Содержание учебного материала по русскому языку за 8 класс
Учебник по русскому языку под редакцией Бархударова, Крючкова, Максимова, выпущен издательством Просвещение в 2023 году. Учебное пособие состоит из двух частей, в каждой из которых представлены темы, вызывающие определенные затруднения у обучающихся. Так, например, в первой части спорные моменты для учеников находятся в следующих разделах:
- построение текста;
- фонетика;
- стили речи;
- морфология;
- словообразование;
- фразеология.
Во второй части:
- разбор словосочетаний и предложений;
- пунктуация.
Также представленный комплекс позволяет устранить пробелы школьников в знаниях по краеведению и умению работать над сочинениями по картине, знакомит с этимологией слов и готовит к написанию словарных форм, которые можно использовать в качестве проверочного словарного диктанта.
Даются ответы на контрольные вопросы и задания, расположенные в конце каждого раздела, что расширяет и закрепляет теоретические и практические знания учеников.
Образцы выполнения позволяют разобраться с усложненными задачами и выполнить разнообразные варианты синтаксического разбора.
В подборе практического материала используется дифференцированный подход, основанный на заданиях различной степени сложности. Подобная подача упражнений позволяет создать ощущение успешности для слабых учеников и для хорошо усваивающих пройденные темы.
ГДЗ к учебному пособию соответствует образовательным стандартам и правилам рабочей программы, обновленной в 2023 году. Все номера упражнений совпадают с представленными в учебнике, описания к ним даны понятно и ясно. Данные преимущества позволяют ученику легко сориентироваться и быстро найти верный ответ.
Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова — Л. А. Аксенова 2020
8 классТире между подлежащим и сказуемым
Вариант 1
Поставьте, где это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Графически обоснуйте свой выбор.
1. Мужество это сила.
2. Волк овечкам не пастух.
3. Охота и желание первые в работе помощники.
4. Он учитель.
5. Жить да быть ум копить.
6. Пятью пять двадцать пять.
7. Наша задача хорошо учиться.
8. Великие сосны как часовые на страже.
9. Жить значит дерзать.
10. Труд лучшее лекарство.
11. Мать-и-мачеха ценное лекарственное растение.
12. Он прекрасный художник.
13. Старость не радость.
14. Высота Останкинской телебашни пятьсот сорок метров.
15. Дедушка весел и бодр.
Ответ:
1. Мужество(сущ.) — это сила(сущ.).
2. Волк овечкам не пастух.
3. Охота(сущ.) и желание(сущ.) — первые в работе помощники(сущ.).
4. Он учитель.
5. Жить(гл.) да быть(гл.) — ум копить(гл.).
6. Пятью пять(числительное) — двадцать пять(числительное).
7. Наша задача(сущ.) — (это) хорошо учиться.
8. Великие сосны(сущ) — (это) как часовые на страже.
9. Жить(гл.) — значит дерзать(гл.).
10. Труд(сущ.) — лучшее лекарство(сущ.).
11. Мать-и-мачеха(сущ.) — ценное лекарственное растение(сущ.).
12. Он прекрасный художник.
13. Старость не радость.
14. Высота Останкинской телебашни пятьсот сорок метров.
15. Дедушка весел и бодр.
Вариант 2
Поставьте, где это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Графически обоснуйте свой выбор.
1. Повторять да учить ум точить.
2. Голод не тётка.
3. Большое озеро как блюдо.
4. Лад и согласье первое счастье.
5. Пятью шесть тридцать.
6. Я учитель.
7. Наша задача хорошо учиться.
8. Жестокая правда без любви есть ложь.
9. Пословицы своеобразный учебник жизни.
10. Повелевать собою величайшая власть.
11. Книга наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством.
12. Он настоящий кудесник.
13. Пруд точно зеркало.
14. Ночь светла.
15. Высота Эйфелевой башни триста двадцать четыре метра.
Ответ:
1. Повторять(гл.) да учить(гл.) — ум точить(гл.).
2. Голод не тётка.
3. Большое озеро как блюдо.
4. Лад(сущ.) и согласье(сущ.) — первое счастье(сущ.).
5. Пятью шесть(числительное) — тридцать(числительное).
6. Я учитель.
7. Наша задача — (это) хорошо учиться.
8. Жестокая правда(сущ.) — без любви есть ложь(сущ.).
9. Пословицы(сущ.) — своеобразный учебник(сущ.) жизни.
10. Повелевать собою(сущ.) — (это) величайшая власть(сущ.).
11. Книга(сущ.) — наиболее сложное и великое чудо(сущ.) из всех чудес, сотворённых человечеством.
12. Он настоящий кудесник.
13. Пруд точно зеркало.
14. Ночь светла.
15. Высота Эйфелевой башни триста двадцать четыре метра.
ПредыдущаяСледующая
Польза решебника
Воспользоваться верными ответами к сложным темам по синтаксису, словообразованию, морфологии можно в любое время суток с любого устройства. Онлайн формат сокращает время на повторение теории и самостоятельное выполнение заданий. Номера упражнений удобно расположены в таблице. Одно и тоже задание имеет вариативные ответы, из которых ребенок выбирает наиболее подходящий ему. Выполняя домашнюю работу, ребенок может отмечать для себя насколько хорошо он усвоил услышанное на уроке и устранить имеющиеся проблемы без помощи взрослых.
Упражнения по развитию речи, основанные на текстах известных писателей и публицистов, готовят учащихся к комплексному анализу текста, который будет входить в состав заданий на ЕГЭ.
ГДЗ к пособию Бархударова, написанное для 8 класса, помогает школьникам готовится к тестам и контрольным, является прекрасной альтернативой репетиторам, помогает повысить результативность самостоятельной работы и эффективность усвоения новых тем в классе, их повторение дома. Учителя и родители также могут с пользой применить на практике готовые ответы к учебнику для обновления собственных знаний, контроля правильности выполнения упражнений и составления индивидуальной программы обучения для конкретного ребенка, либо для всего класса.
Решебник способен помочь закрепить прочные знания и навыки письменной и устной речи у учеников, развить интерес к предмету и представление о культуре, обогатить словарный запас.
Главные члены – существительные в именительном падеже
Мы с вами запомнили, что подлежащее может быть выражено именем существительным, и оно непременно должно стоять в именительном падеже. Но еще мы сказали, что и сказуемое может быть существительным в именительном падеже.
Именно при таком замечательном совпадении мы ставим между этими членами предложения тире. Например:
Его отец – военный доктор.
Будьте внимательны!
Если подлежащее выражено местоимением, тире не ставится. Например:Он военный доктор
Однако если вы видите, что перед сказуемым стоит отрицательная частица НЕ или в состав сказуемого входит сравнительный союз (КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО), то тире ставить не нужно. Например:
Сердце не камень.
Книга словно отдельный мир.
Обратите внимание, что сравнительный союз в этом случае – это часть сказуемого. Мы подчеркиваем его вместе со всем сказуемым двумя чертами
Примеры предложений
Рисунок 1. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными
{"questions":,"answer":0},"fill_choice-7":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":1}},"hints":}]}
Чтобы узнать, почему мы стали ставить тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, и повторить прошлую тему, посмотрите видео.
Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1.
Подавляющее большинство физических
величин удовлетворя..т этому условию.
2. Большое количество студентов,
преподавателей и профессоров университета
принял.. участие в конференции. 3.
Меньшинство группы выполнил.. задание
досрочно. 4. Произошл.. два неожиданных
взрыва. 5. Прошл.. десять дней. 6. На
семинарском занятии присутствовал.. 21
человек. 7. Все 31 студент сдал.. рефераты
вовремя. 8. Плащ-палатка лежал.. в свернутом
виде. 9. Кафе-столовая открыт.. 10. Ряд
исследований Столетова посвящен..
проблемам магнетизма и электричества.
11. Сын или дочь помогл.. вам донести вещи
до станции? 12. Для проведения опыта по
обнаружению электрических колебаний
А.С. Попову понадобил..с.. стеклянная
трубка, две полоски листовой пластины,
пробка, металлический порошок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст.
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».
Тест можно использовать в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Данный тест вырабатывает навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым, способствует усвоению этой пунктограммы.
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.
Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».
Предварительный просмотр:
Тире между подлежащим и сказуемым.
1)Твоя радость и горе _это радость и горе для меня.
2) Иметь разборчивый почерк _первое правило вежливости
3) Этот яркий свет_ словно ливень золотой.
4) Наш край _богат и прекрасен.
5) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _белый медведь.
1.Тире ставится, так как подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – инфинитивом.
2.Тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены числительными.
3.Тире не ставится между подлежащим, выраженным именем существительным в именительном падеже, и составным именным сказуемым, выраженным глаголом-связкой в инфинитиве и именной частью – именем существительным в именительном падеже.
4.Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но перед сказуемым стоит отрицательная частица не.
5.Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но между ними стоит вводное слово.
6.Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
Тире между подлежащим и сказуемым.
1. Чужая слеза вода.
1.Тире ставится, так как подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – инфинитивом.
2.Тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены числительными.
3.Тире не ставится между подлежащим, выраженным именем существительным в именительном падеже, и составным именным сказуемым, выраженным глаголом-связкой в инфинитиве и именной частью – именем существительным в именительном падеже.
4.Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но перед сказуемым стоит отрицательная частица не.
5.Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но между ними стоит вводное слово.
6.Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
Примеры
Ниже вы видите таблицу «Тире между подлежащим и сказуемым»: в каких случаях ставится, а в каких – нет.
правило |
пример |
Тире ставится:
Подлежащее и сказуемое выражены существительным, инфинитивом, числительным. |
Эверест – самая высокая гора. Мое любимое число – девять. Играть в шахматы – увлекательное занятие. |
Сказуемое выражено фразеологизмом |
Это блюдо – пальчики оближешь. |
Между подлежащим и сказуемым есть слова «это», «вот», «значит» |
Страус – это большая птица. |
Тире не ставится: |
Этот человек не директор. Сидней – это не столица Австралии. |
Между подлежащим и сказуемым есть сравнительный союз «как», «словно», «будто» и т.д. |
Наш двор как сад. |
Между подлежащим и сказуемым есть вводные слова, дополнения или обстоятельства, а также частицы |
Иван, кажется, инженер. Иван лишь инженер. Иван давно уже инженер. |
Что мы узнали?
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в предложениях с составным именным сказуемым, если подлежащее выражено существительным, инфинитивом или числительным, а сказуемое – существительным, инфинитивом, числительным или фразеологизмом. Тире ставится перед «это», «вот», «значит» и не сохраняется (обычно) перед НЕ, сравнительным союзом, частицей, вводным словом, дополнением, обстоятельством.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Найдите верное утверждение:
- тире служит только для выражения экспрессии
- тире может стоять между подлежащим и сказуемым
- тире не может стоять между подлежащим и сказуемым
- двоеточие можно в любом случае заменить тире
Таблица
ПРАВИЛО | ПРИМЕРЫ |
---|---|
Тире ставится |
|
Подлежащее и сказуемое выражены существительным, инфинитивом, числительным. | Плутон — самая большая планета. Мой рабочий день — восемь часов. Уметь рассуждать — мыслить логично. |
Сказуемое выражено фразеологизмом | Это блюдо – пальчики оближешь. Эта капризная девочка — дитя без глазу в семье. |
Между подлежащим и сказуемым есть слова «это», «вот», «значит» | Игуана — это крупная ящерица. Быть нужным — значит считать себя счастливым. |
Тире не ставится |
|
Между подлежащим и сказуемым есть «не» | Август не начало осени ещё. Мой приятель не программист. |
Между подлежащим и сказуемым есть сравнительный союз «как», «словно», «будто» и т.д. | Осенью бабье лето как чудо. Прожитый день словно ступенька в прошлое. |
Между подлежащим и сказуемым есть вводные слова, дополнения или обстоятельства, а также частицы | Этот мастер, видимо, хороший специалист. Андрей только переводчик. Воскресенье всегда день отдыха для меня. |
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тире между подлежащим и сказуемым
Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например: Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).
3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.
4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:
5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.
6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).
К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится , если
1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.)
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить ) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство );
2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара .
3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки .
Когда тире не ставится
Для начала разберем самые простые правила.
Личное местоимение + имя существительное (за исключением авторских текстов):
Он друг моего мужа.
Они подчиненные Ивановой.
Я ответственный человек.
Имя существительное + прямое дополнение + имя существительное:
Марина мне (кому?) подруга.
Шолохов нам (кому?) друг.
Галина Сергеевна им (кому?) родной человек.
Имя существительное + союз как (словно, будто) + имя существительное
Вода в озере, как молоко.
Новогодние угощения, словно сказочное застолье.
Его выступление, будто песня.
За исключением авторских текстов, в качестве знака препинания между главными членами используется запятая.
Имя существительное + вводное слово + имя существительное.
Ворона, конечно, хитрая птица.
Алена тоже логопед.
Моя двоюродная сестра, кажется, медсестра.
Валентина Петрова теперь известная пианистка.
Имя существительное + имя существительное с частицей не.
Маргарита не хозяйка в своем доме.
Медведь не домашнее животное.
Котлеты не десерт.
Имя существительное + сказуемое-фразеологизм с частицей не.
Этот солдат не чета вам.
Врачи городской поликлиники не лыком шиты.
Раиса не козел отпущения!
Эти правила достаточно простые, запомнить их несложно. Единая таблица выглядит следующим образом:
Лингвисты выделяют и более сложные случаи расстановки пунктуации между главными членами предложения, и дети сомневаются: ставить тире или нет. В основном, речь идет о словах «это», «значит», которые значительно «утяжеляют» синтаксическую структуру предложения.
Перед словом «значит» тире не указывается по ряду причин.
«Значит» употребляется в значении «следовательно»:
Мама вернулась домой, значит, семья готовится к ужину.
Дождь перестал, значит, можно выйти на прогулку.
- «Значит» выступает как глагол в значениях:
Компромисс не значит поражение.
Это предложение можно перестроить: компромисс не свидетельствует о поражении. Смысл фразы не изменится.
«Означать» (речь о жестах, фразах, знаках):
Лингвистика означает язык.
«Иметь значение»:
Семья значит гораздо больше, чем считают в обществе.
Еще одно правило касается слова «это». Между ним и сказуемым не нужно будет ставить тире, если «это» играет роль подлежащего. Противоречия правилу «существительное-существительное» не наблюдается, потому что в данном случае подлежащее выражено не существительным, а указательным местоимением «это». Также в данном правиле сказуемое может быть выражено не только существительным, но и прилагательным.
Это неслыханно и невероятно!
Это удивительно!
Два примера, в которых, подлежащее сказуемые выражены прилагательными.
Это веселые дети.
Это синий цветок.
Два примера, в которых сказуемые выражены существительными.
Подлежащее у всех одно – указательное местоимение «это».
На сегодняшнем уроке было много теории и правил. Давайте узнаем, как вы усвоили их с помощью теста.
Тире не ставится
Между главными членами предложения тире не ставится, если
подлежащее — это личное местоимение, а сказуемое выражено существительным в форме именительного падежа:
Обратите внимание!
Отметим, что факультативно тире может быть поставлено, если автор делает логический акцент на местоимение, подчёркивая его значительность в высказывании.
В таком предложении делается значительная интонационная пауза между подлежащим и сказуемым.
Сказуемое выражено прилагательным как в полной, так и в краткой форме.
Вывод
Итак, чтобы правильно поставить тире между подлежащим и сказуемым, выясняем, что в простом предложении нет глагола-связки, и определяем, словами каких частей речи выражены главные члены предложения, нет ли между ними перечисленных элементов.
Исправьте предложения; объясните ошибки в употреблении формы падежа имен сущ.
1.Роль Несчастливцева в “Лесу” Островского исполнял молодой талантливый актер.2.Современная наука творчески освоила многое из того,что было создано Дарвиным.3.Купите мне пару чулок и две пары носок.4.Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.5.Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.6.Собран большой урожай помидор.7.Разделите все это на несколько равных доль.8.Мы находились в самом большом цеху завода.9.Документы нужно представить к первому августу.10. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
1. Роль Несчастливцева в “Лесе” Островского исполнял молодой талантливый актер.2. Современная наука творчески освоила многое из того,что было создано Дарвином.3. Купите мне пару чулок и две пары носков. 4.Периодически астрономам удается четко наблюдать Марс.5.Яблоневый сад занимает свыше ста гектаров.6.Собран большой урожай помидоров.7.Разделите все это на несколько равных долей.8.Мы находились в самом большом цехе завода.9.Документы нужно представить к первому августа.10. Помножьте числитель первой дроби на знаменатель второй.
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/3595737-ispravte-predlozheniya-obyasnite-oshibki-v-upotreblenii-formy.html
Тире перед сказуемым-фразеологизмом
Кроме того, мы любим украшать свой язык живыми и яркими выражениями – фразеологизмами. И если мы решили использовать фразеологизм в качестве сказуемого, то на письме нам нужно отделить его от подлежащего с помощью тире. Например:
Примеры предложений
{"questions":,"answer":0},"fill_choice-3":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":1}},"hints":}]}
Такое, конечно, чаще всего бывает в устной речи. И это видно по разговорному стилю наших примеров. Но если вы все же решите метко и образно выразиться письменно, то уже будете вооружены нашим правилом.
{"questions":,"explanations":,"answer":}},"step":1,"hints":}]}
Помогите составить 6 предложений (может быть из Художественной литературы) с тире между подлежащим и сказуемым
Наша дружба — солнца яркий свет. (Л. Ошанин. ) Охранять природу — значит охранять родину. (М. Пришвин. ) Пятью пять — двадцать пять. Гаша задача — хорошо учиться. Ходить по земле босиком — это большое удовольствие. Язык — это история народа. (А. Куприн. ) Чтение — вот лучшее учение. (А. Пушкин. ) Стремиться вперёд — вот цель жизни. (М. Горький)
Июль — макушка лета» — напомнила газета. (А. Т. Твардовский. Без названия) . Стремиться вперёд — вот цель жизни. (М. Горький) Чтение — вот лучшее учение. (А. Пушкин. ) Язык — это история народа. (А. Куприн. ) Я — преступник, я — твой брат Сантъяго (А. П. В. «Птица на снегу»). А вы-стоять на крыльце, и ни с места (Н Гоголь. ) Ну, уж вы- женщины (Н Гоголь. ) Я-признаюсь, это моя слабость (Н Гоголь. ) Судьба изобретателя — это судьба его изобретений (М. Ильин) Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом! (В. Брюсов)
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№18 — Тире между подлежащим и сказуемым.)Скачать
Исправьте ошибки в употреблении форм составного именного сказуемого и связок в нем.
Пусть
функция f
непрерывная на интервале I.
С понятием касательной к графику функции
вы уже знакомые. Майкл Фарадей знаменитый
открытиями в области электрических и
магнитных полей. В 1849 году Ом становится
профессор Мюнхенского университета.
Достижением Вольта есть создание первого
гальванического элемента. 6. Якоби был
создатель гальванопластики. Международная
система измерений оказалась наиболее
удобная. Главный недостаток системы
СГС есть то, что подавляющее большинство
ее единиц на практике не применяется.
Самое главное открытие Больцмана было
статическое истолкование второго закона
термодинамики. Работы Больцмана остались
непризнанные при его жизни. Задачей
Карно являлось показать, как теплота
превращается в работу. Деятельность
Ньютона являет образец научной
добросовестности и трудолюбия.
Тире ставится
Тире между подлежащим и сказуемым, обозначенными именами существительными, ставится, если, во-первых, между ними пропущена глагольная связка «есть», «был», «будет», «будут» и пр. Если в именном сказуемом используется глагольная связка, то этот разделительный знак препинания не ставится.
Во-вторых, главные члены предложения выражаются словами следующих частей речи:
1. подлежащее и сказуемое являются именами существительными в форме именительного падежа.
2. Подлежащее и именная часть сказуемого представлены в виде количественных числительных, комбинацией существительного с числительным, числительного и существительного или количественно-именным сочетанием числительного с существительным в форме родительного падежа.
3. Подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола.
4. Один из главных членов выражен существительным в форме именительного падежа, а другой — неопределенной формой глагола.
5. В простом предложении перед сказуемым употребляются частицы «это», «вот», «значит».
Отличаем рассмотренные случаи постановки тире от ситуаций, когда в предложении при отсутствии глагола-связки перед именным сказуемым тире не ставится.
Исключения. Тире не ставится.
Однако есть и исключения. Напомним, они не относятся к предложениям, где есть «это», «вот», «значит».
- Не ставится тире, если при сказуемом есть частица НЕ (Мой брат не студент; однако Антибиотики – это не панацея). Это не относится к предложениям, где сказуемое – инфинитив.
- Тире не нужно (и запятая тоже!), если в состав группы сказуемого входят сравнительные союзы как, словно, будто, точно и т.п. («Лес точно терем расписной…»)
- Внимательного рассмотрения требуют и предложения, в которых между подлежащим и сказуемым оказалось какое-то слово. Если это вводное слово, дополнение или обстоятельство, тире также не требуется (Петя, конечно, молодец).
- Не ставится тире, если между подлежащим и сказуемым оказывается частица (Мой брат лишь помощник фельдшера).
Когда ставится интонационное (авторское) тире
В русском языке есть такое понятие, как интонационное (авторское) тире. Дадим ему определение:
Авторское тире характерно для художественной литературы. По сути, это знак препинания, который употребляется против правил, в буквальном смысле рукой автора
С его помощью он желает подчеркнуть важность подлежащего или сказуемого
Авторское тире можно встретить у многих российских классиков:
Если между главными членами предложения автор поставил тире, это должно быть заметно не только на письме, но и устно. Во время диктантов интонация разделяет предложения на две части, чтобы у школьников не возникало вопроса: ставить ли тире. В первой части предложения голос перед паузой традиционно повышается, а в конце высказывания – снижается до минимума.
Самые распространенные случаи употребления авторского тире:
Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное:
Он – герой!
Мы – дети природы.
Я – необыкновенная личность.
Главные члены предложения выражены любой частью речи, но между ними есть сравнительный союз (будто, словно, как, вроде как):
Ее глаза – как звезды.
Твои слова – будто острый нож, впиваются в мой разум.
Такие поступки – словно открытое неповиновение.
Внимание! Согласно нормам русского языка в этих примерах не должно стоять тире, но оно допустимо в авторских текстах. Важную роль играет оформление предложения интонацией, нужна пауза между подлежащим и сказуемым
В каких предложениях требуется тире
Самые простые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым известны еще пятиклассникам, полностью же это правило изучается в 8 классе. Все они касаются предложений с составным именным сказуемым. Но не все такие предложения подпадают под его действие.
Согласно правилу постановки тире, этот знак требуется между подлежащим и сказуемым в том случае, если и подлежащее, и сказуемое выражены существительным, числительным или инфинитивом в любом возможном комплекте. Тире ставится и в том случае, если сказуемое выражено фразеологизмом.
На схеме это можно показать так:
Сущ., числ., инф. – сущ., числ., инф.
Приведем примеры:
Собака – друг человека.
Пять – нечетное число.
Петь – мое хобби.
Жить – Родине служить.
Его мечта – съездить в Париж.
Ночь – хоть глаз выколи.