Сфера духовной жизни

Структура духовной сферы

Сфера духовной жизни представляет из себя сложную структуру, включающую ряд важных для развития социума компонентов. Познакомимся с каждым из них.

Мораль

Мораль является важнейшей составляющей духовной культуры общества. Она складывается на протяжении длительного времени. Нормы морали регулируют отношения между людьми с помощью установленных правил поведения. Нравственные ценности и принципы обеспечивают стабильность, соблюдение порядка, уважительное отношение к каждому человеку.

Образцы поведения, предусмотренные моральными нормами, внушаются каждому члену общества с раннего детства. Человек следует им без принуждения извне, так как со временем они становятся основой его мировоззрения. Формой контроля при этом является общественное мнение и совесть. Нравственные правила не закреплены в официальных документах, но они зачастую становятся основным ориентиром личности в жизни.

Образование

Уровень интеллектуального потенциала общества зависит от степени образованности населения. Главной задачей этого компонента духовной жизни является передача знаний, накопленных предыдущими поколениями. Данная функция реализуется через различные учреждения:

  • школы, гимназии, лицеи;
  • колледжи, техникумы;
  • университеты, институты, академии.

Рис. 1. МГУ.

Для того, чтобы каждый человек мог получить качественное образование, разрабатываются стандарты обучения, совершенствуются программы и учебники, а также методы преподавания.

Наука

Важная составляющая духовной жизни общества — уровень развития науки. Её основной задачей является систематизация информации, накопленной в течение многих лет исследований, а также открытие новых знаний, создание передовых технологий. Без развития науки невозможно улучшение жизни населения.

Рис. 2. Научно-исследовательская лаборатория.

Религия

Говоря кратко, религия — это система представлений о мире, основанная на вере в существование сверхъестественных сил. Она является хранительницей нравственных ценностей и устоев. Глубоко верующие люди находят в религии поддержку, одобрение, неисчерпаемый источник моральных сил.

Культура и искусство

В обществознании понятия культуры и искусства часто отождествляются. Эти элементы включают в себя духовные ценности общества и способы их выражения.

К культурным ценностям относятся не только архитектурные сооружения, картины, музыкальные композиции, тексты художественных произведений. Составной частью культуры являются также:

  • традиции и обычаи народов;
  • особенности поведения;
  • навыки в области искусства, передаваемые из поколения в поколение.

Главной задачей культуры является создание культурных ценностей, их хранение в специальных учреждениях (библиотеки, музеи), передача последующим поколениям.

Рис. 3. Третьяковская галерея.

Нравственные основы жизни человека

Нравственность — это совесть, принципы и нормы, которыми человек руководствуется при принятии решений. Ежедневно, каждому приходится сталкиваться с выбором, который совершается в зависимости от представлений человека о добре и зле, хорошем и плохом.

Пример. Утром мама дала с собой Диме вкусную булочку и шоколадку, когда он собирался в школу. На уроках он заметил, что его сосед по парте Вася забыл свой обед. Перед Димой встал выбор: съесть все самому или поделиться с Васей. Дима был убежден, что с товарищами нужно делиться, и предложил Васе половинку булочки и пол плитки шоколада.

Это пример принятие простого решения, такой выбор приходится совершать каждому, ежедневно по несколько раз. Но иногда, от принятия человеком верного решения зависит судьба и даже жизнь окружающих людей.

Пример. В 2010 году на российском военном корабле эсминце «Быстрый» неожиданно вспыхнул пожар. В машинном отделении прорвало топливный трубопровод, нужно было срочно перекрыть вентиль, чтобы спасти корабль и его команду (348 человек) от гибели. На это решился 19-летний АлдарЦыденжапов, кинувшийся в самый эпицентр пожара. Мальчика не удалось спасти, практически все его тело было покрыто ожогами. Посмертно ему присвоили почетное звание Героя Российской Федерации, за спасение боевого корабля и всего экипажа.

Религия

Религия — это вера в сверхъестественное, божественное происхождение мира. Первые религии зародились еще в древности. Люди поклонялись идолам, богам,олицетворяющим природные стихии в надежде получить хороший урожай, умилостивить силы природы, получить защиту от различных бедствий.

В прошлом люди поклонялись множеству богов, такая форма религии называется политеизмом (многобожием). В Древнем Риме, Греции, Египте боги представляли собой целые семьи, где каждый член семьи отвечал за отдельную сферу мироздания.

Это интересно! У Древних греков было 30 основных богов, и множество дополнительных. У греков существовал даже бог злословия, бог воров, покровитель тюленей, богини времен года, богиня мщения.

Религии в современном мирев основном основываются на вере в одного единого бога — это называется монотеизмом. Сегодня в мире насчитывается более 5000 различных религий. Но самыми распространенными среди них, у которых насчитывается большее количество последователей, являются:

  1. Христианство;
  2. Буддизм;
  3. Ислам.

Эти религии называют мировыми, так как они находят своих последователей по всему миру. Существуют так же другие виды религии: родоплеменные, народные, национальные. Их особенностью является то, что религию разделяют только представители одной нации, этноса, народа, племени.

Религия имеет большое значение в жизни любого общества. К функциям религии относят:

  • Интеграцию (объединение людей между собой, достижение ими взаимопонимания);
  • Формирование мировоззрения;
  • Регулирование поведения людей на основе религиозных норм, ценностей;
  • Успокоение и утешение людей.

Если в прошлом, принадлежность человека к той или иной религии определяло окружающее его общество, то сегодня, в большинстве стран, человек свободен выбирать любую веру, приходящуюся ему по душе.

Наука, как часть духовной сферы

Наука- специфическая сфера духовной деятельности, без нее трудно представить себе развитие человеческой цивилизации. Наука обеспечивает поиск, накопление и передачу знаний об окружающем мире, ищет способы применения этих знаний на практике.

Наука выполняет важные функции в человеческом обществе:

  1. Создание научной картины мира (благодаря развитию науки люди знают, что Земля имеет форму шара, инфекционные заболевания вызывают опасные бактерии, микробы, вирусы);
  2. Развитие научно-технического прогресса (с каждым годом благодаря научным достижениям появляются новые технологии, электроника, различные приборы и устройства);
  3. Подготовку научных кадров, будущих деятелей науки;
  4. Обучение подрастающего поколения.

Таким образом, образование и наука неразрывно связаны между собой.

Сбор объективных знаний об окружающем мире, наука производит методами:

  • Анализа;
  • Статистики;
  • Эксперимента;
  • Исследования (проверки теории на практике);
  • Измерения;
  • Наблюдения;
  • Выдвижения гипотез (предположений).

Образование

Роль образования в жизни человека трудно переоценить, оно обеспечивает передачу полученных научными методами знаний, будущим поколениям. Кроме того, образование включает процесс воспитания — усвоения ребенком системы ценностей, норм и правил поведения в обществе.

Выделяют следующие основные ступени образования:

  1. Дошкольное;
  2. Школьное;
  3. Средне-специальное;
  4. Высшее профессиональное образование.

В современном обществе большую роль приобретает самообразование – самостоятельное обучение, поиск знаний. Благодаря самообразованию человек становится всесторонне развитым, осваивает большие объемы информации, которая находится за пределами школьной программы.

Функции образования:

  • Передача культуры новым поколениям;
  • Формирование мировоззрения, жизненных принципов;
  • Передача знаний и опыта;
  • Подготовка к будущей профессиональной деятельности;
  • Воспитание нравственной, духовно развитой личности.

Образование создает разницу между людьми, социальное неравенство. Более образованный, квалифицированный работник имеет гораздо больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, повышения доходов.

Что входит в духовную сферу общества

Духовная сфера включает в себя все, что необходимо для нравственного и интеллектуального развития личности: образование, науку, религию, искусство, культуру, нравственность, мораль. Все это элементы, способствующие формированию человеческого сознания.

Человеческое общество, даже с самым высоким уровнем развития экономики трудно назвать полноценным, без духовной составляющей. Страшно представить себе социум, лишенный духовных человеческих ценностей: любви, сострадания, нравственных идеалов, религиозных норм, культуры. Культура включает в себя традиции, язык, одежду, мировоззрение, повседневный быт народа. Без нее, народ потеряет идентичность, сольется с другими нациями, народностями.

К функциям духовной сферы общества относятся:

  • Формирование мировоззрения (взглядов на мир и представлений о нем);
  • Регулирование поведений людей в обществе (гармоничная жизнь возможна только благодаря нравственности, морали, представлениям о добре и зле);
  • Развитие самосознания;
  • Производство и передача научных знаний;
  • Воспитание подрастающего поколения;
  • Художественное освоение мира;
  • Развитие эстетики (восприятия прекрасного).

Упрощенно основные элементы духовной сферы общества делят на 3 области:

  • Научную сферу. Она позволяет людям познавать окружающее пространство, накапливать и передавать полученный опыт, информацию.
  • Религиозную сферу. Она регулирует поведение людей в обществе на основе религиозных правил и предписаний, понятий добра, нравственности, справедливости.
  • Сферу культуры. Произведения искусства, традиции, обычаи, язык передаются как особые ценности из поколения в поколение.

Главное отличие духовной сферы от других сфер общества — производство нематериальных благ. При этом их создание все же не обходиться без достижений экономики.

Пример. Мелодия, созданная композитором, является нематериальным благом. Но ее воспроизведение невозможно без музыкальных инструментов — продукта экономической деятельности человека. Художник, так же не напишет картину без холста, красок, кистей.

Таким образом, духовная сфера неразрывно связана с остальными сферами жизни человеческого общества.

Значение духовной сферы

Для того, чтобы человек развивался полноценно, ему необходимо приобщение к ценностям и нормам, составляющим духовную культуру.

  • Духовная сфера способствует формированию нравственных устоев общества.
  • Она помогает человеку стать цельной личностью, имеющей моральные ориентиры.
  • Она является хранилищем знаний и опыта человечества.
  • Духовная культура лежит в основе человеческих взаимоотношений.

Что мы узнали?

Духовная сфера, изучаемая в 8 классе, является важнейшей областью жизни общества. Её структура состоит из морали, образования и науки, религии, культуры и искусства. С её помощью формируются моральные устои общества, происходит развитие личности, передаются знания.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: