя Номер 1

По обществознанию 8 класс боголюбова учебник – гдз по обществознанию для 8 класса боголюбов – ответы, решебник

2 Отрочество — особая пора жизни, страница 21

Проверим себя

1. Кого называют отроком?

Отрок — человек, в переходном возрасте между детством и юностью, 10-14 лет.

2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?

Подростковый возраст считают переходным так как в этот момент человек проходит трансформацию из детского возраста во взрослый.

3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?

Не всегда самостоятельность приводит к положительным результатам. Например, курение или употребление алкоголя считаются признаками взрослого самостоятельного человека, но такие привычки приводят к пагубным последствиям и для самого человека, и для людей вокруг.

4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?

Да, подобные умения пригодятся любому взрослому человеку, независимо от его пола.

В классе и дома

1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы». Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?

В данный период с человеком происходят различные изменения в организме, меняется настроение, часто появляется усталость.

2. Древнегреческий ученый Пифагор выделял такие периоды жизни человека: период становления — до 20 лет (весна), молодой человек — 20-40 лет (лето), человек в расцвете сил — 40-60 лет (осень), старый и угасающий человек — 60-80 лет (зима). Выскажи свое мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года

Данное сравнение Пифагор применял для того, чтобы обозначить жизненный путь развития человека. «Весна» олицетворяет период роста, расцвета человека, «лето» — период его основной жизнедеятельности, «осень» — человек набрался опыта, образован и мудр, «зима» — период угасания.

3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?

Ссорится с близкими людьми — не самая хорошая идея, потому что взрослые обладают опытом, знаниями и всегда готовы помочь ребенку.

4. Запиши на листе бумаги все, о чем ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учебой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.

Больше всего в моем списке желаний учится, отдыхать и путешествовать, приобретать модные вещи.

5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари». Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи свое мнение, в чем может быть причина такого поведения.

Назвать рыцарским поведением то, что описано в стихотворении, нельзя

Важно, чтобы все помогали друг другу в зависимости от своих сил: крепкие мальчики должны были нести шкаф, а девочкам следовало бы нести стулья

Практикум

1. Поведение этого подростка является некультурным, следовало уступить место пожилому человеку и при наличии свободных мест в конце автобуса, занять их.

2. Наиболее культурным будет ответ №3: «Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз».

3. Не обидит дарящего такой ответ: «Спасибо, мне очень нравится».

Проверим себя

Задание 1

На основании каких признаков семью считают малой группой?

Ответ:

Во-первых, семья, как и другие малые группы немногочисленна по составу. Встречаются семьи, в которых всего два человека (например, муж и жена или родитель и ребёнок). Чаще встречаются семьи из трёх-четырёх человек, реже — семьи более многочисленные. Но даже большая семья всё равно по своей сути является малой группой.

Членов малой группы связывают близкие, эмоциональные отношения. В семье эмоции проявляются ярко и принимаются близко к сердцу. Будь то проявления теплоты, согласия, любви, заботы или несогласия, протеста, отторжения.

Задание 2

Конкретизируйте с помощью примеров указанные в тексте признаки семьи как малой группы.

Ответ:

Во-первых, семья, как и другие малые группы немногочисленна по составу. Встречаются семьи, в которых всего два человека (например, муж и жена или родитель и ребёнок). Чаще встречаются семьи из трёх-четырёх человек, реже — семьи более многочисленные. Но даже большая семья всё равно по своей сути является малой группой.

Членов малой группы связывают близкие, эмоциональные отношения. В семье эмоции проявляются ярко и принимаются близко к сердцу. Будь то проявления теплоты, согласия, любви, заботы или несогласия, протеста, отторжения.

Члены семьи находятся в непосредственном личном общении друг с другом. Это ещё один признак малой группы. Но в отличие, например, от групп, сформировавшихся по интересам, в которые можно входить и из которых можно выходить по своему желанию, семью мы не выбираем.

Как и в любой малой группе, в семье существуют свои нормы поведения. «В нашей семье так принято» — это значит, что таких действий, такого поведения требуют установленные в семье правила. А члены семьи эти правила выполняют.

Задание 3

Почему семью называют школой человеческих отношений?

Ответ:

Семью называют школой человеческих отношений, так как именно в семье нас воспитывают и объясняют, как относится к окружающим, где лучше поступить так, а где наоборот, прививается любовь, уважение и добросовестность.

Задание 4

Какие функции выполняет семья?

Ответ:

•Репродуктивная;

•Воспитательно-образовательная;

•Хозяйственно-экономическая;

•Рекреативная;

•Духовно нравственная;

•Первичного социального контроля;

•Эмоционально-психически.

Задание 5

Приведите примеры ситуаций, иллюстрирующих выполнение семьей своих функций.

Ответ:

•Репродуктивная — родить ребенка;

•Воспитательно-образовательная — постоянно разговаривать с ребенком, спокойно объяснять, что правильно, а чего делать не стоит;

Задание 6

Существуют ли единые для всех представления о семейных ролях?

Ответ:

С той или иной ролью связано поведение, которое ожидается от человека. Определяется ролевое поведение конкретными обязанностями человека в семье. Эти обязанности есть и у взрослых, и у детей. Традиционно роли мужчины и женщины в семье различались в разных культурах, странах, у разных народов. Но, как правило, мужчина был главой семьи и ее кормильцем, а женщина экономически зависела от него и занималась домом, обеспечением нужд мужа и детей.

Задание 7

Какие роли в семье может играть подросток?

Ответ:

Если в семье доверительные отношения, которые строятся на сотрудничестве, то подросток может быть помощником, равноправным участником беседы и советчика. Данные роли воспитывают в подростке очень важные качества и чувства: общность с родными, ответственность, гордость за свою семью и за то, что он является ее членом.

Задание 8

Что ученые называют семейными ценностями порассуждайте о том, какими они бывают, приведите примеры.

Ответ:

Семьи все разные и у каждой из них есть свои ценности. Семейные ценности — это в первую очередь не материальные блага (машина, квартира и т.д.), а именно духовные ценности. То на чем основываются отношения в семье, в чем стремление и какие идеалы.

Первое, что сразу характеризует ту или иную семью — это отношение между собой (любовь, доверие, поддержка, злость, недопонимание, уважение или неуважение). Также в каждой семье свои главные приоритеты. В настоящее время таковыми являются образование, карьера, достижение высот. То есть духовность уступает понемногу.

5 Свободное время, страница 47

Проверим себя

1. Какое время можно назвать свободным?

Свободное время — период времени, который остается у каждого человека после выполнения обязательных заданий.

2. Объясни, почему говорят: «Знай минутам цену, секундам счет», «Отдых — это перемена вида деятельности».

Первая поговорка означает, что необходимо просчитывать свое время и не тратить его впустую. Вторая поговорка означает, что во время отдыха человек тоже занимается определенной деятельностью.

3. Какие ты знаешь увлечения — хобби? Какое увлечение есть у тебя?

Занятия спортом, чтение книг, игры на компьютере. Я увлекаюсь футболом и коллекционированием марок.

4. Как наполнить свободное время полезными делами?

В классе и дома

1. Пробовал ли ты в свободное время делать что-либо своими руками? Если да, то что именно?

Да, собираю оригами и вышиваю

2*. Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей — и к телевизору. Включила, а сама — на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто-то за кем-то гонится… Так и сидела Наташа у телевизора, пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился. Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время? Случается ли с тобой подобное? Нравишься ли ты себе в таких случаях? Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?

У Наташи проблемы с распределением времени, она не знает что такое свободное время. Такое может случится со всеми. Просмотр телевизора может стать вредной привычкой если человек занимается этим все время.

3. Какому занятию посвящена загадка?«С той и с этой стороныВ клетках кони и слоны.В клетках справа, в клетках слеваКороли и королевы.Но не могут удержаться,Чтоб друг с другом не сражаться!»

Данная загадка посвящена шахматам.

1 Загадка человека, страница 14

Проверим себя

1. Чем человек отличается от животных?

Человек отличается от животных тем, что владеет речью; производит орудия труда; ходит прямо, на двух ногах; осознает сам себя, обладает самосознанием; имеет фантазию.

2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Наследственность является биологической характеристикой человека. По наследству передаются внешние свойства и внутренние механизмы, происходящие в теле, такие как обмен веществ, группа крови, а также некоторые наследственные болезни.

3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

Доказательством того, что человек является социальным существом является то, что основой развития человека с малых лет является общение с другими людьми, в том числе родителями, а также некоторые другие социальные потребности: потребность в признании, престиже, творчестве.

4. Можно ли влиять на наследственность?

Генетические данные практически невозможно изменить, однако помимо генов на развитие человека влияет и его окружение, природа, качество его жизни, образования и другие факторы.

В классе и дома

1. Объединитесь (по желанию) в группы. Каждая группа выбирает текст, обсуждает его и готовит коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение существа влияют инстинкты?». Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.

Инстинкт — врождённая способность совершать целесообразные действия по автоматическому, непосредственному, безотчётному побуждению. Животные и люди следуют инстинктам чтобы обеспечить свое выживание и продолжить свой род.

2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли». Выскажи свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.

Маугли жил среди животных и перенял их повадки — это является правдой. Вымыслом является его способность принимать решения — это возможно только если бы Маугли жил в обществе, среди людей.

3. Герои известного фильма «Приключения электроника» мальчик Сережа Сыроежкин и робот электроник внешне были абсолютно одинаковыми. Что нужно знать про героев, чтобы определить, кто из них кто?

Важным отличием является наличие эмоций. Так, Электроник не умел ни плакать, ни смеяться, в то время как Сережа Сыроежкин умел испытывать множество эмоций.

4. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей и оформи выставку.

Примером похожих между собой людей являются известные голливудские звезды Райан Филлипп и Джастин Тимберлейк, а также Барбара Мори и Меган Фокс:

По признаку пола

Каждый из нас принадлежит к определённому полу, мы определяем себя как мужчина или женщина. В основе половых различий лежат, как известно, биологические, анатомические черты. Из курса биологии ты знаешь, что одна пара хромосом определяет пол будущего ребёнка. Уже на очень ранней стадии развития эмбриона формируются либо мужские, либо женские половые органы.

Но есть и такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер — социальный пол. Сложившиеся в обществе представления о месте, роли, предназначении мужчины и женщины, о том, в чём выражается мужественность и женственность, зависят во многом от культуры этого общества, его традиций и меняются со временем. В одних культурах половые различия могут быть очень значимы, в других им придаётся меньшее значение.

Различия между мужчиной и женщиной проявляются также в стилях ролевого общения с другими людьми.

Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.

В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии. В последние годы всё чаще возвращаются к идее раздельного обучения.

А как к этому относитесь вы? Обсудите эту проблему в классе.

Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности — работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире

Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но в не меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

ФАКТЫ

В 90-е гг. XX в. в Канаде средний заработок женщины составлял 62% от среднего заработка мужчины.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли — руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Что определяет статус человека? 2. Чем предписанный статус отличается от достигаемого? 3. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе? 4. Что входит в понятие «социальная роль»? 5. Что такое гендер? 6. Как закрепляются гендерные роли?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».

2. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом — появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

«А как необозримо отрочество, каждому известно… Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», — писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.

Подумай о своих отношениях с родителями. Какое слово характеризует их более точно: взаимопонимание, отчуждение, конфликт? Если отношения напряжённые, каковы, по-твоему, причины непонимания?

3*. В одной американской детской книге автор пишет: «Нет ничего, что мы не могли бы попробовать. Ты можешь сделать все те вещи, что ты видишь, независимо от того, кто ты — мальчик или девочка». Разделяешь ли ты такой взгляд на гендерные роли? Поясни свой ответ.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».

Б. Л. Пастернак (1890—1960),
российский писатель, поэт

3 Семья и семейные отношения, страница 32

Проверим себя

1. Какое значение семья имеет в жизни человека?

Семья для человека имеет очень большое значение. Она обеспечивает его потребности в еде, тепле, заботе и любви, воспитывает его и социализирует, закладывает основы, которое позволяют человеку стать человеком.

2. Какие семьи бывают? Чем отличаются двухпоколенные семьи от трехпоколенных?

Семьи бывают двухпоколенные, трехпоколенные и неполные. В трехпоколенных семьях живут вместе дети, отец и мать, бабушка и дедушка. В двухпоколенных — только дети и их родители.

3. Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.

Семья является основой государства и общества, его первичной ячейкой. В России примером такой заботы являются различные пособия для семей — материнский капитал, а также такие социальные учреждение как служба опеки.

4. Проанализируй свое отношение к пожилым членам семьи: всегда ли ты внимателен, заботлив? Какие семейные дела ты можешь делать вместо них?

Мое отношение к пожилым членам семьи всегда уважительное. Я внимателен и всегда стараюсь помогать им. Я мою посуду, помогаю во время приготовления еды.

В классе и дома

1*. Расспроси своих родителей о том, как они познакомились. Какие события в своей семейной жизни считают самыми важными?

Мои родители встретились во время путешествия в Англии и спустя несколько месяцев решили поженится. Самым важным для них моментом является рождение меня.

2. Есть такое выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.» Чему тебя научили твои родители? Чему ты хотел еще научиться?

Мой отец научил меня своему хобби — коллекционирование самолетов, теперь и у меня есть своя небольшая коллекция, а мама привила любовь к чистоте и теперь я все время помогаю ей убираться в своей комнате.

3. Проведите работу в парах. Прочитайте стихотворение, подготовьте совместные ответы на вопросы: «О какой особенности семьи говорит поэт?» «Что является опорой в жизни каждого человека?».

Главной особенностью семьи является забота о детях

Для человека наиболее важной опорой в жизни будет являться семья, родители и родственники

4. Используя справочную литературу или материалы интернета, объясни значение слов «свекровь», «золовка», «тесть», «невестка», «сват», «сватья».

Свекровь — мать мужа, золовка — сестра мужа, тесть — отец жены, невестка — жена сына или брата, сват — отец супруга по отношению к родителям второго супруга, сватья — мать супруга.

5*. Выскажи свое мнение: кого называют домочадцами? Это слово старинное или современное? Проверь свой ответ по словарям

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: