Примеры составления уравнений ОВР методом электронного баланса
1. Составить уравнение реакции алюминия с углеродом.
- Al+C → Al4C3
- В первую очередь, определяются элементы, меняющие свои степени окисления:
Al+C → Al4+3C3-4 - Атом алюминия в ходе реакции отдает 3 электрона, меняя свою степень окисления с 0 на +3
Al → Al+3
1Al-3e- → 1Al+3 - Атом углерода принимает 4 электрона, меняя свою степень окисления с 0 на -4
C → C+4
1C+4e- → 1C-4 - Поскольку, число отданных и принятых электронов между атомами должно совпадать, следует сбалансировать уравнение, подобрав множители, для этого кол-во отданных алюминием электронов, записывают в схему реакции углерода, а кол-во электронов, принятых углеродом — в схему реакции алюминия:
4| 1Al-3e- → 1Al+3 3| 1C+4e- → 1C-4
- В итоге, алюминий отдает 4·3=12 электронов;
- углерод принимает 3·4=12 электронов
- Осталось определить стехиометрические коэффициенты, которые необходимо проставить перед формулами веществ, чтобы уравнять кол-во их атомов в левой и правой части уравнения;
- Кол-во атомов алюминия, вступающих в реакцию:
4·1Al=4Al - Кол-во атомов углерода, вступающих в реакцию:
3·1C=3C - Окончательный вид уравнения:
4Al+3C = Al4+3C3-4
2. Составить уравнение реакции азотной кислоты с йодом.
- Схема реакции:
HNO3+I2 → HIO3+NO+H2O - Определяем элементы, меняющие свои степени окисления:
HN+5O3+I2 → HI+5O3+N+2O+H2O - Азот меняет степень окисления с +5 на +2 — принимает 3 электрона, и является окислителем:
N+5 → N+2
N+5+3e- → N+2 - Йод меняет степень окисления с 0 на +5 — отдает 5 электронов, и является восстановителем, но, поскольку молекула йода двухатомна, то в схеме она записывается в молекулярном виде, а кол-во отдаваемых электронов соответственно удваивается:
I2 → 2I+5
I2-10e- → 2I+5 - Уравниваем заряды:
10| 1N+5+3e- → 1N+2 3| 1I2-10e- → 2I+5
- Было до реакции 10·1N+5=10N+5, после реакции образовалось: 10·1N+2=10N+2
- В реакцию вступило всего 6 атомов йода (3·2) или три молекулы 3I2, после реакции образовалось 3·2I+5=6I+5;
-
Расставляем найденные коэффициенты:
10HNO3+3I2 = 6HIO3+10NO+2H2O
3. Составить уравнение реакции соляной кислоты (концентрированной) с оксидом марганца (IV).
- HCl+MnO2 → Cl2+MnCl2+H2O
- HCl-1+Mn+4O2 → Cl2+Mn+2Cl2+H2O
- Соляная кислота является восстановителем, оксид марганца — окислителем.
- Атом хлора отдает свой электрон, но в правой части нулевой заряд имеет молекула хлора, состоящая из двух атомов, поэтому, для ее получения нужны 2 электрона от двух атомов хлора:
Cl-1 → Cl2
2Cl—2e- → Cl2 - Атом марганца получает 2 электрона, снижая свою степень окисления с +4 до +2:
Mn+4 → Mn+2
Mn+4+2e- → Mn+2 - Поскольку, хлор отдает два электрона, а марганец эти же два электрона принимает, оба коэффициента будут равны 2, и их можно сократить:
1| 2Cl--2e- → Cl2 1| Mn+4+2e- → Mn+2
- Получаем уравнение, отличающееся от исходного только стехиометрическим коэффициентом 2, который стоит перед формулой соляной кислоты (два атома хлора отдают по одному электрону):
2HCl+MnO2 → Cl2+MnCl2+H2O - Осталось найти стехиометрические коэффициенты для остальных веществ, чтобы уравнять левую и правую части уравнения.
- В левой части уравнения 2 атома хлора, в правой — 4, чтобы уравнять атомы хлора, перед формулой соляной кислоты ставим 4, но, теперь в правой части уравнения получается на 2 атома водорода меньше, чтобы уравнять атомы водорода, перед молекулой воды ставим коэффициент 2 — теперь кол-во всех атомов в левой части и в правой части уравнения одинаково:
4HCl+MnO2 → Cl2+MnCl2+2H2O - Ионное уравнение реакции:
4H++4Cl-+MnO2 = Cl2+Mn2++2Cl-+2H2O
4. Составить уравнение реакции сероводорода с раствором калия перманганата в кислой среде.
- Схема реакции:
H2S+KMnO4+H2SO4 → S+MnSO4+K2SO4+H2O - Определяем элементы, меняющие свои степени окисления:
H2S-2+KMn+7O4+H2SO4 → S+Mn+2SO4+K2SO4+H2O - Сера меняет свою степень окисления с -2 до 0, т.е., отдает 2 электрона (сероводород — восстановитель):
S-2 → S
S-2-2e- → S - Марганец меняет свою степень окисления с +7 до +2, т.е., принимает 5 электронов (калия перманганат — окислитель):
Mn+7 → Mn+2
Mn+7+5e- → Mn+2 - Электронные уравнения:
5| S-2-2e- → S 2| Mn+7+5e- → Mn+2
- 5H2S+2KMnO4+H2SO4 = S+MnSO4+K2SO4+H2O
- 5H2S+2KMnO4+3H2SO4 = 5S+2MnSO4+K2SO4+8H2O
- Ионное уравнение:
5H2S+2MnO4-+6H+ = 5S+2Mn2++8H2O
Предварительный просмотр:
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации
по химии в 11 классе
Каждое правильно выполненное задание части 1 (с выбором ответа) оценивается в 1 балл. Правильным считается, если обведен только один номер верного ответа.
Задание части 2 (с кратким ответом) считается выполненным верно, если указанные в ответе цифры (и их порядок) соответствуют правильно выбранным вариантам ответа. Полный правильный ответ оценивается 2 баллами, за неполный правильный ответ – 1 балл, за неверный ответ (или его отсутствие) – 0 баллов.
Задание части 3 (с развёрнутым ответом) считается выполненным верно:
C1 правильно выполнены все элементы задания: расставлены коэффициенты, указан окислитель и восстановитель (3 балла). За каждый правильно выполненный элемент задания ставится 1 балл;
С2 правильно выполнены все действия задачи: записано уравнение реакции, определена масса вещества в растворе или вещество в недостатке, найдено неизвестное по задаче (3 балла). За каждое правильно выполненное действие задачи ставится 1 балл;
ГДЗ — лучшее решение проблем
Химия пригодится ученикам как для получения многих профессий, так и для решения бытовых вопросов. Это изначально кажется, что знать непростые соединения и вещества в принципе не обязательно, ведь у ребят нет осознания того, зачем именно они все это учат. Таким образом могут возникнуть многочисленные пробелы, которые помешают правильно воспринимать последующий материал. Решебник к учебнику по химии за 9 класс Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. (ФГОС) позволит быстро и качественно освоить предмет.
Используя справочник для систематических занятий, ученики получат возможность:
- улучшить качество домашних заданий;
- своевременно находить и устранять ошибки;
- тщательно разбирать непонятные темы;
- заранее готовиться к многочисленным проверочным испытаниям.
Работать с решебником подростки могут в удобном для себя темпе, так как издание доступно онлайн и открыть его легко с любого гаджета, подключенного к Интернету. Уделяя тренировкам хотя бы несколько минут в день, отстающие от программы учащиеся не только нагонят одноклассников, но и продвинутся вперед, что обеспечит им хорошие оценки и похвалу учителя.
Контрольная работа химии рудзитис
А 1. Общая формула гомологического ряда алканов:
- С n H 2n 2. C n H 2n+2 3. C n H 2n-2 4. C n H 2n-6
А 2. Число элементов в веществе бутан равно :
- 1 2. 2 3. 3 4. 4
А 3. Гомологи – это :
- Гексан и гексаналь. 2. Гексан и гексен. 3. Бутан и пентан. 4.Бутан и пентил.
А 4. Реакции замещения характерны для :
- Этана. 2. Пропена. 3. Бутадиена. 4. Пентина.
А 5. Структурные изомеры – это :
1. Гексан и бутан. 2. Циклобутан и циклопропан. 3. Бутан и 2-метилбутан. 4. Бутан и 2-метилпропан.
А 6. В молекуле какого вещества отсутствуют π-связи :
- Этина. 2. Изобутана. 3. Этена. 4. Циклопентена.
А 7. Число атомов углерода в 5,6 л (н. у. ) пропана, равно :
- 5 . 10 22 2. 1,5 . 10 23 3. 0,1 . 10 23 4. 4,5 . 10 23
А 8. Углеводород, в котором орбитали всех атомов углерода имеют sp 3 -гибридизацию, — это
- Изобутан. 2. Бутадиен -1,3. 3. Пропин. 4. Бензол.
А 9. Массовая доля водорода будет наибольшей в соединении:
- С 3 Н 8 2. С 4 Н 10 3. С 6 Н 6 4. С 5 Н 12
А 10. 2 -бром- 2 -метилбутан взаимодействует с
1. Концентрированной серной кислотой. 2. Азотом. 3. Хлороводородом. 4. Гидроксидом калия в спиртовом растворе.
А 11. Объем (в литрах, н. у.) порции этана, содержащей 7,224 . 10 23 атомов водорода, равен:
- 26,88 2. 13,44 3. 4,48 4. 53,2
А 12. Наиболее близкие химические свойства имеют оба вещества набора:
- Сульфаты кальция и марганца (II). 2. Этан и пропан. 3. Диоксиды кремния и серы.
4. Этилен и ацетилен.
А 13. В схеме превращений этанол → Х →бутан веществом Х является :
- Бутанол – 1. 2. Бромэтан. 3. Этан. 4. Этилен.
А 14. Масса ( в граммах ) смеси, состоящей из 2,24 л ( н. у. ) метана и 1,12 л ( н. у. ) азота равна :
- 1 2. 2,3 3. 3 4. 4,6
А 15. Общая формула гомологического ряда циклоалканов :
- С n H 2n+2 2. C n H 2n 3. C n H 2n-2 4. C n H 2n-6
А 16. Реакция отщепления (элиминирования ) не характерна для :
- Бромэтана. 2. Пропанола. 3. 1,2 – дибромэтана. 4. 2,2,3,3 – тетраметилэтана.
А 17. В результате следующих превращений
С + Н 2 → Х 1 → Х 2 → Х 3 → Х 4 → Х 5 образуется конечный продукт (Х 5 ):
- Пропан. 2. Бутан. 3. Этан. 4. Этилен.
А 18. Масса (кг ) тетрахлорметана, полученного из 64 кг метана с практическим выходом 97,4 %, составляет :
- 600 2. 300 3. 900 4. 1500
А 19. Назовите вещество по международной номенклатуре ИЮПАК :
СН 3 – СН – СН 2 – СН 3
- 2 – этилпропан. 2. 3 – этилпропан. 3. 3 – метилпентан. 4. 3 – метилбутан.
А 20. Масса углеводорода ( в граммах ), полученного при нагревании 48 г 2 – бромбутана с 7,67 г натрия, составляет :
Полугодовая контрольная работа по химии 8 класс, Рудзитис
Работа состоит из 13 заданий и состоит из двух частей. Часть А включает в себя 9 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа, В части В содержатся задания с полным развернутым ответом. Максимальное количество балов за контрольную работу равно 24.
Часть А Каждое задание оценивается в 2 балла.
О простом веществе, а не о химическом элементе кислород идет речь в выражении:
Кислород входит в состав воды;
Кислород содержится в земной коре;
Кислород входит в состав атмосферы;
Кислород входит в состав оксидов;
Для очистки воды от нерастворимых в ней примесей используется метод:
Химическое явление – это:
Смесью веществ не является:
Сложное вещество – это:
Относительная молекулярная масса наибольшая у вещества с формулой:
Запись 3О2 означает:
2 молекулы кислорода;
3 молекулы кислорода;
5 атомов кислорода;
6 атомов кислорода;
Азот проявляет наибольшую валентность в соединении с формулой:
Массовая доля серы в серной кислоте H2SO4 равна:
Часть В
В1 Рассчитайте относительные молекулярные массы и поставьте вместо звездочки знак больше или меньше Mr(Fe2O3)*Mr(BaCl2)
В2. Определите валентность элементов по формуле: HF, NH3, Cl 2O5, FeO.
В3. Напишите формулы соединений с кислородом (оксидов): оксида калия,
оксида кремния (IV), оксида водорода, оксида золота (III), оксида серы (VI)
В4. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций, укажите тип реакции:
Итоговая контрольная работа по химии
за первое полугодие
II вариант
Работа состоит из двух частей. Часть А включает в себя 9 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа, В части В содержатся задания с полным развернутым ответом. Максимальное количество балов за контрольную работу равно 24.
Часть А Каждое задание оценивается в 2 балла.
О химическом элементе, а не о простом веществе азот идет речь в выражении: