Фазы кратко
Деление проходит в 2 последовательных этапа, которые принято называть мейоз I (или первое деление мейоза) и мейоз II (или второе деление мейоза). Между ними есть короткий период интеркинеза (укороченная интерфаза). Каждый этап состоит из 4 фаз, основные процессы которых представлены на следующей схеме мейоза кратко и понятно:
Во время такого деления происходят постоянные перестройки ядерных структур и цитоплазмы, конденсация и деконденсация ДНК, образование и распад белковых комплексов. Схематично представлен мейоз в такой таблице по фазам:
Название фазы | Краткая характеристика |
---|---|
Профаза I | Происходит обмен гомологичными генами между хромосомами, подготовка к делению |
Метафаза I | Хроматин формирует метафазную пластинку |
Анафаза I | Биваленты разъединяются, и гомологичные хромосомы перемещаются к разным полюсам клетки |
Телофаза I | Формирование 2 ядер, деление цитоплазмы |
Интеркинез | Подготовка ко второму делению |
Профаза II | В каждой клетке растворяется ядерная оболочка, образуется веретено деления |
Метафаза II | Хромосомы выстраиваются в метафазную пластинку |
Анафаза II | В каждой хромосоме разъединяются хроматиды и расходятся к разным полюсам |
Телофаза II | Формируются ядра, происходит разделение цитоплазмы, деление завершается |
Значение понятия «мейоз»
Данная форма деления в основном характерна для клеток половой системы, а именно яичников и сперматозоидов. С помощью мейоза из материнской диплоидной клетки образуются четыре гаплоидные гаметы с n набором хромосом.
Состоит процесс из двух стадий:
- Редукционная, мейоз 1 – состоит из четырёх фаз: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Первое деление мейоза заканчивается образованием из диплоидной клетки двух гаплоидных.
- Еквационная стадия, мейоз 2, процессуально схожа с митозом. Для этого этапа характерно разделение сестринских хромосом и расхождение их к разным полюсам.
Делению клетки обязательно предшествует стадия интерфазы. На этой стадии в клетке происходят очень важные процессы: Удвоение или репликация ДНК, усиленный синтез белка, многие органоиды также удваиваются, например митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и другие.
Каждый этап состоит из четырёх последовательных фаз, которые плавно переходят одна в другую. Между двумя стадиями деления интерфаза практически отсутствует, поэтому повторный процесс репликации ДНК не происходит.
Рис. 1. Схема первого деления мейоза.
Особенностью первой стадии деления является профаза 1, которая состоит из отдельных пяти этапов. Объяснение процессов, которые происходят на каждом из них, вы найдёте далее в таблице. В ходе профазы 1 хромосомы укорачиваются за счёт спирализации. Гомологичные хромосомы так плотно соединяются друг с другом, что происходит процесс конъюгации (сближение и слияние участков хромосом). В это время некоторые участки несестринских хромосом могут обменяться друг с другом, такой процесс называется кроссинговером.
Рис. 2. Схема второго мейотического деления.
Мейоз I:
Профаза I
В профазе I мейоза происходят следующие изменения:
- Хромосомы конденсируются и присоединяются к ядерной оболочке.
- Возникает синапсис (попарное сближение гомологичных хромосом) и образуется тетрада. Каждая тетрада состоит из четырех хроматид.
- Может произойти генетическая рекомбинация.
- Хромосомы сгущаются и отсоединяются от ядерной оболочки.
- Подобно митозу, центриоли мигрируют друг от друга, а ядерная оболочка и ядрышки разрушаются.
- Хромосомы начинают миграцию к метафазной (экваториальной) пластине.
В конце профазы I клетка входит в метафазу I.
Метафаза I
В метафазе I мейоза происходят следующие изменения:
- Тетрады выравниваются на метафазной пластине.
- Центромеры гомологичных хромосом ориентированы на противоположные полюса клетки.
В конце метафазы I клетка входит в анафазу I.
Анафаза I
В анафазе I мейоза происходят происходят следующие изменения:
- Хромосомы перемещаются в противоположные концы клетки. Подобно митозу, кинетохоры взаимодействуют с микротрубочками, чтобы переместить хромосомы к полюсам клетки.
- В отличие от митоза, сестринские хроматиды остаются вместе после того, как гомологичные хромосомы перемещаются в противоположные полюса.
В конце анафазы I клетка входит в телофазу I.
Телофаза I
В телофазе I мейоза происходят следующие изменения:
- Волокна веретена продолжают перемещать гомологичные хромосомы на полюса.
- Как только движение завершено, каждый полюс клетки имеет гаплоидное количество хромосом.
- В большинстве случаев цитокинез (деление цитоплазмы) происходит одновременно с телофазой I.
- В конце телофазы I и цитокинеза образуются две дочерние клетки, каждая из которых имеет половину числа хромосом исходной родительской клетки.
- В зависимости от типа клетки могут возникать различные процессы при подготовке к мейозу II. Однако генетический материал не реплицируется снова.
В конце телофазы I клетка входит в профазу II.
ГДЗ не противоречит программе
В каждой школе учителя используют разную программу, исходя из этого подбираются и соответствующие дополнительные учебные пособия. Помимо учебников, ребятам приходится пользоваться также рабочими тетрадями и другими дидактическими материалами. Преподавателям часто не хватает времени, чтобы детально рассмотреть каждую изучаемую тему, поэтому они компенсируют это повышенным количеством упражнений на дом. Однако понимания теории у детей все равно не появляется. Решебник Лисова по биологии за 9 класс (2022 г.) позволит не только качественно сделать все номера, но и уяснить суть параграфов.
В справочниках школьники найдут полное отражение текущей тематики:
- первая помощь при ожогах;
- сон и сноведения;
- строение мочевыделительной системы.
К каждому заданию из учебника авторы привели верные ответы и готовые решения. Наглядные примеры и дополнительные комментарии призваны лучше понять ход действий. Используя эти сведения для самопроверки, учащиеся добьются значительных успехов в освоении предмета.
Интерфаза
- Фаза G1: этап развития клетки перед синтезом ДНК. На этой стадии клетка подготавливаясь к делению увеличивается в массе.
- S-фаза: период, в течение которого синтезируется ДНК. Для большинства клеток эта фаза занимает короткий промежуток времени.
- Фаза G2: период после синтеза ДНК, но до начала профазы. Клетка продолжает синтезировать дополнительные белки и увеличиваться в размерах.
В последней фазе интерфазы клетка все еще имеет нуклеолы. Ядро окружено ядерной мембраной, а клеточное хромосомы дублируются, но находятся в форме хроматина. В клетках животных две пары центриолей, образованных из репликации одной пары, расположены за пределами ядра. В конце интерфазы клетка переходит в первый этап мейоза.
Как изучать биологию дополнительно
Вот несколько самых популярных вариантов:
- Занятия с репетитором.
Как правило, довольно-таки дорого, но при этом очень эффективно. Частный преподаватель все объяснит, расскажет и не оставит у ученика никаких вопросов.
Помощь родителей и одноклассников.
К знакомым и родным можно в любой момент обратиться за помощью – они точно не откажут. Самое главное — эти люди должны разбираться в предмете.
Использование онлайн-решебник.
Готовое Домашнее Задание многим кажется чем-то вредным и не очень полезным. Но все это – миф. У онлайн-решебника есть огромное количество преимуществ, о которых стоит рассказать подробнее.
Второе деление мейоза (эквационное)
Интерфаза между первым и вторым делениями короткая, в ней не происходит репликации ДНК, и каждая хромосома содержит по две сестринские хроматиды.
Дальше процессы деления будут проходить в двух образовавшихся клетках параллельно
Обратите, пожалуйста, внимание, дальше мы будем говорить только про одну из них
Фаза | Процессы |
Профаза II n2c | Постепенно разрушаются ядерная оболочка и ядрышко.Хромосомы спирализуются, то есть утолщаются и становятся хорошо различимы.Центриоли расходятся по полюсам клетки.Формируется веретено деления. |
Метафаза II n2c | Хромосомы, как ответственные танцоры хоровода, выстраиваются в линию по экватору клетки. Одним концом нити веретена деления прикрепляются к центромерам, другим концом к центриолям. |
Анафаза II 2n2c | Нити веретена деления делят двухроматидные хромосомы на две однохроматидные хромосомы. Дочерние хромосомы расходятся по полюсам клетки. В итоге из каждой хромосомы образовались 2 новые, при этом количество ДНК не поменялось.Хромосомный набор у каждого полюса — 1n1c, в клетке — 2n2c. |
Телофаза II nc | Вокруг каждого набора хромосом образуется ядро. Каждое ядро состоит из гаплоидного набора хромосом. Нити веретена деления исчезают. Происходит цитокинез. В итоге из одной диплоидной клетки образовались 4 клетки с гаплоидным (одинарным) набором хромосом. |
Кто такие химеры?Ученые биологи из Японии, Испании и США создали эмбрион, в котором объединили клетки свиньи и человека. Ученые ввели в яйцеклетку человека стволовые клетки свиньи. Такой эмбрион назвали химерой. По этическим причинам такое скрещивание запрещено и не подлежит дальнейшим исследованиям. |
Решебники не для списывания
Школьникам кажется, что нет ничего проще, чем воспользоваться справочником «ГДЗ по биологии 9 класс Рабочая тетрадь Лисов Н.Д.» Что тут особо думать? Бери и списывай! Но такой подход может привести к еще большим проблемам с учебой. Почему? По причине того, что ребята не обращают особого внимания на то, что написано в сборнике.
Добиться максимального эффекта от работы с пособием можно следующим образом:
- сначала необходимо изучить параграф из учебника;
- затем стоит самостоятельно сделать все заданные упражнения в рабочей тетради;
- только затем можно приступить к проверке решений по решебнику;
- в конце нужно провести подробную работу над ошибками.
Подобный метод принесет не только полноценные знания, но и стабильно хорошие оценки. Для ребят же, которые плохо разбираются в биологии и больше склонны к гуманитарным дисциплинам, ГДЗ вообще станут настоящей находкой! В них предельно просто и понятно описаны все действия, поэтому проблем с восприятием материала не возникнет ни у кого из учеников. Заниматься с решебником можно как на постоянной основе, так и по мере возникновения вопросов.
Значение понятия «мейоз»
Данная форма деления в основном характерна для клеток половой системы, а именно яичников и сперматозоидов. С помощью мейоза из материнской диплоидной клетки образуются четыре гаплоидные гаметы с n набором хромосом.
Состоит процесс из двух стадий:
- Редукционная, мейоз 1 – состоит из четырёх фаз: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Первое деление мейоза заканчивается образованием из диплоидной клетки двух гаплоидных.
- Еквационная стадия, мейоз 2, процессуально схожа с митозом. Для этого этапа характерно разделение сестринских хромосом и расхождение их к разным полюсам.
Делению клетки обязательно предшествует стадия интерфазы. На этой стадии в клетке происходят очень важные процессы: Удвоение или репликация ДНК, усиленный синтез белка, многие органоиды также удваиваются, например митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и другие.
Каждый этап состоит из четырёх последовательных фаз, которые плавно переходят одна в другую. Между двумя стадиями деления интерфаза практически отсутствует, поэтому повторный процесс репликации ДНК не происходит.
Рис. 1. Схема первого деления мейоза.
Особенностью первой стадии деления является профаза 1, которая состоит из отдельных пяти этапов. Объяснение процессов, которые происходят на каждом из них, вы найдёте далее в таблице. В ходе профазы 1 хромосомы укорачиваются за счёт спирализации. Гомологичные хромосомы так плотно соединяются друг с другом, что происходит процесс конъюгации (сближение и слияние участков хромосом). В это время некоторые участки несестринских хромосом могут обменяться друг с другом, такой процесс называется кроссинговером.
Рис. 2. Схема второго мейотического деления.
Разница между митозом и мейозом
Эту иллюстрацию можно распечатать и поместить в рамочку на своем столе, так как она идеально отражает отличия митоза от мейоза. На экзамене часто в заданиях разной степени сложности попадаются вопросы об этом
Итак, важное отличие митоза от мейоза:
В итоге митоза образуется две дочерние диплоидные (с количеством хромосом, характерным для любой особи данного вида) клетки, полностью идентичные материнской. На рисунке они такие же фиолетовые с 46 хромосомами, как и материнская.
В итоге мейоза образуется четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (половина от диплоидного). При этом в процессе кроссинговера и независимого расхождения в них произошло изменение генетической информации. Поэтому на рисунке каждая из них отличается цветом и числом хромосом от материнской.
Во всех вариантах ЕГЭ обязательно присутствуют задания на определение количества хромосом в той или иной фазе митоза или мейоза. Ниже приведены примеры таких заданий относительно мейоза и их решения.
Пример 1.В клетках слизистой оболочки желудка позвоночного животного 24 хромосомы. Определите количество хромосом в профазе мейоза 2 при образовании гамет? В ответ запишите только соответствующее число.
Решение. В профазе второго деления клетки набор хромосом — n2c, так как во время телофазы первого деления количество хромосом уменьшилось вдвое. Здесь нужно вспомнить, что клетки слизистой оболочки желудка соматические, а это значит, что они диплоидные 2n2c (n — число хромосом, c — число ДНК). Следовательно, необходимо количество хромосом уменьшить вдвое.
Ответ: 12.
Пример 2.Соматические клетки лошади содержат 40 хромосом. Определите количество хромосом и молекул ДНК в ядре при образовании гамет перед началом деления и в конце телофазы мейоза II?
Решение.В соматических клетках двойной набор хромосом 2n2c — 40 хромосом и 40 молекул ДНК.В интерфазе, перед началом деления, проходит репликация ДНК, генетический набор 2n4с — 40 хромосом и 80 молекул ДНК.В конце телофазы мейоза II набор nc — 20 хромосом и 20 молекул ДНК.
Ответ: перед началом деления — 40 хромосом и 80 молекул ДНК, в конце телофазы мейоза II — 20 хромосом и 20 молекул ДНК.
Похожие ГДЗ Биология 9 класс
Решебник №2
Предыдущее
Следующее
Биология весьма познавательна и может быть очень интересна. Учебный курс за девятый класс рассчитан на изучение общих понятий жизни и ее организации. Школьники рассмотрят методы исследования в биологии, познакомятся с гипотезами возникновения и развития жизни на Земле, узнают о мировоззренческих взглядах о сущности всего живого. В конце года они будут уметь:
- Ставить лабораторные эксперименты, наблюдать и описывать результаты.
- Распознавать на схемах основные части органов, клеток и др.
- Сравнивать биологические объекты.
- Оценивать влияние окружающей среды на человека.
- Применять на практике полученные знания.
Дисциплина способствует всестороннему развитию личностных качеств учащихся, а также формирует целостное представление о процессах и явлениях природного характера.
Какие трудности поджидают на уроках биологии
Однако и трудностей с ней порой возникает не меньше. Самым сложным для школьников иногда становятся письменные задания, где надо изложить все основные тезисы. Лучше всего с этим поможет справиться решебник к учебнику «Биология 9 класс Рабочая тетрадь Пасечник, Швецов Просвещение».
Что в него включено
Все упражнения распределены по тематическим разделам и главам, что облегчает их поиск в пособии. Верные и максимально понятные онлайн-ответы помогут:
- без проблем справиться с домашним заданием;
- углубить и проработать пройденные темы;
- детально разобрать особо сложную тему и понять основную суть;
- сэкономить время и силы на поиск необходимой информации.
Доступно изложенные решения в «ГДЗ по Биологии 9 класс Пасечник» помогут школьникам лучше подготовиться к урокам и понять изучаемый материал. Систематическое применение решебника только положительно скажется на качестве знаний и уровне успеваемости.
Значение мейоза
В многоклеточном организме мейозом делятся только половые клетки. Поэтому главное значение мейоза – это обеспечение механизма полового размножения, при котором сохраняется постоянство числа хромосом у вида.
Другое значение мейоза – это протекающая в профазе I перекомбинация генетической информации, т. е. комбинативная изменчивость. Новые комбинации аллелей создаются в двух случаях. 1. Когда происходит кроссинговер, т. е. несестринские хроматиды гомологичных хромосом обмениваются участками. 2. При независимом расхождении хромосом к полюсам в обоих мейотических делениях. Другими словами, каждая хромосома может оказаться в одной клетке в любой комбинации с другими негомологичными ей хромосомами.
Уже после мейоза I клетки содержат разную генетическую информацию. После второго деления все четыре клетки отличаются между собой
Это важное отличие мейоза от митоза, при котором образуются генетически идентичные клетки
Кроссинговер и случайное расхождение хромосом и хроматид в анафазах I и II создают новые комбинации генов и являются одной из причин наследственной изменчивости организмов, благодаря которой возможна эволюция живых организмов.
Мейоз I:
Профаза I
В профазе I мейоза происходят следующие изменения:
- Хромосомы конденсируются и присоединяются к ядерной оболочке.
- Возникает синапсис (попарное сближение гомологичных хромосом) и образуется тетрада. Каждая тетрада состоит из четырех хроматид.
- Может произойти генетическая рекомбинация.
- Хромосомы сгущаются и отсоединяются от ядерной оболочки.
- Подобно митозу, центриоли мигрируют друг от друга, а ядерная оболочка и ядрышки разрушаются.
- Хромосомы начинают миграцию к метафазной (экваториальной) пластине.
В конце профазы I клетка входит в метафазу I.
Метафаза I
В метафазе I мейоза происходят следующие изменения:
- Тетрады выравниваются на метафазной пластине.
- Центромеры гомологичных хромосом ориентированы на противоположные полюса клетки.
В конце метафазы I клетка входит в анафазу I.
Анафаза I
В анафазе I мейоза происходят происходят следующие изменения:
- Хромосомы перемещаются в противоположные концы клетки. Подобно митозу, кинетохоры взаимодействуют с микротрубочками, чтобы переместить хромосомы к полюсам клетки.
- В отличие от митоза, сестринские хроматиды остаются вместе после того, как гомологичные хромосомы перемещаются в противоположные полюса.
В конце анафазы I клетка входит в телофазу I.
Телофаза I
В телофазе I мейоза происходят следующие изменения:
- Волокна веретена продолжают перемещать гомологичные хромосомы на полюса.
- Как только движение завершено, каждый полюс клетки имеет гаплоидное количество хромосом.
- В большинстве случаев цитокинез (деление цитоплазмы) происходит одновременно с телофазой I.
- В конце телофазы I и цитокинеза образуются две дочерние клетки, каждая из которых имеет половину числа хромосом исходной родительской клетки.
- В зависимости от типа клетки могут возникать различные процессы при подготовке к мейозу II. Однако генетический материал не реплицируется снова.
В конце телофазы I клетка входит в профазу II.
Для чего нужен предмет биология
В девятом классе некоторым ученикам уже приходится решать, какую профессию они выберут. Это касается тех, кто собирается получать среднее образование, то есть, поступить в колледж. Определившись с профессией, они должны узнать, какие предметы им понадобится сдавать. Дети, которые хотят стать тренером по определённому виду спорта или посвятить свою жизнь медицине, должны в обязательном порядке сдавать биологию
Тем не менее, остальные дети также должны уделять внимание этому предмету. Биология может оказаться нужной в обычной жизни
А это значит, что школьники, которые имеют какие-то проблемы с изучением данного предмета, должны что-либо предпринять. Вариантов существует довольно-таки много.
Преимущества работы с ГДЗ по биологии за 9 класс рабочая тетрадь Пасечник В. В., Швецов Г. Г. (Дрофа)
Как же работать с данным ресурсом, чтобы получить все возможности? Для начала стоит забыть о бессознательном копировании ответов. Прибегать к помощи материалов готовых домашних заданий необходимо в тех случаях, когда учащийся уже выполнил все упражнения и хочет проверить себя на наличие недочетов, а также дополнить свое решение. Таким образом, только ответственный подход к внедрению пособия в ежедневную подготовку позволит улучшить успеваемость в школе и поддержать ее на высоком уровне. Биология как наука о живой и неживой природе включает в себя большое количество не только теоретической информации, но и практических задач. На уроках ребята будут проводить наблюдения и эксперименты, решать творческие упражнения. На новой ступени школьного образования учеников познакомят со следующими темами:
- Что изучает цитология?
- Обмен веществ и энергии в клетке.
- Типы размножения.
- Экологические факторы воздействия на живые организмы.
- Популяция как форма существования вида.
- Рациональное использование природных ресурсов.
Таким образом, учащиеся максимально погрузятся в исследовательскую деятельность и расширят свой кругозор. Ученики смогут продемонстрировать свои навыки и умения, выполняя задачи разного уровня сложности. Книга содержит всю необходимую информацию для успешного обучения. Помимо верных ответов, заполненных таблиц и схем, школьники найдут здесь альтернативные методы выполнения типовых заданий, удобную и понятную структуру, соответствующую содержанию дополнительного учебного пособия. Сайт дарит ученикам возможность превратить рутинную подготовку к урокам в увлекательный и познавательный процесс. Ведь теперь вместе с решебником школьники смогут самостоятельно, без вмешательства мамы, папы, репетиторов и педагогов решить такие проблемы, как:
- отсутствие мотивации;
- неудовлетворительные оценки;
- пробелы в знаниях из-за частых пропусков;
- сложности с подготовкой к контрольным срезам;
- нехватка свободного времени.
Будущие выпускники средней школы думают не только о школьных занятиях, но и о предстоящих экзаменах. Ребята, которые выбрали в качестве будущей профессии научное и медицинское направление, смогут расширить свои познание о дисциплине в этом учебном году. Остальные ученики разовьют в себе исследовательские навыки и расширят кругозор. Теперь девятиклассники всегда будут готовы к урокам, и никакие неожиданные «достаем двойные листочки» не застигнут их врасплох. Решебник станет верным спутником школьника на пути к совершенствованию навыков и умений, которые пригодятся ему на пути к успеху в будущем. Обязательно присмотритесь к электронному решебнику!
Предмет Биология в 5 классе
В большинстве школ изучение этого предмета начинается с пятого класса. Программа по биологии – интересная и разнообразная, этот предмет развивает представления о живой природе, формирует у детей систему научных знаний о живых системах и организмах. Для успешного усвоения этой программы мы предлагаем ознакомиться с ГДЗ по биологии 5 класс учебник Пасечник, Суматохин, Гапонюк (Просвещение, 2023г.). Это книга, написанная коллективом опытных авторов в соответствии с ФГОС. Учебное пособие оценили учителя, которые используют его в своей ежедневной работе и одобрили его содержание.
Из предыдущей школьной программы дети уже знакомы с окружающим миром, а в 5 классе начинается углубленное изучение природы, организмов, закономерностях их строения и жизнедеятельности. Один из ключевых элементов учебного плана – понятие о роли биологической науки в практической деятельности людей. Учебник по биологии, который представлен на этой странице, написан полностью в соответствии со школьной программой по предмету. Он станет хорошим помощником в изучении теоретической части биологии и для решения практических задач. Он подходит в качестве решебника, с помощью которого можно сделать домашние задания и проверить правильность их выполнения.