Вершина пирамиды или звено в цепи?
Мы уже приводили доводы тех, кто убеждён, что человек — венец природы, способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.
Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники?
Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом (цель выдвигают лишь разумные существа).
Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее — пчела или рыба.
В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. Горе побеждённым… Жизнь не останавливается. На этом пути мы видим медленные подъёмы каких-то групп, быстрые взлёты, стремительные падения
Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками — разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?
В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Итак, свои аргументы привели обе стороны.
Какую позицию выбрал ты? А может быть, у тебя есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности? |
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Каковы основные значения понятия «природа»? 2. В чём выражается природное единство мира? 3. Какова роль природы в жизни человека и общества? 4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера? 5. Какие возможности открыл перед человечеством разум? 6. Присущ ли прогресс развитию природы? 7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему.
2. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя как реалист.
3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу.
Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.
4. Заполни (в тетради) таблицу «Человек — венец природы».
5*. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?
ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
«Природа — единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах».
И. В. Гёте (1749—1832),
немецкий поэт, философ, учёный
Решебник по обществознанию за 8 класс учебник Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. (Просвещение) и практиканты
Подспорье предназначено для учащихся среднего звена с абсолютно любым уровнем знаний и подготовки. Некоторые полагают, что онлайн-справочник создавался только для слабых учеников и тех, кто постоянно отстает от программы. Но его также используют и отличники. Им тоже иногда нужен качественный помощник, чтобы заполнить пробелы или исправить ошибки. Так как онлайн-справочник с верными ответами был разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС, то его могут использовать и учителя. Особенно пособие с решенными номерами пригодится тем, кто проходит практику в школах. Благодаря ему начинающие педагоги смогут:
- составить поурочный план;
- разработать методику обучения;
- сделать занятия более эффективными;
- оценить по достоинству старания учеников;
- написать полезные карточки;
- подобрать упражнения для тестов.
И все это удастся сделать даже без помощи большого количества дополнительных информационных источников. Справочник с ответами пригодится даже тем ученикам, которые стараются всегда на уроках получать самые высокие оценки. Они тоже иногда совершают ошибки, путаются в обилии сведений, плохо запоминают новые термины. Онлайн-книга поможет выкарабкаться из любой тупиковой ситуации. Если ребята научатся правильно пользоваться представленным информационным источником, то он станет отличной заменой профессиональным репетиторам, услуги которых обычно обходятся родителям школьников очень дорого.
Проверим себя
Задание 1
Каковы основные значения понятия «природа»?
Ответ:
Природа — это мир в котором живем мы — люди, а также животные и растения. Все, что нас окружает и есть природа. Человек каждую секунду ощущает ее, дышит ей, чувствует ее. Все то, что происходит: смена времен года, изменения погоды, пробуждение зверей, пение птиц и многое другое, это и есть природа.
Задание 2
В чем выражается природное единство мира?
Ответ:
Природное единство мира — это взаимосвязь всех происходящих явлений между собой. Рассмотрим пример: детям нужны тетради и учебники → нужна бумага → древесина → срубить деревья → исчезновение некоторых растений, миграция животных в связи с изменениями природы обитания. Вот и взаимосвязь, и природное единство.
Задание 3
Какова роль природы в жизни человека и общества?
Ответ:
Природа играет одну из главных ролей в жизни человека и общества. Благодаря дарам природы, люди живут, они одеты и обуты, сыты и здоровы, обеспечены. Все, что окружает людей и есть природа, и только от человека зависит ее будущее. Ведь с каждым годом она страдает все больше и больше от людских рук. Лишь общество в состоянии сохранить и защитить ее. это все-таки в интересах самих людей.
Задание 4
Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
Ответ:
Вернадский считал, что биосфера из-за влияния людского разума, превращается в ноосферу, которая в свою очередь является совокупностью взаимосвязи природы и человека, где решающим фактором развития которых становится деятельность человека.
Задание 5
Какие возможности открыл перед человечеством разум?
Ответ:
Разум является первостепенным фактором того, чего добился человек за все время своего существования. Какой огромный путь он прошел и чего достиг в итоге
Благодаря наличию разума, человек не только познает что-то новое, но и живет по морали, что немаловажно. Именно наличие разума способствовало тому, чего человечество добилось и как теперь живет, не говоря уже о том, чего может добиться, узнать и изменить мир
Задание 6
В чем проявляется неразумность отношения человека к природе?
Ответ:
Человек не ценит природу и все, что ему дано. Вырубка лесов, загрязнение водоемов, охота на животных и птиц, а также уничтожение растений и загрязнение воздуха: именно в этом и проявляется неразумность в отношении. Человеку необходимо пересмотреть свои взгляды и подумать о будущем, ведь такими темпами от природы мало что останется. Тогда-то и возникнет вопрос: «А как жить дальше?».
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
- Какие отношения называются межличностными? В чём состоят их особенности?
Межличностные отношения — особенная связь человека с окружающими людьми. Главное особенность — эти отношения носят обоюдный характер.
- Какие группы существуют в обществе?
Общество составляют разнообразные группы. Количество и разнообразие этих групп, просто не поддается описанию. Можно выделять различные группы, объединяя их по тому, или иному признаку, до бесконечности. Например, можно выделить две огромных группы, разделив общество по половому признаку. Можно выделить группы по возрастному признаку. При этом таких групп может быть разное количество, е зависимости, от разницы в возрасте. Можно выделить профессиональные группы, группы по интересам, по политическим убеждениям, и даже при желании по отношению к неопознанным летающим объектам. При всем этом, один человек проживая в обществе, является участником огромного количества групп. Это и семья, и школьный класс, и компания во дворе, группа в институте, рабочий коллектив, и множество других. При этом об участии во многих группах большинство людей даже не задумывается. Мало кто, например, задумывается, что входит в группу семейных мужчин или женщин с высшим образованием. Отсюда и аморфность, если не сказать условность большинства групп, существующих в обществе. Поэтому стоит выделять группы, в которых человек участвует осознанно. Семья, рабочий коллектив, и так далее.
- Какие роли человек может играть в группе?
Человек может выполнять в группах роли ученика (класс), ребенка (семья), рабочий (бригада), начальник (офис), гражданин (государство).
- Групповые нормы: что это такое? Какие санкции группа может применить к человеку?
Групповые нормы — правила, по которым живет группа. С человеком, который нарушает общие правила, могут поговорить, объяснить ему, что он сделал не так, как того требуют правила группы. Могут предупредить, поругать, перестать общаться. Могут пустить в ход усмешку, злую шутку, присвоить нелепое прозвище, отказаться подавать руку и т.д. А могут и исключить из группы.
- Какую роль общение играет в жизни человека?
Общение нужно для того, чтобы делать что-то вместе, научиться или научить чему-то, поделиться чувствами, мыслями, опытом, добиться взаимопонимания.
- Что помогает и что мешает общению?
Общению помогают речь, мимика, взгляд, жесты. Общению мешает завистливость, высокомерие, самовлюбленность, жадность, хвастовство, зазнайство, несправедливость.
- Как зарождается и как протекает конфликт в межличностных отношениях?
Сначала появляются какие-то разногласия у 2-ух сторон, происходит конфликт. Потом идёт спор и если одна из сторон не нашла компромисс или дипломатическое решение, то спор не разрешим, так как не одна сторона не хочет уступать. В итоге всё может закончиться в лучшем случае — каждый остался при своём мнении, а в худшем — драка.
← Предыдущее
Что представлено в решебнике по Обществознанию для 8 класса Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф.
Содержание виртуального консультанта полностью соответствует действующей программе для восьмиклассников, а также современным требованиям и нормам федерального государственного образовательного стандарта. На страницах сборника ребята найдут полезные подсказки к заданиям и развернутые ответы на вопросы по следующим важным вопросам:
- социальные роли;
- правила поведения в обществе и нормы морали;
- правовые основы современного общества;
- проблемы экономики и мировой торговли и др.
Задания подобные тем, что разбираются в пособии, являются базовыми в итоговых контрольных и экзаменационных работах. Сборник готовых ответов имеет ряд преимуществ в сравнении с большинством методических пособий. Работать с ним невероятно удобно, а главное — практика не отнимет много времени и сил. Все необходимые материалы представлены в свободном онлайн-доступе, поэтому каждый школьник вправе выбирать удобное для себя время на самоподготовку. Встроенная навигация по страницам оригинального учебника также ускоряет процесс выполнения заданий. Форма изложения довольно проста — она учитывает возрастные особенности и разницу в успеваемости школьников. Эти факторы позволяют назвать занятия с онлайн-решебником наиболее практичным и эффективным методом обучения.
В классе и дома
Задание 1
Покажите на известных вам примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясните почему.
Ответ:
Например, погодные условия. В один год идут дожди и урожаю не угрожает высыхание и выгорание, а на следующий год полная засуха и урожай гибнет. Яркий пример влияния. Но на сегодняшний день даже это люди учатся решать, придумывая новые технологии. Поэтому связь влияния ослабевает. Люди уже не так зависимы от погодных условий, как раньше, благодаря веку технологий и нововведений.
Задание 2
Что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист?
Ответ:
Чистая фантастика — это машина времени, которую еще никто не изобрел, и путешествие на ней в прошлое, дабы поохотиться на динозавров. Реализм же в том, что даже крохотное событие способно изменить будущее.
Задание 3
Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные виды». Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило свое существование под угрозу.
Подумайте, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуйте.
Ответ:
Дело не в интеллекте, а в гармоничном существовании с природой. Если животные и микроорганизмы живут с природой в спокойствии и гармонии, то человек в свою очередь нарушает всю идиллию намеренно, лишь для того, чтобы облегчить жизнь себе, ради выгоды. Все то, что создавалось много лет, человек способен разрушить за секунду, даже не пытаясь найти другой выход, потому что идти напролом проще. Нужна бумага, вырубим леса, потому что так проще, нежели придумывать какую-то новую формулу ее создания. И так во всем, что касается потребностей людей. Даже появление многих болезней — это результат влияния человека.
Стр 12
Стр 17
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов
Польза ГДЗ
Главной особенностью сборника готовых домашних заданий по информатике, представленного в удобном онлайн-формате, является то, что им можно пользоваться во внеурочное время. Каждый школьник нуждается во всестороннем развитии с помощью дополнительных обучающих материалов: решебник для рабочей тетради по информатике разработан в соответствии с ФГОС.
Работа с книгой позволит и родителю, и педагогу оценить такие преимущества, как:
- возможность заранее подготовиться к новой теме, воспользовавшись примерами, приведенными в сборнике. Теперь школьнику не придется волноваться перед контрольной или самостоятельной работой. Кроме того, он обретет уверенность в собственных знаниях и начнет проявлять интерес к предмету;
- быстрый рост успеваемости и развитие навыка самостоятельно выполнять домашнее задание. Успеха можно ожидать только в том случае, если родители контролируют использование решебника и принимают активное участие в школьной жизни ребенка;
- умение самостоятельно находить ошибки, анализировать их и пользоваться правилами для их исправления. Благодаря тому, что в конце сборника есть несколько тестов и проверочных работ, можно закрепить теоретические знания на практике;
- умение пользоваться сборником ГДЗ для рабочей тетради по информатике сформирует у ребенка любовь и интерес к предмету, а также придаст ему уверенности в собственных знаниях и силах.
В чем популярность онлайн-решебника по обществознанию для 8 класса от Боголюбова
Упражнения, приведенные в пособии, распределены по 28 параграфам. Имеются также задания для повторения всех четырех глав, так что есть реальная возможность подготовиться к проверочным мероприятиям. Для улучшения качества учебного процесса ребятам пригодятся доскональные ответы и пояснения, которые даны к каждому номеру. Подобные сведения помогут:
- обеспечить высокие скорость и качество выполнения д/з;
- заранее подготовиться к предстоящим проверкам;
- найти и устранить пробелы в знаниях.
Решебник является настолько многогранным сборником, что при его использовании можно забыть о всяких репетиторах и дополнительных курсах – и без того все будет ясно.
Проверим себя
Задание 1
Каковы основные значения понятия «природа»?
Ответ:
Природа — это мир в котором живем мы — люди, а также животные и растения. Все, что нас окружает и есть природа. Человек каждую секунду ощущает ее, дышит ей, чувствует ее. Все то, что происходит: смена времен года, изменения погоды, пробуждение зверей, пение птиц и многое другое, это и есть природа.
Задание 2
В чем выражается природное единство мира?
Ответ:
Природное единство мира — это взаимосвязь всех происходящих явлений между собой. Рассмотрим пример: детям нужны тетради и учебники → нужна бумага → древесина → срубить деревья → исчезновение некоторых растений, миграция животных в связи с изменениями природы обитания. Вот и взаимосвязь, и природное единство.
Задание 3
Какова роль природы в жизни человека и общества?
Ответ:
Природа играет одну из главных ролей в жизни человека и общества. Благодаря дарам природы, люди живут, они одеты и обуты, сыты и здоровы, обеспечены. Все, что окружает людей и есть природа, и только от человека зависит ее будущее. Ведь с каждым годом она страдает все больше и больше от людских рук. Лишь общество в состоянии сохранить и защитить ее. это все-таки в интересах самих людей.
Задание 4
Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
Ответ:
Вернадский считал, что биосфера из-за влияния людского разума, превращается в ноосферу, которая в свою очередь является совокупностью взаимосвязи природы и человека, где решающим фактором развития которых становится деятельность человека.
Задание 5
Какие возможности открыл перед человечеством разум?
Ответ:
Разум является первостепенным фактором того, чего добился человек за все время своего существования. Какой огромный путь он прошел и чего достиг в итоге
Благодаря наличию разума, человек не только познает что-то новое, но и живет по морали, что немаловажно. Именно наличие разума способствовало тому, чего человечество добилось и как теперь живет, не говоря уже о том, чего может добиться, узнать и изменить мир
Задание 6
В чем проявляется неразумность отношения человека к природе?
Ответ:
Человек не ценит природу и все, что ему дано. Вырубка лесов, загрязнение водоемов, охота на животных и птиц, а также уничтожение растений и загрязнение воздуха: именно в этом и проявляется неразумность в отношении. Человеку необходимо пересмотреть свои взгляды и подумать о будущем, ведь такими темпами от природы мало что останется. Тогда-то и возникнет вопрос: «А как жить дальше?».
Как пользоваться онлайн ГДЗ
Для того чтобы воспользоваться ГДЗ по информатике для рабочей тетради Босовой, потребуется только устройство с интернет-соединением:
- Необходимо перейти на сайт с решебниками;
- Выбрать класс, в котором учится школьник, и нужный предмет;
- Найти страницу и номер задания.
Удобство работы с онлайн-сборником заключается в том, что нумерация страниц и заданий совпадает с нумерацией в рабочей тетради.
Правильный подход при использовании решебника – отличная возможность сделать изучение информатики интересным и увлекательным процессом, привить ребенку тягу к знаниям и вселить уверенность в себе.
Преимущества использования Brain Bot перед ГДЗ по обществознанию за 8 класс
При сравнении использования телеграм-бота Brain Bot и решебника ГДЗ по обществознанию за 8 класс авторов Гринберг, Королева ФГОС, возникает несколько ключевых преимуществ в пользу бота:
Полнота и актуальность информации
Brain Bot постоянно обновляет свою базу данных с информацией и готовыми ответами. Это означает, что бот всегда имеет наиболее актуальную информацию, включая последние изменения в программе обучения и требования ФГОС. Решебник же может быть устаревшим или не содержать всех необходимых материалов.
Гибкость и легкость использования
Brain Bot доступен через телеграм-приложение, и вы можете получить доступ к его функциям в любое удобное для вас время. Вы можете отправлять задачи или вопросы боту и получать ответы сразу же, без необходимости поиска нужной информации в решебнике.
Индивидуальный подход и обратная связь
Brain Bot способен адаптироваться к вашим индивидуальным потребностям и обеспечить подробную обратную связь. Бот не только предоставит вам правильные ответы, но и поможет проанализировать ошибки и понять, где вы допустили ошибку. Решебник не предоставляет такой возможности для обратной связи и самоанализа.
Улучшение навыков решения задач
Brain Bot поможет вам развить навыки решения задач, предоставляя вам детальные пояснения и рекомендации по каждой задаче. Таким образом, вы сможете улучшить свои знания и навыки в области обществознания, в то время как решебник ГДЗ просто предоставляет готовые ответы без объяснений.
Использование телеграм-бота Brain Bot для решения заданий по обществознанию (8 класс) является эффективным и удобным способом улучшить свои знания, развить навыки решения задач и получить индивидуальную поддержку. Преимущества, такие как полнота и актуальность информации, гибкость использования и обратная связь, делают бота несравнимым помощником для школьников.
В классе и дома
Задание 1
Покажите на известных вам примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясните почему.
Ответ:
Например, погодные условия. В один год идут дожди и урожаю не угрожает высыхание и выгорание, а на следующий год полная засуха и урожай гибнет. Яркий пример влияния. Но на сегодняшний день даже это люди учатся решать, придумывая новые технологии. Поэтому связь влияния ослабевает. Люди уже не так зависимы от погодных условий, как раньше, благодаря веку технологий и нововведений.
Задание 2
Что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист?
Ответ:
Чистая фантастика — это машина времени, которую еще никто не изобрел, и путешествие на ней в прошлое, дабы поохотиться на динозавров. Реализм же в том, что даже крохотное событие способно изменить будущее.
Задание 3
Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные виды». Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило свое существование под угрозу.
Подумайте, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуйте.
Ответ:
Дело не в интеллекте, а в гармоничном существовании с природой. Если животные и микроорганизмы живут с природой в спокойствии и гармонии, то человек в свою очередь нарушает всю идиллию намеренно, лишь для того, чтобы облегчить жизнь себе, ради выгоды. Все то, что создавалось много лет, человек способен разрушить за секунду, даже не пытаясь найти другой выход, потому что идти напролом проще. Нужна бумага, вырубим леса, потому что так проще, нежели придумывать какую-то новую формулу ее создания. И так во всем, что касается потребностей людей. Даже появление многих болезней — это результат влияния человека.
Стр 12
Стр 17
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов
Вершина пирамиды или звено в цепи?
Мы уже приводили доводы тех, кто убеждён, что человек — венец природы, способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.
Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники?
Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом (цель выдвигают лишь разумные существа).
Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее — пчела или рыба.
В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. Горе побеждённым… Жизнь не останавливается. На этом пути мы видим медленные подъёмы каких-то групп, быстрые взлёты, стремительные падения
Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками — разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?
В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Итак, свои аргументы привели обе стороны.
Какую позицию выбрал ты? А может быть, у тебя есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности? |
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Каковы основные значения понятия «природа»? 2. В чём выражается природное единство мира? 3. Какова роль природы в жизни человека и общества? 4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера? 5. Какие возможности открыл перед человечеством разум? 6. Присущ ли прогресс развитию природы? 7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему.
2. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя как реалист.
3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу.
Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.
4. Заполни (в тетради) таблицу «Человек — венец природы».
5*. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?
ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
«Природа — единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах».
И. В. Гёте (1749—1832),
немецкий поэт, философ, учёный