§26. Озон. Аллотропия кислорода
1. Какое значение имеет озон для жизни на Земле? Используя дополнительные источники информации, узнайте, над какими участками Земли озоновый слой наиболее тонкий.
Озоновый слой, находящийся на высоте 20-25 км защищает всё живое на Земле от губительного воздействия космического излучения. Наиболее тонкий озоновый слой располагается над Антарктикой.
2. Сравните свойства кислорода и озона. На основе этих примеров поясните сущность аллотропии.
Кислород | Озон | |
---|---|---|
Физические свойства | Бесцветный газ, без вкуса и запаха. Малорастворим в воде. | Голубой газ с характерным запахом. Плотность в 1,5 раза больше, чем у кислорода. Намного лучше растворяется в воде, чем кислород. |
Химические свойства | Взаимодействует с многими веществами при нагревании с выделением тепла и света. | Значительно более активен, чем кислород. Это связано с тем, что молекула озона распадается на 1 атом и 1 молекулу кислорода : O3 = O2 + O. В атмосфере озона некоторые вещества (спирт, фосфор) воспламеняются. Каучук становится хрупким, а красители обесцвечиваются. |
Сущность аллотропии заключается в способности химического элемента образовывать несколько простых веществ, которые различаются между собой физическими и химическими свойствами.
3. Расскажите соседу по парте об озоне по следующему плану : 1) нахождение в природе; 2) получение; 3) свойства;4) применение.Оцените работу друг друга.
Нахождение в природеВ природе озон образуется во время грозы под действием электрических разрядов – молний. В лесах озон образуется в результате окисления смолы хвойных деревьев. Озон постоянно образуется также в верхних слоях атмосферы на высоте 20-25 км.
ПолучениеОзон получают в специальных приборах – озонаторах. В озонаторе кислород превращается в озон под действием электрического разряда3O2 _постоянный ток⟶ 2O3
СвойстваПлотность озона в 1,5 раза больше плотности кислорода. Он намного лучше, чем кислород, растворяется в воде. Кроме того, его химическая активность значительно превышает активность кислорода. Так, в атмосфере озона некоторые вещества (например, фосфор и спирт) воспламеняются, каучук становится хрупким, а многие красители обесцвечиваются. Из-за высокой химической активности озон ядовит.
Высокая химическая активность озона объясняется тем, что его молекулы неустойчивы и легко распадаются с образованием атомов кислорода : O3 = O2 + O.Атомарный кислород намного активнее молекулярного.
ПрименениеВысокую химическую активность озона используют, в частности, при обеззараживании питьевой воды, воды в бассейнах, сточных вод. В воде, через которую пропускают озон, гибнут болезнетворные микроорганизмы.
Тест
1. Аллотропными модификациями являются1) кислород и водород2) кислород и озон3) натрий и калий4) алюминий и медьКислород и озон являются разными простыми веществами, образованными одним химическим элементом – кислородом. Кислород (O2) и озон (O3) Поэтому они являются аллотропными модификациями.Правильный ответ 2.
2. Озон получают1) в аппарате Киппа2) в озонаторе3) в кристаллизаторе4) в газометре Озон получают из кислорода в специальном аппарате – озонаторе : Правильный ответ 2.
3. Определите вещество по описанию : газ с характерным запахом свежести, голубого цвета, в 1,5 раза тяжелее кислорода.1) озон2) аммиак3) углекислый газ4) сероводородАммиак, углекислый газ и сероводород бесцветны, поэтому ответы 2,3,4 неверны.Правильный ответ 1.
Задания
§1. Окислительно-восстановительные реакции
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§2. Тепловые эффекты химических реакций
2
3
4
§3. Скорость химических реакций
1
2
3
4
Тестовые задания
§4. Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость
Практическая работа 1
§5. Обратимые реакций. Понятие о химическом равновесии
2
3
Тестовые задания
§6. Сущность процесса электролитической диссоциации
1
2
3
4
§7. Диссоциация кислот, оснований и солей
1
2
3
Тестовые задания
§8. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации
1
2
3
4
Тестовые задания
§9. Реакции ионного обмена
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§10. Гидролиз солей
1
2
3
Тестовые задания
§11. Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»
Практическая работа 2
§12. Характеристика галогенов
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§13. Хлор
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§14. Хлороводород: получение и свойства
1
2
3
§15. Соляная кислота и её соли
1
2
3
4
Тестовые задания
§16. Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств
Практическая работа 3
§17. Характеристика кислорода и серы
1
2
3
4
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§18. Свойства и применение серы
1
2
3
Тестовые задания
§19. Сероводород. Сульфиды
1
2
3
4
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§20. Оксид серы(IV). Сернистая кислота
1
2
4
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§21. Оксид серы(VI). Серная кислота
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§22. Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Практическая работа 4
§23. Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота
1
2
3
§24. Аммиак
1
2
3
Тестовые задания
§25. Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств
Практическая работа 5
§26. Соли аммония
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§27. Азотная кислота
1
2
3
4
5
7
Тестовые задания
§28. Соли азотной кислоты
1
2
3
§29. Фосфор
1
2
3
4
Тестовые задания
§30. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли
1
2
3
4
§31. Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода
1
2
3
§32. Химические свойства углерода. Адсорбция
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§33. Оксид углерода(II) — угарный газ
1
2
3
Тестовые задания
§34. Оксид углерода(IV) — углекислый газ
1
2
3
4
Лабораторный опыт
§35. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§36. Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
Практическая работа 6
§37. Кремний. Оксид кремния(IV)
1
2
3
Тестовые задания
§38. Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент
1
2
3
4
§39. Характеристика металлов
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§40. Нахождение метилов в природе и общие способы их получения
1
2
3
§41. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов
1
2
3
Лабораторный опыт
§42. Сплавы
1
2
3
§43. Щелочные металлы
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§44. Магний. Щелочноземельные металлы
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§45. Важнейшие соединения кальция. Жёсткость воды
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§46. Алюминий
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§47. Важнейшие соединения алюминия
1
2
3
4
5
Лабораторный опыт
§48. Железо
1
2
3
4
Тестовые задания
§49. Соединения железа
1
2
3
4
Тестовые задания
§50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Практическая работа 7
§51. Органическая химия
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§52. Предельные (насыщенные) углеводороды
1
2
3
4
Тестовые задания
§53. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды
1
2
3
4
5
§54. Полимеры
1
2
§55. Производные углеводородов. Спирты
1
2
3
Тестовые задания
§56. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§57. Углеводы
1
2
3
§58. Аминокислоты. Белки
1
2
3
4
5
§26. Озон. Аллотропия кислорода
1. Какое значение имеет озон для жизни на Земле? Используя дополнительные источники информации, узнайте, над какими участками Земли озоновый слой наиболее тонкий.
Озоновый слой, находящийся на высоте 20-25 км защищает всё живое на Земле от губительного воздействия космического излучения. Наиболее тонкий озоновый слой располагается над Антарктикой.
2. Сравните свойства кислорода и озона. На основе этих примеров поясните сущность аллотропии.
Кислород | Озон | |
---|---|---|
Физические свойства | Бесцветный газ, без вкуса и запаха. Малорастворим в воде. | Голубой газ с характерным запахом. Плотность в 1,5 раза больше, чем у кислорода. Намного лучше растворяется в воде, чем кислород. |
Химические свойства | Взаимодействует с многими веществами при нагревании с выделением тепла и света. | Значительно более активен, чем кислород. Это связано с тем, что молекула озона распадается на 1 атом и 1 молекулу кислорода : O3 = O2 + O. В атмосфере озона некоторые вещества (спирт, фосфор) воспламеняются. Каучук становится хрупким, а красители обесцвечиваются. |
Сущность аллотропии заключается в способности химического элемента образовывать несколько простых веществ, которые различаются между собой физическими и химическими свойствами.
3. Расскажите соседу по парте об озоне по следующему плану : 1) нахождение в природе; 2) получение; 3) свойства;4) применение.Оцените работу друг друга.
Нахождение в природеВ природе озон образуется во время грозы под действием электрических разрядов – молний. В лесах озон образуется в результате окисления смолы хвойных деревьев. Озон постоянно образуется также в верхних слоях атмосферы на высоте 20-25 км.
ПолучениеОзон получают в специальных приборах – озонаторах. В озонаторе кислород превращается в озон под действием электрического разряда3O2 _постоянный ток⟶ 2O3
СвойстваПлотность озона в 1,5 раза больше плотности кислорода. Он намного лучше, чем кислород, растворяется в воде. Кроме того, его химическая активность значительно превышает активность кислорода. Так, в атмосфере озона некоторые вещества (например, фосфор и спирт) воспламеняются, каучук становится хрупким, а многие красители обесцвечиваются. Из-за высокой химической активности озон ядовит.
Высокая химическая активность озона объясняется тем, что его молекулы неустойчивы и легко распадаются с образованием атомов кислорода : O3 = O2 + O.Атомарный кислород намного активнее молекулярного.
ПрименениеВысокую химическую активность озона используют, в частности, при обеззараживании питьевой воды, воды в бассейнах, сточных вод. В воде, через которую пропускают озон, гибнут болезнетворные микроорганизмы.
Тест
1. Аллотропными модификациями являются1) кислород и водород2) кислород и озон3) натрий и калий4) алюминий и медьКислород и озон являются разными простыми веществами, образованными одним химическим элементом – кислородом. Кислород (O2) и озон (O3) Поэтому они являются аллотропными модификациями.Правильный ответ 2.
2. Озон получают1) в аппарате Киппа2) в озонаторе3) в кристаллизаторе4) в газометре Озон получают из кислорода в специальном аппарате – озонаторе : Правильный ответ 2.
3. Определите вещество по описанию : газ с характерным запахом свежести, голубого цвета, в 1,5 раза тяжелее кислорода.1) озон2) аммиак3) углекислый газ4) сероводородАммиак, углекислый газ и сероводород бесцветны, поэтому ответы 2,3,4 неверны.Правильный ответ 1.
-
Назад
-
Вперед