Производство, производительность. Разделение труда, специализация
Код ОГЭ: 3.4. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
Производство — процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.
⇒ В процессе производства человек преобразует природу, подчиняет её себе. При этом происходит взаимодействие
- с предметом труда — на что направлены усилия человека, например, природное вещество (руда, уголь и т. д.), сырьё;
- и средствами труда — с помощью чего осуществляется труд: естественные условия труда (например, водопады, приводящие в движение водяные мельницы), орудия труда (например, инструменты, машины, оборудование и т. д.).
Предметы и средства труда образуют средства производства. Средства производства и рабочая сила (люди, приводящие в действие средства производства, благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту) образуют производительные силы общества.
⇒ В процессе производства люди вступают друг с другом в производственные отношения — совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ:
- одна их часть — организационно-экономические — это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией производства;
- другая их часть — социально-экономические — это отношения собственности на ресурсы и факторы производства — составляют основу экономической системы
Общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.
Производство может быть экстенсивным и интенсивным.
Производительность труда — результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени ( например, за день у месяц, год )
Основные факторы роста производительности труда:
- Повышение капиталовооружённости труда: чем больше основного капитала (машины, оборудование, приборы и устройства и т. д.) приходится на одного работника, тем больше выпуск продукции.
- Рост уровня образования и квалификации работников, способных обслуживать современное оборудование.
- Увеличение темпов технического прогресса.
- Организация производства и современные формы стимулирования труда (См. код ОГЭ 3.9. Заработная плата и стимулирование труда)
Разделение труда — обособление качественно отличных видов трудовой деятельности в процессе совместного труда по функциональному, технологическому, профессиональному и квалификационному признакам.
Уровни разделения труда:
- Общее (разделение общественного производства на крупные роды — промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь ит. д.; разделение физического и умственного труда).
- Частное (разделение крупных родов общественного производства на отрасли и подотрасли — промышленность разделяется на тяжёлую и лёгкую, добывающую и обрабатывающую
- ит. д.).
- Единичное (разделение производства внутри предприятия: подетальное, поузловое и т. д.).
- Территориальное (производство отдельных видов товаров сосредоточивается в тех регионах, в которых оно является экономически наиболее целесообразным в связи с географическим положением, климатом, наличием природных и трудовых ресурсов, а также ресурсов капитала): межфирменное, межрегиональное, международное и т. д.
Общественное разделение труда неотделимо от специализации производителей, поскольку каждый из участников общественного труда, обособляясь от других, вынужден специализироваться на выпуске одного какого-то конкретного товара, например, на изготовлении гвоздей, обуви, мыла.
Последствия специализации:
- Позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявляются наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.
- Позволяет людям добиваться всё большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности —> даёт возможность:
- изготавливать товары или оказывать услуги со всё более высоким уровнем качества;
- тратить на изготовление товаров и оказание услуг меньшее количество времени и избегать потерь при переключении с одного вида работ на другой.
- Способствует повышению производительности всех ресурсов, которые люди используют для производства.
- Ещё больше углубляет общественное разделение труда
Вы смотрели конспект «Производство, производительность. Разделение труда, специализация». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
В классе и дома
Задание 1
Раскройте экономический смысл известных строчек из басни И.А. Крылова «Щука и Кот»: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Проведите конкурс среди одноклассников на лучший экономический комментарий к этим строчкам.
Ответ:
Данные строки повествуют о том, что каждый должен заниматься своим делом, то что у него лучше всего получается. Это очень тесно связано со специализацией и разделением труда. Они помогают сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников.
Задание 2
Проиллюстрируйте примерами следующее положение: каждое новое поколение техники экономит все больше ресурсов.
Ответ:
Транспорт, работающий на биогазе, водороде. Это весьма ощутимо экономит ресурс — нефть. Также электромобили, которые работают чисто на электричестве и экономят и газ, и нефть.
Задание 3
Подберите с помощью Интернет-ресурсов материал о российских компаниях, специализирующихся на производстве определенных товаров и услуг. Подготовьте сообщение и обсудите его с одноклассниками.
Ответ:
Императорский Тульский оружейный завод — старейшее в России оружейное предприятие, одно из самых известных и значимых в мире.
Официально история Тульского оружейного завода началась 15 февраля 1712 года, когда указом Петра Великого была основана казённая оружейная фабрика, ставшая основанием для современного завода. В этих местах уже более века жили и трудились мастера оружейного дела, в том числе переселённые по указу царя Фёдора Иоанновича мастера огнестрельного оружия.
Первоначально на Тульском оружейном заводе производилось военное оружие для нужд Российской армии, и в 1720 году количество изготовленных ружей достигло 22 тысяч. С 1749 года на заводе начали массово производить и холодное оружие – сабли, клинки, палаши и шпаги. Во время Отечественной войны 1812 года тульских оружейников обязали ежемесячно сдавать 13 тыс. ружей, из которых 7 тыс. должен был предоставить завод.
В 1875 году на завод пришёл работать С.И. Мосин. Именно он разработал магазинную винтовку, которая была принята на вооружение русской армии под названием «Трехлинейная винтовка образца 1891 года». В 1879 году на заводе начали выпускать винтовку системы Бердана с усовершенствованным скользящим затвором. Был увеличен выпуск и других видов огнестрельного оружия – одноствольных и двуствольных шомпольных ружей, казнозарядных ружей центрального боя, гладкоствольных и комбинированных. В 1907 году освоено производство пулемётов «Максим».
В 1930-х и 40-х годах на предприятии налажен выпуск прядильных машин, фрезерных станков. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал самозарядные винтовки СВТ-38/40, авиационную пушку «Швак», револьвер системы «Наган» и пистолет системы «Токарева». Основное производство эвакуировали на Урал для производства стрелкового оружия, а в Туле осталось производство миномётов. В послевоенный период на предприятии выпускалось охотничье и спортивное оружие.
С началом нового тысячелетия завод претерпел немало изменений, но со временем снова вошёл в число лидеров по производству оружия. Основанный более 300 лет назад, Тульский оружейный завод продолжает осваивать новые технологии, расширять ассортимент выпускаемой продукции и уверенно движется в будущее.
Задание 4
Выберите правильный ответ.
Специализация приводит к: 1) росту цен на продукцию. 2) снижению производительности труда. 3) большей экономической взаимозависимости. 4) равномерному распределению доходов.
Ответ:
3) большей экономической взаимозависимости
Задание 5
Сравните два рекламных объявления производителей.
«Банк «Самый лучший»: вклады. Связь стабильности и перемен к лучшему. Широкий выбор подходящих Вам вкладов для воплощения Ваших будущих идей».
«Мобильный оператор «Лучший»: сотовая мобильная связь. У нас всё по-честному. 10 копеек после первой минуты разговора. Тариф «Дешевле некуда». Спрашивайте во всех салонах сотовой связи».
Объясните, на какую группу потребителей рассчитана эта информация. Какие новые потребности населения в товарах и услугах она создаёт?
Ответ:
Первая реклама рассчитана на людей среднего возраста, у которых есть семья и хотят стабильности. Реклама создает потребность у людей в стабильном хранении и накоплении денег.
Вторая реклама больше рассчитана на молодежь, ведь именно данная аудитория привыкла вечно экономить. Эта реклама создает потребность больше разговаривать, общаться, чтобы получать больше выгоды.
Стр 187
Стр 189
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов