ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов 15 Проверим себя Номер 2

§ 22. нации и межнациональные отношения

Обществознание. Учебник. 8 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. 2010

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

   Данный учебник является составной частью линии учебников для основной школы по обществознанию. Он посвящен таким вопросам, как личность и общество, сфера духовной жизни, социальная сфера, экономика. Успешное освоение содержания книги поможет учащимся ориентироваться в окружающем мире, а также усвоить более сложные проблемы курса в последующем.

ОГЛАВЛЕНИЕОт авторов 4Глава I. Личность и общество 6§ 1. Выть личностью 6§ 2. Общество как форма жизнедеятельности людей 14§ 3. Развитие общества 20Выводы к главе 27Глава II. Сфера духовной культуры 29§ 4. Сфера духовной жизни 29§ 5. Мораль 37§ 6. Долг 11 совесть 45§ 7. Моральный выбор — это ответственность 53§ 8. Образование 59§ 9. Наука в современном обществе 67§ 10. Религия как одна из форм культуры 75Выводы к главе 82Глава III. Экономика 84§ 11. Экономика и ее роль в жизни общества 84§ 12. Главные вопросы экономики 92§ 13. Собственность 101§ 14, Рыночная экономика 107§ 15. Производство — основа экономики 115§ 16. Предпринимательская деятельность 123§ 17. Роль государства в экономике 132§ 18. Распределение доходов 140§ 19. Потребление 147§ 20. Инфляция и семейная экономика 155§ 21. Безработица, ее причины и последствия 163§ 22. Мировое хозяйство и международная торговля 171Выводы к главе 178Глава IV. Социальная сфера 181§ 23. Социальная структура общества 181§ 24. Социальные статусы и роли 190§ 25, Нации и межнациональные отношения 198§ 26. Отклоняющееся поведение 206Выводы к главе 214Словарь 210

Купить книгу Обществознание. Учебник. 8 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. 2010

Теги: учебник по обществознанию :: обществознание :: 8 класс :: Боголюбов :: Городецкая :: Иванова

Следующие учебники и книги:

  • Человек и общество, Обществознание, Учебник, Часть 1, 10 класс, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., 2002
  • Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., 2006
  • Обществознание в схемах и таблицах, 10-11 класс, Махоткин А.В., Махоткина Н.В., 2006
  • Обществознание в таблицах, 10-11 класс, Баранов П.А., 2012

Предыдущие статьи:

Чем отличаются правовые статусы человека и гражданина

Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина». Каждый гражданин обладает правами человека, но не каждый человек в России обладает правами гражданина Российской Федерации.

<<Форма демодоступа>>

‍Права человека предопределены его социальной природой, приобретаются с рождения и неотчуждаемы. 

Например, право на жизнь, право достоинство личности.

‍Права гражданина в России обусловлены правовой связью между лицом, являющимся гражданином, и государством. Они предоставлены именно гражданам России. В другом государстве права гражданина могут отличаться. 

Например, право избирать и быть избранным, право занимать определённые государственные должности, право заниматься определёнными видами деятельности.

Как понять, какое право считается правом человека, а какое относится только к гражданам? Если внимательно прочесть вторую главу Конституции России, видно, что при закреплении прав человека используется термин «каждый».

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (право человека). 

А при закреплении прав граждан фигурирует именно термин «гражданин», чтобы подчеркнуть принадлежность к гражданству страны.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (право гражданина). 

Анализируем и оцениваем суждения

Задание 1

Перечитайте высказывание А. И. Солженицына, представленное в рубрике «Говорят мудрые» в §15. Какие идеи, выраженные в тексте параграфа, иллюстрирует данное суждение?

Ответ:

Каждая нация в мире имеет свои ценности, свою культуру, свое наследие. У всех народов и национальностей есть свои традиции, складывавшиеся на протяжении веков. Вместе все эти перечисленные ценности являются культурным наследием, и культурное наследие является одной из самых больших ценностей, которые произвело человечество. Оно оказывается ценнее многих других достижений человечества, а потому его надо бережно хранить.

Нация имеет собственную культуру, отдельную от других культур. Самобытность культуры и делает нацию нацией. И нельзя смешивать одну культуру с другой – тогда она теряет свои особые характеристики, традиции и становится похожей на другую культуру.

Нацию создают люди, живущие в какой-либо стране. Нация и все ее проявления являются продуктом людей, живущих в ней. Культура, традиции и особенности являются проявлением личностей всех людей, живущих в стране.

Поэтому даже самые маленькие нации имеют важное культурное наследие, которое другие нации должны уважать и хранить. Каждая нация по-своему особа, и ее культура отлична от других

Поэтому это высказывание полностью правдиво — каждая нация, пусть даже маленькая и незначительная по сравнению с другими, несет свои краски и свою культуру, которая тоже заслуживает защиты.

Стр 150
Стр 152

Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов

Вопросы и задания к документу[править | править код]

Многонациональный народ Российской Федерацииправить | править код

Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

В Преамбуле народ, принявший данную Конституцию, характеризуется как многонациональный народ, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждающий права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняющий исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтящий память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождающий суверенную государственность страны и утверждающий незыблемость её демократической основы, стремящийся обеспечить благополучие и процветание государства, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознающий себя частью мирового сообщества.

Этническое значение нацииправить | править код

В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

В пунктах 1 и 2 статьи 26

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Гуманистический подход к межнациональным отношениямправить | править код

В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

В пункте 2 статьи 68

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Националистические взгляды, запрещённые Конституциейправить | править код

Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Что прописано в пункте 2 статьи 29.

Утверждение русского языка в качестве государственногоправить | править код

Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Однако именно русский язык — связующее звено в коммуникации всех жителей страны, это позволяет создать единую информационную базу, так как на русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами федерации, его используют в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.

Защита прав и свобод граждан в России

Последняя редакция Статьи 45 Конституции РФ гласит: 

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Охрана прав и свобод граждан осуществляется благодаря гарантиям в Конституции. Под государственной защитой прав и свобод понимаются направленные усилия всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной.

‍Охрана — это установление общего правового режима, а защита — те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).

Конституция Российской Федерации гарантирует, что каждый вправе защищать свои права и свободы в случае их нарушения, в том числе в суде и с помощью квалифицированных юристов. Закреплена презумпция невиновности — до тех пор, пока вина не доказана в судебном порядке, человек считается невиновным (ст. 49). Кроме того, никто не обязан свидетельствовать против себя и близких (ст. 51). 

Кроме того, в Российской Федерации существуют различные неправительственные организации, которые занимаются защитой прав человека —  комитеты и фонды солдатских матерей, комитет за гражданские права и другие. 

Ещё в статье 46 Конституции РФ предусмотрено право на защиту прав и свобод в межгосударственных органах в случае их ограничения. Исчерпав внутренние средства правовой защиты, можно подать жалобу в другие инстанции — например, в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Порядок подачи жалобы закреплён в статье 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Это не исчерпывающий перечень способов защиты своих прав. Но главным гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент. 

Нации и межнациональные отношения[править | править код]

Понятия нации и национальности, минусы политики мультикультурализмаправить | править код

Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

Нация (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки надэтнической культурной и политической традиции.

Национальность — этническая принадлежность человека, определяемая индивидом и окружающим его обществом.

Понятие мультикультурализма носит двоякое значение. С одной стороны, с помощью этого термина обозначается культурное, этническое разнообразие, проявляющееся в современных условиях глобализации. С другой стороны, мультикультурализм является политической идеологией, выражающей направленность на сохранение и развитие в рамках одной страны традиционно присущей ей культуры, что при массовом проявлении способствует формированию разнообразия культур в современном мире.

В целом как сам мультикультурализм, так и его последствия трудно оценить однозначно. Он означает отрицание культурного универсализма, отказ от интеграции и тем более от ассимиляции. Мультикультурализм продолжает и усиливает линию культурного релятивизма, сохраняя принцип равенства всех культур и дополняя его принципом культурного плюрализма. В своей максималистской форме он отвергает какое‑либо общее, центральное ядро ценностей, часто представляющее культуру доминирующей этнонациональной общности, и требует полного равенства для всех культурных, лингвистических, религиозных и иных меньшинств, для всех групп, имеющих различие. К такому взгляду склоняется западный социолог А. Этциони. В несколько умеренной форме мультикультурализм делает акцент на равном достоинстве всех культур, входящих в общество. Такой точки зрения придерживается американский социолог Ч. Тейлор.

Во всех случаях мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально‑экономическим факторам. Однако для полного социального равенства одного признания достоинства культуры недостаточно. Слабость мультикультурализма в том, что он отдает предпочтение различию и игнорирует общее. В реальной жизни человек думает и действует в трех измерениях: как все, как некоторые, как никто другой. То же самое можно сказать и о культурах. Чистых культур, особенно в наше время, не бывает. Стремление к ним является не просто утопическим, но и опасным, так как чревато распадом общества и государства. Вместе с тем сохранение культурного многообразия, безусловно, необходимо.

Делаем правильный выбор из предложенных позиций

Задание 1

«Не делай другому того, чего не желаешь себе» — гласит один из принципов:

1) Морали

2) Науки

3) Права

4) Этикета

Ответ:

1) Мораль

Задание 2

Что из перечисленного ниже представляет собой признак локального социального конфликта?

1) Конфликт затрагивает отдельные стороны общественной жизни

2) В конфликт втянуты значительные сферы жизни общества

3) Он охватывает все общество в целом

4) В него втягивается большинство государств мира.

Ответ:

1) Конфликт затрагивает отдельные стороны общественной жизни

Задание 3

Какие из указанных в списке групп являются малыми группами?

1) Семья

2) Мужчины, работающие на заводе

3) Одноклассники

4) Жители города

5) Пенсионеры республики

6) Зрители, собравшиеся на праздничный концерт

Ответ:

1 Семья

3 Одноклассники

6 Зрители, собравшиеся на праздничный концерт

Задание 4

Какую социальную роль способен исполнять ребенок, и взрослый? 

1) Потребитель

2) Наследник

3) Производитель

4) Избиратель

5) Водитель

6) Брат

Ответ:

1 потребитель

2 наследник

6 брат

Классификация прав и свобод граждан Российской Федерации

Конституционные права и свободы граждан России делятся на несколько категорий в зависимости от сферы жизнедеятельности.

Рассмотрим, что подразумевает под собой каждая категория, и приведём примеры соответствующих статей Конституции. 

Личные (гражданские) права и свободы

Это права, которые принадлежат человеку как биосоциодуховному существу: 

  • право на жизнь (статья 20), 
  • право на достоинство (статья 21, часть 1), 
  • право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22), 
  • право на неприкосновенность частной жизни (статья 23), 
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров (статья 23). 

Экономические права и свободы

Это права, которые включают в себя возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности: 

  • свобода предпринимательской деятельности (статья 34), 
  • право на частную собственность (статья 35, 36), 
  • право наследования (статья 35, часть 4), 
  • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (статья 37), 
  • право на защиту от безработицы (статья 37), 
  • право на отдых (статья 37). 

Политические права и свободы

Это права, которые позволяют личности участвовать в политической жизни общества: 

  • право на информацию (статья 29), 
  • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия (статья 31), 
  • право на участие в управлении делами государства (статья 32), 
  • право избирать и быть избранным (статья 32, часть 2), 
  • право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). 

Социальные права и свободы

Это права, которые подразумевают притязания на достойный уровень жизни и благосостояние: 

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41), 
  • право на благоприятную окружающую среду (статья 42), 
  • право на образование (статья 43). 

Культурные права и свободы

Это права и свободы, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: 

  • право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (статья 44), 
  • свобода творчества (статья 44). 

<<Форма семейного образования>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: