Примыкание
Определение
Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
Невозможно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Дополнительный материал
Смотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
§ 10 Виды словосочетаний
В языке существуют строгие правила сочетаемости слов различных частей речи. Например, глагол может распространяться именем существительным, количественным числительным, местоимением, наречием, но не может присоединить к себе в качестве зависимого слова имя прилагательное.Имя существительное свободно сочетается с другим существительным или прилагательным, глаголом в неопределённой форме или наречием, но не может распространяться глаголом в спрягаемой форме.В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные, именные и наречные словосочетания.
Упр. 59. Определите вид словосочетаний по главному слову. Обозначьте сокращённо, какими частями речи выражены зависимые слова.
- Думать о будущем, радоваться праз(?)нику, пойти в т..атр, проходить быстро, часто гневаться, нав..щать больных, читать по вечерам, отвечать с улыбкой, говорить улыбаясь.
- Подарок отцу, поез(?)ка к матер. к..рзина с грибами, к..стюмы из хлопка, книга отца, намерение работать, чтение лёжа, новой квартиры, домашнее задание, моего дн..вника, разговор ни о чём, волну ющ..ся море, первое выступление, кофе (по)варшавски, завтрак (на)спех, с пятью учениками, поразительно ч..ткий, (по)осеннему хмурый, бесконечно добрая.
- Очень хорошо, (не)далеко от дома, не (по)летнему холодно, (на)едине с собой, довольно прохладно.
Упр. 60. Заполните таблицу примерами.
Строение словосочетания | Примеры | Вид словосочетания |
Сущ. + прил. |
зеленый дуб
именное
Сущ. + сущ. в косв. пад.(с предл. и без предл.)
костюм для прогулки,свежесть утра
именные
Сущ. + мест.
ее зонт
именное
Сущ. + прич.
сотворенный мир
именное
Сущ. + числ.
первый канал
именное
Прил. + нареч.
сильно быстрый
именное
Глаг. + сущ. в косв. пад. (с предл. и без предл.)
мечтать о морерубить дрова
глагольные
Глаг. + глаг. в форме инфинитива
начать работать
глагольное
Глаг. + нареч.
сильно хотеть
наречное
Нареч. + нареч.
очень быстро
наречное
Упр. 61. Какие словосочетания можно заменить близкими по значению, а какие не допускают такой замены?
Правка редактора, берестяная грамота, кленовый лист, цветастый платок, луч солнца, шуба из норки, письмо друга, идти лесом, плавательный бассейн, звёздное небо.
Ответ. Правка редактора – редакторская правка, берестяная грамота – грамота на бересте, кленовый лист – лист клена, луч солнца – солнечный луч, шуба из норки – норковая шуба, письмо друга – дружеское письмо, идти лесом – идти по лесу, плавательный бассейн – бассейн для плавания.
Не допускают замены: цветастый платок, звездное небо.
Упр. 62. Некоторые словосочетания обладают большой художественной выразительностью, которая создаётся необычным соединением слов. Прочитайте текст. Выпишите выделенные предложения с такими соединениями слов. Подчеркните необычные соединения слов в этих предложениях.
Как самобытный поэт со своим ярким неповторимым художественным почерком С. Есенин полностью владел «тайнами соединения2 слов». (А. Грин) Именно этим приёмом прежде всего создавалась его особая стилистическая манера письма.Именно они создают есенинское слово во всех его формах и проявлениях, так похожее на стихотворный почерк других и так отличное от него.Приведём несколько примеров: Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне. Топи да болота, синий плат небес. По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат. Догорит золотистым пламенем / Из телесного воска свеча.Приведём ещё пример: …Туда, где льётся по равнинам / Берёзовое молоко. Здесь мы встречаем необычное сочетание слова берёзовое со словом молоко (мы знаем берёзовые дрова, в крайнем случае — берёзовую кашу — «порку»), но такого словесного ансамбля не знали. Это типичный для С. Есенина образ стоящих на равнинах берёзовых рощ, сравнение их с цветом молока.(По И. Шанскому).
Упр. 63. Выпишите сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты.
Медвежья услуга, разнообразные услуги, ходячая энциклопедия, новая энциклопедия, сесть в калошу, сесть в автомобиль, за тридевять земель, за этим лесом, вбивать клин, сломя голову.
Свободные словосочетания: разнообразные услуги, новая энциклопедия, сесть в автомобиль, за этим лесом, вбивать клин.
Фразеологические обороты: медвежья услуга, ходячая энциклопедия, сеть в калошу, за тридевять земель, сломя голову.
§ 10 Виды словосочетаний
В языке существуют строгие правила сочетаемости слов различных частей речи. Например, глагол может распространяться именем существительным, количественным числительным, местоимением, наречием, но не может присоединить к себе в качестве зависимого слова имя прилагательное.Имя существительное свободно сочетается с другим существительным или прилагательным, глаголом в неопределённой форме или наречием, но не может распространяться глаголом в спрягаемой форме.В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные, именные и наречные словосочетания.
Упр. 59. Определите вид словосочетаний по главному слову. Обозначьте сокращённо, какими частями речи выражены зависимые слова.
- Думать о будущем, радоваться праз(?)нику, пойти в т..атр, проходить быстро, часто гневаться, нав..щать больных, читать по вечерам, отвечать с улыбкой, говорить улыбаясь.
- Подарок отцу, поез(?)ка к матер. к..рзина с грибами, к..стюмы из хлопка, книга отца, намерение работать, чтение лёжа, новой квартиры, домашнее задание, моего дн..вника, разговор ни о чём, волну ющ..ся море, первое выступление, кофе (по)варшавски, завтрак (на)спех, с пятью учениками, поразительно ч..ткий, (по)осеннему хмурый, бесконечно добрая.
- Очень хорошо, (не)далеко от дома, не (по)летнему холодно, (на)едине с собой, довольно прохладно.
Упр. 60. Заполните таблицу примерами.
Строение словосочетания | Примеры | Вид словосочетания |
Сущ. + прил. |
зеленый дуб
именное
Сущ. + сущ. в косв. пад.(с предл. и без предл.)
костюм для прогулки,свежесть утра
именные
Сущ. + мест.
ее зонт
именное
Сущ. + прич.
сотворенный мир
именное
Сущ. + числ.
первый канал
именное
Прил. + нареч.
сильно быстрый
именное
Глаг. + сущ. в косв. пад. (с предл. и без предл.)
мечтать о морерубить дрова
глагольные
Глаг. + глаг. в форме инфинитива
начать работать
глагольное
Глаг. + нареч.
сильно хотеть
наречное
Нареч. + нареч.
очень быстро
наречное
Упр. 61. Какие словосочетания можно заменить близкими по значению, а какие не допускают такой замены?
Правка редактора, берестяная грамота, кленовый лист, цветастый платок, луч солнца, шуба из норки, письмо друга, идти лесом, плавательный бассейн, звёздное небо.
Ответ. Правка редактора – редакторская правка, берестяная грамота – грамота на бересте, кленовый лист – лист клена, луч солнца – солнечный луч, шуба из норки – норковая шуба, письмо друга – дружеское письмо, идти лесом – идти по лесу, плавательный бассейн – бассейн для плавания.
Не допускают замены: цветастый платок, звездное небо.
Упр. 62. Некоторые словосочетания обладают большой художественной выразительностью, которая создаётся необычным соединением слов. Прочитайте текст. Выпишите выделенные предложения с такими соединениями слов. Подчеркните необычные соединения слов в этих предложениях.
Как самобытный поэт со своим ярким неповторимым художественным почерком С. Есенин полностью владел «тайнами соединения2 слов». (А. Грин) Именно этим приёмом прежде всего создавалась его особая стилистическая манера письма.Именно они создают есенинское слово во всех его формах и проявлениях, так похожее на стихотворный почерк других и так отличное от него.Приведём несколько примеров: Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне. Топи да болота, синий плат небес. По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат. Догорит золотистым пламенем / Из телесного воска свеча.Приведём ещё пример: …Туда, где льётся по равнинам / Берёзовое молоко. Здесь мы встречаем необычное сочетание слова берёзовое со словом молоко (мы знаем берёзовые дрова, в крайнем случае — берёзовую кашу — «порку»), но такого словесного ансамбля не знали. Это типичный для С. Есенина образ стоящих на равнинах берёзовых рощ, сравнение их с цветом молока.(По И. Шанскому).
Упр. 63. Выпишите сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты.
Медвежья услуга, разнообразные услуги, ходячая энциклопедия, новая энциклопедия, сесть в калошу, сесть в автомобиль, за тридевять земель, за этим лесом, вбивать клин, сломя голову.
Свободные словосочетания: разнообразные услуги, новая энциклопедия, сесть в автомобиль, за этим лесом, вбивать клин.
Фразеологические обороты: медвежья услуга, ходячая энциклопедия, сеть в калошу, за тридевять земель, сломя голову.
Примеры
Примеры каждого типа подчинительной связи приведем с помощью таблицы «Управление, примыкание, согласование».
Тип связи |
Примеры |
Управление |
пришел к другу, ушел в гости, помощь брата, встречать бабушку, трудиться с удовольствием |
Примыкание |
быстро бежал, очень тепло, тихо засмеявшись, сказал волнуясь, крикнуть сгоряча |
Согласование |
бабушкин платок, фиолетовый карандаш, этот план, растаявшее мороженое, восьмой класс, ветер с юга |
Как правило, согласование, управление, примыкание определяют по частеречным принадлежностям главного и зависимых слов и по вопросу, который задается от главного слова к зависимому.
Что мы узнали?
В русском языке есть три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Каждый из этих видов имеет свои особенности: определения, частеречная принадлежность зависимых слов, вопросы к зависимым словам, синтаксическая функция зависимых слов.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Что такое согласование?
- Вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному слову в роде, числе и падеже
- Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого слова постановки в определенном падеже
- Вид подчинительной связи, при которой главное слово связано с зависимым по смыслу и интонационно
- Вид сложного предложения
РУССКИЙ ЯЗЫК
§ 10. Виды словосочетаний
В языке существуют строгие правила сочетаемости слов различных частей речи. Например, глагол может распространяться именем существительным, количественным числительным, местоимением, наречием, но не может присоединить к себе в качестве зависимого слова имя прилагательное.
Имя существительное свободно сочетается с другим существительным или прилагательным, глаголом в неопределённой форме или наречием, но не может распространяться глаголом в спрягаемой форме.
В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные, именные и наречные словосочетания.
59. Определите вид словосочетаний по главному слову. Обозначьте сокращённо, какими частями речи выражены зависимые слова.
- Думать о буд..щем, радоваться праз(?)нику, пойти в т..атр, проходить быстро, часто гневаться, нав..щать больных, читать по вечерам, отвечать с улыбкой, говорить улыбаясь.
- Подарок отцу, поез(?)ка к матер.., к..рзина с грибами, к..стюмы из хлопка, книга отца, намерение работать, чтение лёжа, новой квартиры, домашнее задание, моего дн..вника, разговор ни о чём, волнующ..ся море, первое выступление, кофе (по)варшавски, завтрак (на)спех, с пятью учениками, поразительно ч..ткий, (по)осеннему хмурый, бесконечно добрая.
- Очень хорошо, (не)далеко от дома, не (по)летнему холодно, (на)едине с собой, довольно прохладно.
60. Заполните таблицу примерами.
61. Какие словосочетания можно заменить близкими по значению, а какие не допускают такой замены?
Правка редактора, берестяная грамота, кленовый лист, цветастый платок, луч солнца, шуба из норки, письмо друга, идти лесом, плавательный бассейн, звёздное небо.
62. Некоторые словосочетания обладают большой художественной выразительностью, которая создаётся необычным соединением слов. Прочитайте текст. Выпишите выделенные предложения с такими соединениями слов. Подчеркните необычные соединения слов в этих предложениях.
Как самобытный поэт со своим ярким неповторимым художественным почерком С. Есенин полностью владел «тайнами соединения слов». (А. Грин) Именно этим приёмом прежде всего создавалась его особая стилистическая манера письма.
Именно они создают есенинское слово во всех его формах и проявлениях, так похожее на стихотворный почерк других и так отличное от него.
Приведём несколько примеров: Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне. Топи да болота, синий плат небес. По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат. Догорит золотистым пламенем / Из телесного воска свеча.
Приведём ещё пример: …Туда, где льётся по равнинам / Берёзовое молоко. Здесь мы встречаем необычное сочетание слова берёзовое со словом молоко (мы знаем берёзовые дрова, в крайнем случае — берёзовую кашу — «порку»), но такого словесного ансамбля не знали. Это типичный для С. Есенина образ стоящих на равнинах берёзовых рощ, сравнение их с цветом молока.
(По Н. Шанскому)
63. Выпишите сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты.
Медвежья услуга, разнообразные услуги, ходячая энциклопедия, новая энциклопедия, сесть в калошу, сесть в автомобиль, за тридевять земель, за этим лесом, вбивать клин, сломя голову.
ГДЗ, русский язык, 8 класс, Ладыженская, упр. 59. Обозначьте сокращённо, какими частями речи выражены зависимые слова.
Определите вид словосочетаний по главному слову. Обозначьте сокращённо, какими частями речи выражены зависимые слова.
1. Думать о будущем, радоваться праз(?)нику, пойти в т..атр, проходить быстро, часто гневаться, нав..щать больных, читать по вече рам, отвечать с улыбкой, говорить улыбаясь.2. Подарок отцу, поез(?)ка к матер. к..рзина с грибами, к..стюмы из хлопка, книга отца, намерение работать, чтение лёжа, новой кв..ртиры, домашнее задание, моего дн..вника, ра..говор ни о чём, волнующ..ся море, первое выступление, кофе (по)варшавски, завтрак (на)спех 3 , с пятью учениками, пор..зительно ч..ткий, (по)осеннему хмурый, бе..конечно добрая.3. Очень хорошо, (не)далеко от дома, не (по)летнему холодно, (на)едине с собой, довольно прохладно.
ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §10. Виды словосочетаний. Упражнение №59
Определите вид словосочетаний по главному слову. Обозначьте сокращённо, какими частями речи выражены зависимые слова. 1 . Думать о будущем, радоваться праз(?)нику, пойти в т..атр, проходить быстро, часто гневаться, нав..щать больных, читать по вечерам, отвечать с улыбкой, говорить улыбаясь. 2 . Подарок отцу, поез(?)ка к матер. к..рзина с грибами, к..стюмы из хлопка, книга отца, намерение работать, чтение лёжа, новой квартиры, домашнее задание, моего дн..вника, разговор ни о чём, волнующ..ся море, первое выступление, кофе (по)варшавски, завтрак (на)спех 3, с пятью учениками, поразительно ч..ткий, (по)осеннему хмурый, бесконечно добрая. 3 . Очень хорошо, (не)далеко от дома, не (по)летнему холодно, (на)едине с собой, довольно прохладно.
Урок русского языка по теме»Виды словосочетаний по главному слову»
Тема « Виды словосочетаний по характеру главного слова »
Цель урока: дать понятие о видах словосочетаний по характеру главного слова .
образовательные : дать понятие о видах словосочетаний по главному слову; выработать умение определять вид словосочетания по главному слову; научить применять полученные знания на практике;
воспитательные : вовлечь учащихся в активную практическую деятельность (реализация принципа «обучение через сотрудничество»); воспитание чувства коллективизма, умения слушать другого, ощущения значимости каждого члена команды; совершенствовать навыки общения.
развивающие : учить работать с новой информацией; готовить сообшения, обобщения по рассматриваемой теме; выступать перед классом, развивать коммуникативные умения и навыки через диалог; умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока : метод проблемного изложения материала.
Форма организации познавательной деятельности учащихся : групповая, фронтальная.
Приветствие учащихся. Сегодня мы будем работать в группах, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.
2 . Теоретическая разминка: закончить правило по данному учителем началу
— Словосочетание – это …(единица синтаксиса);
— Словосочетание состоит … ( из двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически);
— Словосочетание служит …(для более точного и конкретного называния предметов, действий и признаков);
— Смысловая связь устанавливается … (по вопросам);
— Не являются словосочетаниями… (подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, сочетание предлога и самостоятельной части речи);
— Грамматическая связь слов в словосочетании выражается … (с помощью окончаний и предлогов);
-Какие грамматические значения могут выражаться в словосочетании? (предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано, действие и его признак, признак и его степень);
— Согласование – это такая связь, …(при которой главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже);
— Управление – это такая связь, … (при котором главное слово требует от зависимого определенного падежа);
— Примыкание – это такая связь,… (при которой главное и зависимое слово связываются только по смыслу).
3. Этап проверки домашнего задания
Выполняя домашнее задание, вы должны были выступить в роли учителя и проверить работу ученика 7 класса, которому нужно было выписать все словосочетания из текста. Справился ли ученик с работой? Если нет, то какие ошибки он допустил? ( Приложение )
Ученику было дано задание выписать словосочетания из предложений . Проверьте работу ученика .
Ветер утих; каменный дом; ухаживать за садом; рычать по- звериному; уехал отдыхать; легко и быстро; встретиться с братом; ломая голову; лай собаки; день теплый; в течение суток; очень весело; буду учить; блики солнца; водить за нос.
Учитель: Какое еще было задание?
Примыкание
Примыкание – вид подчинительной связи, при которой главное слово связано с зависимым по смыслу и интонационно.
Особенностью является то, что зависимым словом в словосочетании может быть только неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, формы сравнительной степени, притяжательные местоимения его, ее, их.
Главным словом может быть глагол, причастие, деепричастие, наречие, имя прилагательное, имя существительное.
К зависимым словам в данном виде словосочетаний задаются следующие вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? и др.
Необходимо различать притяжательные местоимения его, ее, их и личные местоимения он, она, они в косвенных падежах, приобретающие формы его, ее, их.
Зависимые слова выполняют в предложении функцию обстоятельства.
Поможет ли ученикам решебник к учебнику Ладыженской?
Метафоры и афоризмы, диалектизмы и жаргонизмы, общеупотребительные и узконаправленные слова и выражения — чего только нет в русском языке! И во всем этом ребятам предстоит разобраться. Хоть они и изучают данный предмет уже шестой год, но со многими темами им придется столкнуться в первый раз. Необходимо тщательно исследовать текущий материал, чтобы не появились пробелы в знаниях, которые могут негативно сказаться на успеваемости. В этом непростом деле им поможет ГДЗ к новому учебнику Баранова, Ладыженской по русскому языку за 6 класс (Просвещение, 2023г.).
В рамках курса будут рассмотрены следующие непростые параграфы:
- Орфограммы в приставках и в корнях слов.
- Запятые в сложном предложении.
- Прямая речь. Диалог.
- Буквы Ы и И после приставок.
- Соединительные -О и -Е в сложных словах.
- Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
На уроке учитель старается дать всестороннее представление о программе. Но многое ли можно успеть за 45 минут, если нужно еще опрос провести, и очередное тестирование устроить? Чтобы дети закрепили пройденное в классе, преподаватели задают на дом учить теорию и много практических упражнений. Тут и начинаются трудности, связанные с недопониманием материала. Решебник поможет разрешить спорные моменты и справиться со всеми поставленными задачами.
Согласование
Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному слову в роде, числе и падеже.
С согласованием связано одно правило: если изменяется главное слово, то за ним изменяется и зависимое слово, обретая ту же грамматическую форму, что и главное слово.
Главным словом может быть имя существительное, субстантивированное прилагательное, субстантивированное причастие, местоимение.
К зависимым словам, которыми могут быть такие части речи, как имена прилагательные; порядковые имена числительные; местоимения, схожие с именами прилагательными по форме; причастия, задаются вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?
Зависимые слова выполняют в предложении функцию определения.
Понятие словосочетания
Существуют различные типы словосочетаний:
1. Неправильное словосочетание – такое сочетание слов, в котором нарушается синтаксическая связь или семантическая целостность. Пример: «черный цвета ногти».
2. Простое словосочетание – состоит из двух или более слов, связанных логическими, смысловыми или грамматическими отношениями. Пример: «большой дом», «синее небо».
3. Сложное словосочетание – основа сложного слова сочетается с другим словом. Пример: «красно-синий флаг», «серьезно повлияло».
4. Перечислительное словосочетание – перечисляет предмет или явление. Пример: «яблоки, груши, виноград».
5. Условное словосочетание – включает союзы, слова с приставками и суффиксами, которые меняют значение слова. Пример: «подшипник», «другой мир».
Словосочетания играют важную роль в построении предложений, в передаче смысла и создании сочетания различных слов и выражений.