ГДЗ учебник по обществознанию 7 класс Боголюбов параграф 10 Проверим себя Номер 2

Обществознание 7 класс учебник боголюбов параграф 10

Почему люди стремятся к справедливости?

Чувство справедливости важно для гармоничных отношений и взаимодействия с другими людьми. Если мы будем выделять людей по их заслугам или иным признакам, то равноправия установить не удастся

Там, где в приоритете власть, богатство, сила, справедливости нет. Равновесие будет нарушено. Выживут только сильнейшие или богатейшие. Остальные люди утратят право на существование.

Власти осознают значение категории. Они вводят ряд программ, направленных на справедливое отношение к тем или иным социальным слоям. Например, дети-инвалиды имеют право обучаться вместе с обычными школьниками, получать образование в школе, а не на дому, бывать на различных мероприятиях.

Многие люди скептически относятся к такому принципу. Они уверены: здоровые дети не могут расти вместе с больными инвалидами. Это травмирует их психику.

Кто-то, действительно, заботится о своём ранимом ребёнке, который перестал спать ночами из-за переживаний по поводу одноклассника-колясочника, а кто-то просто демонстрирует свою силу, собственное мнение, пытается выделиться.

Справедливость помогает добиться равноправия, облегчить жизнь обделённых, она сдерживает могущественных и властных людей. Таким образом, в мире удаётся сохранить хоть какой-то порядок.

Виды справедливости

Вопросом о справедливости занимались ещё древние философы. Они пытались не только дать определение данному термину, но и объяснить отличие одних видов от других.

Так, Аристотель выделил два типа справедливости. Он же уточнил, что значение понятия можно толковать как отражение законов в социальном поле.

Законы (правила) могут быть физическими, политическими, естественными, природными и т.д. Независимо от сферы, на которую распространяется справедливость, она делится на два разных вида:

1. Уравнительная. В основе лежат принципы равноправия. При таком подходе подразумевается, что все люди равны по положению. У них одинаковые права и обязанности. Социальный статус, материальное положение не могут быть основанием для того, чтобы в приоритете оказались те, кто в выигрыше (богаче, знаменитей и т.д.).

2. Распределительная. Отношение к человеку должно быть таким, как он того заслуживает. То есть равноправие здесь не отмечается. Каждого ждёт награда по делам. Такой вид справедливости считается наиболее правильным.

Как бы то ни было, толкование видов справедливости формально. Нигде не указываются ни права, на которые нужно равняться, ни объекты, на которые распространяются эти права.

Тот же Игорь может оказаться мужем тяжело больной женщины. Он вечно опаздывает, потому что вынужден ухаживать за супругой, провожать детей в школу и в сад.

Таким образом, справедливость по отношению к нему не действует. Он не получает ни помощи, ни поддержки, а только осуждается обществом. И он считает, что коллеги и руководство не правы, они поступают несправедливо.

Что такое справедливость: понятие и особенности

Идея справедливости занимает центральное место как в этике, так и в правовой и политической философии. Люди применяют данную категорию к индивидуальным действиям, к законам, к государственной политике, и в каждом случае считают, что если где-то есть несправедливость, то это веская, возможно даже убедительная, причина для их отклонения.

Классически справедливость считалась одной из четырех кардинальных добродетелей (а иногда и самой важной из четырех). В наше время американский философ Джон Ролз знаменито назвал ее «первой добродетелью социальных институтов»

Можно спорить о том, какая из сфер практической философии первой претендует на справедливость: является ли она, например, в первую очередь свойством закона и лишь производно — свойством индивидов и других институтов?

Правильнее будет признать, что эта идея со временем пустила глубокие корни в каждую из этих областей. Стоит попытаться разобраться в столь обширном понятии, определив элементы, присутствующие всякий раз, когда ссылаются на справедливость, а также изучив разные формы, которые она принимает в различных практических контекстах.

Справедливость для многих людей означает честность. Но хотя справедливость важна практически для всех, для разных групп она означает разные вещи.

Например, социальная справедливость — это представление о том, что каждый человек заслуживает равных экономических, политических и социальных возможностей независимо от расы, пола или религии.

Распределительная справедливость относится к справедливому распределению активов в обществе.

Экологическая справедливость — это справедливое отношение ко всем людям в отношении экологического бремени и выгод.

Восстановительное или исправительное правосудие стремится возместить ущерб тем, кто пострадал несправедливо. Возмездное правосудие направлено на объективное и соразмерное наказание правонарушителей. А процессуальное правосудие подразумевает исполнение правовых решений в соответствии с честными и беспристрастными процессами.

Справедливость — одна из важнейших моральных ценностей в сфере права и политики. Правовые и политические системы, поддерживающие закон и порядок, являются желательными, но они не могут достичь ни того, ни другого, если они не способны достигать справедливости.

Виды справедливости, какая она бывает

Существует четыре вида правосудия, к которому люди могут обратиться, если их обидели.

Распределительная справедливость

Распределительная справедливость, также известная как экономическая справедливость, — это справедливость в том, что люди получают, начиная от товаров и заканчивая вниманием. Ее корни — в общественном устройстве, и она лежит в основе социализма, где равенство является основополагающим принципом

Если люди не считают, что они получают свою справедливую долю чего-либо, они будут стремиться получить то, что, по их мнению, они заслуживают. Они также могут искать другие формы справедливости.

Процессуальная справедливость

Данный принцип справедливости также содержится в идее честной игры (в отличие от справедливой доли распределительной справедливости).

Если люди считают, что при принятии решения о распределении был использован справедливому процесс, то они вполне могут смириться с дисбалансом в том, что они получают меньше или больше по сравнению с другими. Если они видят и процедурную, и распределительную несправедливость, они, скорее всего, будут искать восстановительного и/или карательного правосудия.

Восстановительное правосудие

Первое, чего ущемленный в чем-либо человек может добиваться от «предателя», — это некой формы реституции, возвращения всего на свои места.

Самая простая форма реституции — это простое извинение. Восстановление означает вернуть все на свои места, поэтому оно может представлять собой некий акт раскаяния, чтобы показать, что человек действительно сожалеет. Это может включать в себя действия и даже дополнительные выплаты обиженной стороне. Если это не помогло, то могут наступить юридические последствия для «предателя» — в том случае, когда его действия противоправны и подпадают под нормы закона.

Восстановительное правосудие также известно как исправительное правосудие.

Возмездное правосудие

Возмездное правосудие работает по принципу наказания, хотя вопрос о том, что такое справедливое и пропорциональное наказание, широко обсуждается. Хотя цель может заключаться в том, чтобы отучить преступника или других людей от совершения противоправных действий в будущем, частота повторных преступлений многих преступников свидетельствует об ограниченном успехе такого подхода.

Наказание на практике больше направлено на удовлетворение жертв и тех, кто о них заботится. Это переходит в сферу мести, которая становится мотивацией и может быть во много раз более суровой, чем возмещение ущерба, поскольку пострадавшая сторона стремится заставить другого человека страдать в ответ. В таких случаях «справедливость» обычно определяется эмоционально, а не с намерением восстановления справедливости или предотвращения будущих преступлений.

Как справедливость связана с равенством и равноправием

Необходимо задать вопрос о том, в каких обстоятельствах справедливость требует по существу равного распределения преимуществ.

Довольно очевидный случай имеет место, когда члены группы, в рамках которой будет происходить распределение, не имеют соответствующих отличительных черт, поэтому ни у кого из них нет оснований для претензий на большую долю выгоды, чем другие.

Равенство также действует по умолчанию в обстоятельствах, когда люди действительно могут иметь неравные претензии на какое-либо распределяемое благо, но они не имеют надежного способа определить и измерить эти претензии. Распределяя благо поровну, мы можем, по крайней мере, гарантировать, что каждое требование будет частично удовлетворено.

Если справедливость требует равенства только по умолчанию, то может показаться, что она применима только в узком круге случаев. Как можно сделать эгалитарную справедливость более надежной? Один из подходов заключается в том, чтобы объявить более широкий круг факторов, не имеющих значения для справедливого распределения.

Так, одна из формулировок принципа гласит, что никто не должен быть хуже или лучше других в результате своих «морально произвольных» характеристик, то есть когда ее обладатель не может претендовать на заслугу за одно ее наличие.

Это отражает широко распространенный тезис, согласно которому люди не должны находиться в преимущественном или неблагоприятном положении в силу своей расы или пола, но распространяет ее (что более спорно) на все личные особенности, имеющие генетическую основу, такие как природные таланты и врожденные склонности.

При этом тезис отвергает большинство претензий, поскольку, когда говорят, что люди заслуживают различных благ, подразумевают, что это происходит в результате совершения действий или проявления качеств, зависящих от врожденных характеристик, таких как сила или интеллект.

Другой подход отвечает на этот вызов, объясняя, почему позитивно ценно предоставлять людям равное обращение, даже если они проявляют черты, которые могут показаться оправдывающими различное обращение.

Видным сторонником этого подхода является американский философ Рональд Дворкин, утверждавший, что основополагающим для справедливости является принцип равной заботы и уважения к людям, ответственность перед ними, а в более конкретном выражении это означает, что на жизнь каждого члена общества должны выделяться равные ресурсы.

Мысль заключается в том, что проявление равного уважения к людям иногда может потребовать от нас равного обращения с ними, даже с учетом тех или иных оснований для дискриминации. Таким образом, есть смысл настаивать на политическом равенстве — один человек, один голос.

Западные философские концепции справедливости

Справедливость — одно из важнейших моральных и политических понятий. Слово происходит от латинского jus, означающего право или закон. Оксфордский словарь английского языка определяет «справедливого» человека как того, кто обычно «делает то, что морально правильно» и склонен «воздавать каждому должное», предлагая в качестве синонима слово «справедливый».

Но философы хотят выйти за рамки этимологии и словарных определений и рассмотреть природу справедливости как моральной добродетели характера и желательного качества политического общества, а также ее применение в отношении этических и социальных решений.

Философы применяют свои собственные теории к спорным социальным вопросам — например, к гражданскому неповиновению, наказанию, равным возможностям для женщин и мужчин, рабству, войне, правам собственности и международным отношениям.

Рассмотрим версии разных ученых и их подходы к пониманию справедливости.

Для Платона справедливость — это добродетель, устанавливающая рациональный порядок, в котором каждая часть выполняет свою роль и не мешает правильному функционированию других частей.

Аристотель говорит, что справедливость состоит в том, что законно и справедливо, причем справедливость подразумевает справедливое распределение и исправление несправедливого.

По Августину кардинальная добродетель справедливости требует, чтобы мы старались воздать всем людям по заслугам.

По Фоме Аквинскому справедливость — это рациональное среднее между противоположными видами несправедливости, включающее пропорциональное распределение и взаимные сделки.

Гоббс считал справедливость искусственной добродетелью, необходимой для гражданского общества, функцией добровольных соглашений общественного договора.

Для Юма справедливость, по сути, служит общественной пользе, защищая собственность (в широком понимании).

Для Канта это добродетель, благодаря которой мы уважаем свободу, автономию и достоинство других людей, не вмешиваясь в их добровольные действия, если они не нарушают права других.

Милль считает, что справедливость — это собирательное название наиболее важных общественных благ, которые способствуют укреплению и защите человеческой свободы. 

Ролз анализировал справедливость в терминах максимальной равной свободы в отношении основных прав и обязанностей для всех членов общества, при этом социально-экономическое неравенство требует морального оправдания в терминах равных возможностей и выгодных результатов для всех.

Западные философы, как правило, считают справедливость самой фундаментальной из всех добродетелей для упорядочения межличностных отношений, создания и поддержания стабильного политического общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: