Гдз по обществознанию для 8 класса учебник боголюбов л.н., лазебникова а.ю., городецкая н.и

Сфера духовной жизни

Духовная сфера жизни общества

Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?

Во-первых, она имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

О таких проявлениях духовной сферы, как мораль, право, религия, образование и наука, речь пойдёт дальше в параграфах учебника. Здесь остановимся на общих особенностях других компонентов духовной жизни.

Подобно тому как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, ценности духовные также постоянно созидаются в обществе. Это знания, идеи, образы, языки, искусство, обряды, обычаи, нормы.

ДОКУМЕНТ

Фрагмент из Декларации прав культуры, разработанной академиком Д. С. Лихачёвым (1906—1999):

«Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.».

Что автор документа относит к культурным ценностям? Укажи среди них результаты творческой деятельности человека.

Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п. Так, например, давно утрачены первоначальные списки «Слова о полку Игореве», но само произведение живёт в мировой литературе.

Потребности людей в духовных ценностях поистине безграничны. Нет предела насыщению знаниями, впечатлениями от произведений искусства и стремлению человека понять суть явлений окружающего мира.

Духовные ценности в большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей. Многие достижения духовной сферы имеют конкретных авторов. Но и созданное неизвестными творцами не менее значимо для духовной культуры.

Во-вторых, созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий. Это и учителя, и библиотекари, и музейные работники, и учёные в самых разных областях знания. Кроме того, в этой сфере трудятся писатели, художники, артисты, музыканты. Именно об этих профессиях принято говорить как о творческих. Конечно, человеку свойственно проявлять творчество в самых разных видах деятельности, однако в сфере науки или искусства без творческих успехов талантливых людей невозможно создать истинные произведения культуры. Один из яркий примеров таких людей — академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающиеся труды которого по истории литературы и культуры Древней Руси были удостоены Государственной премии. Его научная и общественная деятельность была направлена на сохранение духовных ценностей, на возвышение культуры как первоосновы жизни общества. С духовной сферой связаны и служители религиозных культов.

Духовная сфера включает и учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры. К их числу относятся музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.

Многие люди участвуют в создании духовных ценностей, не являясь профессиональными работниками этой сферы, а, так сказать, по велению души. Они увлёченно занимаются художественной самодеятельностью, создают в свободное от основной работы время подлинные произведения искусства, посвящают себя научному или техническому творчеству.

В-третьих, достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений. Среди них библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы. (Заметим, что существует немало школьных музеев боевой славы, краеведческих и других, созданных учащимися.) Наряду с культовыми сооружениями разных религий все эти учреждения, созданные в процессе культурного развития человечества, составляют существенную часть духовной сферы.

ФАКТЫ

(См. сайт Министерства культуры РФ — www.mkrf.ru)

Проанализируй приведённые статистические данные. Сделай на их основе выводы о состоянии музеев в нашей стране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: