№ §26гдз ответы по биологии учебник 9 класс пасечник

Значение научного наследия Н.И. Вавилова

Из экспедиций Вавилов привозил ценные образцы растений, которые были собраны в центрах их происхождения. Сотни тысяч этих образцов ежегодно размножаются в коллекциях института растениеводства, носящем сегодня имя Н.И.Вавилова. Они активно используются селекционерами в качестве исходного материала для создания новых сортов. Единственный континент (кроме Антарктиды), на котором долгое время не развивалось земледелие это – Австралия. Поэтому ее территория не была детально изучена и не вошла в систему мировых центров происхождения растений. Только в последние годы ученые начинают использовать в своих работах акации и эвкалипты в других регионах мира.

Центры происхождения культурных растений

За время многочисленных экспедиций в различные уголки земного шара Николай Иванович Вавилову удалось изучить мировые растительные ресурсы и установить, что самое большое разнообразие форм вида сосредоточено в районах непосредственного происхождения данного вида.

Замечание 1

Основываясь на изучениях собранных во время экспедиций материалов, используя биогеографический метод, он выделил восемь главных центров происхождения культурных растений и дал описание важнейшим сельскохозяйственным культурам, которые первыми возникли в выделенных районах. Н. И. Вавилову удалось установить не только первичные центры происхождения культурных растений, которые связаны с древними очагами цивилизации и местом первичного возделывания этих растений, но также и выделить вторичные центры, которые связаны непосредственно с последующими периодами культуры земледелия.

Какие же центры выделил Н.И. Вавилов? Он указал ориентировочно территории восьми самых главных центров происхождения растений.

  • Китайский центр – родина сои, гречихи, гаоляна, редьки, проса, вишни, сливы.
  • Индийский центр – признан родиной риса, сахарного тростника, цитрусовых, баклажана, черного перца, огурца.
  • Среднеазиатский центр дал миру сорта мягких пшениц, бобов, гороха, конопли, репы, чеснока, моркови, груши, абрикоса.
  • Переднеазиатский центр — стал родиной разных видов пшеницы, ржи, ячменя, инжира, розы.
  • Средиземноморский центр — это район происхождения сахарной свеклы, капусты, петрушки, маслин.
  • Абиссинский центр в Африке — родина твердых сортов пшеницы, сорго, кофе и бананов.
  • Из территорий Северной Мексики и центральных районов Северной Америки пришли к нам виды кукурузы, хлопчатника, табака, тыквы.
  • Южноамериканский центр является родиной картофеля и ананаса.

Краткая биографическая справка

Выдающийся отечественный ученый-энциклопедист Николай Иванович Вавилов родился в Москве, $25$ ноября $1887$ г. Высшее образование он получил в Московском сельскохозяйственном институте, который закончил в $1911$ году. Еще учась в институте, Николай Иванович изучал вопросы земледелия и селекции. С начала двадцатых годов он возглавлял различные исследовательские учреждения генетического направления. Фактически Вавилов возглавил отечественную генетику.

Благодаря настойчивости и энтузиазму Николая Ивановича с $1920$ по $1940$ годы удалось снарядить для изучения растительных ресурсов характерных для Средней Азии, Средиземноморья и других регионов многочисленные экспедиции.

Коллекция культурных растений, которая была собрана в этих многочисленных экспедициях и сохраняется в ВИРе (Всесоюзный институт растениеводства), состоит более чем из $300$ тыс. образцов.

Статья: Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

На основе анализа собранного материала Вавилов выдвинул целый ряд научных теорий в области генетики и селекции, и сделал огромный вклад в существенное развитие биологической науки. Под его именем было опубликовано около $300$ научных работ по селекции, земледелию, географии, организации сельского хозяйства

Значительное внимание Николай Иванович уделял особенностям организации сельского хозяйства и внедрению в него достижений науки

В $1926$ году Вавилов, за плодотворные научно-исследовательские работы в области селекции, установления центров происхождения культурных растений, а также за открытие закона гомологических рядов был представлен к премии имени В. И. Ленина. В $1940$ году, его наградили золотой медалью имени Н. М. Пржевальского за исследования географии растений в Афганистане и в этом же году — Большой золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставкив за успешные работы в области селекции и семеноводства.

Дальше Вавилов активно продолжил работать на благо науки. С $1929$ г. он был академиком АН СССР и академиком АН УССР, был избран президентом ($1929—1935$ гг.), позже вице-президентом ВАСХНИЛ ($1935—1940$ гг.).

К сожалению, видный ученый был незаслуженно арестован в $1940$ году и погиб в застенках НКВД в $1943$ году. А отечественная генетика не только понесла тяжелую утрату, но и на долгие годы была запрещена.

§26. Достижения мировой и отечественной селекции

Вспомните. Задание №1

Каковы основные методы селекции?

Ответ:

Основными методами селекции любых организмов являются гибридизация и искусственный отбор. При гибридизации осуществляется скрещивание родительских особей и получение от них гибридов. Искусственный отбор — отбор, производимый человеком, с целью выделения и сохранения особей с наиболее полезными для человека признаками.

Задание №2

Что лежит в основе успешной селекционной работы?

Ответ:

Селекция может быть успешной при выполнении следующих условий: • исходное видовое (сортовое) разнообразие материала — объекта селекционной работы; • использование наследственной изменчивости (в первую очередь мутационной); • учет и использование факторов среды в развитии и проявлении изучаемых признаков; • знание закономерностей наследования при гибридизации; • применение форм искусственного отбора, направленных на выделение и закрепление желательных признаков.

Задание №3

Что такое старение?

Ответ:

Старение человека, как и старение других организмов, — это биологический процесс постепенной деградации частей и систем организма человека и последствия этого процесса.

Вопросы. Задание №1

Каково значение работ Н. И. Вавилова для селекции и биологии в целом?

Ответ:

Основой успеха селекционной работы в значительной степени является генетическое разнообразие исходного материала. В своей работе селекционеры используют всё многообразие диких и культурных растений. В связи с этим выдающийся генетик и селекционер академик Николай Иванович Вавилов (1887—1943) указал на необходимость использовать в селекции растений всё видовое многообразие флоры нашей планеты. Под его руководством были организованы научные экспедиции в разные районы Земли для сбора образцов различных культурных растений, их диких предков и сородичей. В ходе экспедиций было собрано более 160 тыс. образцов разных видов и сортов растений.

Задание №2

Какой вклад внесли работы И. В. Мичурина в достижения отечественной и мировой селекции?

Ответ:

В разработку теории и практики селекции растений большой вклад внёс учёный−селекционер Иван Владимирович Мичурин (1855—1935). Он вывел около 300 новых сортов плодовых растений. В своих работах он широко применял скрещивание географически отдалённых форм. Так, скрещивая французский сорт груши Бере рояль с дикой уссурийской и выращивая сеянцы в условиях средней полосы России, он создал сорт Бере зимняя, сочетающий высокие вкусовые качества плодов с зимостойкостью. Методы, разработанные И. В. Мичуриным, успешно используются селекционерами и в настоящее время.

Задание №3

Какие достижения в селекции связаны с применением методов гибридизации и отбора?

Ответ:

С помощью таких методов, как гибридизация и отбор селекционеры получили новые породы животных (померанский шпиц, карликовые коровы), а также ценные высокоурожайные сорта пшеницы, ржи.

Задания. Задание №1

Приведите примеры использования в селекции явления гетерозиса.

Ответ:

Гетерозис — увеличение жизнеспособности гибридов вследствие унаследования определённого набора аллелей различных генов от своих разнородных родителей. В сельскохозяйственных странах гетерозис широко используется при возделывании кукурузы, сахарной и кормовой свёклы, сорго, лука, томата, перца, огурца, моркови.

Подумайте. Задание №1

Какие возможности открывает перед селекцией использование методов генной и клеточной инженерии?

Ответ:

Во второй половине XX в. стали применять принципиально новые методы экспериментальной биологии — клеточную и генную инженерию, которые открывают возможности создания организмов с новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: