№ §23гдз ответы по биологии учебник 9 класс пасечник

Генетические опыты менделя. моногибридное скрещивание 9 класс онлайн-подготовка на ростелеком лицей | тренажеры и разбор

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 4

За осуществление движения у человека отвечает опорно-двигательная система, которая состоит из скелета и мышц. Она обеспечивает двигательную и защитную функции.

Скелет человека — пассивная часть опорно-двигательной системы — выполняет опорную и защитную функции. В нём различают несколько отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей.

Структурной основой костей является костная ткань. В её состав входят органические вещества, придающие костям упругость, и неорганические вещества, придающие твёрдость. Различают трубчатые (длинные и короткие), губчатые (длинные и короткие), плоские и смешанные кости.

Мышцы (активная часть опорно-двигательной системы) обеспечивают двигательную и защитную функции. Их структурной основой является поперечно-полосатая мышечная ткань, образующая скелетную мускулатуру, и гладкая мышечная ткань, образующая гладкую мускулатуру.

Регуляция работы скелетных мышц осуществляется нейрогуморальным путём.

Работа мышц требует больших затрат энергии.

Систематические тренировки способствуют увеличению объёма мышц, их силы и работоспособности, а это, в свою очередь, влияет на физическое развитие всего организма. Утомление мышц и их постепенное восстановление после отдыха — нормальные физиологические явления, которые являются естественным защитным механизмом, предотвращающим нарушение работы всего организма.

Опорно-двигательная система отличается особой надёжностью и прочностью. Она может выдерживать огромные нагрузки, но для этого необходимо обеспечить её нормальное развитие и условия для успешной деятельности без травматизма.

Проекты и исследования

  1. Влияние утренней гимнастики на изменение веса человека.
  2. Влияние утренней гимнастики на изменение пропорций тела человека.
  3. Выявление роли противопоставления большого пальца остальным пальцам руки.
  4. Изучение прочности трубки и стержня той же массы для выяснения свойств трубчатой кости (выполняется на модели).
  5. Изучение роли лучевой и локтевой костей при вращении руки.
  6. Изучение роли плечевого пояса в движении руки.
  7. Механические свойства костной ткани.
  8. Опорно-двигательная система человека как система рычагов.
  9. Определение времени наступления утомления при статической и динамической работе.
  10. Определение мышечной силы кисти с помощью ручного динамометра.

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §18 «Гигиена опорно-двигательной системы». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 3

В основе согласованной работы организма лежат два механизма: нервный и гуморальный, которые тесно связаны между собой в единое целое — нейрогуморальную регуляторную систему. Именно она обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды.

Нервная регуляция осуществляется благодаря нервной системе, в которой различают центральную и периферическую части. Основа центральной нервной системы (ЦНС) — спинной мозг и головной мозг. Периферическая часть включает нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения и нервные окончания.

По анатомо-функциональному принципу нервная система подразделяется на соматическую, регулирующую произвольные движения человека, и вегетативную, регулирующую работу внутренних органов. Нервная система обеспечивает быструю реакцию человеческого организма на любые воздействия, как внешние, так и внутренние.

Работа нервной системы всегда строится на рефлекторном принципе. Нервная система осуществляет своё воздействие практически мгновенно, так как нервные сигналы распространяются по отросткам нервных клеток с очень большой скоростью.

В гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности принимает участие эндокринная система, основу которой составляют железы, осуществляющие внутреннюю секрецию особых веществ — гормонов. Эндокринная же система развивает своё регулирующее воздействие на организм значительно медленнее, чем нервная система, но зато более продолжительно.

Нарушения в работе нервной системы, равно как и нарушения в работе эндокринной системы, могут быть либо генетическими, либо вызванными повреждающим воздействием внешней среды

Важно помнить, что человеку, ведущему здоровый образ жизни, подвластно предотвратить разрушающее воздействие на организм алкоголя, никотина и многих других отравляющих веществ, особенно наркотической природы

Проекты и исследования

  1. Изучение глотательного рефлекса продолговатого мозга.
  2. Изучение рефлексов положения тела (позных рефлексов).
  3. Изучение рефлекторных реакций человека на примере мигательного рефлекса.
  4. Изучение функций мозжечка на примере пальценосовой пробы.
  5. Изучение функций мозжечка на примере устранения лишних движений, возникающих в силу инерции.
  6. Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на творческий потенциал человека.

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §14 «Нарушения деятельности эндокринных желёз и их предупреждение». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

§14. НАРУШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЁЗ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ВСПОМНИТЕ1. Какую роль играют железы внутренней секреции в гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности? 2. Чем отличается нервная регуляция от эндокринной?

Нарушения работы эндокринной системы.

При недостатке гормона роста у детей развивается гипофизарная карликовость, а при переизбытке — гипофизарный гигантизм (рис. 32). Если же избыток соматотропного гормона наблюдается у взрослого человека, когда нормальный рост уже прекратился, то возникает заболевание акромегалия, при котором разрастаются нос, губы, пальцы рук и ног.

Заболевания, связанные с нарушениями деятельности щитовидной железы, могут возникать не только при изменениях в самой железе, но и при нехватке йода в организме, заболеваниях передней доли гипофиза и др. Если гормона щитовидной железы не хватает в детстве, а это часто происходит при нехватке йода в питьевой воде, то у ребёнка может развиться заболевание кретинизм.

Больные отличаются маленьким ростом, слабоумием, заторможенностью. У взрослого человека при нехватке гормонов щитовидной железы возникает микседема, при которой наблюдаются отёки, ослабление работы мозга, понижение иммунитета, слабость. Данное заболевание хорошо поддаётся лечению гормонами щитовидной железы, вводимыми в организм. Для того чтобы уменьшить вероятность развития кретинизма или микседемы, следует увеличить количество солей йода в пище. Сейчас очень часто продаётся поваренная соль (хлорид натрия) с добавкой йодистого натрия.

При повышенной деятельности щитовидной железы возникает базедова болезнь, при которой резко возрастает возбудимость, ускоряется обмен веществ, увеличивается частота сердечных сокращений, характерны пучеглазие и потеря веса. При базедовой болезни организм больного работает с большой интенсивностью и происходит износ многих его систем и органов.

При нехватке инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой, развивается сахарный диабет. Это болезнь, при которой глюкоза не проникает в ткани, а её уровень в плазме крови сильно возрастает, что влечёт за собой выведение глюкозы из организма в больших объёмах мочи. Но если в крови наблюдается избыток глюкозы, то мозгу катастрофически не хватает питания, ведь глюкоза практически единственный источник энергии для нашего мозга. Если больному диабетом не вводить инсулин извне, то лишение мозга глюкозы приводит к потере сознания, судорогам и быстрой смерти. Что же произойдёт, если поджелудочная железа будет вырабатывать слишком много инсулина? Глюкоза будет очень быстро расходоваться различными тканями, прежде всего мышцами, и содержание сахара в крови упадёт до опасно низкого уровня. В результате мозгу опять не хватит «горючего» и человек впадёт в так называемый инсулиновый шок и потеряет сознание. В этом случае необходимо очень быстро ввести в кровь глюкозу.

Аддисонова болезнь возникает в результате нарушения работы надпочечников. При этом у человека наблюдаются нарушение углеводного обмена, понижение кровяного давления, снижение веса, тошнота, а также усиливается пигментация кожи, которая приобретает характерный бронзовый цвет. Отсюда второе название этого недуга — бронзовая болезнь.

ЗАПОМНИТЕ: • Карликовость • Гигантизм • Кретинизм • Базедова болезнь • Сахарный диабет.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.71)

  1. Каковы особенности работы эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности в отличие от работы нервной системы?
  2. Какие нарушения работы эндокринной системы вызывают карликовость и гигантизм?
  3. Что вызывает сахарный диабет? Каковы основные пути его лечения?

ПОДУМАЙТЕ!
Что произойдёт с функцией железы внутренней секреции, если в организм длительное время вводить большие дозы гормонов, аналогичных вырабатываемым в этой железе?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

На основе имеющихся у вас знаний и используя информацию из дополнительных источников, сравните основные симптомы сахарного диабета и инсулинового шока. Составьте сравнительную таблицу.

§ 17. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ — ВАЖНЕЙШИЙ ПРИЗНАК ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

ВСПОМНИТЕ1. Чем отличается живой организм от неживых тел? 2. Какое значение для жизнедеятельности организмов имеет энергия?

Растение, как и любой другой организм, постоянно обменивается веществами с окружающей средой. Из неё оно получает кислород для дыхания, питательные вещества, необходимые для роста, развития, размножения. Из растения в среду выделяются ненужные продукты жизнедеятельности.

Организмы растут, развиваются, размножаются, если получают из окружающей среды воздух, воду, свет, тепло, пищу. В окружающую среду организмы выделяют ненужные продукты жизнедеятельности. В результате между организмом — растением и средой непрерывно происходит обмен веществ. Обмен веществ — взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой.

Процессы обмена веществ происходят в клетках растения. В них сложные органические вещества при участии кислорода расщепляются до более простых веществ. При этом освобождается энергия. Она необходима каждому живому организму, каждой живой клетке.

Энергия используется организмом для построения новых клеток, работы органов, поддержания температуры тела и осуществления всех процессов жизнедеятельности. Растения используют энергию для образования органических веществ и их передвижения, для роста и развития. Основным источником энергии являются органические вещества (белки, жиры, углеводы). Растения, в отличие от других организмов, сами создают в процессе фотосинтеза органические вещества из неорганических, используя энергию света.

Составной частью обмена веществ является питание — потребление организмом необходимых веществ (органических и минеральных) и заключённой в них энергии. Благодаря питанию растительные организмы получают вещества, которые расходуются на различные процессы жизнедеятельности, рост, размножение. Большинству растений свойственно минеральное (почвенное) и воздушное (фотосинтез) питание.

Некоторые растения, паразитирующие на других растениях и даже грибах, потеряли способность к фотосинтезу и самостоятельной добыче питательных веществ.

Различные процессы поступления, превращения и выделения веществ и энергии из организма чётко согласованы и в совокупности обозначаются как обмен веществ и энергии.

ЗАПОМНИТЕ • Обмен веществ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.93)

  1. Что такое обмен веществ?
  2. Откуда организмы получают питательные вещества, необходимые для обмена веществ?
  3. Как живые организмы используют энергию?
  4. Почему обмен веществ является основой жизни?

ПОДУМАЙТЕ!Какая связь существует между обменом веществ и обменом использованием энергии?

Моя лаборатория

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Всем живым организмам, обитающим на Земле, необходима энергия. Она также используется при работе транспорта, фабрик, заводов. Источниками энергии для них служат электричество, нефть, природный газ, каменный уголь. А знаете ли вы, что образование каменного угля непосредственно связано с растениями, жившими на Земле миллионы лет назад? Погибшие растения постепенно уплотнялись и под воздействием давления и высокой температуры превращались в каменный уголь (рис. 73). Поэтому, сжигая каменный уголь, мы сжигаем остатки древнейших лесов.

На основании материалов параграфа и дополнительных источников информации подумайте, сможет ли человек отказаться от сжигания каменного угля. Какие альтернативные способы получения энергии вам известны?

Подготовьтесь к докладу об альтернативных способах получения энергии.

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §17 «Обмен веществ — важнейший признак жизни растений» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 16   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 18 >>

Аллельные гены

Клетки нашего организма имеют диплоидный набор хромосом, они в свою очередь состоят из пары хроматид, разбитых на участки (гены). Разные формы одинаковых генов (например карие/голубые глаза), расположены в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, носят название аллельных генов. В диплоидных клетках гены представлены двумя аллелями, один от отца, другой от матери.

Аллели делятся на доминантные и рецессивные. Доминантная аллель определят, какой признак будет выражен в фенотипе, а рецессивная – передается по наследству, но в гетерозиготном организме не проявляется.

Существуют аллели с частичной доминантностью, такое состояние называется кодоминантностью, в таком случае оба признака будут проявляться в фенотипе. Например, скрещивали цветы с красными и белыми соцветиями, в результате в следующем поколении получили красные, розовые и белые цветы (розовые соцветия и есть проявлением кодоминантности). Все аллели обозначают буквами латинского алфавита: большими – доминантные (АА, ВВ), маленькими – рецессивные (аа,bb).

§ 9. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

ВСПОМНИТЕ:1. Какие виды корней вам известны? 2. Какие функции выполняет корень? Чем корни отличаются от ризоидов?

Влияние факторов среды на рост и развитие корня.

Температура, вода, воздух, особенности почвы являются теми факторами окружающей среды, которые оказывают влияние на рост и развитие корня. Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают (рис. 31). Так, на сухих полях корни пшеницы достигают длины 2,5 м, а на орошаемых — всего 50 см, но там они гуще. Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности. Так, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У верблюжьей колючки корни уходят в почву на 15 м.

Видоизменения корней.

В процессе длительной эволюции и приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции. Редис, свёкла, репа и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах (рис. 32, а). В образовании корнеплодов принимают участие как главный корень, так и нижние участки стебля.

Корневые клубни (рис. 32, б) появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней у таких растений, как георгина, чистяк.

У плюща развиваются придаточные корни-приценки (рис. 32, в), ими растение прикрепляется к опоре, например к стволу дерева, и благодаря этому растёт вверх, вынося листья к свету. У растений, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов (орхидеи), образуются воздушные корни. Они поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях. Дыхательные корни образуются у ивы ломкой и других растений, если они поселяются на топких берегах рек (рис. 32, г). Эти корни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. По межклетникам воздух перемещается в корни, находящиеся глубже, в условиях недостатка кислорода. У некоторых тропических деревьев на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками.

ЗАПОМНИТЕ Корнеплоды • Корневые клубни • Воздушные корни • Дыхательные корни

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.51)

  1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?
  2. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?
  3. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды? Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?
  4. Чем отличаются корневые клубни от корнеплодов? В чём их сходство?

ПОДУМАЙТЕ! С чем связано видоизменение корней у растений?

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §9 «Видоизменения корней» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 08   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 10 >>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: