Параграф 8 — обществознание. 11 класс. боголюбов л.н

По обществознанию 8 класс боголюбова учебник – гдз по обществознанию для 8 класса боголюбов – ответы, решебник

Государство и рыночные отношения[править | править код]

Государство в рыночной экономике – это система управления государством рыночной экономикой страны, построенная на необходимости вмешательства государственного регулирования в процесс функционирования рыночной экономики.

Основным управляющим институтом всех жизнедеятельных сфер общества есть государство. Именно государственными законами регламентируется деятельность всех функционирующих нынешних систем хозяйствования. Государство является как одним из субъектов осуществления рыночной экономики, так и управляющим институтом.

Тенденции частого изменения условий рынка порождают массу дискуссий, исходя из которых, роль государства в экономике страны понимается по–разному. При любом изменении рыночных условий государство должно оперативно вмешаться в положение вещей и ввести новые правила, налоги, нормативно – правовые акты.

Но не всегда такое вмешательство приветствуется субъектами рыночной экономике в лице частных предпринимателей различных масштабов. Чтобы как-то сгладить это вмешательство и сделает его менее болезненным для жизнедеятельности фирм, компаний, организаций, делаются попытки подобрать наиболее приемлемые инструменты вмешательства. Речь идет об оптимизации изданных законов (в частности налоговых), внесении поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые рыночные условия.

Что выгодно экономике: рост или снижение налогов?

Высокие налоговые ставки, забирая у людей, компаний значительную часть их дохода, лишают их тем самым стимула к работе и производительному использованию ресурсов. Особенно важна предельная налоговая ставка — доля прироста дохода, которая уходит в виде налога. Когда предельная налоговая ставка растет с уровнем дохода, доля дополнительных заработков, которую дозволяется оставлять себе, сокращается. Высокие предельные налоговые ставки сокращают национальный продукт и национальный доход по трем причинам:

  • Во-первых; они отбивают желание работать с полной отдачей и снижают производительность труда.
  • Во-вторых, высокие налоговые ставки сокращают как масштабы, так и эффективность капиталовложений. Они отпугивают иностранных инвесторов, а внутренних заставляют искать инвестиционные проекты за границей, где налоги ниже.
  • В-третьих, высокие налоговые ставки стимулируют приобретение не тех товаров, которые реально необходимы, а тех, покупки которых позволяют сократить налогооблагаемую сумму.

Таким образом, высокие налоговые ставки сокращают производительную деятельность, препятствуя капиталовложениям и способствуя бесполезной растрате ресурсов. Нетрудно предсказать, что доход страны, которая вводит высокие налоговые ставки, упадет намного ниже потенциально возможного уровня.

Что такое экономическая политика государства

Примеры экономической политики включают в себя план действий, а также решения, принимаемые в отношении государственных расходов и налогообложения и перераспределении доходов от богатых к бедным.

Эффективность экономической политики может быть оценена одним из двух способов:

  1. Позитивная экономика описывает принципы работы экономики и экономической политики, не прибегая к оценочным суждениям о том, какие результаты являются наилучшими. Отличительной особенностью позитивных экономических гипотез является то, что они могут быть проверены и подтверждены, либо отвергнуты.
  2. Нормативная экономика предполагает использование оценочных суждений для оценки эффективности экономики, экономической политики, а также существующих в них проблем. Следовательно, нормативные экономические гипотезы не могут быть проверены.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование обычно определяется как законодательство, налагаемое правительством на отдельных лиц и фирмы частного сектора с целью регулирования и изменения экономического поведения. Может возникнуть конфликт между государственными услугами и коммерческими процедурами (например, максимизация прибыли), интересами людей, пользующимися этими услугами, а также интересами тех, кто непосредственно не участвует в сделках. Поэтому большинство правительств имеют ту или иную форму контроля или регулирования для управления этими возможными конфликтами.

Теория экономической политики как неотъемлемая часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о:

  1. Несостоятельной конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если им не противодействовать со стороны государства, наносят ущерб благосостоянию общества своим ценообразованием.
  2. Наличии множества жизненно важных для общества товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо, если бы их можно было предложить, то в недостаточном количестве. Таких товаров (в основном в виде услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и так далее.
  3. Внешних эффектах (экстерналиях), типичным примером которых является загрязнение окружающей среды, причинение экологического ущерба определенными хозяйствующим субъектам общества, физическим и юридическим лицам.
  4. Незавершенных рынках, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, в первую очередь медицинских и пенсионных услуг.
  5. Несовершенстве информации, являющейся во многих отношениях общественным товаром, который имеет сложный процесс производства, в более или менее достаточном количестве с соответствующим качеством, без активного участия государства.
  6. Безработицах, инфляциях, экономических неравновесиях, особенно резко проявляющихся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.
  7. Неоправданно неравномерных распределениях доходов, которое угрожает социальной стабильности, если государство не примет меры по социальной компенсации бедным и обездоленным слоям населения.
  8. Наличиях обязательных товаров (например, начальное образование), которые общество может заставить потреблять только государство, но не рынок.

Из этих и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только необходимость государственного регулирования как такового, но и экономические функции государства, которые реализуются посредством такого регулирования.

Регулирование может состоять из нескольких элементов:

  1. Публичные законы, стандарты.
  2. Процесс регистрации или лицензирования для утверждения и разрешения работы, обычно осуществляемой названной организацией или лицом.
  3. Процесс проверки или другая форма обеспечения соответствия стандартам, включая отчетность и управление несоблюдением этих стандартов.
  4. Процесс лишения лицензии, в ходе которого организации или лицу, если они сочтены работающими небезопасно, предписывается прекратить или понести наказание (если несоблюдение продолжается).

Суть методов регулирования экономики

Государственное регулирование экономики является одной из составляющих экономической политики. Оно играет важную роль в таких элементах производственного процесса, как регулирование ресурсов, производства и финансов. Формы и методы государственного регулирования экономики, прежде всего, определяются целями, которые стоят перед органами управления. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которые государство контролирует при реализации экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных участников рынка о текущем состоянии экономической жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию государственного сектора экономики, а также на обоснование наиболее значимых положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.

Методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, можно разбить на прямое и косвенное экономическое регулирование. Ниже представлена характеристика методов.

Прямое регулирование

Связано с использованием административных средств воздействия на экономические отношения в стране. Оно характеризуется мощным влиянием государственных органов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения. Это выражается в принятии субъектами управления решений в форме правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые распоряжения о совершении требуемых действий.

К прямому экономическому регулированию относятся различные формы безвозвратного целевого финансирования регионов, предприятий, отраслей — это субвенции или прямые субсидии, которые включают в себя различные дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда относятся и льготные кредиты. Согласовывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти способы регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, выстраиваясь в рыночных отношениях, они в определенной степени формируют структуру цен и затрат, а также реальную конкурентоспособность отдельных секторов экономики.

Прямые методы регулирования экономики очень разнообразны. Они включают в себя:

  • разрешение на выполнение определенных действий (лицензирование);
  • обязательные инструкции по совершению действий или их запрещению, а также их регистрация;
  • установление ограничений и квот;
  • выдача государственных заказов;
  • применение принудительных мер и материальных санкций;
  • контроль и надзор и многие другие.

Система налогообложения и обязательного лицензирования является особенно важным средством государственного регулирования предпринимательского сектора и экономики в целом.

Косвенное регулирование

К косвенным формам экономического регулирования относятся области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и другие.

К косвенным формам экономического регулирования относятся регуляторы денежно-кредитной, фискальной, амортизационной, валютной, внешнеторговой, в том числе таможенно-тарифной политики, экономического стимулирования и другие.

Косвенное регулирование осуществляется с помощью следующих рыночных регуляторов или инструментов государственного регулирования:

  • объемы и структура производства;
  • инвестиции;
  • структура и формы собственности;
  • денежная масса и параметры денежного обращения;
  • доходы и расходы бюджета;
  • трансферты;
  • налоги и налоговые ставки;
  • налоговые льготы;
  • ставки заработной платы;
  • цены;
  • кредиты;
  • банковские ставки по кредитам и процентам по депозитам и другие.

Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует конкретный хозяйствующий субъект — государство. Его устройство призвано выполнять хозяйственные функции строго в рамках имеющихся в его распоряжении средств. Реализация методов государственного регулирования экономики обеспечивается за счет макроэкономического планирования в рыночных условиях.

Основные задачи государства в экономике

Цели экономической политики состоят из оценочных суждений о том, к чему должна стремиться экономическая политика, и поэтому попадают под рубрику нормативной экономики. Хотя существует много разногласий по поводу соответствующих целей экономической политики, некоторые из них, по-видимому, пользуются широким, хотя и не всеобщим признанием. Эти общепринятые цели включают:

  1. Экономический рост — доходы всех потребителей и фирм (после учета инфляции) растут с течением времени.
  2. Полная занятость — цель полной занятости состоит в том, чтобы каждый член рабочей силы, который хочет работать, мог найти работу.
  3. Стабильность цен — цель стабильности цен состоит в том, чтобы предотвратить повышение общего уровня цен, известного как инфляция, а также снижение общего уровня цен, известного как дефляция.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

  1. Какие отношения называются межличностными? В чём состоят их особенности?

Межличностные отношения — особенная связь человека с окружающими людьми. Главное особенность — эти отношения носят обоюдный характер.

  1. Какие группы существуют в обществе?

Общество составляют разнообразные группы. Количество и разнообразие этих групп, просто не поддается описанию. Можно выделять различные группы, объединяя их по тому, или иному признаку, до бесконечности. Например, можно выделить две огромных группы, разделив общество по половому признаку. Можно выделить группы по возрастному признаку. При этом таких групп может быть разное количество, е зависимости, от разницы в возрасте. Можно выделить профессиональные группы, группы по интересам, по политическим убеждениям, и даже при желании по отношению к неопознанным летающим объектам. При всем этом, один человек проживая в обществе, является участником огромного количества групп. Это и семья, и школьный класс, и компания во дворе, группа в институте, рабочий коллектив, и множество других. При этом об участии во многих группах большинство людей даже не задумывается. Мало кто, например, задумывается, что входит в группу семейных мужчин или женщин с высшим образованием. Отсюда и аморфность, если не сказать условность большинства групп, существующих в обществе. Поэтому стоит выделять группы, в которых человек участвует осознанно. Семья, рабочий коллектив, и так далее.

  1. Какие роли человек может играть в группе?

Человек может выполнять в группах роли ученика (класс), ребенка (семья), рабочий (бригада), начальник (офис), гражданин (государство).

  1. Групповые нормы: что это такое? Какие санкции группа может применить к человеку?

Групповые нормы — правила, по которым живет группа. С человеком, который нарушает общие правила, могут поговорить, объяснить ему, что он сделал не так, как того требуют правила группы. Могут предупредить, поругать, перестать общаться. Могут пустить в ход усмешку, злую шутку, присвоить нелепое прозвище, отказаться подавать руку и т.д. А могут и исключить из группы.

  1. Какую роль общение играет в жизни человека?

Общение нужно для того, чтобы делать что-то вместе, научиться или научить чему-то, поделиться чувствами, мыслями, опытом, добиться взаимопонимания.

  1. Что помогает и что мешает общению?

Общению помогают речь, мимика, взгляд, жесты. Общению мешает завистливость, высокомерие, самовлюбленность, жадность, хвастовство, зазнайство, несправедливость.

  1. Как зарождается и как протекает конфликт в межличностных отношениях?

Сначала появляются какие-то разногласия у 2-ух сторон, происходит конфликт. Потом идёт спор и если одна из сторон не нашла компромисс или дипломатическое решение, то спор не разрешим, так как не одна сторона не хочет уступать. В итоге всё может закончиться в лучшем случае — каждый остался при своём мнении, а в худшем — драка.

← Предыдущее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: