Обществознание

Человек, общество, природа - личность и общество

Человек – часть природы

Человек – это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек. Почему? Человек – не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.

Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.

Вторая природа

В попытке усовершенствовать окружающий мир, подстроить его под себя человечество создало вторую природу. Используя достижения науки и техники, человек окружил себя искусственной средой: фабриками и заводами, многоэтажными домами, автомобилями, поездами, самолетами. Все это — техногенный мир, который является результатом человеческой деятельности.

С одной стороны, современная техника значительно упрощает человеческую жизнь, делает ее более комфортной. Но с другой стороны, все промышленные технологии, наука в техногенном мире построены на уничтожении природы, превращают переработку природных ресурсов в прибыльный бизнес.

Человечество гордится появлением атомных электростанций, заводов по производству химической продукции, новых видов топлива. Но эти изобретения цивилизации таят в себе угрозу, так как могут привести к самым страшным техногенным катастрофам мира. К техногенным авариям относят:

  • Крушения водных транспортных средств, перевозящих ядовитые вещества, ядерное топливо, нефть. В результате потопления судна эти ядовитые массы, опасные для жизни морских и речных обитателей, оседают на дно, покрывают поверхность воды;
  • Взрывы на трубопроводах, приводящие к утечке токсичных веществ загрязняющих воздух;
  • Аварии на атомных электростанциях, приводящие к заражению радиацией окружающей среды;
  • Аварии на химических заводах.

Самые большие техногенные катастрофы мира – авария на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшая в 1986 году на территории СССР и авария на атомной станции Фукусиме, случившаяся в 2011 году в Японии. В результате этих страшных катастроф огромные пространства были заражены радиоактивными элементами, опасными для жизни и здоровья человека и животных. Чтобы защитить людей от последствий крупнейших техногенных катастроф в мире, были сформированы 30 и 40 километровые зоны отчуждения, из которых вывезли всех местных жителей и находившихся там людей.

Воздействие человека на природу в прошлом и сегодня

В первобытную эпоху воздействие человека на природу было минимальным. Первобытным людям знакомо было лишь присваивающее хозяйство — занятия охотой и рыболовством, собирательство. Оружие охотников было примитивным, с большим трудом им удавалось загонять добычу, нередко люди сами становились добычей для диких животных. Даже при большом желании первобытные люди не могли истощить природных запасов воды, леса, влиять на состояние животного и растительного мира. Поэтому, в древности последствия человеческой деятельности в природе никак себя не проявляли.

Постепенно человечество развивалось, и люди освоили производящий тип хозяйства. На смену охоты пришло скотоводство, собирательство вытеснило земледелие. Для распашки земель требовались большие пространства, которые очищались путем вырубки и выжигания лесов. Но все же отрицательное воздействие человека на природу было относительно небольшим, пока не получила свое развитие наука и техника.

 

В 18 веке наступил переломный момент в жизни общества, началась индустриализация (переход к промышленному производству). Для развития промышленного производства обществу потребовались огромные природные ресурсы, началось преднамеренное воздействие человека на природу с целью ее покорения. В огромных масштабах вырубались леса, добывались полезные ископаемые. За последние 250 лет наука и техника достигли небывалого прогресса, но какой ценой он обходится окружающей среде?

Современные ученые выделили самые опасные формы воздействия человека на природу:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в воздух при промышленном производстве, работе двигателей внутреннего сгорания;
  2. Загрязнение пресных и соленых вод химическими веществами, топливом, промышленными отходами, мусором;
  3. Последствия крупнейших в мире техногенных катастроф (аварий, порожденных поломкой техники);
  4. Истощение запасов природных ресурсов;
  5. Захоронение ядерных отходов;
  6. Сбросы загрязняющих веществ в почву;
  7. Истребление представителей животного царства.

Последствия воздействия человека на природу приобрели глобальный характер, нанесен непоправимый ущерб окружающей среде.

В классе и дома

Задание 1

Кто из перечисленных лиц, по-вашему, скорее всего, выиграет в условиях роста инфляции: 1) молодая семья, получившая льготный кредит (без выплаты банку процентов) в 500 тыс. руб.; 2) бывший военный, получающий пенсию 20 тыс. руб.; 3) фермер, выплачивающий долгосрочный кредит; 4) рабочий, вложивший свои сбережения в государственный банк? Поясните свой ответ.

Ответ:

Я считаю, что в условиях роста инфляции выиграет рабочий, вложивший свои сбережения в государственный банк, так как он единственный, кто использует сбережения, то есть его деньги защищены от инфляции. Подобная форма сбережения помогает вкладчикам надежно сохранить свои накопления.

Задание 2

Заработная плата работников отраслей, услуги которых оплачиваются по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета, за год выросла на 20%, а рост цен составил за этот период 11%. Изменились ли реальные доходы работников и если да, то насколько?

Ответ:

Реальные доходы работников изменились, но не на 20%, а на 20 — 11 = 9%, потому что необходимо учитывать не только рост доходов, но и рост цен, инфляцию.

Задание 3

Приведите примеры различных способов создания сбережений в домашнем хозяйстве. Объясните их необходимость.

Ответ:

Один из способов сбережения — размещение денег на вкладе в банке. Финансовыми услугами банков пользуется значительная доля россиян. Что же привлекает их? Банк выплачивает своим вкладчикам процент от внесённой суммы денег.

Процент — цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заёмных средств в течение определённого времени.

При высоких темпах инфляции выгодный способ размещения сбережений — приобретение недвижимости (дачи, квартиры, земельного участка). Рост цен на объекты недвижимости в условиях нестабильного развития экономики, как правило, опережает рост инфляции.

Если сбережений на покупку недвижимости не хватает, то можно вложить их в покупку драгоценных металлов, произведений искусства.

Ещё одной удобной формой сбережений граждан является страхование жизни, здоровья, имущества.

Задание 4

Семья взяла кредит в банке на покупку новый мебели. Срок погашения кредита — 12 месяцев. По условиям договора сумма возвращалась в рассрочку в виде ежемесячных выплат. Банковский процент за кредит был установлен исходя из ожидаемой инфляции 10% в год. Реальный рост цен за год составил 13%. Кто выиграл от этой сделки банк или заёмщик?

Ответ:

От этой сделки выиграл заемщик, так как он платил меньший процент банку. Расчет банка был, что инфляция составит 10%, а по итогу она составила 13%, поэтому заемщик платил меньше реального размера инфляции, значит по итогу он в выигрыше.

Задание 5

Вам удалось заработать во время летних каникул и накопить некоторую сумму денег, которой вы планируете воспользоваться для получения среднего профессионального образования. Какой способ сохранения и приумножения своих денежных средств вы выберете с учётом прогнозируемой инфляции 15%? Поясните свой ответ.

Ответ:

Самый оптимальный вариант — это вложить деньги в покупку драгоценных металлов, потому что это единственный надежный способ, ведь металлы стоят дорого, и цена на них не упадет.

Стр 208
Стр 212

Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов

Общество. Взаимодействие общества и природы

Ключевые слова конспекта: Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.

Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей

Понятие «oбщество» используется в двух смыслах:

Исходной составляющей общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество.

Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности —> общество есть совокупность общественных отношений.

Примечания:
1 Общность — относительно устойчивая реальная совокупность людей, отличающаяся сходными условиями и образом жизни.
2 См. тему 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.1.

ВОПРОС: Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь материальный мир.2) всё человечество в прошлом.
3) единство биологического и социального.
4) естественную среду обитания человека.

Тема 1.2. Взаимодействие общества и природы

Понятие «природа» используется в двух смыслах:

Обществo как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано:

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако полной зависимости человека от природы уже не было.

Совершенствование орудий труда —> общество стало оказывать усиливающееся воздействие на природу, где-то улучшая её, а где-то и ухудшая. Человек не мог обойтись без природы ещё и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для его функционирования и развития.

Благоприятные природные условия:

  • давали толчок к бурному развитию той или иной цивилизации —> великие цивилизации древности возникли в устье плодородных рек или в плодоносных долинах;
  • способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

Общeство как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.2.

ВОПРОС: Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
2) формирование кастовой системы в Древней Индии
3) издание Иваном IV Грозным нового Судебника4) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае.

Это конспект по обществознанию на тему «Общество. Взаимодействие общества и природы». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Основные сферы общественной жизни
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

Природа как условие жизни общества

40 тысяч лет назад в природе появилось новое живое существо — Человек разумный (HomoSapiens). Одновременно с появлением в мире человека создается человеческое общество. За тысячелетия эволюции человек сильно изменился, еще недавно он вынужден был искать милости от природы, но сегодня он научился предсказывать стихийные бедствия и даже, в некоторых случаях, их предотвращать.

Люди стали забывать, какое имеет значение природа в жизни общества. А ведь именно она создает все условия необходимые для человеческой жизни:

  • атмосферное давление;
  • температуру воздуха и почв;
  • оптимальный для человека уровень концентрации кислорода в воздухе;
  • продукты питания;
  • растительный и животный мир;
  • строительные материалы для создания жилищ;
  • природные элементы, необходимые для создания одежды, мебели, предметов быта, техники.

Кроме того, ученые отмечают влияние природы на сферы жизни общества:

  • Экономическую. Неурожаи, стихийные бедствия, истощение природных ресурсов, засуха — негативно сказываются на экономической сфере. Экономика зависит от природных даров, обеспечивающих общество предметами первой необходимости, сельскохозяйственной продукцией.
  • Социальную. Здоровье человечества напрямую зависит от чистоты воздуха, почв, пищи, растительного и животного мира.
  • Духовную. Самое сильное влияние природы на духовную жизнь общества. Она становится источником вдохновения для всех людей, занимающихся творчеством: художников, поэтов, архитекторов, певцов, композиторов.

Очевидно, что роль природы в жизни человека и общества очень велика, но, к сожалению, не все люди осознают этот простой факт. Современный человек уже столкнулся с последствиями загрязнения природной среды, ощутил ее способность мстить за причиненный вред. Если общество не предпримет серьезных шагов по спасению природы, ему грозит смертельная опасность.

Единство природы и человека

Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек – это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет?

Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.

Источник научных открытий

Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • Поняв суть силы земного притяжения, он взлетел в воздух, сконструировав самолеты.
  • Вентиляционные системы многоэтажных зданий сходны по принципу с доступом воздуха внутрь термитников.
  • Акваланг появился после наблюдения над поглощением водным жучком воздуха.

Идей, которые человек получил у природы, множество. Исследователи открывали строение растений, переносили их в технические устройства. Биологи наблюдали за жизнью животных и открывали целебные травы, новые способы одомашнивания диких обитателей леса.

Гремучие змеи «подарили» людям приборы ночного видения, а лягушка «раскрыла» принцип раздельного видения изображения, которое стало основой устройства электронных машин.

Что мы узнали?

Из статьи по обществознанию мы узнали, какова роль природы в жизни человека и общества, что значит для человека природа, как нужно относиться к планете. Ответы на вопросы помогают воспитать в себе черты заботливого хозяина Земли.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: