ГДЗ Биология 9 класс рабочая тетрадь Линия Жизни В В Пасечник 13 Индивидуальное развитие организма онтогенез Номер 1

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: индивидуальное развитие   организмов – онтогенез - презентация

Постэмбриональный период

После рождения или выхода из яйцевых оболочек и зародышевых оболочек начинается постэмбриональный период развития. У различных видов животных постэмбриональный период жизни может продолжаться от нескольких дней до десятков лет.

Постэмбриональный период делится на несколько этапов развития. Познакомимся с ними на схеме.

Ювенильный период в зависимости от типа онтогенеза протекает с прямым или непрямым развитием.

В этот период при прямом развитии выклюнувшиеся из яйцевых оболочек или новорожденные отличаются от взрослой формы преимущественно размерами, а также недоразвитием ряда органов и пропорциями. По всем остальным признакам дочерний организм полностью похож на родительский. Прямое развитие в постэмбриональный период характерно для человека и всех млекопитающих, птиц и рептилий.

При непрямом развитии в постэмбриональный период промежуточной стадией является личинка, которая имеет значительные отличия от взрослой особи. На личиночном этапе постэмбрионального развития зарождаются временные органы, которых затем не появляются у взрослого организма. К примеру, головастик очень схож с рыбами по своему строению. Когда личинка достигает конкретной  степени становления, проистекает ее метаморфоз, в течение которого определяются черты взрослой особи.

Наиболее характерной чертой ювенильного периода является увеличение размеров развивающегося организма – рост. Установлено, что интенсивность роста больше в начале онтогенеза, а затем постепенно снижается, при этом в разные периоды развития она неодинакова. В течение периода роста функционируют все системы органов, окончательно складываются видовые и персональные особенности организмов, особь достигает присущих для вида размеров.

Наиболее значительным для развития человека считается именно ювенильный период постэмбрионального онтогенеза. В этот момент происходит становление речи, совершенствование двигательной активности, развиваются все основные мыслительные процессы, а также формируется трудовая деятельность.

Позже других систем дифференцируется половая система. Половое созревание в постэмбриональный период у человека наступает по-разному. Познакомимся на схеме.

Когда заканчивается ее формирование, наступает второй период постэмбрионального развития – пубертатный.

2. Пубертатный период характеризуется наступлением половой зрелости. Именно в этот момент организм способен к осуществлению процесса размножения. Продолжительность этого периода у разных видов различна. Следует остановиться на особенностях пубертатного периода у человека.

К примеру, пубертатный период у девочек наступает раньше, приблизительно к 16-18 годам. У мальчиков пубертатный период приходит значительно позже к 18-20 годам. При этом формирование человеческого организма заканчивается к 22-25 годам. В период зрелости человек подготовлен к вступлению в брак и размножению.

Пубертатный период длится у людейдо60-летнеговозраста у мужчин, и до 56-летнего возраста у женщин. Далее наступает процесс старения.

3. Старение организма характеризуется постепенным снижением способности клеток к делению, преобладанием процессов диссимиляции над ассимиляцией,(преобладание распада веществ и уменьшение их синтеза) увяданием половой функции, нарушением нормальной работы всех систем органов. Интенсивность процесса старения обусловлена многими биологическими факторами, а для человека необходимо учитывать роль социальной среды.

Старение приводит к естественному завершению онтогенеза – смерти.

Статически установлено, что средняя продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин. Во многом это объясняется особенностями труда мужчин, высоким травматизмом, вредными привычками.

Общие сведения

Определение онтогенеза базируется на др.-греч. «онтос» — сущий, «генезис» — зарождение. Это процесс индивидуального развития организма, период, включающий в себя множество внешних и внутренних изменений организма, которые происходят с ним на протяжении всего времени существования, начиная от зарождения и заканчивая смертью.

Термин «онтогенез» был введён немецким биологом Эрнстом Геккелем в середине XIX века. Он в равной степени применим к любому представителю животных, растений и микроорганизмов.

У одноклеточных организмов (простейшие, бактерии) онтогенез начинается в момент разделения материнской клетки на две и появления нового одноклеточного организма. Он совпадает с клеточным циклом и завершается либо очередным делением, либо смертью в результате негативного внешнего воздействия.

Рис. 1. Деление клетки.

Онтогенез многоклеточных организмов, размножающихся бесполым путём, начинается в момент выделения группы клеток материнским организмом. Например, у гидры процесс онтогенеза начинается в момент отделения от материнской особи нового организма при почковании.

У многоклеточных организмов, размножающихся половым путём, онтогенез начинается в момент оплодотворения, результатом которого является зигота — первая клетка будущего нового организма.

Репродуктивное здоровье

Последствие влияния внешних факторов на развитие зародыша

На онтогенез человека оказывают влияние факторы внешней среды. Среди них различают факторы, необходимые для нормального развития, а также вредные для развития зародыша.

Влияние на развитие зародыша оказывают полноценное питание матери, ее режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек. Оптимальное соотношение данных внешних факторов обнаруживает благоприятное влияние на развитие зародыша.

Такие внешние факторы как лекарственные и токсические вещества, действие лучистой энергии, изменение температуры – способны в небольших количествах проявлять отрицательное влияние на зародыш.

Из данных факторов следует особо отметить алкоголь, курение и наркотические вещества. Воздействие их на организм губительно даже в зрелом возрасте, а на эмбриональной стадии способно вызвать нарушение развития и различные уродства.

Соответственно, для нормального развития зародыша следует устранить влияние на него всех перечисленных факторов

Поэтому для любого человека должно быть важно репродуктивное здоровье

Поэтому, основными составляющими компонентами репродуктивного здоровья считаются нормально протекающий процесс полового созревания, отсутствие заболеваний систем органов, состояние полного эмоционального и психического благополучия.

Какие же факторы влияют на репродуктивное здоровье? Познакомимся с ними на схеме.

Все эти факторы способствуют нарушению репродуктивного здоровья. Для сохранения репродуктивного здоровья необходимо соблюдать основные правила здорового образа жизни. Соответственно, нужно заниматься спортом, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, следить за своим здоровьем, в том числе и половой системы, соблюдать оптимальное соотношение труда и отдыха.

Просвещение молодых людей о роли репродуктивного здоровья должно начинаться в семье, а продолжаться в школе.

Подросткам необходимо помнить, что от их репродуктивного здоровья зависит здоровье их потомства. Поэтому только от каждого из нас зависит благополучие наших детей и внуков.

Важность знаний по биологии

Многие дети после окончания девятого класса навсегда покинут школу, продолжив обучение в других учебных заведениях. А пока им предстоит готовиться к экзаменам и тщательно изучать все текущие предметы. Особого внимания заслуживает биология. Программа по ней предусматривает знакомство со строением и функциями человеческого тела. Подобные знания носят не только познавательный, но и вполне прикладной характер, так как помогут школьникам понять, как нужно следить за своим здоровьем, для чего существует личная гигиена и т.п. У учащихся порой возникают проблемы с восприятием того или иного параграфа. Устранить их можно с помощью пособия ГДЗ по биологии 9 класс тетрадь для лабораторных и практических работ Борисов, Антипенко (Аверсэв, 2023 г.).

  1. Строение тканей организма человека.
  2. Составление суточного рациона и режима питания.
  3. Первая помощь при растяжениях и переломах конечностей.
  4. Основные показатели общего анализа крови.
  5. Первая помощь при кровотечениях.
  6. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, и т.д.

В решебнике ученики найдут много понятно изложенной информации, которая позволит углубить или дополнить полученные на уроках навыки. Так как учитель не всегда может охватить все нюансы изучаемой темы, то подросткам приходится самостоятельно разбирать оставшиеся аспекты. Справляются с этим далеко не все, поэтому электронный помощник придется девятиклассникам как нельзя кстати.

Эмбриональный период

Эмбриональный период развития или эмбриогенез наступает с создания зиготы.Прекращение этого периода при всевозможных типах онтогенеза связано с различными моментами развития и наступает в разные этапы. Так личиночный эмбриогенез завершается с выходом из яйцевых оболочек, неличиночный – с покиданием зародышевых оболочек, внутриутробный – с момента рождения.

Эмбриональный период делится на несколько стадий. Познакомимся с ними на рисунке.

1. Начальный этап развития зиготы, представляющей собой одну клетку,  именуется дробление. В этот момент она подвергается митотическому делению с приумножением численности клеток. В последствие каждой стадии дробления число клеток увеличивается в два раза. Образовавшиеся в процессе дробления клетки получили название бластомеры. Причем их объем с всяким новым делением не увеличиваются, а наоборот, уменьшаются. Соответственно, вследствие дробления клеток зиготы общий объем массы зародыша не изменяется. У человека данный этап эмбрионального периода длится в течении 6 суток.

2. После этапа дробления наступает стадия бластулы. При этом бластомеры выстраиваются в один слой, и происходит образование полого  шарообразного зародыша –бластулы. Внутри этого шарика находится жидкость, а полость получила название бластоцель.

На 7 сутки шарообразный зародыш попадает в полость матки и начинается имплантация – внедрение клеток бластулы в стенки матки. Завершается этот процесс к концу 8-х суток.

Стадия бластулы протекает у эмбрионов всех разновидностей животных.

3. У всяких многоклеточных животных последующим за бластулой этапом развития проистекает гаструляция. Стадия гаструлы представляет процесс обособления эмбриональных листков, в ходе коего у животных зародыш из однослойного становится двухслойным. Соответственно гаструла складывается из двух разновидностей клеток, образующих эмбриональные листки: наружный – эктодерму и внутренний – энтодерму. Отверстие, ведущее в углубление гаструлы, именуется гастропором или вторичным ртом. Губки и кишечнополостные завершают развитие гаструлы,когда у них сформированы только два слоя, третий у них не образуется. Эти организмы относятся к двухслойным животным.

У всех других животных происходит образование гаструлы третьего эмбрионального листка – мезодермы.

4. Далее наступает стадия органогенеза или нейрулы. На данном этапе осуществляется становление тканей и органов будущего организма.

Нейрула животных представляет собой трехслойный эмбрион. Из каждого листка или элемента нейрулы происходит формирование конкретных органов. Из эктодермы формируются ткани нервной системы и нервная трубка. Помимо этого она дает начало наружным покровам кожи, а также эпителиальной ткани, выстилающей различные внутренние органы. Из мезодермы нейрулы развиваются элементы скелетной мускулатуры, органы выделения, половые железы и кровеносная система. Эктодерма является зачатком опорной системы – хорды.

Органогенез заканчивается к окончанию эмбрионального периода, но дифференцировка и усложнение органов длится еще и в постэмбриональном периоде.

Эмбрион животных формируется как целостный организм, в котором все клетки, ткани и органы пребывают в близком взаимодействии. При этом один зачаток проявляет воздействие на другой, в существенной мере устанавливая ход эмбрионального развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: