Тема 3. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Часть I
1. Амфотерные соединения – это вещества, которые в зависимости от условий реакций проявляют кислотные или основные свойства.
2. Амфотерные гидроксиды – это гидроксиды, например, элементов с порядковыми номерами 4, 13, 30 – Be, Al, Zn. Каждый гидроксид проявляет , в зависимости от условий реакций, свойства то основания, то кислоты.
а) Как основание, амфотерный гидроксид взаимодействует с кислотой, образуя соль и воду (запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакций).
б) Как кислота, амфотерный гидроксид взаимодействует со щёлочью, образуя соль (входит в состав кислотного остатка) и воду (запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакций):
3. Амфотерным гидроксидам соответствуют амфотерные оксиды.
4. Генетический ряд переходного металла:
5. Запишите формулы оксида и гидроксида, а также уравнения реакций переходов в молекулярной и ионной формах.
Часть II
1. Дайте характеристику элемента алюминия по плану, с которым вы познакомились на первых уроках:
1) Al – это элемент III А группы малого периода.
2) +13 Al, 2е, 8е, 3е.
3) Это восстановитель, который получают с. о. +3.
4-5) Al – металл, поэтому имеет металлическую кристаллическую решётку, образованную за счёт металлической химической связи, схема которой:
6) аллотропия для алюминия нехарактерна.
7) Как металл, алюминий менее активный, чем магний, но более активный, чем кремний.
Как металл, алюминий более активный, чем бор, но менее активный, чем галлий.
9) Оксид алюминия имеет амфотерный характер, поэтому взаимодействует и с кислотой, и с щёлочью, образуя соль и воду.
10) Амфотерный гидроксид является и основанием, и кислотой, которая имеет формулу взаимодействует (напишите уравнения в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах):
2. Оксид хрома (II) CrO проявляет основные свойства, поэтому взаимодействует с кислотными оксидами, кислотами.Приведите уравнения соответствующих реакций.
3. Оксид хрома (VI) проявляет кислотные свойства, поэтому взаимодействует с основными оксидами, основаниями (щёлочами).Приведите уравнения соответствующих реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах.
4. Оксид хрома (III) проявляет амфотерные свойства, поэтому взаимодействует и с кислотами, и со щелочами. Приведите уравнения соответствующих реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах.
5. Верны ли следующие суждения?А) Все гидроксиды металлов (I) имеют только основный характер.Б) Гидроксиды металлов (II) могут быть как основаниями, так и амфотерными гидроксидами.
1) оба суждения верны.
6. Верны ли следующие суждения?А) Характер гидроксидов переходных металлов VI B и VII B групп зависит от с. о. металлов:- с низшей с. о. – носит основный характер;- с промежуточной с. о. – амфотерный характер;- с высшей с. о. – кислотный характер.Б. Оксиды и гидроксиды неметаллов всегда имеют кислотный характер.
2) верно только А.
7. Формула высшего оксида марганца а формула его гидроксида – Оба соединения имеют кислотный характер (для подтверждения приведите по два уравнения возможных реакций в молекулярной и ионной формах):
Задания
§1. Окислительно-восстановительные реакции
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§2. Тепловые эффекты химических реакций
2
3
4
§3. Скорость химических реакций
1
2
3
4
Тестовые задания
§4. Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость
Практическая работа 1
§5. Обратимые реакций. Понятие о химическом равновесии
2
3
Тестовые задания
§6. Сущность процесса электролитической диссоциации
1
2
3
4
§7. Диссоциация кислот, оснований и солей
1
2
3
Тестовые задания
§8. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации
1
2
3
4
Тестовые задания
§9. Реакции ионного обмена
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§10. Гидролиз солей
1
2
3
Тестовые задания
§11. Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»
Практическая работа 2
§12. Характеристика галогенов
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§13. Хлор
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§14. Хлороводород: получение и свойства
1
2
3
§15. Соляная кислота и её соли
1
2
3
4
Тестовые задания
§16. Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств
Практическая работа 3
§17. Характеристика кислорода и серы
1
2
3
4
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§18. Свойства и применение серы
1
2
3
Тестовые задания
§19. Сероводород. Сульфиды
1
2
3
4
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§20. Оксид серы(IV). Сернистая кислота
1
2
4
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§21. Оксид серы(VI). Серная кислота
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§22. Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Практическая работа 4
§23. Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота
1
2
3
§24. Аммиак
1
2
3
Тестовые задания
§25. Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств
Практическая работа 5
§26. Соли аммония
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§27. Азотная кислота
1
2
3
4
5
7
Тестовые задания
§28. Соли азотной кислоты
1
2
3
§29. Фосфор
1
2
3
4
Тестовые задания
§30. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли
1
2
3
4
§31. Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода
1
2
3
§32. Химические свойства углерода. Адсорбция
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§33. Оксид углерода(II) — угарный газ
1
2
3
Тестовые задания
§34. Оксид углерода(IV) — углекислый газ
1
2
3
4
Лабораторный опыт
§35. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§36. Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
Практическая работа 6
§37. Кремний. Оксид кремния(IV)
1
2
3
Тестовые задания
§38. Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент
1
2
3
4
§39. Характеристика металлов
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§40. Нахождение метилов в природе и общие способы их получения
1
2
3
§41. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов
1
2
3
Лабораторный опыт
§42. Сплавы
1
2
3
§43. Щелочные металлы
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§44. Магний. Щелочноземельные металлы
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§45. Важнейшие соединения кальция. Жёсткость воды
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§46. Алюминий
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§47. Важнейшие соединения алюминия
1
2
3
4
5
Лабораторный опыт
§48. Железо
1
2
3
4
Тестовые задания
§49. Соединения железа
1
2
3
4
Тестовые задания
§50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Практическая работа 7
§51. Органическая химия
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§52. Предельные (насыщенные) углеводороды
1
2
3
4
Тестовые задания
§53. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды
1
2
3
4
5
§54. Полимеры
1
2
§55. Производные углеводородов. Спирты
1
2
3
Тестовые задания
§56. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§57. Углеводы
1
2
3
§58. Аминокислоты. Белки
1
2
3
4
5
Химия 9 класс (Габриелян) Проверочная работа № 16
Тема: Металлы IA-группы и IIА-группы
ПР-16. Вариант 1
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
№ 1. Атомы щелочных металлов отличаются друг от друга
1) высшей степенью окисления
2) числом электронов на внешнем слое
3) степенью окисления в оксидах
4) числом энергетических уровней
№ 2. Металлические свойства наиболее ярко выражены
1) у бериллия 2) у калия 3) у магния 4) у стронция
№ 3. В ряду Cs — К — Na — Li
1) увеличивается температура плавления и увеличивается плотность
2) увеличивается температура плавления и уменьшается плотность
3) уменьшается температура плавления и увеличивается плотность
4) уменьшается температура плавления и уменьшается плотность
№ 4. В схеме превращений Mg –> X –> Mg(OH)2веществу X соответствует формула:
1) MgCl2; 2) MgCO3; 3) MgSiO3; 4) Mg3(PO4)2
№ 5. Формулы амфотерного и основного оксида соответственно представлены в ряду
1) MgO, Na2O; 2) Li2O, BeO; 3) BaO, К2O; 4) BeO, CaO.
№ 6. Верны ли следующие суждения о щелочных металлах?
А. В природе в свободном виде щелочные металлы не встречаются.
Б. Щелочные металлы получают электролизом расплавов их соединений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
№ 7. Укажите металл, взаимодействующий и с кислотами, и со щелочами.
1) бериллий, 2) магний, 3) литий, 4) барий.
№ 8. В производстве зубных паст, бумаги, резины, побелки используют вещество, формула которого
1) Са(ОН)2; 2) СаСO3; 3) СаО; 4) СаСl2.
№ 9. Соли натрия и калия можно распознать
1) по цвету кристаллов
2) по растворимости в воде
3) по окраске пламени
4) по запаху
№ 10. Постоянную жёсткость воды можно уменьшить
1) добавлением соды Na2CO32) фильтрованием
3) кипячением
4) добавлением известковой воды Са(ОН)2
Тестовые задания с выбором двух правильных ответов и на установление соответствия
№ 11. Барий вступает в реакцию с каждым из двух веществ:
1) кислородом и хлором
2) оксидом серы(VI) и оксидом меди(II)
3) серой и водой
4) гидроксидом натрия и аммиаком
5) нитратом калия и серной кислотой
№ 12. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакции.
РЕАГЕНТЫ: A) Na и H2O —>
Б) Na2O и H2O —>
B) NaOH и SO2 —>
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ: 1) NaOH
2) Na2O и Н23) Na2SO3 и H2O
4) Na2SO4 и H2O
5) NaOH и Н2
Задания с развёрнутым ответом
№ 13. Щелочноземельный металл массой 2 г сожгли в кислороде и получили 2,8 г соответствующего оксида. Определите этот металл. Ответ подтвердите расчетами.
№ 14. Через раствор вещества А. изменяющего окраску фенолфталеина и окрашивающего пламя в фиолетовый цвет, пропустили газообразное вещество В. К полученному раствору прилили раствор хлорида кальция. Образовался белый осадок вещества С, состав которого идентичен мрамору. Определите вещества А, В, С. Напишите уравнения протекающих реакций.
ПР-16. Вариант 4
Вы смотрели: Химия 9 Проверочная работа 16 «Металлы IA-группы и IIА-группы» (в 4-х вариантах) по теме 4 «Металлы и их соединения» учебника химии базового уровня 2023 года авторов: Габриелян, Остроумов, Сладков для 9 класса.