Ход урока
II. Актуализация знаний.
– Из чего состоит вещество?
– От чего зависит внутренняя энергия тела?
— Как зависит скорость движения молекул от температуры?
III. Новый материал.
-Посмотрите на картинку какие вещества вы видите? ( Лёд, вода, пар) (слайд2)
-Какие это состояния вещества? (Твердое, жидкое, газообразное).
-Кто может сказать тему нашего урока?(Твердое , жидкое, газообразное состояние вещества).
Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела.
Какова цель нашего урока? ( Изучить свойства агрегатных состояний и их строение).
Где мы сможем использовать знания по этой теме? (Многие производства основаны на знаниях о поведении и свойствах веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях, для получения сплавов, работа паровых турбин, различные природные явления, круговорот воды, и т.д)
Опыт: Беру кусочек льда, кладу в пробирку, нагреваю. (Лед превращается в воду, вода превращается в пар).
— Назовите в каких агрегатных состояниях находилась вода? (Слайд 4)
-Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого? (Ответы учащихся)
– Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? (Ответы учащихся).
– Достаточно ли у вас знаний чтобы обьяснить отличия агрегатных состояний на основе особенностей молекулярного строения веществ?
— Давайте рассмотрим агрегатные состояния вещества на примере воды.
Рассматриваем поочередно особенности расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества (работа в группах с учебником на с. 30-31).
Сохраняется ли форма (твердого, жидкого, газообразного) тела при неизменной температуре?
Сохраняется ли объем (твердого, жидкого, газообразного) тела при неизменной температуре?
Как располагаются молекулы (твердого, жидкого, газообразного) тела.
Объяснить силы притяжения и отталкивания.
Возможен ли переход (твердого, жидкого, газообразного) тела в другое агрегатное состояние?
Учащиеся каждой группы заполняют таблицу отвечая на вопросы своей группы, представляют свои результаты и выводы с помощью интерактивной доски, остальные учащиеся записывают в тетрадь. (Слайд 5)
Все вещества могут находиться в трех разных состояниях: твердом, жидком и газообразном, которые называются агрегатными состояниями. На этом уроке мы узнаем, какие тела называются твердыми, какие – жидкими, а какие – газообразными.
Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества§ 12. Агрегатные состояния вещества
В природе вещества встречаются в трёх агрегатных состояниях: в твёрдом, жидком и газообразном.
Агрегатные состояния воды
В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Большинство окружающих нас тел состоят из твёрдых веществ. Это дома, машины, инструменты и др. Форму твёрдого тела можно изменить, но для этого необходимо потрудиться. Например, чтобы согнуть гвоздь, нужно приложить довольно большое усилие.
В обычных условиях трудно сжать или растянуть твёрдое тело. Так, руками невозможно разорвать стальную проволоку или изогнуть рельс.
Для придания твёрдым телам нужной формы и объёма на заводах и фабриках их обрабатывают на специальных станках: токарных, строгальных, шлифовальных.
Твёрдое тело имеет собственную форму и объём
В отличие от твёрдых тел жидкости легко меняют свою форму. Они принимают форму сосуда, в котором находятся.
Например, вода, наполняющая кувшин, имеет форму кувшина. Налитая же в стакан (бутылку), она принимает форму стакана (бутылки) (рис. 28). Ho, изменяя форму, жидкость сохраняет свой объём.
Рис. 28. Изменение формы жидкости
В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму — форму шара. Это, например, капли дождя или капли, на которые разбивается струя жидкости.
На свойстве жидкости легко изменять свою форму основано изготовление предметов из расплавленного стекла (рис. 29).
Рис. 29. Выдувание вазы из жидкого стекла
Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объём.
Воздух, которым мы дышим, является газообразным веществом, или газом. Поскольку большинство газов бесцветны и прозрачны, то они невидимы.
Присутствие воздуха можно почувствовать, стоя у открытого окна движущегося поезда. Его наличие в окружающем пространстве можно ощутить при возникновении в комнате сквозняка, а также доказать с помощью простых опытов.
Если стакан перевернуть вверх дном и попытаться опустить его в воду, то вода в стакан не войдёт, поскольку он заполнен воздухом. Теперь опустим в воду воронку, которая соединена резиновым шлангом со стеклянной трубочкой (рис. 30). Воздух из воронки начнёт выходить через эту трубочку.
Рис. 30. Обнаружение воздуха в окружающем пространстве
Эти и многие другие примеры и опыты подтверждают, что в окружающем пространстве имеется воздух.
Газы в отличие от жидкостей легко изменяют свой объём. Когда мы сжимаем теннисный мячик, то тем самым меняем объём воздуха, наполняющего мяч. Газ, помещённый в закрытый сосуд, занимает весь его целиком. Нельзя газом заполнить половину бутылки так, как это можно сделать жидкостью.
Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объём.
Одно и то же вещество может находиться в различных агрегатных состояниях. Например, вода может находиться в твёрдом (лёд), жидком (вода) и газообразном (водяной пар) состояниях. В хорошо знакомом вам градуснике ртуть — это жидкость. Над поверхностью ртути находятся её пары, а при температуре -39 °С она превращается в твёрдое тело, поэтому ртутные термометры в тех случаях, где температура бывает ниже -39 °С, не применяются.
Учёные установили, что некоторые вещества, имеющиеся на Земле, встречаются и на других планетах нашей Солнечной системы1. Там они также находятся в твёрдом, жидком или газообразном состояниях. Например, на Марсе была обнаружена глина, богатая железом, а также вода в виде льда. На Юпитере водород, входящий в состав верхних слоёв атмосферы, находится в газообразном состоянии, а по мере погружения в недра планеты переходит в жидкое, а затем твёрдое состояние.
1В состав Солнечной системы входят восемь планет с их спутниками, тысячи малых планет (астероидов), кометы и частички пыли, которые обращаются вокруг Солнца.
Вопросы:
1. Какие три состояния вещества вам известны?
2. Перечислите свойства твёрдых тел.
3. Назовите свойства жидкостей.
4. Какими свойствами обладают газы?
Предыдущая страницаСледующая страница
ГДЗ Физика 7 класс. Перышкин отдыхает!
- Подробности
- Обновлено 30.01.2019 18:02
Давненько пользуемся мы этими учебниками.
Еще наши мамы и папы по ним учились.
Как же осилить домашнее задание, ответить на вопросы и решить задачи в упражнениях?
Уверена, что думающие ученики сначала всё сделают сами, а эти сведения будут помощью «застрявшим в пути».
Ответы на ДЗ по физике помогут вам проверить себя и найти ошибки.
Ответы на ДЗ из упражнений соответствуют всем выпускам учебников этого автора, начиная с 1989 г.
Так как номера упражнений с одинаковыми вопросами в разных выпусках различаются, ответы на вопросы к упражнениям скомпонованы по темам параграфов.
Заодно некоторые узнают, какую тему по физике они сейчас изучают))
Так нет ли здесь нужной вам задачи?
Обязательно найдется!
Решаем вместе?