Какие вечные проблемы поднимает пушкин в капитанской дочке сочинение эссе 8 класс

Какие вечные проблемы поднимает пушкин в капитанской дочке в чем современное звучание романа кратко

(Решено) Какие вечные проблемы поднимает А.С.Пушкин в “Капитанской дочке”? Напишите сочинение-эссе на эту тему…

Внимание! Ответы искусственного интеллекта могут быть неточными. Не полагайтесь на них в медицине, юриспруденции, финансах и вопросах безопасности

При принятии важных решений всегда консультируйтесь с профильными специалистами.Администрация сайта не несет ответственности за любой автоматически созданный контент. Если вы обнаружили ошибки, пожалуйста, сообщите об этом через кнопку репорт” внизу ответа и мы примем соответствующие меры. Спасибо за вашу помощь в улучшении качества нашего сервиса.

Ответ нейросети:

Роман “Капитанская дочка” Александра Сергеевича Пушкина поднимает множество вечных проблем, которые до сих пор остаются актуальными для нашего общества. Эти проблемы включают в себя противоречия в отношениях между правительством и народом, соперничество между различными политическими и социальными группами, морализацию и справедливость в военных конфликтах и сложности патриотизма, героизма и предательства. Кроме того, “Капитанская дочка” также поднимает вопросы о молодости и взрослении, поиске своего пути в жизни и собственной идентичности.

Одной из главных тем романа является противоречие между народом и правительством. Во времена Пугачевской бунта, когда происходят события романа, правительство находится в сложной ситуации – оно должно предотвратить бунт, но при этом необходимо сохранить поддержку народа. Пушкин указывает на коррупцию и несправедливость власти, а также на то, что народ в то время был готов до крайности нести смерть и страдания в защите своих прав и свобод.

Другой важной проблемой, которую поднимает Пушкин, является соперничество и конфликт между различными политическими и социальными группами. В романе представлены две основные фракции: старая аристократия и новое восходящее дворянство

Два главных героя – Петр Андреевич Гринев и Григорий Петрович Миронов – представляют эти две группы и борются за свои принципы и идеалы. Пушкин показывает, что оба этих типа характеров имеют свои достоинства и недостатки, и что ни одна из них не является обладателем абсолютной истины.

Проблемы морализации и справедливости в военных конфликтах также касаются сердца романа. В романе есть множество сражений и казней, и Пушкин предлагает размышления о том, чему должен следовать военный или политический лидер в моменты морального выбора. Как должны решать этих вопросов герои романа? Что является более важным – жизнь одного человека или благополучие и процветание нации? Пушкин не предлагает однозначного ответа на эти вопросы, но оставляет читателям возможность размышлений в этом направлении.

Патриотизм, героизм и предательство также представлены как сложные вопросы в “Капитанской дочке”. Герои романа борются за свою родину, но при этом сталкиваются с трудностями и испытаниями. Важным вопросом, который поднимает Пушкин, является то, что в некоторых случаях герои вынуждены совершать нравственные компромиссы, чтобы достичь своих целей. Это можно наблюдать, например, в отношении Петра Гринева к Пугачеву или в поведении многих других персонажей романа. Пушкин предоставляет возможность читателям размышлять о границах морального поведения и о ценности предательства в разных ситуациях.

Наконец, “Капитанская дочка” поднимает и вопросы о молодости и взрослении. Главный герой, граф Гринев, ищет свое место в жизни и свою собственную идентичность. Он и его ровесник Печорин (главный герой другого романа Пушкина, “Герой нашего времени”) являются типичными представителями своего времени – они ищут смысл жизни, пытаются понять свои желания и стремления, а также находятся в постоянном противоречии со своим обществом. В “Капитанской дочке” Пушкин предлагает читателям рассуждения о том, что значит взрослеть и как не потерять себя в поисках своего места в мире.

В заключение, роман “Капитанская дочка” поднимает множество вечных проблем, которые остаются актуальными и в наше время. Пушкин изображает сложность отношений между правительством и народом, соперничество между политическими и социальными группами, морализацию и справедливость военных конфликтах, сложности патриотизма, героизма и предательства, а также поиск своего пути в жизни и собственной идентичности. “Капитанская дочка” является не только историческим романом, но и универсальным литературным произведением, которое до сих пор задает вопросы, даже в нашем современном мире.

Чем же так хорош онлайн-решебник по литературе за 8 класс

Он станет отличным подспорьем восьмиклассникам в изучении дисциплины. Учебное пособие разработано коллективом известных авторов в сфере образования (Ф.Е. Соловьева, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М., Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Решебник включает верные ответы на все номера упражнений основного издания.
Чтобы освоить этот сложный предмет, нужно не только много читать, но и выполнять задания, писать сочинения и другие творческие работы. Поэтому хорошая поддержка в изучении литературы очень пригодится восьмиклассникам. С решебником ребятам будет легче справиться с темами программы:

  • авторская позиция, круг проблем и смысл заглавия «Капитанской дочки»;
  • чем отличается от классических романтических поэм «Мцыри» и в чем ее уникальность;
  • тема крепостного права и воспитания в комедии «Недоросль»;
  • отражение в баснях Крылова его таланта как философа, музыканта, писателя, журналиста;
  • русский национальный характер и юмор в поэме «Василий Теркин»;
  • любимые герои-«чудики» шукшинских рассказов.

Проблема восьмого этапа образования в том, что дети сталкиваются с постоянным увеличением нагрузки и усложнением выполняемых задач. Используя решебник, восьмиклассники смогут самостоятельно справиться с любыми заданиями учителя и получать высокие баллы на уроке.
Ресурс поможет вникнуть в суть каждого произведения, понять его глубинный смысл и характер каждого героя. Онлайн-справочник выпущен в онлайн-формате, что очень удобно, ведь зайти в ресурс можно даже с мобильного телефона или любого другого гаджета с выходом в интернет. Другим его плюсом является его простая навигация с быстрым поиском. Так что найти нужную страницу учебника не составит никакого труда. Используя онлайн-ресурс, школьники смогут быстро и правильно выполнить домашние задания без помощи репетитора, самостоятельно изучить пропущенные и проблемные темы, подготовиться к сочинению и другим творческим заданиям, уверенно чувствовать себя на уроке и отвечать на вопросы по каждому произведению, улучшить успеваемость по дисциплине. А сэкономленное время можно провести за любимыми занятиями или просто отдохнуть от учебы. Вдумчивая работа с онлайн-гдз и старание вникнуть в содержание каждого верного ответа – вот ключ к постижению секрета анализа и трактовки произведений программы и путь к выработке способности к собственным суждениям и оценке. Учебно-методический комплекс поможет ученику не только усвоить школьную программу, но и сдать экзамены на желаемую оценку. Мамы и папы смогут использовать его для проверки и контроля школьника. Преподаватели – для составления своих уроков, и подготовки материала, так занятия будут гораздо веселее и интереснее.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Какие вечные проблемы поднимает А.С. Пушкин

в повести «Капитанская дочка»?

 В основе повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина лежит крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева — одно из главных исторических событий XVIII века. Но, так как это художественное произведение, автор может использовать не только факты истории, он создает свой мир, своих героев, свою историю. И, конечно же, как и любой другой писатель, А.С. Пушкин вкладывает особый смысл в свое творение, воспроизводит в нем вечные проблемы.  В повести поднимается проблема чести и долга. На примере П. Гринева и А. Швабрина мы видим: молодые люди по-разному смотрят на эти ценности. Петр Гринев на протяжении всей повести доказывает нам, как важны честь, долг и достоинство. Он офицер, поэтому не может позволить себе запятнать свое имя, но в то же время молодой человек готов ослушаться приказа ради исполнения своего долга. Даже игральный долг П. Гринев считает обязательным, поэтому отдает большую часть своих денег, которые дали ему родители на службу. Швабрин же пренебрегает и своей честью, и долгом. Он готов на любой обман, месть и подхалимаж. Чувство долга ему не свойственно. Швабрин не может защитить вою Родину. Он руководствуется лишь собственной выгодой и местью. Эпиграфом к повести является пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду». Таким образом, А.С

Пушкин с самого начала обращает внимание читателя на значимость чести. По моему мнению, долг и честь — это ценности, которые должны быть в приоритете у каждого человека, иначе подрываются принципы морали в обществе. Другим вопросом в  данном произведении является проблема верности

Её можно рассмотреть с нескольких сторон, на тех же героях: П. Гриневе и А. Швабрине. Пётр Гринев всегда был верен Маше Мироновой и, несмотря ни на что, самоотверженно бросился её спасать и был с ней до самого конца. Но и о верности своей Родине нельзя забывать. Пётр Гринев противостоял восставшим пугачевцам как и другие офицеры Белогорской крепости, но ради спасения своей возлюбленной ему пришлось прибегнуть к хитрости и пойти на переговоры с бунтовщиком. Из-за этого по наводке А. Швабрина старшие офицеры решили, что Гринев изменил Родине, был в сговоре с Пугачевым. На самом же деле все не так, он всеми силами пытался защитить то, что было ему дорого. А  А. Швабрин легко смог предать свою Родину и, примкнув к Пугачеву, стал начальником Белогорской крепости. Он же и донёс на П. Гринева об измене, чтобы того арестовали. Швабрин не имеет в своей душе ни капли светлых чувств, лишь ложь движет им. Даже любовь он пытается заполучить. Насильно молодой человек хотел выдать Машу Миронов за себя замуж, не обращая внимания на желания девушки. Итак, верность — ещё одно ценное качество человека, которое может проявляться во всем, а А. Швабрин не верен ни себе, ни другим, ни любви, ни Родине. Так же актуальна для повести проблема «отцов и детей». Петруша Гринев воспитывался строгим отцом. Переломным моментом в воспитании мальчика является его взросление. Отец, несмотря на все свои связи, благодаря которым мог обеспечить сыну место в Петербурге, отправляет Петрушу в Белогорскую крепость. А все это для того, чтобы юноша ощутил все тяготы настоящей службы, которые смогли бы из озорного мальчишки воспитать мужчину. Пётр Гринев не мог ослушаться отца, потому что очень уважал его и  хотел доказать, что может добиться всего сам. Родители всегда переживали за сына и, желая ему только лучшего, запретили жениться на Маше Мироновой. Однако Пётр продолжает делать то, что решил. Он отправляет Машу вместе с Савельичем в родной дом с просьбой принять сироту. Родители не могут ему отказать. Но при всем этом девушке все равно приходится доказывать, что она достойна любви Петра. Таким образом, возникает противостояние в отношениях родителей и детей. Но семья — важная часть жизни любого человека, это люди, которые всегда помогут и поддержат. Маша Миронова, потеряв родителей, обретает новую семью. И это далеко не все проблемы, которые А.С. Пушкин поднимает в повести «Капитанская дочка». Эти же вопросы затрагивают во многих произведениях другие русские классики. Я считаю, что данное произведение даже через столько лет остаётся актуальным, ведь раскрывает важные жизненные проблемы.

Вечные проблемы в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

Суть вопросов, затронутых в «Капитанской дочке» остра и важна в любой период времени. Вопросы нравственного выбора человека: что есть доброе проявление, а что суть зла, актуальны и интересны любому мыслящему человеку.

В повести А.Пушкина нашли свое отражение нравственные проблемы (нравственное воспитание, честность, долг, мораль) и общественно-исторический (проблема власти и общества, народного неравенства, любви к Отечеству).

Главной из них является проблема сохранения честности и уважения к окружающим, исполнения человеческого долга, это отражает эпиграф: «Береги честь смолоду». Вопрос сохранения достоинства при любых жизненных трудностях, исполнения своего долга перед Родиной, перед своей семьей является основным в «Капитанской дочке». Человек достоин уважения, когда трудности не ломают, а укрепляют его характер. Так, Петр Гринев и другие офицеры, верные своим воинским обязанностям и не присягнувшие Пугачеву, показывают пример стойкости и мужества.

Вопросы героев нравственного характера обостряются, становятся ярче в трудных обстоятельствах. Такое случается в произведении во время восстания: капитан Миронов и его жена сделают выбор принять смерть, чем пойти с бунтующими. Общественное восстание, показанное автором, иллюстрирует и проблему народного неравенства, обострившуюся на фоне разногласий между властью и обществом.

Проблемные стороны воспитания отражены в отношениях Гринева с отцом.  Существует недопонимание между Петрушей и его отцом, нравственная основа, заложенная в нем родителями крепка. Гринев старший воспитывал в сыне умение держать слово, уважать семейные традиции, любить Отечество, не гнаться за почестями и наградами. Именно благодаря этим незыблемым основам, главный герой оказывается способен на героизм и самопожертвование.

Проблемы, освещенные в «Капитанской дочке» вечные и созвучны как современникам, так и будущим поколениям. Истинные жизненные ценности каждого человека проявляются в борьбе с трудностями, вместе с этим приходит понимание настоящей жизни трудной и интересной одновременно.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря
, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Вариант 3

Проблемы, поднятые А. С. Пушкиным в произведении «Капитанская дочка» будут актуальными в любую историческую эпоху. Автор показал нам, как разные по характеру люди, решают практически одинаковые проблемы – кто-то из них остается верным своим идеалам, кто-то – предателем. На примере взаимоотношений читатель видит понятие «добра» и «зла». Нашему поколению близки проблемы героев романа, поэтому мы близко к сердцу принимаем их и переживаем вместе с персонажами.

События, описанные в романе, происходили в конце восемнадцатого века, когда бунтовал Пугачев. В те времена особо остро поднимались проблемы: чести и достоинства, любви и долга, совести, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и насилия, высшей власти и простого народа, войны и мира, неравенства, патриотизма, верности Родине.

Автор ставит своих героев в определенные жизненные обстоятельства, показывая нам, как каждый из них находит выход из сложившейся ситуации. Моральный выбор, который нужно сделать, затрагивает вопрос жизни или здоровья человека. Не каждый герой выходит из экстремальных ситуаций чистым и незапятнанным, некоторые предают свои идеалы, перешагивают через принципы, чтобы сохранить себе жизнь.

Когда был бунт, Мироновы предпочли погибнуть, но они не сдались пугачевцам. Гринев был помилован, хотя и он мог бы лишиться жизни.

Проблемы отношений между родителями и детьми показаны на примере взаимоотношений Петра с его отцом. Между ними проскальзывает недопонимание. Но Гринев благодарен отцу за его воспитание. Если бы не он, главный герой навряд ли смог бы стать таким, каким он есть – сильным духом, высоконравственным человеком, для которого честь и достоинство превыше личных благ. Перед отправкой на службу отец дал сыну наказ, чтобы тот берег честь смолоду. И Петр помнил слова родного человека, и не предал его наставлений.

Вариант 1

Все произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проникнуто духом пугачевщины. Емельян Пугачев в восемнадцатом веке поднимал восстания и боролся за справедливость, отстаивал права угнетенных крестьян. Многие проблемы, поднятые в романе, называются «вечными», так как они актуальны в современном мире.

Главные герои произведения – носители таких нравственных качеств, как честь, совесть и долг. Одним из высоконравственных людей является молодой офицер Петр Гринев. Для него на первом месте стоят обязанности, верность слову, и только потом личные проблемы. Совершенно противоположным героем показан Швабрин, лишенный чести и достоинства, мстительный и тщеславный. У каждого из персонажей свои ценности в жизни, поэтому читатель понимает, что в романе будет идти речь о добре и зле.

Швабрин – собирательный образ, в котором воплощены негативные черты человечества. Его отправили на службу после того, как узнали, что он причастен к убийству. Швабрину все равно, что чувствуют другие люди, его не волнует долг перед Родиной, не говоря уже о чести и достоинстве. О какой нравственной составляющей может идти речь, если он не может быть верным своим словам и последовательным в действиях? Автор показывает, что во время штурма Белгородской крепости он сначала сражался, а потом, когда стало очевидным, что победа не на его стороне – перешел на сторону Пугачева, возглавил крепость, чем предал Родину.

Гринев – абсолютный антипод. Он добровольно пошел служить, дал клятву императрице и отстаивал свои права, защищал Родину. Именно в сохранении своего нравственного облика он и видит смысл жизни.

Швабрин и Гринев, кроме того, что по-разному видят понятие «чести», отличаются еще и отношением к понятию «любовь». Швабрин – мстительный и эгоистичный жених, который предлагает Маше богатства, только бы она вышла за него замуж. Но девушка быстро раскусила материальную составляющую его любви и всеми силами не поддалась горе-любовнику. Швабрин был в ярости, он как только мог, вредил Мироновой, даже посадил ее под «арест» – запер в комнате. Он думал, что в отсутствии еды и воды Маша все-таки согласится стать его супругой.

Миронова понимала свое незавидное положение, но она не отступила ни на шаг. Девушка любила Гринева и не предала это чувство.

Петр ответил ей взаимностью, у него в душе также проснулось искреннее чувство, он защитил ее честь. Вместе с Емельяном они освободили ее из плена, за что Гринев попал под арест. Но в суде мужчина ни словом не обмолвился о Маше, так как не хотел впутывать в это свою любимую девушку.

Главные герои и их характеристика

  1. Пётр Гринёв — молодой дворянин и офицер. Превыше всего ценит свою честь. Лично знал Пугачёва, и проникся к нему уважением, оставшись при этом убеждённым противником вооружённого мятежа. Позиционируется Пушкиным как образец для подражания. Этот образ раскрывается в возрастных метаморфозах: сначала Петр был безответственным и весьма ограниченным недорослем, даже по пути на фронт он совершает детские ошибки и попадает в курьезные ситуации; потом любовь преображает героя, он становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают истинного Петра — мужественного, храброго и честного; в финале перед нами не недоросль, а ответственный и готовый ко всему солдат, знающий не понаслышке, что такое честь.
  2. Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Отказалась выйти за Швабрина, готова была умереть голодной смертью, оставшись верной Петру. Приложила все усилия для спасения любимого даже после того, как на него махнул рукой собственный отец. Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. Даже несмотря на то, что шанс выйти замуж без приданного был минимален, она не согласилась стать супругой нелюбимого человека.
  3. Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, исполнительный человек, но мягкосердечный и уступчивый в быту (поэтому многие из его людей не были готовы к осаде, а кое-кто и вовсе перешел на сторону мятежников). Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. Вот эссе, которое поможет Вам узнать капитана получше.
  4. Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена коменданта. Почтенная старушка. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, ведь не хотела бросать мужа. Была безжалостно убита восставшими. Подробнее о ее характере расскажет эссе.
  5. Емельян Пугачёв — мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту. Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристикой и образ.
  6. Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гринёвым, оказывается его полной противоположностью. Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию. Изменяет присяге, подвергает мучениям Марию Миронову, после ареста клевещет на Петра в мелочном желании навредить тому, кто лучше, чем он.
  7. Екатерина II — императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
  8. Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. Это хозяйственный и ворчливый старик, привыкший экономить и во всем блюсти барские интересы. В то же время этот человек искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию его образа.

Вариант 1: Становление личности Петра Гринева

Главным героем романа «Капитанская дочь» является Петр Гринев. Через образ этого персонажа Пушкин хотел продемонстрировать читателю, как формируется личность человека. Повествование ведется от лица героя.

Родители Петра — дворяне, владеющие небольшим состоянием. В 16 лет Петр по наставлению отца отправляется служить, чему несказанно рад. Ведь он думает, что так начинается его новая свободная жизнь. Молодой человек, еще не знавший настоящих трудностей, пока обладает изнеженным и ветреным характером. Еще не добравшись до места назначения, он уже сталкивается с первым испытанием — страшной метелью. Выжить ему помогает прохожий незнакомец. Петр же в знак благодарности дарит ему свой тулуп.

В Белгородской крепости Гринев встречает свою первую любовь — Машу Миронову. И это снова становится испытанием. Ведь родители Маши резко против их свадьбы.

Следующее испытание приходит также неожиданно и быстро, как и предыдущие. Крепость оказывается захвачена группировкой Пугачева.

Никто из жителей крепости не переходит на сторону мятежника, за что они лишаются жизни. Петр уже готовится и к своей казни, но неожиданно Пугачев вспоминает в нем юношу, подарившему ему тулуп, и отпускает его.

Следующим испытанием становится необходимость освободить возлюбленную из плена перешедшего на сторону врагов Швабрина. Петр открыт с предводителями мятежников, отчего тот второй раз проявляет к нему снисхождение и Машу отпускает.

На этом испытания Гринева не заканчиваются — он попадает в тюрьму и находится там до тех пор, пока Маша не добивается помилования у самой императрицы.

Что же помогло нежному юноше превратиться в достойного и сильного мужчину? Он с честью преодолевал каждое из испытаний, выпавших на его долю: никогда не поступался своей совестью и сохранял веру в людей. Такой подход помог сформировать стальной характер и обеспечить дальнейшее счастье в жизни Петра Гринева.

Мне нравится12.5 k.Не нравится5.7 k.

Краткий анализ

Год написания
– 1833 – 1836 гг.

История создания
– Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема
– Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция
– Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр
– До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление
– Реализм и романтизм.

Пример 1

Многие авторы русской литературы, такие как Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин поднимали в своих произведениях вопросы противостояния добра и зла, проблемы нравственного выбора, верности долгу и чести.

Роман Александра Сергеевича «Капитанская дочка» является одним из произведений, которое насыщенно нравственными проблемами. Здесь каждый герой однажды встает перед выбором. Петр Гринев, молодой дворянин, отправленный отцом на службу, старается все свои поступки совершать так, чтобы не запятнать кодекс дворянской чести. Он помнит слова отца, что нужно в любой ситуации оставаться честным и порядочным. Не колеблясь, он отдает долг в сто рублей, который проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, а так же отдает свой тулуп неизвестному человеку. Петр всегда поступает, по совести. За клевету своего якобы друга Швабрина на любимую девушка Петра, он вызывает того на дуэль. Гринев готов умереть, но поступить правильно. Когда же Белгородскую крепость захватывает Пугачев, Петр не присягает ему на верность, он готов к смерти, лишь бы не опозорить дворянскую честь. Чего не скажешь о Швабрине, тот готов на все, лишь бы спасти свою шкуру. Родители Маши Мироновой тоже встают перед выбором во время штурма крепости. Отец, истекая кровью, отказывается присягнуть Пугачеву, мать, стоя у виселицы называет Емельяна беженцем. У таких родителей и дочь выросла честной и доброй. Она лучше умрет, но не выйдет замуж за ненавистного Швабрина, который мучает ее голодом, чтобы заставить сделать это. Маша любит Петра и верна ему до конца. Вроде бы и злодей Пугачев, который поднимает бунт должен быть беспринципным и жестоким, однако он милует Гринева в память о том подаренном тулупе, а так же помогает спасти Машу от Швабрина. В итоге все герои проходят путь, который проверяет их силу воли и порядочность. И оказывается, что Швабрин, который вроде бы и дворянин, но совести у него нет и душа у него гнилая. Ведь даже злодею Пугачеву не чуждо понятие чести.

Пушкин прекрасно показал, что внешний вид и принадлежность к более высокому сословию еще не гарантия того, что ты порядочный человек. Сама стилистика произведения, то есть как бы дневник юноши, предполагает то, что с нами делятся жизненным опытом. Автор адресует свой посыл в будущее, чтобы современные люди помнили, что такое нравственность. Русская литература всегда отличалась своим поучительным характером, и роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – яркое подтверждение тому.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы
«Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия
«Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Вариант 3: Образ Пугачева в «Капитанской дочке»

Уже первое знакомство с Пугачевым рождает уважение к этому герою. Он не страшится страшного бурана, сохраняет спокойствие и строит план по выживанию. Самообладание и уверенность Емельяна заразительна — она легко передается юному нежному Петру, оказавшемуся рядом с ним.

Возраст мятежника примерно равен 40 лет. У него темные волосы, стриженные в виде кружка. Мужчина носит длинную бороду с седой проседью. Глаза с некоторой долей плутовской искринки. Глаза вообще выдают все его эмоции. Сам Пугачев стройный, но имеет широкие плечи. Старается быть спокойным и размеренным во время общения с людьми. Первое впечатление оставляет приятное.

Неграмотен, не умеет ни читать, ни писать. Документы ему читает обер-секретарь, а вместо подписи Пугачев ставит каракульки. Речь героя простая народная без сложных оборотов. Владеет большим количеством пословиц и может умело использовать их в разговорах. Прекрасный рассказчик.

Пугачев яро ненавидит власти, считает их настоящими врагами народа. По отношению к ним проявляет беспощадность и даже жестокость. С легкостью отправляет людей на смерть, если те отказываются подчиниться ему самому. В этом парадокс личности: ненавидит власть, но сам себя ведет как еще более жестокий и властолюбивый правитель.

В минуты гнева Пугачев раскрывает свой подлинный своенравный и взрывной характер. Но при этом способен себя сдерживать и проявлять великодушие к тем, кто доверяет ему и относится к нему с уважением. Исполняет свои обещания. Дав однажды Гриневу обещание не забывать его милость, трижды проявляет к нему это качество, спасая от смерти.

Бунтарь переживает личностную трансформацию по мере развития сюжетной линии. В какой-то момент он начинает понимать, что является самозванцем, испытывает обреченность и призрачность своих взглядов на жизнь. Перед самой своей смертью Емельян просит у людей прощения, осознавая какие страшные дела он совершил.

Пушкин максимально честно и подробно попытался передать характер реального человека. Видно, что писатель глубоко его уважал. Но при этом не пытался обелить и избавить от всех злодеяний, который тот совершил. Всю противоречивость героя, всю глубину его души никто больше не сумел раскрыть так, как Александр Сергеевич Пушкин.

Мне нравится4.5 k.Не нравится2.6 k.

Вариант 2

«Капитанская дочка» — это роман, который рассказывает о жизни и любви двух молодых людей, оказавшихся в условиях войны и бунта. Главный герой Петр Гринев, отправленный на военную службу, влюбляется в Марью Миронову, дочь коменданта крепости, но их счастливое будущее нарушается бунтом Пугачева и коварством Швабрина.

Роман «Капитанская дочка» полон художественных оборотов и ярких описаний. Один из примеров такого описания — это описание бурана, который помешал движению Петра и его слуги. Автор с помощью ярких сравнений описывает силу бурана, придавая ему человеческие качества, например: «Он гудел и визжал, как стая зверьев, обрушивал на путников свои огромные сугробы, то поднимался в глазах, то опадал, словно пеленг в море».

Еще один пример художественного оборота — это описание тюрьмы, в которой содержали Петра Гринева. Описывая несколько различных тюремных помещений, автор создает устрашающую атмосферу мрачности и уныния, например: «Каменные стены поглощали свет, словно губительный водоворот, и всё тонуло во тьме, в жутком молчании».

Помимо художественных оборотов, в романе «Капитанская дочка» рассматриваются вопросы морали и человеческих ценностей, таких как честность, любовь и верность. Второй пример, который можно привести в качестве аргумента, — это история о том, как мои родители учили меня ценить и уважать других людей, независимо от их социального статуса или национальности. Это урок, который я усвоил благодаря своим родителям и который нашел отражение в романе «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» — это замечательный роман, который дает нам много уроков и навыков. В произведении главным образом является любовь, которая может преодолеть все препятствия.

Мне нравится300Не нравится118

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В этом и весь смысл его повести.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: