Обществознание 8 класс (Боголюбов) Учебник ОГЛАВЛЕНИЕ:
Как работать с учебником.
Глава I. Личность и общество.
- 1. Общество и его развитие.
- 2. Информация и современный мир.
- 3. Личность в меняющемся мире.
Глава II. Сфера духовной культуры.
- 4. Культура.
- 5. Наука.
- 6. Образование.
- 7. Религия.
- 8. Искусство.
Глава III. Экономика.
- 9. Экономика и её роль в жизни общества.
- 10. Экономические системы.
- 11. Производство — основа экономики.
- 12. Предпринимательская деятельность.
- 13. Обмен и торговля.
- 14. Рыночная экономика.
- 15. Предприятие в экономике.
- 16. Трудовые отношения в экономике.
- 17. Современный работник.
- 18. Финансовые рынки и посредники.
- 19. Банковские услуги.
- 20. Страховые услуги.
- 21. Финансовая безопасность.
- 22. Домохозяйства и их функции.
- 23. Семейный бюджет и финансовое планирование.
- 24. Государство и экономика.
Готовимся к экзамену.
Словарь.
Список литературы.
Список интернет-ресурсов.
Список используемых иллюстраций.
По признаку пола
Каждый из нас принадлежит к определённому полу, мы определяем себя как мужчина или женщина. В основе половых различий лежат, как известно, биологические, анатомические черты. Из курса биологии ты знаешь, что одна пара хромосом определяет пол будущего ребёнка. Уже на очень ранней стадии развития эмбриона формируются либо мужские, либо женские половые органы.
Но есть и такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер — социальный пол. Сложившиеся в обществе представления о месте, роли, предназначении мужчины и женщины, о том, в чём выражается мужественность и женственность, зависят во многом от культуры этого общества, его традиций и меняются со временем. В одних культурах половые различия могут быть очень значимы, в других им придаётся меньшее значение.
Различия между мужчиной и женщиной проявляются также в стилях ролевого общения с другими людьми.
Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.
В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии. В последние годы всё чаще возвращаются к идее раздельного обучения.
А как к этому относитесь вы? Обсудите эту проблему в классе. |
Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности — работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.
На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире
Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но в не меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.
ФАКТЫ В 90-е гг. XX в. в Канаде средний заработок женщины составлял 62% от среднего заработка мужчины. |
Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли — руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Что определяет статус человека? 2. Чем предписанный статус отличается от достигаемого? 3. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе? 4. Что входит в понятие «социальная роль»? 5. Что такое гендер? 6. Как закрепляются гендерные роли?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».
2. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом — появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?
«А как необозримо отрочество, каждому известно… Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», — писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.
Подумай о своих отношениях с родителями. Какое слово характеризует их более точно: взаимопонимание, отчуждение, конфликт? Если отношения напряжённые, каковы, по-твоему, причины непонимания?
3*. В одной американской детской книге автор пишет: «Нет ничего, что мы не могли бы попробовать. Ты можешь сделать все те вещи, что ты видишь, независимо от того, кто ты — мальчик или девочка». Разделяешь ли ты такой взгляд на гендерные роли? Поясни свой ответ.
ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
«Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».
Б. Л. Пастернак (1890—1960),
российский писатель, поэт
Проверим себя
Задание 1
Что определяет статус человека?
Ответ:
Социальный статус взрослого человека во большинстве случаев зависит от уровня его образования, выбранной профессии, занимаемой должности, а также семейное положение.
Задание 2
Чем предписанный статус отличается от достигаемого?
Ответ:
Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т.д.
Приписанный статус включает прирождённые (естественные)
характеристики (пол, возраст, раса) человека, а также некоторые, полученные при рождении или обретённые позднее в силу не зависящих от личности обстоятельств и обязательно признаваемые обществом социальные позиции (член королевской семьи, невестка).
В любом случае приписанный статус принадлежит человеку вне
зависимости от его стремлений и усилий.
Задание 3
Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?
Ответ:
Как правило, переход от детства к взрослой жизни подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).
В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании, как правило, включают и мальчиков, и девочек.
Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми. Отмечается и такая особенность подростков, как стремлении быстрее перейти в статус взрослого. Взрослость — это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы.
Юность же — это время поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.
Задание 4
Что входит в понятие «Социальная роль»?
Ответ:
Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.
Задание 5
Что такое гендер?
Ответ:
Гендер — это социальный пол
Также важно знать, что имеются составляющие половой принадлежности, где они определяются не природой, а обществом
Задание 6
Как закрепляются гендерные роли?
Ответ:
Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда.
Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому
полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.
В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
Уважаемые восьмиклассники!
Учебник, который вы держите в руках, продолжает линию учебников по обществознанию для 6—9 классов. Вы стали старше и уже можете понять более сложные вопросы. И в жизни вам скоро предстоит принимать решения, которые могут повлиять на вашу судьбу: где продолжить образование после 9 класса? Какой профиль обучения избрать? Или пойти в профессиональное учебное заведение? По какой профессии? Может быть, если есть желание, пойти работать? А главное — каковы последствия каждого из вероятных решений?
Чтобы не допустить ошибок, важно представлять сферу своей предполагаемой деятельности, условия и возможности современного общества, знать о государственных и общественных организациях, с которыми вам придётся взаимодействовать, и, наконец, чётко понимать свои нрава и обязанности. Иными словами, в 8 и 9 классах важно серьёзно подготовиться к ответственному рубежу, когда значительно расширится диапазон общественных отношений, в которые вы вступаете
Поэтому учебники по обществознанию для 8 и 9 классов призваны дать вам целостное (по сравнению с учебниками 6 и 7 классов) представление об обществе, в котором вы живёте и в котором вам предстоит после окончания 9 класса принимать решения, во многом определяющие ваше будущее, и уже самостоятельно строить собственную жизнь, учиться и работать.
Усвоить основное содержание курса вам помогут разнообразные рубрики, включённые в каждый параграф. Изучение темы предваряет рубрика «Задумаемся». Она включает указание на некоторые проблемы, которые делают тему интересной и значимой для каждого, требуют размышлений, а зачастую обсуждения с одноклассниками, друзьями, родителями. Рубрика «Вспомним» побуждает воспроизвести в памяти знания, полученные ранее, и, возможно, вам потребуется обратиться к учебным текстам предыдущих разделов курса. Завершает вступительную часть к параграфу перечень вопросов, ответить на которые вы сможете, если будете внимательно работать с учебным материалом.
В параграфе содержится, помимо текста, много изображений (схемы, таблицы, рисунки, инфографика, фотоматериалы). Они не только служат иллюстрациями тех или иных положений и выводов, приводимых в параграфе, но и несут важную информацию, предлагают поразмышлять — в этом помогают сопровождающие их вопросы и задания.
Каждый параграф завершается рубрикой «Подведём итоги», сконцентрировавшей главные выводы и идеи темы. Рубрика «Проверяем наши знания и умения» включает вопросы и задания для самоконтроля. Под заголовком «Выполняем задания» даются задания, требующие осмысления полученных знаний в новых связях и отношениях, их применения в различных познавательных и практических ситуациях. Завершаются параграфы рубрикой «Участвуем в проектной деятельности», предлагающей различные темы для индивидуальных и групповых проектов. В ряде случаев даётся краткое описание основных этапов проектной работы.
Помощь в подготовке к сдаче Основного государственного экзамена (ОГЭ) призвано оказать приложение «Готовимся к экзамену». Уточнить знания можно, обратившись к словарю терминов. Завершают учебник список литературы и список интернет-ресурсов.
Авторский коллектив учебника надеется, что изучение курса «Общество-знание» поможет вам лучше ориентироваться в социальной действительности, даст представление об основных направлениях развития общества, задачах, которые стоят перед ним. В их решение вам придётся включиться в ближайшем будущем.
Желаем успеха!
Вы смотрели: Учебник по обществознанию для 8 класса онлайн. Цитаты из учебника 2023 года авторов Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова использованы в учебных целях. Обществознание 8 Боголюбов Учебник.
Просмотров: 186