Структура духовной сферы
Сфера духовной жизни представляет из себя сложную структуру, включающую ряд важных для развития социума компонентов. Познакомимся с каждым из них.
Мораль
Мораль является важнейшей составляющей духовной культуры общества. Она складывается на протяжении длительного времени. Нормы морали регулируют отношения между людьми с помощью установленных правил поведения. Нравственные ценности и принципы обеспечивают стабильность, соблюдение порядка, уважительное отношение к каждому человеку.
Образцы поведения, предусмотренные моральными нормами, внушаются каждому члену общества с раннего детства. Человек следует им без принуждения извне, так как со временем они становятся основой его мировоззрения. Формой контроля при этом является общественное мнение и совесть. Нравственные правила не закреплены в официальных документах, но они зачастую становятся основным ориентиром личности в жизни.
Образование
Уровень интеллектуального потенциала общества зависит от степени образованности населения. Главной задачей этого компонента духовной жизни является передача знаний, накопленных предыдущими поколениями. Данная функция реализуется через различные учреждения:
- школы, гимназии, лицеи;
- колледжи, техникумы;
- университеты, институты, академии.
Рис. 1. МГУ.
Для того, чтобы каждый человек мог получить качественное образование, разрабатываются стандарты обучения, совершенствуются программы и учебники, а также методы преподавания.
Наука
Важная составляющая духовной жизни общества — уровень развития науки. Её основной задачей является систематизация информации, накопленной в течение многих лет исследований, а также открытие новых знаний, создание передовых технологий. Без развития науки невозможно улучшение жизни населения.
Рис. 2. Научно-исследовательская лаборатория.
Религия
Говоря кратко, религия — это система представлений о мире, основанная на вере в существование сверхъестественных сил. Она является хранительницей нравственных ценностей и устоев. Глубоко верующие люди находят в религии поддержку, одобрение, неисчерпаемый источник моральных сил.
Культура и искусство
В обществознании понятия культуры и искусства часто отождествляются. Эти элементы включают в себя духовные ценности общества и способы их выражения.
К культурным ценностям относятся не только архитектурные сооружения, картины, музыкальные композиции, тексты художественных произведений. Составной частью культуры являются также:
- традиции и обычаи народов;
- особенности поведения;
- навыки в области искусства, передаваемые из поколения в поколение.
Главной задачей культуры является создание культурных ценностей, их хранение в специальных учреждениях (библиотеки, музеи), передача последующим поколениям.
Рис. 3. Третьяковская галерея.
Нравственные основы жизни человека
Нравственность — это совесть, принципы и нормы, которыми человек руководствуется при принятии решений. Ежедневно, каждому приходится сталкиваться с выбором, который совершается в зависимости от представлений человека о добре и зле, хорошем и плохом.
Пример. Утром мама дала с собой Диме вкусную булочку и шоколадку, когда он собирался в школу. На уроках он заметил, что его сосед по парте Вася забыл свой обед. Перед Димой встал выбор: съесть все самому или поделиться с Васей. Дима был убежден, что с товарищами нужно делиться, и предложил Васе половинку булочки и пол плитки шоколада.
Это пример принятие простого решения, такой выбор приходится совершать каждому, ежедневно по несколько раз. Но иногда, от принятия человеком верного решения зависит судьба и даже жизнь окружающих людей.
Пример. В 2010 году на российском военном корабле эсминце «Быстрый» неожиданно вспыхнул пожар. В машинном отделении прорвало топливный трубопровод, нужно было срочно перекрыть вентиль, чтобы спасти корабль и его команду (348 человек) от гибели. На это решился 19-летний АлдарЦыденжапов, кинувшийся в самый эпицентр пожара. Мальчика не удалось спасти, практически все его тело было покрыто ожогами. Посмертно ему присвоили почетное звание Героя Российской Федерации, за спасение боевого корабля и всего экипажа.
Религия
Религия — это вера в сверхъестественное, божественное происхождение мира. Первые религии зародились еще в древности. Люди поклонялись идолам, богам,олицетворяющим природные стихии в надежде получить хороший урожай, умилостивить силы природы, получить защиту от различных бедствий.
В прошлом люди поклонялись множеству богов, такая форма религии называется политеизмом (многобожием). В Древнем Риме, Греции, Египте боги представляли собой целые семьи, где каждый член семьи отвечал за отдельную сферу мироздания.
Это интересно! У Древних греков было 30 основных богов, и множество дополнительных. У греков существовал даже бог злословия, бог воров, покровитель тюленей, богини времен года, богиня мщения.
Религии в современном мирев основном основываются на вере в одного единого бога — это называется монотеизмом. Сегодня в мире насчитывается более 5000 различных религий. Но самыми распространенными среди них, у которых насчитывается большее количество последователей, являются:
- Христианство;
- Буддизм;
- Ислам.
Эти религии называют мировыми, так как они находят своих последователей по всему миру. Существуют так же другие виды религии: родоплеменные, народные, национальные. Их особенностью является то, что религию разделяют только представители одной нации, этноса, народа, племени.
Религия имеет большое значение в жизни любого общества. К функциям религии относят:
- Интеграцию (объединение людей между собой, достижение ими взаимопонимания);
- Формирование мировоззрения;
- Регулирование поведения людей на основе религиозных норм, ценностей;
- Успокоение и утешение людей.
Если в прошлом, принадлежность человека к той или иной религии определяло окружающее его общество, то сегодня, в большинстве стран, человек свободен выбирать любую веру, приходящуюся ему по душе.
Наука, как часть духовной сферы
Наука- специфическая сфера духовной деятельности, без нее трудно представить себе развитие человеческой цивилизации. Наука обеспечивает поиск, накопление и передачу знаний об окружающем мире, ищет способы применения этих знаний на практике.
Наука выполняет важные функции в человеческом обществе:
- Создание научной картины мира (благодаря развитию науки люди знают, что Земля имеет форму шара, инфекционные заболевания вызывают опасные бактерии, микробы, вирусы);
- Развитие научно-технического прогресса (с каждым годом благодаря научным достижениям появляются новые технологии, электроника, различные приборы и устройства);
- Подготовку научных кадров, будущих деятелей науки;
- Обучение подрастающего поколения.
Таким образом, образование и наука неразрывно связаны между собой.
Сбор объективных знаний об окружающем мире, наука производит методами:
- Анализа;
- Статистики;
- Эксперимента;
- Исследования (проверки теории на практике);
- Измерения;
- Наблюдения;
- Выдвижения гипотез (предположений).
Образование
Роль образования в жизни человека трудно переоценить, оно обеспечивает передачу полученных научными методами знаний, будущим поколениям. Кроме того, образование включает процесс воспитания — усвоения ребенком системы ценностей, норм и правил поведения в обществе.
Выделяют следующие основные ступени образования:
- Дошкольное;
- Школьное;
- Средне-специальное;
- Высшее профессиональное образование.
В современном обществе большую роль приобретает самообразование – самостоятельное обучение, поиск знаний. Благодаря самообразованию человек становится всесторонне развитым, осваивает большие объемы информации, которая находится за пределами школьной программы.
Функции образования:
- Передача культуры новым поколениям;
- Формирование мировоззрения, жизненных принципов;
- Передача знаний и опыта;
- Подготовка к будущей профессиональной деятельности;
- Воспитание нравственной, духовно развитой личности.
Образование создает разницу между людьми, социальное неравенство. Более образованный, квалифицированный работник имеет гораздо больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, повышения доходов.
Что входит в духовную сферу общества
Духовная сфера включает в себя все, что необходимо для нравственного и интеллектуального развития личности: образование, науку, религию, искусство, культуру, нравственность, мораль. Все это элементы, способствующие формированию человеческого сознания.
Человеческое общество, даже с самым высоким уровнем развития экономики трудно назвать полноценным, без духовной составляющей. Страшно представить себе социум, лишенный духовных человеческих ценностей: любви, сострадания, нравственных идеалов, религиозных норм, культуры. Культура включает в себя традиции, язык, одежду, мировоззрение, повседневный быт народа. Без нее, народ потеряет идентичность, сольется с другими нациями, народностями.
К функциям духовной сферы общества относятся:
- Формирование мировоззрения (взглядов на мир и представлений о нем);
- Регулирование поведений людей в обществе (гармоничная жизнь возможна только благодаря нравственности, морали, представлениям о добре и зле);
- Развитие самосознания;
- Производство и передача научных знаний;
- Воспитание подрастающего поколения;
- Художественное освоение мира;
- Развитие эстетики (восприятия прекрасного).
Упрощенно основные элементы духовной сферы общества делят на 3 области:
- Научную сферу. Она позволяет людям познавать окружающее пространство, накапливать и передавать полученный опыт, информацию.
- Религиозную сферу. Она регулирует поведение людей в обществе на основе религиозных правил и предписаний, понятий добра, нравственности, справедливости.
- Сферу культуры. Произведения искусства, традиции, обычаи, язык передаются как особые ценности из поколения в поколение.
Главное отличие духовной сферы от других сфер общества — производство нематериальных благ. При этом их создание все же не обходиться без достижений экономики.
Пример. Мелодия, созданная композитором, является нематериальным благом. Но ее воспроизведение невозможно без музыкальных инструментов — продукта экономической деятельности человека. Художник, так же не напишет картину без холста, красок, кистей.
Таким образом, духовная сфера неразрывно связана с остальными сферами жизни человеческого общества.
Значение духовной сферы
Для того, чтобы человек развивался полноценно, ему необходимо приобщение к ценностям и нормам, составляющим духовную культуру.
- Духовная сфера способствует формированию нравственных устоев общества.
- Она помогает человеку стать цельной личностью, имеющей моральные ориентиры.
- Она является хранилищем знаний и опыта человечества.
- Духовная культура лежит в основе человеческих взаимоотношений.
Что мы узнали?
Духовная сфера, изучаемая в 8 классе, является важнейшей областью жизни общества. Её структура состоит из морали, образования и науки, религии, культуры и искусства. С её помощью формируются моральные устои общества, происходит развитие личности, передаются знания.
-
/10
Вопрос 1 из 10