§ 11. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Вопросы на стр.37
- 1. Почему тела не рассыпаются, хотя и состоят из отдельных молекул? 2. Почему, для того чтобы, например, сжать или растянуть ластик, нужно приложить усилие? 3. При каком условии заметнее проявляется отталкивание молекул; притяжение между молекулами?
- Штукатурка отваливается, если между ней и кирпичной стеной попадает вода. Как это можно объяснить?
УПРАЖНЕНИЕ 4
- Кузнец раскалил два куска железа, наложил их друг на друга и ударил молотом. Почему в результате этого куски соединились?
- Клей позволяет прочно соединять тела. Объясните, почему это происходит.
ЗАДАНИЕ 9
Возьмите две небольшие прямоугольные стеклянные пластины. Вымойте их и хорошо вытрите. Плотно прижмите пластины друг к другу. Разъедините их. Выполняйте все действия аккуратно, чтобы не сломать пластины и не пораниться.
Теперь проделайте тот же опыт с влажными пластинами. В каком случае разъединить пластины было легче? Почему?
§ 12. Агрегатные состояния вещества.
Вопросы на стр.39
- 1. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 2. Охарактеризуйте свойства вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях. 3. Объясните, как проводится и что доказывает опыт, изображённый на рисунке 32.
- Какие вещества мы можем наблюдать в окружающей природе и технике: а) только в твёрдом состоянии; б) только в жидком состоянии; в) только в газообразном состоянии; г) во всех трёх агрегатных состояниях; д) только в твёрдом и газообразном состоянии?
ЗАДАНИЕ 10
- В пластиковую бутылку налейте немного воды, поместите её в морозильную камеру. Через несколько часов, когда вода замёрзнет, выньте бутылку. Добавьте в неё воды и закройте крышкой. Сколько и какие состояния воды вы наблюдаете?
- Водяной пар, как и окружающий воздух, невидим. Что же представляет собой белая дымка над озером на фотографии на с. 38? Выясните это, используя Интернет.
§ 13. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.
Вопросы на стр.42
- 1. Почему одно и то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях? 2. Как движутся молекулы в газах, жидкостях и твёрдых телах? 3. В чём состоит сходство и различие свойств жидкостей и газов? Объяснение дайте на основе представлений о молекулярном строении вещества. 4. Объясните свойства твёрдых тел с позиций молекулярного строения вещества.
- В переводе с латинского aggrego означает «присоединяю, связываю». Подумайте, как связан данный перевод с физическим понятием «агрегатное состояние вещества».
УПРАЖНЕНИЕ 5
- На чувствительных весах уравновесили два одинаковых стакана. Стаканы заполнили до краёв водой: один — горячей, а другой — холодной. Равновесие весов нарушилось. Объясните почему.
- * Что будет происходить с газом, если его постоянно охлаждать? Объясните своё предположение с позиций молекулярного строения вещества.
ЗАДАНИЕ 11
Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Одну наполните доверху водой, вторую оставьте пустой. Закройте бутылки крышками. Сожмите бутылки. Опишите наблюдаемые явления. Какие выводы вы можете сделать по результатам опыта?
ИТОГИ ГЛАВЫ.
В этой главе мы только чуть-чуть приоткрыли тайну строения вещества. И уже стало понятно, зачем клей делают жидким, какова разница между льдом и водой. На вопросы «Из чего всё построено в этом мире? Почему оно построено именно так?» человек ищет ответы с давних времён. И чем дальше он проникает внутрь вещества, тем больше вопросов возникает. А ответы на эти вопросы становятся фундаментом для создания новых технологий. Знания о строении вещества, применённые в новейших технологиях, позволяют учёным создавать искусственные материалы с удивительными свойствами. И если раньше от создания теории до практического применения могли пройти века, то современные технологии позволяют сократить этот путь до нескольких лет и даже месяцев.
ОБСУДИМ?Прочитайте отрывки из поэмы римского поэта и философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей», жившего в первой половине I в. до н. э. Соотнесите примеры, которые он описывает в этих отрывках, с тем, что вы знаете о строении вещества.
ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
- Создайте модель жидкостного термометра. Объясните принцип его действия.
- «Объясняется диффузией» (возможная форма: презентация, демонстрация опытов, компьютерная анимация).
- «Свойства воды в твёрдом и жидком состоянии» (возможная форма: презентация, демонстрация опытов).
Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник 2023 года §§11-13 (Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.