КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 11
Выделение — это процесс удаления из организма продуктов обмена, которые не могут быть использованы. В нём принимают участие органы дыхания, пищеварительной системы, кожи. Продукты распада различных веществ, образующиеся в клетках организма, сначала поступают во внутреннюю среду, а затем выводятся из организма наружу. Значение выделения заключается в поддержании постоянства внутренней среды организма.
Специализированной системой, обеспечивающей выделение продуктов обмена веществ из организма, является мочевыделительная система. К органам мочевыделения относят почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Через почки в виде мочи удаляются избыток воды, азотсодержащие продукты распада белков, некоторые соли и другие вещества. Это энергоёмкий процесс, на него затрачивается около 10 % всей энергии организма.
Функциональной единицей почки является нефрон. Отдельный нефрон может обеспечивать процесс фильтрации, однако концентрирование мочи происходит только при совместной работе многих нефронов.
Нарушения работы почек приводят к изменению состава внутренней среды организма. Наиболее часто встречающимися заболеваниями органов мочевыделения являются: мочекаменная болезнь, пиелонефрит, цистит и острая почечная недостаточность
Для сохранения правильной работы органов мочевыделительной системы важно соблюдать правила гигиены и правильного питания
Регуляция мочевыделения осуществляется нейрогуморальным путём.
Проекты и исследования
- Особенности строения и функционирования почек.
- Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
- Методы исследования органов мочевыделения.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 11 «ВЫДЕЛЕНИЕ»». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
§29. Вид. Критерии вида
Вспомните. Задание №1
Что такое биологический вид?
Ответ:
Биологический вид – это совокупность особей, способных в природных условиях скрещиваться с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфологических, физиологических и иных признаков.
Задание №2
Какие виды растений и животных вам известны?
Ответ:
Виды животных: Бескрылая гагарка, голубая антилопа, каролинский попугай. Виды растений: мятлик однолетний, одуванчик лекарственный, постушья сумка, капуста белокочанная.
Вопросы. Задание №1
Что такое критерии вида?
Ответ:
С давних пор к одному и тому же виду относят особей, внешне похожих друг на друга, т.е. морфологически сходных. Ещё Карл Линней определял виды как целостные группы организмов, отличные от других жизненных форм по признакам строения. Со временем обнаружилось, что внешнего сходства для отнесения организма к тому или иному виду недостаточно. Сейчас выделяют целый ряд признаков, которые позволяют отличить один вид от другого. Эти признаки называют критериями вида.
Задание №2
Какие критерии вида вам известны?
Ответ:
Различают несколько критериев вида: морфологический, генетический, экологический и географический. Морфологический критерий вида — это совокупность внешних признаков организма. Генетический критерий — это характерный для каждого вида набор хромосом, их число, размеры, форма, состав ДНК. Экологический критерий — это характерное для вида положение в природных сообществах: его связи с другими видами, пищевая база, т.е. те условия внешней среды, которые необходимы для его существования. Географический критерий характеризует область распространения вида в природе — ареал. Но ареалы разных видов могут перекрываться.
Задание №3
Что называют ареалом вида?
Ответ:
Область распространения вида в природе — ареал. Ареалы разных видов могут перекрываться.
Задание №4
Что понимают современные учёные под биологическим видом?
Ответ:
Биологический вид — это совокупность особей, способных в природных условиях скрещиваться с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих морфологических, физиологических и других признаков.
Задания. Задание №1
Составьте список известных вам видов растений и/или животных. Попытайтесь сгруппировать их по степени морфологического сходства.
Ответ:
Семейство псовых: енотовидная собака, волк, шакал, песец, лисица, корсак, афганская лисица и красный волк. Семейство злаковых: пшеница, рис, кукуруза, рожь, овес, ячмень, просо. Семейство сосновые: сосна, ель, кедр, лиственница, пихта, тсуга.
Задание №2
Докажите относительный характер критериев вида.
Ответ:
Репродуктивная изоляция — это невозможность скрещивания особей разных видов. Репродуктивная изоляция обеспечивается различиями в строении половых органов, расхождением в сроках или местах размножения, различиями поведения, нежизнеспособностью или стерильностью гибридов и другими механизмами. В природе, однако, встречаются виды, которые скрещиваются или дают плодовитое потомство. Это случается, например, при спаривании собак с волками. Итак, ни один из критериев вида не является абсолютным. Лишь в совокупности перечисленные критерии позволяют с достаточной надёжностью установить принадлежность организма к тому или иному виду.
Подумайте. Задание №1
По каким физиологическим признакам могут различаться особи одного вида?
Ответ:
Физиологическими признаками, по которым особей различают, являются различия в строении половых органов, расхождение в сроках или местах размножения, различия поведения, нежизнеспособность или стерильность гибридов.
-
Назад
-
Вперед
§42. Структура популяций
Вспомните. Задание №1
Что такое популяция?
Ответ:
Популяция — в биологии совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.
Задание №2
Может ли вид состоять из одной популяции?
Ответ:
Да, может, так как каждый вид состоит из одной или нескольких популяций. Популяция, как структурная единица вида, является наименьшим его эволюционным элементом.
Задание №3
Какова роль популяций в эволюции?
Ответ:
У каждой популяции сформирован свой генофонд – совокупность всех генотипов особей из данной популяции. Генофонд может меняться со временем в следствие мутаций, что приводит к появлению нового вида. Происходит процесс эволюции.
Вопросы. Задание №1
В одном озере живут окунь, ёрш, карась, щука, плотва. В соседнем, изолированном от первого водоёме обитают окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоёма?
Ответ:
Оба водоема населяют 7 видов: • Окунь • Ерш • Судак • Карась • Плотва • Лещ • Щука А популяций в водоеме 10, так как окунь, щука и плотва, живущие в разных водоемах, относятся к разным популяциям.
Задание №2
Какими свойствами обладают популяции? Охарактеризуйте эти свойства.
Ответ:
Популяция обладает не только биологическими свойствами составляющих её организмов, но и собственными, которые присущи группе особей в целом. К таким свойствам относятся, например, рождаемость, смертность, возрастной состав (структура) и численность особей. Наилучшим образом популяцию как группу организмов характеризует численность — определённое число особей на данной площади. Рождаемость характеризует способность популяции к увеличению численности за счёт размножения особей. Показатель рождаемости — это число новых особей (также яиц, семян), родившихся (вылупившихся, отложенных) в популяции за определённый промежуток времени. Если проследить судьбу некоторой группы особей, родившихся в одно и то же время, можно легко обнаружить, что их численность в течение жизни непрерывно снижается в результате отмирания части особей. Этот процесс называют смертностью. Средняя продолжительность жизни определяется величиной смертности особей в группе организмов, появившихся на свет в одном и том же году.
Подумайте. Задание №1
Какова была численность популяции перед началом промысла, если в начале сезона было помечено 1000 рыб, а в ходе последующего лова из 5000 пойманных рыб 350 оказались мечеными?
Ответ:
Пусть 5000 пойманных рыб − 100%, тогда 350 меченых в отлове − x Составляем пропорцию: 5000/350 = 100/x x = (350 * 100)/5000 = 7 7% − из помеченных 1000 − 7% х − 100% Составляем пропорцию: 1000/x = 7/100 x = (1000 * 100)/7= 14 285 рыб (численность популяции перед началом промысла)
§ 39. Заболевания органов мочевыделительной системы, их предупреждение.
ЗАПОМНИТЕ
Мочекаменная болезнь • Пиелонефрит • Цистит • Острая почечная недостаточность
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.191)
- Каковы последствия нарушения работы органов мочевыделения?
- Каковы основные причины нарушения работы почек?
- Какие заболевания почек вам известны и каковы меры их профилактики?
ПОДУМАЙТЕ!
- Масса почек человека составляет 1/160 часть от общей массы тела. При этом они потребляют более чем 10 % всего поступающего в организм кислорода! Какой вывод может быть сделан исходя из данного факта?
- Рассчитайте примерно, сколько раз за сутки вся кровь проходит через почки, если известно, что в минуту почки пропускают через себя 1,2 л, а её общий объём составляет 5 л.
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Описание мер профилактики болезней почек
Цель работы: научиться описывать меры профилактики болезней почек. Материалы и оборудование: учебник, доступные информационные источники. Ход работы:
- Изучите информационные источники об основных причинах нарушения мочевыделения и его последствия.
- Заполните таблицу «Заболевания органов мочевыделения и их профилактика».
Заболевание | Симптомы | Причины | Меры профилактики |
- Сделайте вывод о причинах заболеваний почек и их профилактике.
Школьная программа по биологии за 5 класс
- Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под микроскопом.
- Многообразие организмов и их классификация: царства, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.
- Процессы питания, дыхания и транспорта веществ в жизнедеятельности организмов.
Эти темы могут быть сложными из-за необходимости усвоения большого количества новой информации, понимания сложных процессов, из-за использования новых терминов и понятий. Лабораторные работы и практика могут потребовать дополнительных усилий от учеников. На уроках школьники осваивают практические навыки изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. В этой работе ребятам поможет решебник с ГДЗ, где можно посмотреть ход выполнения практической работы и правильно сделать домашнее задание.
§ 38. Выделение и его значение. Органы мочевыделения.
ЗАПОМНИТЕ
Почка • Нефрон • Мочевой пузырь • Мочеточники • Мочеиспускательный канал
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.191)
- Что представляет собой процесс выделения? Каково его значение в организме человека? Какие органы принимают участие в его осуществлении?
- Какие органы входят в состав мочевыделительной системы?
- Какое строение имеют почки и каково их месторасположение в организме человека?
- Что является основной функциональной единицей почки? Ответ обоснуйте.
- Какие вещества удаляются из организма человека с мочой?
- Раскройте механизмы регуляции мочеиспускания. Чем этот процесс у взрослого человека отличается от такового у маленьких детей?
ПОДУМАЙТЕ!
Какие вещества влияют на работу мочевыделительной системы в процессе гуморальной регуляции и каковы особенности их действия?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Определение местоположения почек (на муляже)
Цель работы: научиться определять местоположение почек в организме человека.
Материалы и оборудование: муляж торса человека.
Ход работы
- Изучите информационные источники об особенностях расположения органов мочевыделительной системы в организме человека.
- Рассмотрите предложенный муляж торса человека.
- Определите месторасположение почек.
- Сделайте вывод о месторасположении почек в организме человека.