Роль религии в жизни общества
Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций.
Она регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религиозные действия (например, молиться, ограничивать себя в пище, развлечениях). Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе. Таковы, например, библейские заповеди («не убий», «не укради» и т. п.), моральные принципы ислама, буддизма.
Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определённых положительных качеств, например доброты, милосердия, умеренности. Справедливо будет сказать, что религия воспитывает человека.
Религия — это не только правила поведения, но и определённый взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Религия даёт свой ответ на вечные человеческие вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришёл в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти?
Вам, наверное, не раз приходилось слышать от своих близких или знакомых о том, что после посещения богослужения их душевное состояние улучшалось, отступало физическое недомогание. В этом состоит ещё одна важнейшая функция религии: она снимает тяжёлое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.
Религия также способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины, он может найти себя, например, в предписываемой нормами многих религий помощи обездоленным. Важнейшей составляющей общения религиозного человека является его диалог с Богом и другими «небожителями», осуществляемый с помощью специальных обрядов и молитв.
История знает немало примеров того, как религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой- то значимой проблемы. Вспомните, например, о роли преподобного Сергия Радонежского в борьбе Руси с ордынским владычеством. Однако религия может порождать вражду между людьми, примером чему являются многочисленные религиозные войны и конфликты.
История возникновения искусства и художественной деятельности
Российский академик РАН А.Я.Флиер отмечает, что искусство (как творчество и мастерство) и художественная деятельность (как генерация ценностей в образном выражении) имеют различный генезис (возникновение и развитие).
Искусство как специфическая деятельность возникло из ремесла в период становления городских цивилизаций (4-3 тыс. до н.э.) с появлением:
- новой категории – социальная престижность,
- а также людей (заказчиков), которые из-за соображений этой самой престижности готовы были оплачивать изготовление предметов потребления, отличающихся иным (высоким) качеством, красотой и прочими характеристиками уникальности, включая авторский стиль или манеру.
Таким образом, история искусства в том виде синтеза художественного образа и мастерства (ремесла), который мы имеем в современном понимании, отображает процесс медленного сближения и слияния этих двух форм.
Механизмы существования искусства
Несмотря на свою главную особенность (инновативно-творческий подход), искусство, тем не менее, является жестко нормативной и регулируемой сферой человеческой деятельности, на которую существенно влияют:
Социальная стратификация искусства
Она также претерпела некоторые исторические изменения. Ее первоначальный вид — разделение на:
- Профессиональное
- Народное искусство
– был со временем расширен более узкими зонами художественной практики: религиозной, аристократической, детской, тюремной, военной и т.д. А с середины 19 века появляется совсем новый феномен массовой культуры, а с ними массовое искусство, когда упрощенное и схематическое содержание транслируется на профессиональном уровне мастерства, а смысл художественного образа сведен к минимуму (интеллектуальному и эстетическому) непритязательного пользователя.
https://youtube.com/watch?v=AkIddaDu_yw
Современность художественной культуры
Сегодня искусство и художественная практика являются высокодоходными отраслями и развитыми сферами в постиндустриальных странах. Между тем, ученые отмечают тенденции изменения принципов внутренней дифференцированности искусства – от социальной обусловленности к иерархии коммерческой рентабельности, причем, как в высоких, так и в низких жанрах.
В целом современную художественную культуру отличает:
- Отсутствие выраженных границ социальной стратифицированности художественных явлений
- Определенный уровень художественной эрудиции и приобщенность к национальным художественным ценностям большого количества потребителей
Эти качества современной культуры повышают эффективность социально-интегрирующей функции искусства в обществе.
-
Как определить уровень физической подготовленности кратко
-
Определение понятия способности в изобразительной деятельности в доу
-
Почему только права человека могут определить границу свободы человека кратко
-
Охарактеризуйте политику александра 1 почему намеченные им реформы не были реализованы кратко
- Анализ педагогического опыта портфолио воспитателя детского сада
Типы и функции искусства
К формам существования искусства относят:
- Пространственные типы (архитектура, живопись, скульптура и т.д.)
- Временные типы (литература, музыка)
- Пространственно-временные (балет, кино, театр)
Ту область культуры, где происходит реализация, обеспечение и существование художественного творчества, принято называть художественной культурой. Таким образом, она – эта структура определенных подсистем, а именно:
- Само художественное творчество (групповое или индивидуальное)
- Организационная инфраструктура (объединения, ассоциации по реализации продукции и размещению заказов)
- Материальная инфраструктура (демонстрационные или производственные площадки)
- Художественное образование, включая повышение квалификационного уровня
- Рефлексия результатов и процессов (пресса, критика и т.д.)
- Эстетическое просвещение и воспитание
- Реставрация и сохранение наследия
- Организация художественной самодеятельности населения
- Государственная политика в соответствующей области
Изучением искусства занимаются:
- Эстетика
- Философия
- Искусствоведение
Основные ракурсы изучения искусства:
- Историко-хронологический
- Художественно-технологический
- Формально-стилевой
- Генетический
Функции искусства в первую очередь связаны с его социокультурными задачами, которые включают в себя:
- Нравственное осмысление и обобщение социально-практического опыта людей и формирование образцов-эталонов для желаемого поведения и образов сознания, которые воплощаются в художественных произведениях
- Проблемы инкультурации и социализации личности, т.е. введение человека в актуальную для данного сообщества систему ценностей, освоение моделей поведения и т.д.
- Вопросы проектирования среды обитания человека в ее пространственном, интеллектуальном, декоративном, эмоциональном и проч. измерениях