4 Семейное хозяйство, страница 38
Проверим себя
1. Что такое домашний труд?
Домашний труд представляет собой физическую или психическую активность человека, направленную на преобразование домашнего хозяйства
2. Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?
Совместный труд удовлетворяет потребность в совместном общении, похвале, взаимопониманию, помощи друг другу и любви.
3. Для чего нужно семейное хозяйство?
Семейное хозяйство позволяет обеспечить семье жилье, питание и кров.
4. Кого считают рачительным хозяином?
Рачительным хозяином считают человека, который выполняет свои обязанности старательно, внимательно и бережливо относится к деньгам.
5. Каковы источники экономии в домашнем хозяйстве?
Источниками экономии в домашнем хозяйстве являются покупки, траты на питание, обучение, траты на автомобиль.
6. Что должен знать и уметь рачительный хозяин?
Рачительный хозяин должен уметь считать свои финансы, заботится о сохранении доходов и правильной трате денег семьи, о домашнем хозяйстве и членах семьи.
В классе и дома
1. В каких пословицах и поговорках народ выразил свое отношение к труду, трудолюбию, хозяину дома? Какие пословицы учат разумно вести домашнее хозяйство?
2. У дяди Федора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чем разница между этими жилищами? В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из домов? Сравни домашнее хозяйство городского и сельского жителя.
3. Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства.
4*. Подготовь рассказ о роли техники в быту.
5. Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помоги ему составить меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.
6. В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и предметы роскоши: телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, комнатные цветы. Обоснуй свой выбор.
7. Какие из перечисленных обязанностей ты выполняешь: мытье посуды, чистка картошки, мелкий ремонт бытовой техники, мытье окон, стирка белья, сервировка стола, чистка обуви, покупка мебели, выпечка пирогов, уход за домашними животными, глажка белья?
8. Оцени себя как рачительного хозяина. Как ты относишься к своим вещам, книгам, окружающим предметам? Чему тебе еще необходимо научиться, чтобы стать хорошим хозяином?
9*. Выполни проект «Экономия семейных ресурсов»: определи, на чем можно сэкономить?
2 Отрочество — особая пора жизни, страница 21
Проверим себя
1. Кого называют отроком?
Отрок — человек, в переходном возрасте между детством и юностью, 10-14 лет.
2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Подростковый возраст считают переходным так как в этот момент человек проходит трансформацию из детского возраста во взрослый.
3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
Не всегда самостоятельность приводит к положительным результатам. Например, курение или употребление алкоголя считаются признаками взрослого самостоятельного человека, но такие привычки приводят к пагубным последствиям и для самого человека, и для людей вокруг.
4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
Да, подобные умения пригодятся любому взрослому человеку, независимо от его пола.
В классе и дома
1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы». Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?
В данный период с человеком происходят различные изменения в организме, меняется настроение, часто появляется усталость.
2. Древнегреческий ученый Пифагор выделял такие периоды жизни человека: период становления — до 20 лет (весна), молодой человек — 20-40 лет (лето), человек в расцвете сил — 40-60 лет (осень), старый и угасающий человек — 60-80 лет (зима). Выскажи свое мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года
Данное сравнение Пифагор применял для того, чтобы обозначить жизненный путь развития человека. «Весна» олицетворяет период роста, расцвета человека, «лето» — период его основной жизнедеятельности, «осень» — человек набрался опыта, образован и мудр, «зима» — период угасания.
3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?
Ссорится с близкими людьми — не самая хорошая идея, потому что взрослые обладают опытом, знаниями и всегда готовы помочь ребенку.
4. Запиши на листе бумаги все, о чем ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учебой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.
Больше всего в моем списке желаний учится, отдыхать и путешествовать, приобретать модные вещи.
5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари». Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи свое мнение, в чем может быть причина такого поведения.
Назвать рыцарским поведением то, что описано в стихотворении, нельзя
Важно, чтобы все помогали друг другу в зависимости от своих сил: крепкие мальчики должны были нести шкаф, а девочкам следовало бы нести стулья
Практикум
1. Поведение этого подростка является некультурным, следовало уступить место пожилому человеку и при наличии свободных мест в конце автобуса, занять их.
2. Наиболее культурным будет ответ №3: «Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз».
3. Не обидит дарящего такой ответ: «Спасибо, мне очень нравится».
Эмоции
Эмоциями называются кратковременные переживания человека по отношению к определённому событию. Говоря кратко, это неосознанная моментальная реакция на действие, предмет, человека. Оно носит поверхностный характер, быстро проходит.
Эмоции помогают человеку быстро осознать ситуацию и принять решение. Они могут повлиять на функционирование организма. Например, когда человек испытывает испуг, у него резко ускоряется сердцебиение, потеют ладони, перехватывает дыхание.
Отличие чувств от ощущений состоит в том, что эмоции носят универсальный характер, то есть одинаковы для всех жителей планеты. Выражение эмоций сопровождается схожей мимикой и ощущениями организма у представителей любых национальностей. При этом способностью скрывать своё эмоциональное состояние обладает только один процент населения Земли.
Рис. 3. Проявление разных эмоций.
Задания[править | править код]
Самонадеянность и чрезмерная уверенность в себе – вот что проиллюстрировано этим высказыванием.
Подростки часто не находят общий язык с родителями, потому что уверены, что родители их не понимают, ведь они (подростки) уникальны и неповторимы. С возрастом, уже не подростки понимают, что родители во многом были правы, а уникальность не такая уж и уникальность, а опыт родителей помог бы избежать ошибок, совершенных из-за отсутствия ошибок у подростков.
Согласны ли вы с мнением, что молодёжь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.
Да, большинство родителей живут во время «перелома», им не свойственны те чувства, которые они испытали будучи неподготовленными, у ребёнка же, родившегося в двадцать первый век, маловероятно случится эмоциональный шок. Это — довольно «мирная» эпоха для всех слоёв населения, для всех народов, по сравнению с тем, что было ранее.
Раньше дети росли в обществе, с физическим давлением, а сейчас — с эмоциональным, они более подготовлены к непредвиденным ситуациям, чем старшие поколения.
В 21 веке вся важная информация находится в интернете и в школе существует такой предмет, как информатика, который помогает разбираться в устройстве компьютера. Но ведь раньше такого предмета не было, он появился сравнительно недавно, то есть люди старшего поколения не умеют им пользоваться, получается, им гораздо труднее получить информацию
Предприятия все больше интересуется молодыми кадрами для развития своих компаний и старые люди больше подвержены сокращению (увольнению), так как они не знают, как и чем привлечь внимание к своей компании
Левада-центр провёл репрезентативные опросы 1600 россиян. Один из вопросов звучал так: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?» На основе таблицы сформулируйте и обоснуйте несколько выводов об основных факторах, формирующих основы жизненного опыта молодёжи.
Основными факторами, формирующими основы жизненного опыта молодежи являются: семья, школа, компания товарищей, интернет, телевидение и радио.
3 Семья и семейные отношения, страница 32
Проверим себя
1. Какое значение семья имеет в жизни человека?
Семья для человека имеет очень большое значение. Она обеспечивает его потребности в еде, тепле, заботе и любви, воспитывает его и социализирует, закладывает основы, которое позволяют человеку стать человеком.
2. Какие семьи бывают? Чем отличаются двухпоколенные семьи от трехпоколенных?
Семьи бывают двухпоколенные, трехпоколенные и неполные. В трехпоколенных семьях живут вместе дети, отец и мать, бабушка и дедушка. В двухпоколенных — только дети и их родители.
3. Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.
Семья является основой государства и общества, его первичной ячейкой. В России примером такой заботы являются различные пособия для семей — материнский капитал, а также такие социальные учреждение как служба опеки.
4. Проанализируй свое отношение к пожилым членам семьи: всегда ли ты внимателен, заботлив? Какие семейные дела ты можешь делать вместо них?
Мое отношение к пожилым членам семьи всегда уважительное. Я внимателен и всегда стараюсь помогать им. Я мою посуду, помогаю во время приготовления еды.
В классе и дома
1*. Расспроси своих родителей о том, как они познакомились. Какие события в своей семейной жизни считают самыми важными?
Мои родители встретились во время путешествия в Англии и спустя несколько месяцев решили поженится. Самым важным для них моментом является рождение меня.
2. Есть такое выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.» Чему тебя научили твои родители? Чему ты хотел еще научиться?
Мой отец научил меня своему хобби — коллекционирование самолетов, теперь и у меня есть своя небольшая коллекция, а мама привила любовь к чистоте и теперь я все время помогаю ей убираться в своей комнате.
3. Проведите работу в парах. Прочитайте стихотворение, подготовьте совместные ответы на вопросы: «О какой особенности семьи говорит поэт?» «Что является опорой в жизни каждого человека?».
Главной особенностью семьи является забота о детях
Для человека наиболее важной опорой в жизни будет являться семья, родители и родственники
4. Используя справочную литературу или материалы интернета, объясни значение слов «свекровь», «золовка», «тесть», «невестка», «сват», «сватья».
Свекровь — мать мужа, золовка — сестра мужа, тесть — отец жены, невестка — жена сына или брата, сват — отец супруга по отношению к родителям второго супруга, сватья — мать супруга.
5*. Выскажи свое мнение: кого называют домочадцами? Это слово старинное или современное? Проверь свой ответ по словарям
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
- Что такое личность?
Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.
- Что даёт человеку познание самого себя?
Осознавая свои способности, качества своей личности, человек стремится что- то изменить в своих отношениях с окружающими.
- Какое значение имеет самообразование?
Самообразование помогает сформировать мировоззрение, а в дальнейшем и личность человека, помогает лучше воспринимать окружающий мир, вступать в контакт с людьми, общаться.
- Почему не теряет смысл поговорка «Век живи — век учись»?
Эта пословица не теряет свой смысл и в наше время, потому что она очень актуальна и в наши дни. Мы постоянно в нашей жизни чему-то учимся, поэтому, как говориться без труда не выловишь и рыбки из пруда. Я считаю, что если человек не будет ушиться, то пойдет регресс, в человеке. Если человек не будет развиваться, у нас в стране начнется полное отупение молодежи.
- Как найти дело по душе?
Найти себя и правильно определить свое место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?»
- Зачем человеку нужна цель в жизни? Почему плохо жить без цели?
Для своей цели каждый человек делает что-то, делает шаги навстречу к достижению это цели. Без цели плохо жить, ведь именно из-за этого человек становится ленивым, нудным, неинтересным и, просто напросто, одиноким.
- Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?
Если сравнивать человека и животного, то конечно животное не имеет способности делать орудие труда. Только человек способен мыслить, анализировать свои действия. Даже если и приучить животного к какому-либо виду деятельности, то это будет неосознанно, так как это всего лишь рефлекс на запомнившийся звук хозяина.
- Какие виды деятельности ты знаешь?
Основным видом деятельности называют: труд, игру, учение, общение потому’, что все это мы делаем каждый день.
- Какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных?
Биологические, социальные, духовные потребности. А у животных есть только инстинкты, например, охотиться, питаться, пить; они не нуждаются в одежде, телевизоре, компьютере и т.п.
- Что составляет духовный мир человека?
Духовный мир — это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.
- Какие высшие чувства могут быть у человека?
К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком, любовь к труду), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасным — природой, произведение искусства) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).
- Из каких слагаемых состоит успех в жизни?
Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей.
← Предыдущее
1 Загадка человека, страница 14
Проверим себя
1. Чем человек отличается от животных?
Человек отличается от животных тем, что владеет речью; производит орудия труда; ходит прямо, на двух ногах; осознает сам себя, обладает самосознанием; имеет фантазию.
2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
Наследственность является биологической характеристикой человека. По наследству передаются внешние свойства и внутренние механизмы, происходящие в теле, такие как обмен веществ, группа крови, а также некоторые наследственные болезни.
3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
Доказательством того, что человек является социальным существом является то, что основой развития человека с малых лет является общение с другими людьми, в том числе родителями, а также некоторые другие социальные потребности: потребность в признании, престиже, творчестве.
4. Можно ли влиять на наследственность?
Генетические данные практически невозможно изменить, однако помимо генов на развитие человека влияет и его окружение, природа, качество его жизни, образования и другие факторы.
В классе и дома
1. Объединитесь (по желанию) в группы. Каждая группа выбирает текст, обсуждает его и готовит коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение существа влияют инстинкты?». Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.
Инстинкт — врождённая способность совершать целесообразные действия по автоматическому, непосредственному, безотчётному побуждению. Животные и люди следуют инстинктам чтобы обеспечить свое выживание и продолжить свой род.
2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли». Выскажи свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.
Маугли жил среди животных и перенял их повадки — это является правдой. Вымыслом является его способность принимать решения — это возможно только если бы Маугли жил в обществе, среди людей.
3. Герои известного фильма «Приключения электроника» мальчик Сережа Сыроежкин и робот электроник внешне были абсолютно одинаковыми. Что нужно знать про героев, чтобы определить, кто из них кто?
Важным отличием является наличие эмоций. Так, Электроник не умел ни плакать, ни смеяться, в то время как Сережа Сыроежкин умел испытывать множество эмоций.
4. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей и оформи выставку.
Примером похожих между собой людей являются известные голливудские звезды Райан Филлипп и Джастин Тимберлейк, а также Барбара Мори и Меган Фокс:
5 Свободное время, страница 47
Проверим себя
1. Какое время можно назвать свободным?
Свободное время — период времени, который остается у каждого человека после выполнения обязательных заданий.
2. Объясни, почему говорят: «Знай минутам цену, секундам счет», «Отдых — это перемена вида деятельности».
Первая поговорка означает, что необходимо просчитывать свое время и не тратить его впустую. Вторая поговорка означает, что во время отдыха человек тоже занимается определенной деятельностью.
3. Какие ты знаешь увлечения — хобби? Какое увлечение есть у тебя?
Занятия спортом, чтение книг, игры на компьютере. Я увлекаюсь футболом и коллекционированием марок.
4. Как наполнить свободное время полезными делами?
В классе и дома
1. Пробовал ли ты в свободное время делать что-либо своими руками? Если да, то что именно?
Да, собираю оригами и вышиваю
2*. Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей — и к телевизору. Включила, а сама — на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто-то за кем-то гонится… Так и сидела Наташа у телевизора, пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился. Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время? Случается ли с тобой подобное? Нравишься ли ты себе в таких случаях? Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?
У Наташи проблемы с распределением времени, она не знает что такое свободное время. Такое может случится со всеми. Просмотр телевизора может стать вредной привычкой если человек занимается этим все время.
3. Какому занятию посвящена загадка?«С той и с этой стороныВ клетках кони и слоны.В клетках справа, в клетках слеваКороли и королевы.Но не могут удержаться,Чтоб друг с другом не сражаться!»
Данная загадка посвящена шахматам.
Вопросы и задания к документу[править | править код]
- 12-14: работа, семья, брак, город, среда обитания.
- 15-17: работа, семья, брак, учеба.
- 18-21: работа, семья, брак, общество, страна.
- 22-25: работа, семья, брак, общество, страна.
- 26-29: здоровье, общество, страна, семья, брак.
С возрастом человек все больше волнуется об обществе и государстве, семье и собственном здоровье. А общение со сверстниками, религия, и отношение к родителям, наоборот, в наименьшей степени вызывают беспокойство человека при мысли о будущем.
На примере нескольких представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чём вы видите причины этих изменений?
Среда обитания в подростковом возрасте в наибольшей степени беспокоит человека при мысли о будущей жизни. Затем в возрасте 15-17 лет среда обитания резко теряет свое значение для человека. Далее, ближе к 30 годам, среда обитания начинает значить больше, но уже никогда не так, как это было в подростковом возрасте.
Наоборот, здоровье имеет небольшое значение для человека в возрасте 12 лет. К 30 годам здоровье увеличивает свое значение резко. Естественно, что его значение в дальнейшем будет только возрастать.
Общество и государство также увеличивают собственное значение в соответствии с увеличением возраста человека. От 12 до 17 лет общество и государство имеют одно и тоже значение для человека, а затем после 18 общество и государство, в котором живет человек, приобретает все большее и большее значение. Вероятно, это связанно с тем, что человек вступает в самостоятельную жизнь.
Используя материал параграфа и документа, составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?
Современная российская молодежь — это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед, лояльные к власти и не испытывающие выраженных протестных настроений.
Несмотря на молодость, которой, как показывает история человечества, свойственен бунтарский дух, нынешняя российская молодежь не готова к тому, чтобы выйти на улицы и участвовать в акциях протеста. 73% респондентов оказались удовлетворены своей жизнью, несмотря на кризис. При этом 40% выражают надежду на то, что их материальное положение улучшится. Около половины молодых людей имеют постоянную работу (в январе 2010 г. — 44%) , 12% получают стипендию, 10% пользуются финансовой поддержкой родственников и друзей.
Составляя социальный портрет российской молодежи, стоит учитывать, что российская молодежь является разношерстной. По мнению ВОЗ, молодежью считаются люди до 35 лет.
Мы не можем говорить о том, что все они оптимисты и лояльны к власти. Последние митинги показывают, что подавляющее число участвующих в митингах – молодежь. Это значит, что большая часть молодежи негативно относится к власти, недовольна своим положением социальным, и испытывает неудобство из-за невозможности это исправить.
Современная молодежь россии – миллениалы. Это значит, что они асоциальны, интернет зависимы и самостоятельны. Но это не обо всех, а о большинстве. Плюс, среди миллениалов не все стремятся к семейной жизни, карьера и личностный рост приобретают большую значимость. Личность имеет большое значение для современной российской молодежи, поскольку даже при ранних браках, в среде молодежи есть большой процент разводов даже при наличии детей; это значит, что людям важнее собственное благополучие, чем семейное.
Самостоятельность, ценность личностного роста, а также неуверенность в завтрашнем дне можно назвать основными отличительными чертами.
Различия между эмоциями и чувствами
Несмотря на сходство двух понятий, можно выделяется ряд существенных различий.
- Продолжительность переживания. Главное, чем отличаются чувства от эмоций, — длительность. Чувство может формироваться годами, эмоция же возникает спонтанно.
- Эмоции носят врождённый характер, а чувства вырабатываются в процессе жизни.
- Разница между чувствами и эмоциями состоит в том, что последние поддаются контролю. Например, можно освоить дыхательные упражнения, заняться самовнушением или отстраниться от ситуации.
Что мы узнали?
Изучаемые в 6 классе чувства и эмоции — это понятия разные. Главное отличие — длительность переживания, отсутствие возможности контроля со стороны человека (эмоции), приобретённый характер (чувства).
-
/5
Вопрос 1 из 5
Критический анализ собственных помыслов и поступков
Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актёром, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актёр он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора.
Здесь перед нами встают сразу две проблемы:
Первая проблема оценки и самооценки.
«Человек… есть лишь то, что сам из себя делает»,— считал французский философ Ж.-П. Сартр (1905—1980). Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни говорил, мир будет его оценивать только по его поступкам (чтобы ни у кого из нас не возникло комплексов «непризнанного гения»). Не взять ли это правило и для самооценки?
Вторая проблема: быть или казаться.
Хочешь ты действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, ты рискуешь попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство тобой будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.
Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.
Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несём в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причинённое им, к нам же и вернётся. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. В чём выражается свобода выбора? 2. Что такое моральный выбор? 3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность? 4. Что значит быть человеком ответственным? 5. В чём опасность безответственного поведения? 6. Что может гарантировать выполнение моральных норм? 7. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода — это в первую очередь не привилегии, а обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.
2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется — пусть другие решают.
Оцени ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём тут мораль? Объясни.
3*. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.
4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.
5. Раскрой смысл слов французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым всё-таки выбираю».
ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».
Ф. Искандер (р. 1929), российский писатель
Учимся поступать морально
Первое и главное: проверяй свои поступки с точки зрения золотого правила морали. Прежде чем совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступили со мной?
Второе: стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они тебе известны (загляни в учебник).
Третье: старайся делать добро. О добре ты знаешь много. Опираясь на свои знания, учись определять, что есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.
Проверим себя
Задание 1
Назовите особенности искусства как формы культуры.
Ответ:
Как авторы художественных произведений отражают окружающий мир? Ответить на этот вопрос можно одним словом: творчески. Художник (композитор, артист и др.) привносит в свои работы собственный взгляд, чувство, воображение, отношение к тому, что изображает. И поэтому каждое произведение искусства оригинально, неповторимо. И каждое отражает индивидуальность восприятия и отражения мира его автором. Можно, например, представить, что два художника нарисуют две одинаковые картины, а разные композиторы напишут одинаковую музыку? Конечно, нет. Даже один и тот же автор, отражая один и тот же объект, каждый раз создаёт разные творения.
Чувственное восприятие окружающего мира чувственное отношение к нему — ещё одна особенность искусства. Художественные произведения доносят до нас эмоции, ощущения, настроение их создателей. Они вызывают в нас особые чувства, которые называют эстетическими. В основе этих чувств лежит человеческая потребность в переживаниях, вызываемых искусством.
Наконец, ещё одна особенность искусства — его способность предсказывать явления будущего. Летательные аппараты, подводные лодки, корабли, способные покорять космос, изначально существовали в произведениях искусства, а достоянием науки стали много позже.
Задание 2
Опишите любой художественный образ. На его примере покажите, в чем заключаются особенности отражения окружающей действительности художником.
Ответ:
На данных картинах изображено бушующее море. Оно неспокойно, взволновано и как будто пытается донести до нас, насколько ему плохо. Автор писал картины и точно знал какие в итоге эмоции будут вызывать они: стихия, способная задеть каждый уголок души, не оставит равнодушным. Еще мне кажется, что автор выплеснул в этих картинах все свои эмоции, которые по итогу мы и ощущаем, глядя на них.
Задание 3
Перечислите основные виды искусства.
Ответ:
- Литература.
- Театр.
- Танец.
- Музыка.
- Архитектура.
- Скульптура.
- Киноискусство.
- Телевидение.
- Фотография.
- Живопись.
- Эстрадное искусство.
- Радиоискусство.
Задание 4
Приведите 3-4 примера произведений искусства разных видов.
Ответ:
- Картина Айвазовского «Черное море» — живопись.
- Поэма Васильева «А зори здесь тихие…» — литература.
- Театральная постановка «Евгений Онегин» А.С. Пушкина — театр.
- Балет «Лебединое озеро» — танец.
Задание 5
Какие чувства называют эстетическими? Чем они отличаются от других чувств человека?
Ответ:
Художественные произведения доносят до нас эмоции, ощущения, настроение их создателей. Они вызывают в нас особые чувства, которые называют эстетическими. В основе этих чувств лежит человеческая потребность в переживаниях, вызываемых искусством. Это самые разные переживания (радость, восхищение, умиление, гнев, страдание и т.д.), связанные с приятием художественных образов как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических.
Задание 6
Как искусство влияет на развитие личности?
Ответ:
Искусство, начиная с детских сказок и колыбельных песен, вносит свой вклад в развитие личности.
Целостно, глубоко, правдиво отражая действительность, произведения искусства помогают человеку познавать мир, людей, самого себя. Художественные образы уносят нас в давно ушедшие исторические эпохи, в другие страны, в подводные глубины, на ледники, в космос или погружают во внутренний мир ребёнка или взрослого, раскрывают его переживания, мысли. Благодаря искусству мы узнаём новое о человеке, его думах и страданиях, стремлениях и ошибках.
А ещё искусство — хороший воспитатель. Пробуждая в нас чувственный отклик, оно воспитывает отзывчивость, доброту, любовь, сострадание. И формирует то чувство, которое никому из нас не даётся от рождения. Это чувство прекрасного. Оно по-разному проявляется у разных людей и зависит от усвоенных ими представлений и понятий о красоте.
Искусство помогает человеку восстанавливать душевное равновесие, преодолевать стрессы, внутренние кризисы. Произведения искусства умеют вдохновлять, ободрять, уравновешивать.
Ещё одна сторона влияния искусства на человека — помощь в развитии его творческих способностей, возможностей самовыражения.
В классе и дома
Задание 1
Приведите собственные примеры художественных образов, составляющих сущность различных произведений искусства. Выделите из них те, которые вызывают у человека эстетическое чувство прекрасного.
Ответ:
Примером художественного образа служит образ Моне Лизы на картине Леонардо да Винчи. На полотне можно увидеть загадочную и весьма очаровательную женщину, взгляд которой покоряет с первых секунд. Данный образ вызывает у людей чувство прекрасного, люди глубоко проникаются этим произведением искусства.
Стр 86
Стр 93
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов