Гдз по биологии 11 класс бородин п.м., дымшиц г.м., саблина о.в., сергеев м.г., хлесткина е.к., шумный в.к., кузнецова л.н. углубленный уровень

Гдз по биологии  за 11 класс, авторы бородин п.м., дымшиц г.м., саблина о.в., сергеев м.г., хлесткина е.к., шумный в.к., кузнецова л.н. углубленный уровень от путина клаб

§12. Роль бактерий в природе и жизни человека

Вопросы в начале параграфа

1. Какие бактерии называют сапротрофами?

Сапротрофами называют бактерии, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

3. Что такое фотосинтез?

Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических с помощью энергии света в зеленых частях растений.

Круговорот воды в природе

Круговорот веществ и энергии

Вопросы в конце параграфа

1. В чём значение бактерий в природе?

Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Они разлагают сложные вещества (отмершие грибы, растения и трупы животных) на простые, которые снова используют растения. Питаясь этими органическими веществами, сапротрофные бактерии гниения превращают их в перегной, тем самым являясь своеобразными санитарами нашей планеты.

2. Что вы знаете о клубеньковых бактериях?

Клубеньковые бактерии — азотофиксирующие бактерии. Они способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков.

Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения, а сами получают от растений углеводы и минеральные соли. Таким образом, между бобовым растением и клубеньковыми бактериями существует симбиоз.

3. Как человек использует молочнокислые бактерии?

Молочнокислые бактерии человек использует в пищевой промышленности. Питаясь сахаром, содержащимся в молоке, они образуют молочную кислоту. Под действием этой кислоты молоко превращается в простоквашу, сливки — в сметану. С помощью молочнокислых бактерий люди квасят овощи. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи.

4. Как можно защитить продукты питания от бактерий?

Чтобы защитить продукты питания от бактерий, их сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют, стерилизуют и замораживают.

Для предохранения книг от порчи бактериями их окуривают сернистым газом.

5. Как бактерии попадают в организм человека и какой вред они наносят?

Попасть в организм человека бактерии могут разными путями. Одними человек может заразиться при общении с больным через мельчайшие капельки слюны при разговоре, кашле и чихании (воздушно-капельный путь), другими — при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии. Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены способствуют быстрому размножению и распространению болезнетворных бактерий.

Попадая в организм человека болезнетворные бактерии питаются, быстро размножаются и отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности. Человек заболевает.

6. Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны?

Бактерии вызывают тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, менингит, сап, сибирскую язву, бруцеллез и другие болезни.

7. Какие условия способствуют распространению болезнетворных бактерий?

Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены способствуют быстрому размножению и распространению болезнетворных бактерий.

8. Какие меры применяют для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями?

В настоящее время проводят специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний. Специальные службы осуществляют контроль за источниками воды и пищевыми продуктами. На водопроводных станциях воду очищают в отстойниках, пропуская ее через фильтры, хлорируют, озонируют.

Разработано множество лекарственных препаратов, для лечение заболеваний, вызывающих бактериями.

Для уничтожения бактерий в помещении, где находится заразный больной, проводят дезинфекцию, то есть опрыскивание или окуривание химическими веществами, вызывающими гибель бактерий. Солнечный свет также губителен для многих бактерий, например, для бактерий туберкулёза.

Для предупреждения заразных заболеваний применяют вакцинацию населения.

Подумайте

Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

Бактерии являются важнейшим звеном общего круговорота веществ в природе. Именно бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы, превращая вещества в простые, которые снова используют растения.

Задания

У нас в аптеках продаются препараты для нормализации микрофлоры кишечника, содержащие бифидо и лактобактерии (линекс, бифидумбактерин и др.)

В аптеках еще можно приобрести антибиотики — антибактериальные препараты (азитромицин, амоксициллин, доксициклин и др.)

Вариант 1

А1. Автор первой научной классификации живых организмов

1) Ж. Б. Ламарк
2) Ч. Дарвин
3) К. Линней
4) А. Р. Уоллес

А2. Предшественник Ч. Дарвина, создатель материалистического учения об истории Земли, возникновении и изменяемости видов:

1) Ж. Кювье
2) Н.И. Вавилов
3) Ж. Бюффон
4) Дж. Хаксли

А3. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются

1) естественный отбор
2) борьба за существование
3) наследственная изменчивость
4) все перечисленное

А4. Естественным отбором Ч. Дарвин назвал

1) процесс образования новых видов в природе
2) совокупность отношений между организмами и неживой природой
3) процесс сокращения численности популяции
4) процесс сохранения и оставления потомства наиболее приспособленными особями, уничтожение наименее приспособленных особей

А5. Причинам борьбы за существование, по Ч. Дарвину

1) отсутствие приспособлений к среде обитания
2) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение
3) неблагоприятные факторы неживой природы
4) изменчивость особей в популяции

А6. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет

1) борьба за существование
2) естественный отбор
3) искусственный отбор
4) изоляция

А7. Согласно синтетической теории эволюции элементарным эволюционным явлением называется

1) естественный отбор
2) мутация
3) единица эволюции — популяция
4) стойкое изменение генофондов популяций в направлении лучшей приспособленности к среде

А8

Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует. 1) снижению уровня борьбы за существование
2) снижению эффективности естественного отбора
3) увеличению генетической неоднородности особей в популяции
4) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

1) снижению уровня борьбы за существование
2) снижению эффективности естественного отбора
3) увеличению генетической неоднородности особей в популяции
4) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

А9. Результатом движущего отбора является

1) появление новых видов
2) сохранение нормы реакции
3) ослабление борьбы за существование
4) сохранение старых видов

А10. В популяциях, обитающих в почти постоянных условиях среды, действует вид естественного отбора, который называется

1) стабилизирующим
2) половым
3) разрывающим
4) движущим

А11. Фактором эволюции, заключающимся в возникновении преград к свободному скрещиванию особей, называется(ются)

1) модификация
2) изоляция
3) популяционные волны
4) естественный отбор

А12. Относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, — это

1) критерий вида
2) изменчивость
3) приспособленность
4) эволюция

А13. Борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость проявляются в популяции. Поэтому, согласно синтетической теории эволюции, популяцию считают

1) единицей эволюции
2) компонентом биосферы
3) единицей экосистемы
4) структурной единицей вида

А14. Наиболее высокого уровня организации в процессе эволюции животных достигли

1) рыбы
2) земноводные
3) пресмыкающиеся
4) млекопитающие

В1. Выберите три правильных ответа.

Видами борьбы за существование являются

1) естественный отбор
2) внутривидовая
3) борьба с условиями неживой природы
4) изоляция
5) межвидовая
6) модификационная и мутационная изменчивость

В2. Установите соответствие между признаком отбора и его видом.

ПРИЗНАК ОТБОРА

А. Действует в природе миллионы лет
Б. Приводит к созданию новых сортов растений и пород животных
В. Приводит к образованию новых видов
Г. Способствует созданию организмов с необходимыми человеку признаками
Д. Сохраняет особей с полезными признаками в данных условиях среды

ВИД ОТБОРА

1. Искусственный
2. Естественный

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: