№ §41гдз ответы по биологии учебник 9 класс пасечник

Пасечник, каменский, швецов - линия жизни (гдз)

§41. Экологическая ниша

Вспомните. Задание №1

Что такое местообитание?

Ответ:

Местообитание − участок суши или водоёма, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми для их существования условиями (климат, рельеф, почва, пища и др.).

Задание №2

Что такое пищевая цепь?

Ответ:

Пищевая (трофическая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

Задание №3

Что такое конкуренция?

Ответ:

Конкуренция – это борьба особей за необходимые им ресурсы. Животные чаще всего конкурируют друг с другом за пищевые ресурсы, а растения − за свет и воду.

Моя лаборатория. Задание №1

Описание экологической ниши организма 1. Выберите 2−3 хорошо известных организма. 2. Опишите экологическую нишу для каждого организма, указав не менее четырёх факторов среды (температуру, освещённость, влажность, плодородие, пищевой ресурс и др.).

Ответ:

Экологическая ниша волка: волки обитают в горах, лесах (умеренный климат), могут переживать более суровые зимы (низкие температуры), так и более приятную погоду (плюсовые температуры). Волки стайные животные, обитающие на какой−либо территории.Основное питание волка − это мелкие млекопитающие, такие как: сурки, зайцы, барсуки, лисы и т.д. Образ жизни: ночной, всесезонный. Врагами и конкурентами являются рыси и лисы. Цепь питания: минеральные вещества − растение − заяц − волк. Экологическая ниша ромашки: произрастает на обочинах дорог, пустырях (в теплом климате). Начинает расти при плюсовых температурах, любит свет. Растет на щелочных и песчанных почвах. Цвет с конца весны и до середины осени. Цепь питания: минеральные вещества − ромашка

Вопросы. Задание №1

Чем различаются понятия «местообитание»и «экологическая ниша»?

Ответ:

Местообитание организма — место, где он живёт. Экологическая ниша — совокупность необходимых для существования данного вида условий среды, а также роль вида в биологическом сообществе.

Задание №2

Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу?

Ответ:

В природе на одной и той же территории обитают сотни групп организмов разных видов. Мы знаем, что организмы ведут жёсткую конкурентную борьбу между собой, а уживаются благодаря тому, что занимают разные экологические ниши. Можно сказать, что ниша — «профессия» организма. Так, кенгуру, зебра и бизон обитают на разных континентах, но занимают сходные ниши на просторах степей. В то же время травоядные животные, обитающие в одном месте, могут занимать различные экологические ниши, поедая траву на разной высоте.

Задание №3

Может ли один вид занимать разные экологические ниши? От чего это зависит?

Ответ:

Один и тот же вид в разные периоды развития может занимать различные экологические ниши. Например, головастик питается растительной пищей, а взрослая лягушка — типичное плотоядное животное, поэтому их ниши различны.

Задание №4

Какое значение имеют экологические ниши в жизни сообщества?

Ответ:

Экологические ниши позволяют видам существовать в окружающей среде. При правильных условиях этот вид будет процветать и играть уникальную роль. Без экологических ниш биоразнообразие было бы меньше, и экосистема не была бы сбалансирована.

Подумайте. Задание №1

Можно ли по кривой толерантности судить об экологической нише данного организма?

Ответ:

По кривой толерантности можно судить об экологической нише организмов, так как толерантная кривая характеризует пределы положительного влияния экологического фактора на организмы.

§15. СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

ВСПОМНИТЕ:1. Где обитают организмы? 2. Что необходимо организмам для жизни?

Среда обитания

Природные условия на нашей планете разнообразны. Часть природы, окружающая живой организм и оказывающая на него влияние, называется средой обитания. Каждый организм может расти, развиваться и размножаться только при определенных условиях среды обитания. Среда обитания каждого организма состоит из множества элементов живой и неживой природы и элементов, привносимых деятельностью человека.

При этом одни элементы могут быть необходимы организму, другие — частично или полностью безразличны, а третьи организмы оказывают отрицательное воздействие. Например, обитающему в лесу зайцу беляку необходимы для жизни растения, кислород, вода. Без них он обойтись не может. А пень, кочка, валун не оказывают существенного влияния на жизнь зайца-беляка (рис. 76). Иногда он может использовать их для того, чтобы спрятаться от хищника или укрыться от непогоды.

Экологические факторы — это явления, свойства и элементы среды обитания, которые влияют на организм. Экологические факторы включают условия и ресурсы. Условия среды не потребляются организмами. К их числу относят температуру, влажность воздуха, солёность воды, содержание загрязняющих веществ в почве.

Ресурсы среды

Ресурсы среды обитания потребляются организмами. Для большинства организмов необходимым ресурсом является кислород. Для растений ресурсами являются солнечный свет, вода, углекислый газ. Ресурсами для травоядных животных служат растения.

Ресурсом для живых организмов может быть пространство. Растениям необходимо воздушное пространство для усвоения солнечной энергии и некоторый объём почвы для потребления воды с растворёнными в ней минеральными веществами. Растительноядным животным необходим участок пастбища. Для тли это может быть часть листа, а для стада слонов пастбищем служат десятки квадратных километров саванны (рис. 77). Хищным животным необходима охотничья территория.

Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Перечень экологических факторов может быть очень большим. По одной из классификаций их разделяют на три группы: абиотические, биотические и антропогенные.

Абиотические факторы – это факторы неживой природы. Среди них выделяют прежде всего климатические (солнечный свет, температура, влажность) и территориальные (рельеф, свойства почвы, солёность, течения, ветер).

Солнечный свет оказывает влияние на многие виды живых организмов. От солнечного света зависят температура воздуха, скорость испарения воды, движение воздушных и водных потоков в природе. Солнечный свет служит для организмов источником первичной энергии, без которой невозможна жизнь. Солнечный свет необходим для многих процессов, связанных с ростом и развитием живых организмов, обитающих на поверхности земли или вблизи неё, а также для большей части водных организмов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: