Содержание
-
Слайд 1
Критерии вида.
-
Слайд 2
-
Слайд 3
-
Слайд 4
1. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, – это:а) вид;б) подвид;в) порода;г) сорт.
-
Слайд 5
2. Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов?а) Выращиванием растений на удобренных почвах;б) вегетативным размножением с помощью отводков;в) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками;г) выращиванием растений на бедных почвах.
-
Слайд 6
3. При искусственном отборе формируются признаки, полезные:а) человеку;б) виду;в) биогеоценозу;г) породе.
-
Слайд 7
4. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют:а) гетерозисом;б) полиплоидией;в) мутагенезом;г) гибридизацией.
-
Слайд 8
5. Явление гетерозиса связано:а) с новой комбинацией генов;б) с изменчивостью генов;в) с модификационной изменчивостью;г) с хромосомными перестройками.
-
Слайд 9
6. Группу наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для сельскохозяйственных целей человеком, называют:а) сортом;б) видом;в) породой;г) родом.
-
Слайд 10
7. Чистая линия растений – это потомство:а) гетерозиготных форм;б) одной самоопыляющейся особи;в) межсортового гибрида;г) двух гетерозиготных особей.
-
Слайд 11
8. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных?а) Скрещивание и искусственный отбор;б) естественный отбор;в) хороший уход за животными, режим их питания;г) борьба за существование.
-
Слайд 12
9. Н. И. Вавилов разработал:а) хромосомную теорию наследственности;б) эволюционную теорию;в) гипотезу происхождения жизни;г) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
-
Слайд 13
10. Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для:а) закрепления желательных признаков;б) улучшения признаков;в) увеличения гетерозиготных форм;г) отбора наиболее продуктивных животных.
-
Слайд 14
Ответы на тест:1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – а, 6 – в, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – а.
-
Слайд 15
-
Слайд 16
Задание №1.Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой
-
Слайд 17
Задание № 2.В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов.1. Ёж обыкновенный.2. Лисица обыкновенная.3. Медведь гималайский.4. Хомячок джунгарский.5. Заяц-беляк.6. Медведь бурый.7. Хомячок сирийский.8. Заяц-русак.9. Ёж ушастый.10. Лисица обыкновенная.
-
Слайд 18
Задание № 3.Название этого вида животного. Какое из этих двух слов относится к родовому, а какое к видовому.
-
Слайд 19
Вывод:1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название.2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др.3. Сходные виды объединяются в один род.4. Вид – это основная категория биологической классификации.
-
Слайд 20
Изучение нового материала.Вид – совокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.На сегодняшний день описано около 1,5 млн видов животных и более полумиллиона видов растений.
-
Слайд 21
Концепции.1. Карл Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная.2. Т.Б. Ламарк – виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать совокупно большее количество особей.3. Ч. Дарвин – вид неоднороден, представляет собой систему соподчиненных единиц.
-
Слайд 22
Критерии вида – совокупность определенных признаков, позволяющих характеризовать какую-либо группу организмов как вид.Морфологический критерий. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»
-
Слайд 23
-
Слайд 24
СТРУКТУРА ВИДА
-
Слайд 25
IV. Закрепление изученного материала.Беседа по вопросам:1. Что такое вид?2. Какие критерии вида вам известны?3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду?4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности?5. Сколько видов обитает на нашей планете?
-
Слайд 26
Посмотреть все слайды
Что есть в ГДЗ онлайн по биологии для 9 класса
Решебник в формате онлайн – это удобная форма подготовки к урокам и экзаменам. В этом сборнике размещены самые популярные вопросы из школьной программы по биологии, а также подробные и ясные ответы. Нажимайте на кнопку и переходите к следующей теме. Итак, что вы увидите в ГДЗ (готовых домашних заданиях):
- Вопросы, которые встречаются на экзаменах по биологии.
- Готовые ответы на вопросы из параграфа учебника.
- Подробные примеры: как ответить на вопрос из учебника.
Например, почему человеку необходимо изучать самого себя? Почему человек считается биосоциальным существом? Что находится в основе современных научных взглядов об эволюции человека? Назовите основные механизмы иммунитета. Все эти вопросы подробно рассмотрены в ГДЗ онлайн автора Пасечника. Теперь ребятам не нужно долго выискивать готовые ответы, придумывать решения, все есть в этом учебнике. Программа довольно сложная, поэтому девятиклассникам бывает непросто ответить на эти вопросы. Но осваивать предмет нужно, ведь дальше – сдача выпускных экзаменов, поступление в вуз. Поэтому без прочных знаний ребятам не обойтись. На помощь приходит решебник по биологии, где кратко и емко даны ответы на все задачи.
Как изучать биологию дополнительно
Вот несколько самых популярных вариантов:
- Занятия с репетитором.
Как правило, довольно-таки дорого, но при этом очень эффективно. Частный преподаватель все объяснит, расскажет и не оставит у ученика никаких вопросов.
Помощь родителей и одноклассников.
К знакомым и родным можно в любой момент обратиться за помощью – они точно не откажут. Самое главное — эти люди должны разбираться в предмете.
Использование онлайн-решебник.
Готовое Домашнее Задание многим кажется чем-то вредным и не очень полезным. Но все это – миф. У онлайн-решебника есть огромное количество преимуществ, о которых стоит рассказать подробнее.
Для чего нужен предмет биология
В девятом классе некоторым ученикам уже приходится решать, какую профессию они выберут. Это касается тех, кто собирается получать среднее образование, то есть, поступить в колледж. Определившись с профессией, они должны узнать, какие предметы им понадобится сдавать. Дети, которые хотят стать тренером по определённому виду спорта или посвятить свою жизнь медицине, должны в обязательном порядке сдавать биологию
Тем не менее, остальные дети также должны уделять внимание этому предмету. Биология может оказаться нужной в обычной жизни
А это значит, что школьники, которые имеют какие-то проблемы с изучением данного предмета, должны что-либо предпринять. Вариантов существует довольно-таки много.
Важность знаний по биологии
Многие дети после окончания девятого класса навсегда покинут школу, продолжив обучение в других учебных заведениях. А пока им предстоит готовиться к экзаменам и тщательно изучать все текущие предметы. Особого внимания заслуживает биология. Программа по ней предусматривает знакомство со строением и функциями человеческого тела. Подобные знания носят не только познавательный, но и вполне прикладной характер, так как помогут школьникам понять, как нужно следить за своим здоровьем, для чего существует личная гигиена и т.п. У учащихся порой возникают проблемы с восприятием того или иного параграфа. Устранить их можно с помощью пособия ГДЗ по биологии 9 класс тетрадь для лабораторных и практических работ Борисов, Антипенко (Аверсэв, 2023 г.).
- Строение тканей организма человека.
- Составление суточного рациона и режима питания.
- Первая помощь при растяжениях и переломах конечностей.
- Основные показатели общего анализа крови.
- Первая помощь при кровотечениях.
- Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, и т.д.
В решебнике ученики найдут много понятно изложенной информации, которая позволит углубить или дополнить полученные на уроках навыки. Так как учитель не всегда может охватить все нюансы изучаемой темы, то подросткам приходится самостоятельно разбирать оставшиеся аспекты. Справляются с этим далеко не все, поэтому электронный помощник придется девятиклассникам как нельзя кстати.
Сложности с биологией в 9 классе
В новом учебном году школьникам предстоит активно готовиться к ОГЭ, что для некоторых из них может стать огромным стрессом. Мало того, что учителя совершенно не скупятся на домашние задания, так еще начинают давать много дополнительных упражнений. Не все ребята справляются с такими нагрузками. Некоторые ученики начинают терять ранее завоеванные позиции — появляются пробелы и плохие оценки в дневниках. Чтобы исправить ситуацию и своевременно бороться с возникающими трудностями, стоит воспользоваться сборником ГДЗ к рабочей тетради по биологии 9 класс Лисов Н.Д. (Аверсэв).
Благодаря представленному пособию учащиеся узнают:
- Строение тканей организма человека.
- Общие принципы работы нервной системы.
- Строение и функции спинного мозга.
- Гигиену нервной системы.
- Строение и функции скелета человека.
Решебник станет для девятиклассников верным соратником на протяжении всего учебного года. Детям не придется ждать, пока родители придут с работы и помогут им разобраться с вопросами или примерами. Со всеми поставленными задачами ученики справятся самостоятельно, опираясь на материалы из электронного справочника.
Решебник – ключ к успеху
Со сборником верных ответов и решенных номеров из учебника или любого другого справочника нет ничего не возможного. В эффективности этого вспомогательного пособия убедились почти все школьники. Благодаря ему многие смогли:
- повысить уровень знаний;
- усовершенствовать свои навыки и умения;
- подтянуть академическую успеваемость;
- улучшить оценки по предмету;
- опередить своих сверстников, и стать лучшими в классе.
И даже если ученик серьезно отстал от программы, но теперь изо всех сил старается исправить ситуацию, то ему это удастся сделать. Он с легкостью пройдет через все сложные испытания, которые приготовил дня него очередной учебный год.
ГДЗ В.В. Пасечник 9 класс по Биологии рабочая тетрадь на Мегарешеба ком
-
- Решебники, ГДЗ
- 11 класс
- Русский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Математика
- Алгебра
- Геометрия
- Химия
- Физика
- История
- Мед. подготовка
- Биология
- Информатика
- Белорусский язык
- Литература
- ОБЖ
- География
- Обществознание
- Астрономия
- 10 класс
- Русский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Математика
- Алгебра
- Геометрия
- Химия
- Физика
- История
- Мед. подготовка
- Биология
- Информатика
- Белорусский язык
- Литература
- Французский язык
- ОБЖ
- География
- Обществознание
- Испанский язык
- Кубановедение
- 9 класс
- Русский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Математика
- Алгебра
- Геометрия
- Химия
- Физика
- История
- Биология
- Черчение
- Информатика
- Белорусский язык
- Литература
- Французский язык
- ОБЖ
- География
- Обществознание
- Испанский язык
- Искусство
- Кубановедение
- 8 класс
- Русский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Математика
- Алгебра
- Геометрия
- Химия
- Физика
Глава 3. Основы генетики
СОДЕРЖАНИЕ страницы:
Люди давно заметили, что организмы передают свои признаки и свойства потомкам из поколения в поколение. Также было подмечено, что в ряде случаев организмы могут приобретать и новые признаки. Человечество всегда стремилось понять закономерности наследования и изменчивости признаков. Так со временем сформировалась наука, которую назвали генетикой.
ВЫ УЗНАЕТЕ
- об истории развития генетики и её основных методах;
- о некоторых закономерностях наследования признаков у живых организмов и работах Г. Менделя в этой области;
- об основных формах изменчивости и их биологической роли;
- о роли условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств организмов.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
решать генетические задачи.
§ 15. Генетика как отрасль
биологической науки
§ 16. Методы исследования наследственности.
Фенотип и генотип
§ 19. Хромосомная теория наследственности.
Генетика пола
§ 20. Основные формы изменчивости.
Генотипическая изменчивость
Выводы к Главе 3
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Наследственность проявляется в способности организма передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Закономерности наследственности первым выявил Г. Мендель, который, применив гибридологический метод, установил законы доминирования, расщепления, чистоты гамет и независимого наследования признаков. Эти законы работают в случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных хромосомах. Закономерности наследования генов, расположенных в одной хромосоме, были выявлены Т. Морганом, исследования которого легли в основу современной теории наследственности. Эти и последующие исследования показали, что любой организм представляет собой сложную скоординированную систему, в которой все процессы взаимосвязаны и определяются взаимодействием генов между собой.
Изменчивость — это способность организмов приобретать новые признаки под действием условий среды. Различают генотипическую и фенотипическую изменчивость. Генотипическая изменчивость затрагивает наследственную информацию организма и проявляется в двух формах: мутационной и комбинативной. Мутационная связана с возникновением мутаций, которые могут затрагивать как отдельные гены, так и целые хромосомы или даже весь их набор. В основе комбинативной изменчивости лежат половой процесс, кроссинговер и случайный характер встреч гамет в процессе оплодотворения. Это создаёт огромное разнообразие генотипов. Фенотипическая изменчивость связана с возникновением модификационных изменений признаков организма, не затрагивающих его геном. Исследования модификационной изменчивости доказывают, что наследуется не сам признак, а способность проявлять этот признак в определённых условиях.
Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал главы, выполните тестовые задания в рабочей тетради. Если вы сомневаетесь в правильности своих ответов, повторите материалы соответствующих параграфов.
Вы смотрели: Биология 9 класс (Пасечник). Глава 3. Основы генетики (Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. Закономерности наследования. Решение генетических задач. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Фенотипическая изменчивость).
(с) Цитаты из пособия «Биология 9 класс. Учебник / ; под ред. В. В. Пасечника. — М. : Просвещение (Линия жизни)» использованы в учебных целях.
Задания
стр.4стр.5стр.6стр.7стр.8стр.9стр.10стр.11стр.12стр.13стр.14стр.15стр.16стр.17стр.18стр.19стр.20стр.21стр.22стр.23стр.24стр.25стр.26стр.27стр.28стр.29стр.30стр.31стр.32стр.33стр.34стр.35стр.36стр.37стр.38стр.39стр.40стр.41стр.42стр.43стр.44стр.45стр.46стр.47стр.48стр.49стр.50стр.51стр.52стр.53стр.54стр.55стр.56стр.57стр.58стр.59стр.60стр.61стр.62стр.63стр.64стр.65стр.66стр.67стр.68стр.69стр.70стр.71стр.72стр.73стр.74стр.75стр.76стр.77стр.78стр.79стр.80стр.81стр.82стр.83стр.84стр.85стр.86стр.87стр.88стр.89стр.90стр.91стр.92стр.93стр.94стр.95стр.96стр.97стр.98стр.99стр.100стр.101стр.102стр.103стр.104стр.105стр.106стр.107стр.108стр.109стр.110
Физиолого-биохимический критерий
Физиологический признак включает характеристики процессов жизнедеятельности, свойственные отдельной группе организмов. Одна из главных особенностей сложного комплекса — способность особей одной совокупности к скрещиванию, которое невозможно за пределами общности. Организмы разных видов не могут размножаться из-за несовместимых друг с другом половых клеток, а также соответствующих органов.
Физиологический фактор тоже можно назвать относительным. Представители одной общности иногда не могут размножаться.
Характерный для определённого вида особей химический состав тела и обменные процессы выступают биохимическим критерием. Такой признак считается самым ненадёжным, поскольку нет таких реакций или веществ, которые свойственны только одной общности. Организмы одной совокупности могут иметь разные показатели в этом плане. В то же время синтез белков и нуклеиновых кислот нередко совпадает у особей разных групп.
Советы школьникам: как учиться с помощью решебника
Для успешного освоения школьной программы учащимся нужно много времени уделять изучению книг и дополнительной литературы. ГДЗ к новому учебнику по биологии для 9 класса автора Пасечника – один из лучших учебников, где есть все ответы. Вы можете использовать и другие ресурсы, например, видео уроки, где можно посмотреть ролики о строении клетки или об основах научных взглядов на мир.
Ребятам нужно больше практиковаться в решении тестов, чтобы успешно сдать все экзамены. Полезный совет: заведите тетрадку и переписывайте в нее ответы из решебника. Во время переписывания информации в работу включается «моторная память»; поэтому все записанные в тетрадку сведения хорошо запоминаются. Кроме этого, так ученик начинает лучше понимать материал. Регулярно повторяйте изученные темы, чтобы они лучше усваивались.
Условия для существования
Любая популяция проживает в конкретных условиях, которые характеризуют экологический критерий вида. Совокупность особей может нормально существовать и размножаться только с определёнными климатом, почвой, рельефом и источником пищи. Экологическая ниша, или факторы для проживания одной общности организмов, определяются их морфологическими особенностями, физиологическими реакциями и поведением. Например, растение пузырчатка обыкновенная населяет пруды, болота и канавы.
Но в одних и тех же условиях могут проживать различные группы животных и растений. Также следует учитывать, что особи, существующие в дикой природе и выведенные человеком, нуждаются в разных факторах среды. Кроме того, есть немало видов организмов, относящихся к общему семейству, но обитающих в разных экологических нишах. К примеру, одни комары питаются птицами, вторые — кровью млекопитающих, третьи — пресмыкающимися. Также некоторые из них выступают переносчиками малярии, а другие — нет.
Решебники не для списывания
Школьникам кажется, что нет ничего проще, чем воспользоваться справочником «ГДЗ по биологии 9 класс Рабочая тетрадь Лисов Н.Д.» Что тут особо думать? Бери и списывай! Но такой подход может привести к еще большим проблемам с учебой. Почему? По причине того, что ребята не обращают особого внимания на то, что написано в сборнике.
Добиться максимального эффекта от работы с пособием можно следующим образом:
- сначала необходимо изучить параграф из учебника;
- затем стоит самостоятельно сделать все заданные упражнения в рабочей тетради;
- только затем можно приступить к проверке решений по решебнику;
- в конце нужно провести подробную работу над ошибками.
Подобный метод принесет не только полноценные знания, но и стабильно хорошие оценки. Для ребят же, которые плохо разбираются в биологии и больше склонны к гуманитарным дисциплинам, ГДЗ вообще станут настоящей находкой! В них предельно просто и понятно описаны все действия, поэтому проблем с восприятием материала не возникнет ни у кого из учеников. Заниматься с решебником можно как на постоянной основе, так и по мере возникновения вопросов.
Генетический фактор
Один из надёжных критериев любой общности особей — генетический. Ему свойственен конкретный набор хромосом, имеющих одинаковые размер, форму и количество. Этот признак выступает показателем репродуктивной изоляции, которая поддерживает генетическую целостность группы организмов и не даёт возможности скрещиваться разным совокупностям. К примеру, две разновидности чёрных крыс имеют разное количество хромосом: у одного из них — 48, а у другого — 38.
Но и генетический фактор нельзя назвать абсолютным:
- Организмы разных групп могут иметь одно и то же число хромосом, например, в семействе бобовых.
- В пределах одной общности иногда встречаются особи с разным количеством нуклеопротеидных структур. Это происходит из-за генных мутаций. К примеру, у серебристого карася набор хромосом составляет 50, но встречаются популяции с числом 100, 150 и 200.
Понятие вида
Долгое время видом считали популяцию растений или животных, которые похожи только внешне друг на друга. Сегодня этим словом обозначают исторически сложившуюся группу организмов, объединённых по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам, а также имеющих общее происхождение и генетическое единство. Отдельный вид существует при определённых условиях и занимает на планете конкретную местность, называемую ареалом.
Современные биологи приводят следующие признаки обобщающих групп:
- морфологический;
- физиологический;
- биохимический;
- генетический;
- экологический;
- географический.
Именно по этим критериям организмы относят к определённой общности или разным группам. Ярко выраженные черты и свойства отличают один вид от иного. Но эти основания не являются универсальными и полными. При описании и сравнении той или иной группы особей необходимо учитывать все признаки.
Морфологический признак
Первые группы организмов в биологии обобщали по внешнему строению и форме. Морфологический критерий вида — это самый старый и распространённый метод описания новых групп животных или растений. Он отражает совокупность индивидуальных особенностей внешнего облика представителей разных популяций.
Общности, которые эволюционно далеки друг от друга, легко различат даже дети. Морфологический признак считается относительным, поскольку в пределах группы особи могут быть не похожи друг на друга внешне. Видовые отличия зависят от половой принадлежности, этапа развития, сорта, породы, ареала:
- самец кряквы имеет насыщенную окраску, а самка — тёмно-коричневую;
- взрослая особь бабочки капустницы отличается от гусеницы особенностями внешности;
- спорофит у папоротника мужского характеризуется листочками и корешками, а гаметофит — зелёной пластиной с ризоидами.
Морфологические признаки выступают одними из основных, но не всегда определяющими. Разделить близкородственные группы бывает нелегко. Существует немало общностей организмов, которые имеют одинаковые внешние черты, но не скрещиваются между собой. Эти совокупности именуют двойниками. Например, разновидности дрозофил и малярийных комаров очень похожи по внешне, но относятся к разным экологическим нишам, отличаясь пищевой базой.
Область обитания
Географический фактор характеризуется районом проживания особей одного вида на определённой территории земной поверхности. Область естественного распространения группы организмов называют ареалом. В этом пространстве представители одного вида проходят полный цикл своего развития.
Ареал делится на сплошной или прерывистый, обширный или ограниченный. На обширной территории в пределах разных континентов проживают виды-космополиты (протисты, грибы, лишайники и т. д. ). Если ареал представляет собой небольшой регион, то населяющие его группы особей называются эндемиками. Одна из таких известных форм — байкальская нерпа, обитающая в озере Байкал.
Примеры проявления географического критерия:
- Лиственница сибирская произрастает в Сибири, а даурская — в Приморском крае.
- Амурский тигр распространён в Хабаровском крае и Маньчжурии, а суматранский — на острове Суматра.
Существуют организмы, которые не имеют чётких границ обитания. Например, бактерии и лишайники населяют практически все территории на планете. У некоторых общностей совпадает область проживания. Место распространения таких групп, как комнатная муха, рыжий таракан, постельный клоп, серая крыса, совпадает с ареалом человека. Разные видовые совокупности кактусов встречаются на всей территории Мексики.
Задания из тетради
стр.4стр.5стр.6стр.7стр.10стр.11стр.12стр.13стр.14стр.15стр.16стр.17стр.18стр.19стр.20стр.21стр.22стр.23стр.24стр.25стр.26стр.28стр.29стр.30стр.31стр.32стр.33стр.34стр.35стр.36стр.37стр.38стр.39стр.41стр.42стр.43стр.44стр.45стр.46стр.47стр.48стр.49стр.50стр.51стр.52стр.53стр.54стр.55стр.58стр.59стр.60стр.61стр.62стр.63стр.64стр.67стр.68стр.69стр.70стр.71стр.72стр.73стр.75стр.76стр.77стр.78стр.79стр.80стр.81стр.82стр.83стр.84стр.85стр.86стр.89стр.90стр.91стр.92стр.93стр.94стр.95стр.96стр.99стр.100стр.101стр.102стр.103стр.104стр.105стр.106стр.107стр.108стр.109стр.110стр.111стр.112стр.113стр.114стр.115стр.116стр.117стр.118стр.119стр.120стр.121стр.122стр.123стр.125стр.126
ГДЗ не противоречит программе
В каждой школе учителя используют разную программу, исходя из этого подбираются и соответствующие дополнительные учебные пособия. Помимо учебников, ребятам приходится пользоваться также рабочими тетрадями и другими дидактическими материалами. Преподавателям часто не хватает времени, чтобы детально рассмотреть каждую изучаемую тему, поэтому они компенсируют это повышенным количеством упражнений на дом. Однако понимания теории у детей все равно не появляется. Решебник Лисова по биологии за 9 класс (2022 г.) позволит не только качественно сделать все номера, но и уяснить суть параграфов.
В справочниках школьники найдут полное отражение текущей тематики:
- первая помощь при ожогах;
- сон и сноведения;
- строение мочевыделительной системы.
К каждому заданию из учебника авторы привели верные ответы и готовые решения. Наглядные примеры и дополнительные комментарии призваны лучше понять ход действий. Используя эти сведения для самопроверки, учащиеся добьются значительных успехов в освоении предмета.