Вершина пирамиды или звено в цепи?
Мы уже приводили доводы тех, кто убеждён, что человек — венец природы, способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.
Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники?
Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом (цель выдвигают лишь разумные существа).
Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее — пчела или рыба.
В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. Горе побеждённым… Жизнь не останавливается. На этом пути мы видим медленные подъёмы каких-то групп, быстрые взлёты, стремительные падения
Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками — разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?
В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Итак, свои аргументы привели обе стороны.
Какую позицию выбрал ты? А может быть, у тебя есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности? |
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Каковы основные значения понятия «природа»? 2. В чём выражается природное единство мира? 3. Какова роль природы в жизни человека и общества? 4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера? 5. Какие возможности открыл перед человечеством разум? 6. Присущ ли прогресс развитию природы? 7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему.
2. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя как реалист.
3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу.
Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.
4. Заполни (в тетради) таблицу «Человек — венец природы».
5*. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?
ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
«Природа — единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах».
И. В. Гёте (1749—1832),
немецкий поэт, философ, учёный
Ответы на вопрос
Отвечает Епифанов Глеб.
Концепция личности, как она формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, является сложной и многогранной. Личность, действительно, предполагает наличие у человека собственного мнения о процессах и явлениях, окружающих его. Это мнение формируется на основе восприятия, опыта, обучения, культурных и социальных влияний.
Важным аспектом в формировании личности является способность к рефлексии, то есть способность анализировать собственные мысли, чувства и поведение. Через рефлексию человек осознает своё место в мире, свои ценности и убеждения.
Таким образом, ключевым словом, которое вы ищете, может быть «самосознание» или «рефлексия»
Оба эти термина подчеркивают важность внутреннего диалога и осмысления собственной жизни, что является неотъемлемой частью формирования уникальной личности
В контексте вашего вопроса, если нужно выбрать одно слово, подходящим будет «самосознание», так как оно подразумевает наличие системы взглядов на мир и осознанное восприятие себя и своего места в нем.
Обществознание 8 класс (Боголюбов) Учебник ОГЛАВЛЕНИЕ:
Как работать с учебником.
Глава I. Личность и общество.
- 1. Общество и его развитие.
- 2. Информация и современный мир.
- 3. Личность в меняющемся мире.
Глава II. Сфера духовной культуры.
- 4. Культура.
- 5. Наука.
- 6. Образование.
- 7. Религия.
- 8. Искусство.
Глава III. Экономика.
- 9. Экономика и её роль в жизни общества.
- 10. Экономические системы.
- 11. Производство — основа экономики.
- 12. Предпринимательская деятельность.
- 13. Обмен и торговля.
- 14. Рыночная экономика.
- 15. Предприятие в экономике.
- 16. Трудовые отношения в экономике.
- 17. Современный работник.
- 18. Финансовые рынки и посредники.
- 19. Банковские услуги.
- 20. Страховые услуги.
- 21. Финансовая безопасность.
- 22. Домохозяйства и их функции.
- 23. Семейный бюджет и финансовое планирование.
- 24. Государство и экономика.
Готовимся к экзамену.
Словарь.
Список литературы.
Список интернет-ресурсов.
Список используемых иллюстраций.
Последние заданные вопросы в категории Обществознание
Обществознание 08.01.2024 15:30 150 Слепнева Катя
Важнейшей задачей политической власти в обществе является 1 осуществление правосудия 2 охрана
Ответов: 1
Обществознание 08.01.2024 15:05 133 Семионов Игорь
Помогите пожалуйста! «Общество-это коллектив коллективов». Какие особенности общества позволяют
Ответов: 1
Обществознание 08.01.2024 14:58 302 Ишутин Максим
Семнадцатилетняя Ирина искала работу, график которой можно было бы совместить сучёбой в колледже.
Ответов: 1
Обществознание 08.01.2024 12:07 142 Никитин Влад
Вариант 27 часть 1. 4. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества? А.
Ответов: 1
Обществознание 08.01.2024 10:31 417 Абаева Ангелина
Сообщения о политических партиях рф (программа деятельности, история вознитновения )
Ответов: 1
Обществознание 08.01.2024 09:26 232 На Миша
Привести по 2 примера к каждой функции образования (Культурная, Социальная, Экономическая).
Ответов: 1
Обществознание 08.01.2024 07:38 339 Курбатов Дмитрий
1. Государство, в отличие от других политических организаций, 1) формулирует цели развития общества
Ответов: 1
Обществознание 08.01.2024 06:37 198 Арыкпанов Алимжан
Выполни задание Определи, что из перечисленного характеризует человека как личность, а что — нет. —
Ответов: 1
Обществознание 08.01.2024 01:14 320 Коваленко Владислав
ДАЮ 45 БАЛЛОВ придумайте текст для рекламы молока.
Ответов: 1
Обществознание 08.01.2024 00:47 211 Кот Наталия
План егэ проблемы экологии в современном мире
Ответов: 1
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
Уважаемые восьмиклассники!
Учебник, который вы держите в руках, продолжает линию учебников по обществознанию для 6—9 классов. Вы стали старше и уже можете понять более сложные вопросы. И в жизни вам скоро предстоит принимать решения, которые могут повлиять на вашу судьбу: где продолжить образование после 9 класса? Какой профиль обучения избрать? Или пойти в профессиональное учебное заведение? По какой профессии? Может быть, если есть желание, пойти работать? А главное — каковы последствия каждого из вероятных решений?
Чтобы не допустить ошибок, важно представлять сферу своей предполагаемой деятельности, условия и возможности современного общества, знать о государственных и общественных организациях, с которыми вам придётся взаимодействовать, и, наконец, чётко понимать свои нрава и обязанности. Иными словами, в 8 и 9 классах важно серьёзно подготовиться к ответственному рубежу, когда значительно расширится диапазон общественных отношений, в которые вы вступаете
Поэтому учебники по обществознанию для 8 и 9 классов призваны дать вам целостное (по сравнению с учебниками 6 и 7 классов) представление об обществе, в котором вы живёте и в котором вам предстоит после окончания 9 класса принимать решения, во многом определяющие ваше будущее, и уже самостоятельно строить собственную жизнь, учиться и работать.
Усвоить основное содержание курса вам помогут разнообразные рубрики, включённые в каждый параграф. Изучение темы предваряет рубрика «Задумаемся». Она включает указание на некоторые проблемы, которые делают тему интересной и значимой для каждого, требуют размышлений, а зачастую обсуждения с одноклассниками, друзьями, родителями. Рубрика «Вспомним» побуждает воспроизвести в памяти знания, полученные ранее, и, возможно, вам потребуется обратиться к учебным текстам предыдущих разделов курса. Завершает вступительную часть к параграфу перечень вопросов, ответить на которые вы сможете, если будете внимательно работать с учебным материалом.
В параграфе содержится, помимо текста, много изображений (схемы, таблицы, рисунки, инфографика, фотоматериалы). Они не только служат иллюстрациями тех или иных положений и выводов, приводимых в параграфе, но и несут важную информацию, предлагают поразмышлять — в этом помогают сопровождающие их вопросы и задания.
Каждый параграф завершается рубрикой «Подведём итоги», сконцентрировавшей главные выводы и идеи темы. Рубрика «Проверяем наши знания и умения» включает вопросы и задания для самоконтроля. Под заголовком «Выполняем задания» даются задания, требующие осмысления полученных знаний в новых связях и отношениях, их применения в различных познавательных и практических ситуациях. Завершаются параграфы рубрикой «Участвуем в проектной деятельности», предлагающей различные темы для индивидуальных и групповых проектов. В ряде случаев даётся краткое описание основных этапов проектной работы.
Помощь в подготовке к сдаче Основного государственного экзамена (ОГЭ) призвано оказать приложение «Готовимся к экзамену». Уточнить знания можно, обратившись к словарю терминов. Завершают учебник список литературы и список интернет-ресурсов.
Авторский коллектив учебника надеется, что изучение курса «Общество-знание» поможет вам лучше ориентироваться в социальной действительности, даст представление об основных направлениях развития общества, задачах, которые стоят перед ним. В их решение вам придётся включиться в ближайшем будущем.
Желаем успеха!
Вы смотрели: Учебник по обществознанию для 8 класса онлайн. Цитаты из учебника 2023 года авторов Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова использованы в учебных целях. Обществознание 8 Боголюбов Учебник.
Просмотров: 186
Топ вопросов за вчера в категории Обществознание
Обществознание 28.12.2023 06:23 879 Васильевская Валерия
Выберете , что лишнее и объясните , почему? Право на жизнь, право на имя, право на достойную
Ответов: 1
Обществознание 03.01.2024 12:25 173 Pavliv Bodya
По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение
Ответов: 1
Обществознание 27.12.2023 22:15 306 Котик Данила
СРОЧНО эссе на тему: человек венец природы или звено в цепи? Срочнооо
Ответов: 1
Обществознание 02.01.2024 08:00 274 Лукашевич Дима
Влияние природы на религиозное верования людей ,примеры
Ответов: 1
Обществознание 03.01.2024 00:30 594 Турсынбаева Айнур
Задание по обществу 7 класс надо составить бизнес план на тему магазин одежды
Ответов: 1
Обществознание 25.12.2023 09:52 224 Гай Ваня
Придумай политическую партию по плану: 1) название партии 2)девиз 3)идеология (
Ответов: 1
Обществознание 26.12.2023 14:26 437 Фалина Арина
Пожалуйста срочно!!! выберите правильные ответыГосударство Z. — федеративная президентская
Ответов: 1
Обществознание 03.01.2024 00:30 220 Башкирёва Вероника
Помогите пожалуйста. Приведите 10 примеров сотруднечество и соперничество.
Ответов: 1
Обществознание 28.12.2023 20:10 599 Мачалина Яна
Выбери верные суждения о производстве. 1 Основой производственной деятельности в традиционном
Ответов: 1
Обществознание 03.01.2024 07:02 488 Султанов Алмаз
обществознание 8 класс. реформы и реформаторы по параграфу \»развитие общества\». очень срочно
Ответов: 1