Человек, природа, общество

Человек, природа, общество

В классе и дома

Задание 1

Ограниченность ресурсов испытывают все страны, но одни называются бедными, а другие — богатыми. От чего зависит уровень благосостояния общества? Бедность и ограниченность — это одно и то же? объясните свой ответ.

Ответ:

Уровень благосостояния общества зависит не только от количества находящихся в ней ресурсов, но и от уровня развития страны. Уровень развития заключается также в способности страны правильно использовать и обрабатывать ресурсы, что зависит от уровня развития промышленности.

Бедность и ограниченность ресурсов — это не одно и то же, ведь бедность — это неспособность страны пользоваться ресурсами, неразвитость ее экономики в целом.

Задание 2

Заполните в тетради таблицу «Жизненные блага».

Впишите перечисленные ниже примеры в соответствующую графу таблицы: пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятие в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц.

Ответ:

Свободные блага Экономические блага
Вода из родника, энергия ветра, дожди. Пошив одежды в ателье, мороженое, занятие в театральном кружке, ремонт квартиры, проезд в автобусе, освещение улиц.

Задание 3

Можно ли назвать предоставляемую государством бесплатную медицинскую помощь гражданам свободным благом, а лесные грибы и чернику — экономическим благом? Почему?

Ответ:

Я считаю, что назвать предоставляемую государством бесплатную медицинскую помощь гражданам свободным благом, а лесные грибы и чернику — экономическим благом, нельзя абсолютно. Бесплатная медицинская помощь считается общественным благом, потому что предоставляются услуги бесплатно. Грибы и чернику в свою очередь точно можно назвать свободным благом, так как к ним есть доступ равный для всех.

Задание 4

Объясните, как вы понимаете следующее высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Ответ:

Автор имел в виду, что экономика — это понимание и умение пользования экономическими благами, следовательно, совершать правильный экономический выбор, и по итогу значит выбирать лучшее.

Стр 161-162
Стр 164

Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов

Вершина пирамиды или звено в цепи?

Мы уже приводили доводы тех, кто убеждён, что человек — венец природы, способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники?

Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом (цель выдвигают лишь разумные существа).

Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее — пчела или рыба.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. Горе побеждённым… Жизнь не останавливается. На этом пути мы видим медленные подъёмы каких-то групп, быстрые взлёты, стремительные падения

Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками — разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?

В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Итак, свои аргументы привели обе стороны.

Какую позицию выбрал ты? А может быть, у тебя есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Каковы основные значения понятия «природа»? 2. В чём выражается природное единство мира? 3. Какова роль природы в жизни человека и общества? 4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера? 5. Какие возможности открыл перед человечеством разум? 6. Присущ ли прогресс развитию природы? 7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему.

2. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя как реалист.

3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу.

Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.

4. Заполни (в тетради) таблицу «Человек — венец природы».

5*. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Природа — единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах».

И. В. Гёте (1749—1832),
немецкий поэт, философ, учёный

Вершина пирамиды или звено в цепи?

Мы уже приводили доводы тех, кто убеждён, что человек — венец природы, способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники?

Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом (цель выдвигают лишь разумные существа).

Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее — пчела или рыба.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. Горе побеждённым… Жизнь не останавливается. На этом пути мы видим медленные подъёмы каких-то групп, быстрые взлёты, стремительные падения

Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками — разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?

В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Итак, свои аргументы привели обе стороны.

Какую позицию выбрал ты? А может быть, у тебя есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Каковы основные значения понятия «природа»? 2. В чём выражается природное единство мира? 3. Какова роль природы в жизни человека и общества? 4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера? 5. Какие возможности открыл перед человечеством разум? 6. Присущ ли прогресс развитию природы? 7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему.

2. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя как реалист.

3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу.

Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.

4. Заполни (в тетради) таблицу «Человек — венец природы».

5*. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Природа — единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах».

И. В. Гёте (1749—1832),
немецкий поэт, философ, учёный

Источник научных открытий

Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • Поняв суть силы земного притяжения, он взлетел в воздух, сконструировав самолеты.
  • Вентиляционные системы многоэтажных зданий сходны по принципу с доступом воздуха внутрь термитников.
  • Акваланг появился после наблюдения над поглощением водным жучком воздуха.

Идей, которые человек получил у природы, множество. Исследователи открывали строение растений, переносили их в технические устройства. Биологи наблюдали за жизнью животных и открывали целебные травы, новые способы одомашнивания диких обитателей леса.

Гремучие змеи «подарили» людям приборы ночного видения, а лягушка «раскрыла» принцип раздельного видения изображения, которое стало основой устройства электронных машин.

Что мы узнали?

Из статьи по обществознанию мы узнали, какова роль природы в жизни человека и общества, что значит для человека природа, как нужно относиться к планете. Ответы на вопросы помогают воспитать в себе черты заботливого хозяина Земли.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Природа как условие жизни общества

40 тысяч лет назад в природе появилось новое живое существо — Человек разумный (HomoSapiens). Одновременно с появлением в мире человека создается человеческое общество. За тысячелетия эволюции человек сильно изменился, еще недавно он вынужден был искать милости от природы, но сегодня он научился предсказывать стихийные бедствия и даже, в некоторых случаях, их предотвращать.

Люди стали забывать, какое имеет значение природа в жизни общества. А ведь именно она создает все условия необходимые для человеческой жизни:

  • атмосферное давление;
  • температуру воздуха и почв;
  • оптимальный для человека уровень концентрации кислорода в воздухе;
  • продукты питания;
  • растительный и животный мир;
  • строительные материалы для создания жилищ;
  • природные элементы, необходимые для создания одежды, мебели, предметов быта, техники.

 

Кроме того, ученые отмечают влияние природы на сферы жизни общества:

  • Экономическую. Неурожаи, стихийные бедствия, истощение природных ресурсов, засуха — негативно сказываются на экономической сфере. Экономика зависит от природных даров, обеспечивающих общество предметами первой необходимости, сельскохозяйственной продукцией.
  • Социальную. Здоровье человечества напрямую зависит от чистоты воздуха, почв, пищи, растительного и животного мира.
  • Духовную. Самое сильное влияние природы на духовную жизнь общества. Она становится источником вдохновения для всех людей, занимающихся творчеством: художников, поэтов, архитекторов, певцов, композиторов.

Очевидно, что роль природы в жизни человека и общества очень велика, но, к сожалению, не все люди осознают этот простой факт. Современный человек уже столкнулся с последствиями загрязнения природной среды, ощутил ее способность мстить за причиненный вред. Если общество не предпримет серьезных шагов по спасению природы, ему грозит смертельная опасность.

Вторая природа

В попытке усовершенствовать окружающий мир, подстроить его под себя человечество создало вторую природу. Используя достижения науки и техники, человек окружил себя искусственной средой: фабриками и заводами, многоэтажными домами, автомобилями, поездами, самолетами. Все это — техногенный мир, который является результатом человеческой деятельности.

С одной стороны, современная техника значительно упрощает человеческую жизнь, делает ее более комфортной. Но с другой стороны, все промышленные технологии, наука в техногенном мире построены на уничтожении природы, превращают переработку природных ресурсов в прибыльный бизнес.

 

Человечество гордится появлением атомных электростанций, заводов по производству химической продукции, новых видов топлива. Но эти изобретения цивилизации таят в себе угрозу, так как могут привести к самым страшным техногенным катастрофам мира. К техногенным авариям относят:

  • Крушения водных транспортных средств, перевозящих ядовитые вещества, ядерное топливо, нефть. В результате потопления судна эти ядовитые массы, опасные для жизни морских и речных обитателей, оседают на дно, покрывают поверхность воды;
  • Взрывы на трубопроводах, приводящие к утечке токсичных веществ загрязняющих воздух;
  • Аварии на атомных электростанциях, приводящие к заражению радиацией окружающей среды;
  • Аварии на химических заводах.

Самые большие техногенные катастрофы мира – авария на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшая в 1986 году на территории СССР и авария на атомной станции Фукусиме, случившаяся в 2011 году в Японии. В результате этих страшных катастроф огромные пространства были заражены радиоактивными элементами, опасными для жизни и здоровья человека и животных. Чтобы защитить людей от последствий крупнейших техногенных катастроф в мире, были сформированы 30 и 40 километровые зоны отчуждения, из которых вывезли всех местных жителей и находившихся там людей.

Меры по защите и охране природы

Серьезно о необходимости защиты природы человечество задумалось всего 10-20 лет назад, когда ученые заговорили об экологическом кризисе, необратимом разрушении биосферы. В попытках спасти естественную среду обитания человека экологи предложили список мер по охране природы. Главной задачей они считают создание новых видов техники, топлива, которые не загрязняют воздух, воду, почвы. Остальные рекомендации можно разделить по сферам человеческой деятельности:

  1. Меры защиты природы от промышленности: применение безотходных производственных технологий, использование очистительных сооружений, безопасная утилизация радиоактивных отходов.
  2. Меры защиты природы в сельском хозяйстве: запрет на выращивание генно-модифицированных продуктов, ограничение использования химических средств для борьбы с сорняками, восстановление плодородности почв.
  3. Меры по охране природы: чтобы защитить исчезающие виды растений и животных их нужно заносить в Красную книгу, создавать заповедники, национальные парки и другие охраняемые территории.

Меры защиты природы разработаны не для отдельного государства или народа, их необходимо принимать всему человечеству.

 

Человек – часть природы

Человек – это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек. Почему? Человек – не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.

Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.

Проверим себя

Задание 1

Каким образом экономика зависит от объема и направленности наших потребностей?

Ответ:

Человеческие потребности постоянно растут и практически безграничны, а ресурсов для их удовлетворения всегда недостаточно, и они ограниченны. Ограниченность ресурсов — недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Это одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.

Задание 2

Откуда люди получают жизненные блага?

Ответ:

Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности. Поэтому экономисты делят все жизненные блага на две группы: свободные и экономические.

Задание 3

Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми?

Ответ:

Примеры ограниченности ресурсов можно найти и вокруг нас: леса, источники воды, запасы полезных ископаемых и т.д. Изучая вопросы взаимодействия природы и человека, вы уже ознакомились с проблемой ограниченности природных ресурсов. Одни природные ресурсы поддаются воспроизводству (например, вместо вырубленного леса можно посадить новые деревья), другие же запасы трудно или невозможно восстановить (например, нефть, газ, уголь). Это определяет необходимость их бережного, умелого использования, разумной

организации хозяйственной деятельности человека.

Задание 4

В чем сложность экономического выбора?

Ответ:

В основе выбора лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Однако выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться.

Задание 5

Что такое альтернативная стоимость?

Ответ:

Альтернативной стоимостью является польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.

Задание 6

Как определить альтернативную стоимость выбора?

Ответ:

Допустим, у вас есть несколько вариантов проведения последнего месяца летних каникул: смена в спортивном лагере, поездка с родителями на теплоходе, отдых на даче у друга. Варианты указаны по степени их предпочтительности для вас. Выбрав наиболее желаемый вариант (спортивный лагерь), вы заплатите за свой выбор отказом от поездки с родителями на теплоходе. Это и будет являться альтернативной стоимостью вашего выбора. Альтернативная стоимость — это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.

В классе и дома

Задание 1

Покажите на известных вам примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясните почему.

Ответ:

Например, погодные условия. В один год идут дожди и урожаю не угрожает высыхание и выгорание, а на следующий год полная засуха и урожай гибнет. Яркий пример влияния. Но на сегодняшний день даже это люди учатся решать, придумывая новые технологии. Поэтому связь влияния ослабевает. Люди уже не так зависимы от погодных условий, как раньше, благодаря веку технологий и нововведений.

Задание 2

Что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист?

Ответ:

Чистая фантастика — это машина времени, которую еще никто не изобрел, и путешествие на ней в прошлое, дабы поохотиться на динозавров. Реализм же в том, что даже крохотное событие способно изменить будущее.

Задание 3

Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные виды». Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило свое существование под угрозу.

Подумайте, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

Дело не в интеллекте, а в гармоничном существовании с природой. Если животные и микроорганизмы живут с природой в спокойствии и гармонии, то человек в свою очередь нарушает всю идиллию намеренно, лишь для того, чтобы облегчить жизнь себе, ради выгоды. Все то, что создавалось много лет, человек способен разрушить за секунду, даже не пытаясь найти другой выход, потому что идти напролом проще. Нужна бумага, вырубим леса, потому что так проще, нежели придумывать какую-то новую формулу ее создания. И так во всем, что касается потребностей людей. Даже появление многих болезней — это результат влияния человека.

Стр 12
Стр 17

Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов

Проверим себя

Задание 1

Каковы основные значения понятия «природа»?

Ответ:

Природа — это мир в котором живем мы — люди, а также животные и растения. Все, что нас окружает и есть природа. Человек каждую секунду ощущает ее, дышит ей, чувствует ее. Все то, что происходит: смена времен года, изменения погоды, пробуждение зверей, пение птиц и многое другое, это и есть природа.

Задание 2

В чем выражается природное единство мира?

Ответ:

Природное единство мира — это взаимосвязь всех происходящих явлений между собой. Рассмотрим пример: детям нужны тетради и учебники → нужна бумага → древесина → срубить деревья → исчезновение некоторых растений, миграция животных в связи с изменениями природы обитания. Вот и взаимосвязь, и природное единство.

Задание 3

Какова роль природы в жизни человека и общества?

Ответ:

Природа играет одну из главных ролей в жизни человека и общества. Благодаря дарам природы, люди живут, они одеты и обуты, сыты и здоровы, обеспечены. Все, что окружает людей и есть природа, и только от человека зависит ее будущее. Ведь с каждым годом она страдает все больше и больше от людских рук. Лишь общество в состоянии сохранить и защитить ее. это все-таки в интересах самих людей.

Задание 4

Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?

Ответ:

Вернадский считал, что биосфера из-за влияния людского разума, превращается в ноосферу, которая в свою очередь является совокупностью взаимосвязи природы и человека, где решающим фактором развития которых становится деятельность человека.

Задание 5

Какие возможности открыл перед человечеством разум?

Ответ:

Разум является первостепенным фактором того, чего добился человек за все время своего существования. Какой огромный путь он прошел и чего достиг в итоге

Благодаря наличию разума, человек не только познает что-то новое, но и живет по морали, что немаловажно. Именно наличие разума способствовало тому, чего человечество добилось и как теперь живет, не говоря уже о том, чего может добиться, узнать и изменить мир

Задание 6

В чем проявляется неразумность отношения человека к природе?

Ответ:

Человек не ценит природу и все, что ему дано. Вырубка лесов, загрязнение водоемов, охота на животных и птиц, а также уничтожение растений и загрязнение воздуха: именно в этом и проявляется неразумность в отношении. Человеку необходимо пересмотреть свои взгляды и подумать о будущем, ведь такими темпами от природы мало что останется. Тогда-то и возникнет вопрос: «А как жить дальше?».

Значение природы

Обществознание 8 класса предлагает изучать понятие «природа» в нескольких значениях.

  • Природа – это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
  • Природа – это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
  • Природа – это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.

Последнее значение противопоставляется понятию «общество». Жизнь людей, «человеческий фактор» изменяют природу, вмешиваются в ее развитие, меняют структуру биосферы.

Единство природы и человека

Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек – это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет?

Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: