Самостоятельная работа с ответами к учебнику Г.Е. Рудзитис
Окислительно-восстановительные реакции
Выберите верный вариант ответа
Вопрос 1. Какое вещество не образуется в результате реакции перманганата калия с соляной кислотой?
газообразный хлор вода хлорид марганца (VI) хлорид калия
Вопрос 2. Какая степень окисления у марганца в перманганате калия?
+3 +7 +5 +2
Вопрос 3. Что происходит со степенью окисления элементов в реакции между сульфатом меди и гидроксидом натрия?
она уменьшается она увеличивается она растет она не изменяется
Вопрос 4. Что происходит в реакции замещения между алюминием и соляной кислотой?
ионы водорода восстанавливаются до атомов водорода окислителями являются ионы алюминия атомы алюминия окисляются до молекул алюминия восстановителями являются атомы водорода
Вопрос 5. Что называют окислением?
образование электронов процесс присоединения электронов процесс отдачи электронов процесс разложения электронов
Вопрос 6. В чем заключается суть составления электронного баланса?
быстром определении восстановителя и окислителя расставлении коэффициентов в уравнении реакции нахождении наименьшего общего кратного чисел отданных и присоединенных электронов прямом определении зарядов всех ионов
Вопрос 7. Какого типа реакций не существует?
обмен замещение растворение соединение
Вопрос 8. Что происходит в реакции соединения между медью и кислородом?
атомы меди восстанавливаются до ионов меди атомы кислорода окисляются до ионов кислорода восстановителями являются атомы меди и кислорода окислителями являются атомы кислорода
Вопрос 9. Что происходит в реакции разложения оксида ртути(II)?
восстановителями являются нейтральные ионы ртути окислителями являются ионы кислорода ионы кислорода окисляются до атомов ртути ионы ртути восстанавливаются до нейтральных атомов ртути
Отметьте верные утверждения
Окислительно-восстановительные реакции идут без изменения степени окисления В основу классификации химических реакций положены число и состав исходных и образующихся веществ Число атомов всех элементов в левой части уравнения равно числу атомов в правой части уравнения реакции Число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, присоединенных окислителем При написании электронного баланса выписываются все химические элементы Все реакции соединения, разложения и замещения являются окислительно-восстановительными В результате реакций образуются новые вещества с новыми свойствами Сущность химических реакций состоит в появлении химических связей между веществами Степень окисления элемента может быть положительной, отрицательной или иметь нулевой зарядОтметьте верные варианты ответов !Правильные ответы доступны при прохождении теста на сайте !
Окислительно-восстановительные реакции
Выберите верный вариант ответаВопрос 1. Какое вещество не образуется в результате реакции перманганата калия с соляной кислотой?
газообразный хлор вода хлорид марганца (VI) хлорид калия
Вопрос 2. Какая степень окисления у марганца в перманганате калия?
+3 +7 +5 +2
Вопрос 3. Что происходит со степенью окисления элементов в реакции между сульфатом меди и гидроксидом натрия?
она уменьшается она увеличивается она растет она не изменяется
Вопрос 4. Что происходит в реакции замещения между алюминием и соляной кислотой?
ионы водорода восстанавливаются до атомов водорода окислителями являются ионы алюминия атомы алюминия окисляются до молекул алюминия восстановителями являются атомы водорода
Вопрос 5. Что называют окислением?
образование электронов процесс присоединения электронов процесс отдачи электронов процесс разложения электронов
Вопрос 6. В чем заключается суть составления электронного баланса?
быстром определении восстановителя и окислителя расставлении коэффициентов в уравнении реакции нахождении наименьшего общего кратного чисел отданных и присоединенных электронов прямом определении зарядов всех ионов
Вопрос 7. Какого типа реакций не существует?
обмен замещение растворение соединение
Вопрос 8. Что происходит в реакции соединения между медью и кислородом?
атомы меди восстанавливаются до ионов меди атомы кислорода окисляются до ионов кислорода восстановителями являются атомы меди и кислорода окислителями являются атомы кислорода
Вопрос 9. Что происходит в реакции разложения оксида ртути(II)?
восстановителями являются нейтральные ионы ртути окислителями являются ионы кислорода ионы кислорода окисляются до атомов ртути ионы ртути восстанавливаются до нейтральных атомов ртути
Отметьте верные утверждения
Классификация
Выделяют четыре вида ОВР:
-
межмолекулярные – атомы окислителя и восстановителя находятся в молекулах разных веществ:
MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O; -
внутримолекулярные – атомы окислителя и восстановителя входят в состав одного и того же вещества:
2KClO3 = 2KCl + 3O2; -
диспропорционирования или самоокисления-самовосстановления – атом одного и того же элемента выполняет функцию и восстановителя, и окислителя:
4K2SO3 = 3K2SO4 + K2S (в K2SO4 сера – восстановитель, в K2S – окислитель); -
контрпропорционирования – атомы одного элемента в составе исходных веществ имеют разные степени окисления, а конечных – одинаковую:
S+4O2 + 2H2S+2 = 3S + 2H2O.
Процесс окисления (отдачи электронов) записывают со знаком минус, показывая, сколько электронов получил окислитель: S-2 – 2ē → S, Al – 3ē → Al+3, Fe+2 – ē → Fe+3. Процесс восстановления (присоединения электронов) записывается со знаком плюса: Mn+4 + 2ē → Mn+2, S + 2ē → S-2, Cr+6 + 3ē → Cr+3.
Что мы узнали?
Из урока 9 класса химии узнали, что окислительно-восстановительная реакция – взаимодействие веществ с изменением степени окисления. Эта условная величина указывает, сколько электронов принял (со знаком минус) или отдал (со знаком плюс) атом. В результате взаимодействия акцепторов (окислителей) и доноров (восстановителей) возникает ковалентная связь. Различают четыре типа ОВР: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования, контрпропорционирования.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Что такое акцептор?
- Окислитель, отдающий электроны
- Восстановитель, принимающий электроны
- Окислитель, принимающий электроны
- Восстановитель, отдающий электроны
Общее описание
В ходе ОВР происходит обмен атомов. Акцептор или окислитель принимает электроны, а донор или восстановитель – отдаёт. Получается, акцептор восстанавливается (добирает недостающие электроны), а донор окисляется (теряет электроны). Эти процессы происходят одновременно и зависят друг от друга.
Обмен электронами осуществляется на внешнем энергетическом уровне. В результате возникают ковалентные связи.
Рис. 1. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
Степень окисления – условный заряд атома, указывающий на состояние окисления конкретного атома. Величина не отражает истинный заряд атома и используется для удобства записи и расчёта уравнения.
Степень окисления записывается цифрой сверху элемента. Знаки плюса и минуса указывают, чем является элемент – восстановителем (+) или окислителем (-). У простых веществ, свободных элементов всегда «нулевая» степень окисления.
Примеры окислительно-восстановительных реакций:
- 2Mg + O2 → 2Mg+2O-2 (магний отдал два электрона, кислород – принял);
- H2 + F2 → 2H+1F-1;
- 2Na + Cl2 → 2Na+1Cl-1;
-
Cu+2S+6O4-2 + Fe → Fe+2S+6O4-2 + Cu.
Рис. 2. Примеры записи уравнения ОВР.
Все металлы являются восстановителями. Они легко отдают внешние электроны и активно вступают в реакции с неметаллами. Элементы с неметаллическими свойствами могут выступать в роли восстановителя и окислителя, в зависимости от реакции. Значение можно узнать из специальной таблицы.
Рис. 3. Таблица степеней окисления элементов.
Степень окисления акцептора в процессе ОВР увеличивается, степень донора – уменьшается.
Что поможет в освоении химии?
Девятиклассникам придется попотеть, чтобы добиться хороших результатов в учебе. Программа обучения становится в разы сложнее и объемнее. Кроме того, полным ходом идет подготовка к экзаменам. Не все школьники справляются с такими нагрузками. Многие, пытаясь сосредоточиться на нескольких задачах сразу, допускают повсюду промахи. Особенно сложно нагнать потом упущенные навыки по химии, так как эта наука весьма специфична. Поэтому лучше сразу предотвратить всякие недоразумения. Для этого достаточно воспользоваться справочником ГДЗ по Химии 9 класс Учебник Рудзитис, Фельдман (Просвещение, 2016 г.).
На девятом году обучения ученикам предстоит учить такие темы как:
- Окислительно-восстановительные реакции.
- Характеристика кислорода и серы.
- Сероводород. Сульфиды.
- Соли аммония.
- Фосфорная кислота и её соли.
- Химические свойства углерода. Адсорбция, и т.д.
Основные сложности возникают с составлением уравнений реакций, так как некоторые учащиеся не могут запомнить, что именно для этого надо. На уроках они списывают все с доски и не особо задумываются над тем, каким образом учитель приходит тем или иным выводам. Неудивительно, что дома подростки не могут повторить все продемонстрированные в классе схемы. Решебник позволит им разобраться во всех деталях и без всяких трудностей решать заданные номера.
Химия 9 класс (Габриелян) Проверочная работа № 35
ПР-35. Вариант 1
№ 1. Веществом, которое за счёт аниона проявляет только восстановительные свойства, является 1) серная кислота 2) хлорид магния 3) нитрит кальция 4) сульфат калия 5) бромид аммония ОТВЕТ: 2, 5.
№ 2. Бром проявляет только восстановительные свойства в соединении 1) бромид натрия 2) бромоводородная кислота 3) бромат натрия 4) гипобромит натрия 5) пербромат натрия ОТВЕТ: 1, 2.
№ 3. Процессу восстановления соответствует схема 1) N2O3 —> NO2– 2) N2O3 —> NO3– 3) N2O5 —> NO2– 4) N2O5 —> NO3–5) NO —> N2 ОТВЕТ: 3, 5.
№ 4. Сера как химический элемент проявляет восстановительные свойства в реакции, уравнение которой 1) H2S + Pb(NO3)2 = PbS + 2HNO32) 2H2SO3 + O2 = 2H2SO43) S + Zn = ZnS 4) 2H2S + O2 = 2S + 2H2O 5) H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2 ОТВЕТ: 2, 4.
№ 5. Химический элемент железо проявляет окислительные свойства при взаимодействии 1) хлорида железа (II) и хлора 2) железа и брома 3) хлорида железа (III) и ртути 4) железа и раствора сульфата меди (II) 5) железной окалины и алюминия. ОТВЕТ: 3, 5.
№ 6. Схема превращений P–3 —> P+5 может быть реализована при взаимодействии 1) P + O2 —> … 2) Na3P + КМnО4 + H2SO4 —> … 3) Са3Р2 + O2 —> … 4) P2O3 + О2 —> … 5) РСl3 + Сl2 —> … ОТВЕТ: 2, 3.
№ 7. Соединения азота с наиболее выраженными окислительными свойствами — это 1) HNO3, 2) N2O3, 3) NO, 4) NaNO2, 5) KNO3. ОТВЕТ: 1, 5.
№ 8. Окислительно-восстановительная реакция — это реакция 1) железа с раствором сульфата меди 2) кристаллического хлорида натрия с концентрированной серной кислотой 3) оксида кальция с оксидом углерода (VI) 4) нитрата бария с концентрированной серной кислотой 5) натрия с хлором ОТВЕТ: 1, 5.
№ 9. Установите соответствие между схемой превращений и реагентами, при взаимодействии которых эта схема может быть реализована.Схема превращенийA) S —> S–2 Б) S —> S+4B) S —> S+6Реагенты1) сера и азотная кислота 2) сера и вода 3) сера и избыток кислорода 4) сера и железо ОТВЕТ: А–4, Б–3, В–1.
№ 10. В результате погружения стальной пластинки в раствор сульфата меди (II) её масса увеличилась на 0,04 г. Чему равна масса меди (г), осевшей на пластинке? ОТВЕТ: 0,32 г.
Дополнительные задания
№ 1. Какая из приведённых ниже реакций протекает в водном растворе? 1) Cu + Hg(NO3)2 —> … 2) Cu + FeCl3 —> … 3) Cu + FeSO4 —> … 4) HCl + NaNO3 —> … 5) H2S + H2SO3 —> … 6) Fe + Ba(NO3)2 —> … ОТВЕТ: 1, 2, 5.
№ 2. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и веществом-восстановителем.Схема окислительно-восстановительной реакции:A) NH3 + O2 —> N2 + H2O Б) Н2O2 + H2SO3 —> H2SO4 + H2O В) N2 + O2 —> NO Г) HNO3(p) + Cu —> Cu(NO3)2 + NO + H2OВосстановитель: 1) NH3, 2) O2, 3) H2SO3, 4) N2, 5) HNO3, 6) Cu. ОТВЕТ: А–1, Б–3, В–4, Г–6.
№ 3. Установите зависимость между средой и продуктом вое становления перманганата калия.Среда: A) кислая, Б) нейтральная, B) слабощелочная, Г) сильнощелочнаяПродукт: 1) МnO42–, 2) МnO2, 3) Мn, 4) Mn2+, 5) Мn. ОТВЕТ: А–4, Б–2, В–2, Г–1.
Вы смотрели: Химия 9 Габриелян Проверочная 35 «Окислительно-восстановительные реакции» с ответами по учебнику химии для 9 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.