§ 34. Трение в природе и технике.
Вопросы на стр.113
1. Назовите виды трения. Приведите примеры. 2. Приведите примеры полезного использования трения. 3. Приведите примеры, в которых трение оказывается вредным. 4. Вспомните случаи, когда вам необходимо было увеличивать или уменьшать силу трения. Как вы это делали? 5. Зачем в машинах используют подшипники? 6. Опишите устройство подшипника скольжения; шарикового подшипника.
ЗАДАНИЕ 24
- Побеседуйте со знакомыми вам автомобилистами и выясните, в ка ких узлах автомобиля необходимо увеличивать трение (трение полезно), в каких уменьшать (трение вредно).
- Посмотрите на подошвы своих зимних ботинок, кроссовок и летних туфель. Объясните, почему они отличаются.
§ 32. Сила трения.
Вопросы на стр.109
1. Приведите примеры, доказывающие существование силы трения, не упоминавшиеся в параграфе. 2. Объясните причины возникновения трения. 3. Зачем применяют смазку? 4. Перечислите известные вам виды трения. 5. Опишите возможный способ измерения силы трения.
ЗАДАНИЕ 23
- Убедитесь на опыте, что сила трения скольжения зависит от прижимающей силы. (Используйте изготовленный вами ранее динамометр.)
- Придумайте способы уменьшения силы трения скольжения при движении книги по столу. Как увеличить силу трения?
- Докажите на опыте, что сила трения скольжения зависит от материала соприкасающихся поверхностей.
ИТОГИ ГЛАВЫ 2.
Надеемся, что теперь на вопрос, почему мячик, катящийся по траве, остановился, у вас есть ответ. Вы можете различить силу тяжести и вес тела, знаете, от чего зависит сила упругости, сила трения. Понимаете, что характеризует плотность тела и как её определить. Можете рассчитать скорость тела при равномерном движении и его ускорение при неравномерном. Умеете применять формулы для расчёта силы тяжести, силы упругости, веса тела. Умеете пользоваться динамометром для измерения сил.
Вы сделали первый шаг к освоению законов механики. В дальнейшем вы сможете решать интереснейшие задачи о движении тел не только на Земле, но и в далёком космосе. Вы поймёте, почему Луна, притягиваясь к Земле, не падает на неё. Сможете объяснить, почему кометы появляются вблизи нашей планеты лишь на короткое время и вновь уносятся в космическую даль.
ОБСУДИМ? Иван и Гоша увлекаются беговыми лыжами. Гоша обычно опережает Ивана при прочих равных условиях забега на лыжах. Тренер Ивана объясняет такие результаты тем, что вес Ивана больше веса Гоши и, предположительно, поэтому лыжи Ивана скользят значительно хуже по лыжне.
Согласны ли вы с тем, что утверждает тренер? Правда ли, что лыжи Ивана скользят хуже, при том что сами лыжи абсолютно одинаковые? Аргументируйте своё мнение. Предложите экспериментальные способы проверить, чьи лыжи скользят лучше.
ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ:
- «Инерция, вот ты где!» (возможная форма: презентация, опыт, кроссворд).
- «Плотности земные и космические» (возможная форма: презентация, викторина, таблица).
- «Сила! Я тебя знаю!» (возможная форма: презентация, кроссворд, викторина, таблица, изготовление прибора, макета).
- «Невесомость на Земле» (возможная форма: презентация, опыт, викторина).
- «Трение в жизни человека» (возможная форма: презентация, ролевая игра, викторина).
Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник 2023 года §§32-34 (Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. ИТОГИ ГЛАВЫ 2). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.