Обществознание 8: безработица

Безработица, ее причины и последствия - экономика

Причины безработицы

Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. Это влечёт за собой соответствующие изменения в производстве: применение новых технологий, свёртывание старых производств, совершенствование рабочих мест (например, повышение их технической оснащённости). Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается. Всего два десятка лет назад профессия инженера была одной из востребованных производством, а потом возрос спрос на специалистов таких профессий, как менеджер, экономист, программист.

Безработными в первую очередь становятся работники, чья профессия, квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства. Чтобы включиться в процесс производства, работнику приходится переучиваться или повышать квалификацию. Бухгалтер, привыкший работать с калькулятором, лишится работы с внедрением на его предприятии компьютеров. Он будет безработным, пока не освоит компьютерные программы или не получит иную профессию.

Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу. Например, выпускник колледжа или вуза может числиться безработным, пока не найдёт места, соответствующего его специальности и уровню подготовки. Другие вынуждены менять работу. Причины смены работы бывают разные: поиск лучших условий труда и его оплаты, потеря интереса к профессии, увольнение, переезд на другое место жительства и т. п.

Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономики, как спад производства (например, в условиях экономического кризиса). Он характеризуется сокращением производства и потребления. С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест.

Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики. Например, в сельском хозяйстве или в рыболовной отрасли в связи с сезонным характером деятельности.

Многие из потерявших работу склонны объяснять это внешними причинами, а не своей несостоятельностью.

Подумай, как это влияет на личную активность безработных в обеспечении собственной занятости.

Экономическая сущность российской безработицы во многом состоит не в нехватке рабочих мест, а в уровне оплаты труда. Практически каждого третьего безработного не устраивает в предлагаемой работе уровень заработной платы.

МНЕНИЯ

Академик Д. С. Львов предупреждает о негативных последствиях для экономики сохранения низкого уровня оплаты труда: «Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже 3 долларов в час является предельной, обрекающей человека на полуголодное существование. Наша же заработная плата в 2— 3 раза ниже… Это оказывает разрушающее воздействие на стимулы человека к эффективному труду. Он перестаёт видеть перспективу и утрачивает связь между трудом и возможностями улучшения своей жизни…»

К особенностям безработицы в России также относится и более высокий уровень её в сельской местности, чем в городе.

Как влияет современный уровень безработицы на экономику страны в целом, на каждого конкретного человека?

Проверим себя

Задание 1

Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

Ответ:

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей и добровольность занятости в рыночной экономике приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Задание 2

Кто относится к категориям занятых и безработных?

Ответ:

К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений.

Безработным признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости.

Задание 3

Как определить уровень безработицы в стране?

Ответ:

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Задание 4

Чем вызвана безработица?

Ответ:

Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. Это влечёт за собой соответствующие изменения в производстве: применение новых технологий, свёртывание старых производств, совершенствование рабочих мест. Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается.

Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином.

Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу.

Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики.

Задание 5

Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

Ответ:

Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: расходы на выплату пособий зарегистрированным безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога).

Основная экономическая цена безработицы — несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ. Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса. Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы

Человек лишается важного источника дохода — заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан

Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.

Безработица — серьёзное испытание для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние. Особенно опасна безработица среди молодёжи, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблемы трудоустройства.

Задание 6

Как государство обеспечивает занятость?

Ответ:

Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.

Правительство России решает эти задачи в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Для обеспечения занятости государство стремится снизить уровень безработицы, принимая следующие меры: создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров), предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства). Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.

Стр 234
Стр 237

Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

  1. Что такое личность?

Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

  1. Что даёт человеку познание самого себя?

Осознавая свои способности, качества своей личности, человек стремится что- то изменить в своих отношениях с окружающими.

  1. Какое значение имеет самообразование?

Самообразование помогает сформировать мировоззрение, а в дальнейшем и личность человека, помогает лучше воспринимать окружающий мир, вступать в контакт с людьми, общаться.

  1. Почему не теряет смысл поговорка «Век живи — век учись»?

Эта пословица не теряет свой смысл и в наше время, потому что она очень актуальна и в наши дни. Мы постоянно в нашей жизни чему-то учимся, поэтому, как говориться без труда не выловишь и рыбки из пруда. Я считаю, что если человек не будет ушиться, то пойдет регресс, в человеке. Если человек не будет развиваться, у нас в стране начнется полное отупение молодежи.

  1. Как найти дело по душе?

Найти себя и правильно определить свое место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?»

  1. Зачем человеку нужна цель в жизни? Почему плохо жить без цели?

Для своей цели каждый человек делает что-то, делает шаги навстречу к достижению это цели. Без цели плохо жить, ведь именно из-за этого человек становится ленивым, нудным, неинтересным и, просто напросто, одиноким.

  1. Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?

Если сравнивать человека и животного, то конечно животное не имеет способности делать орудие труда. Только человек способен мыслить, анализировать свои действия. Даже если и приучить животного к какому-либо виду деятельности, то это будет неосознанно, так как это всего лишь рефлекс на запомнившийся звук хозяина.

  1. Какие виды деятельности ты знаешь?

Основным видом деятельности называют: труд, игру, учение, общение потому’, что все это мы делаем каждый день.

  1. Какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных?

Биологические, социальные, духовные потребности. А у животных есть только инстинкты, например, охотиться, питаться, пить; они не нуждаются в одежде, телевизоре, компьютере и т.п.

  1. Что составляет духовный мир человека?

Духовный мир — это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

  1. Какие высшие чувства могут быть у человека?

К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком, любовь к труду), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасным — природой, произведение искусства) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).

  1. Из каких слагаемых состоит успех в жизни?

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей.

← Предыдущее

Уроки

Повторение

Духовный мир человекаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Потребности человекаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Человек, природа, обществоNEW

+ тестирование

+ тестирование

Личность и общество

Агенты социализацииNEW

+ тестирование

+ тестирование

Виды деятельностиNEW

+ тестирование

+ тестирование

Виды потребностейNEW

+ тестирование

+ тестирование

ГендерNEW

+ тестирование

+ тестирование

Долг и совестьNEW

+ тестирование

+ тестирование

Конфликты в обществеNEW

+ тестирование

+ тестирование

Материальная культураNEW

+ тестирование

+ тестирование

Моральные нормыNEW

+ тестирование

+ тестирование

Моральный выборNEW

+ тестирование

+ тестирование

Мотивы деятельностиNEW

+ тестирование

+ тестирование

НацияNEW

+ тестирование

+ тестирование

ОбществоNEW

+ тестирование

+ тестирование

Отклоняющееся поведениеNEW

+ тестирование

+ тестирование

Признаки этносаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Развитие обществаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Социальная политикаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Социальная структураNEW

+ тестирование

+ тестирование

Таблица: Социальная структура обществаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Традиционное обществоNEW

+ тестирование

+ тестирование

Что такое мораль?NEW

+ тестирование

+ тестирование

Этапы развития обществаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Этнические группыNEW

+ тестирование

+ тестирование

Этнические общностиNEW

+ тестирование

+ тестирование

Сфера духовной культуры

Виды духовной культурыNEW

+ тестирование

+ тестирование

Духовная культураNEW

+ тестирование

+ тестирование

Духовная сфераNEW

+ тестирование

+ тестирование

Мораль и нравственностьNEW

+ тестирование

+ тестирование

Особенности духовной жизни современной РоссииNEW

+ тестирование

+ тестирование

Первобытные религииNEW

+ тестирование

+ тестирование

РелигияNEW

+ тестирование

+ тестирование

Сфера духовной жизниNEW

+ тестирование

+ тестирование

Функции религииNEW

+ тестирование

+ тестирование

Экономика

Галопирующая инфляцияNEW

+ тестирование

+ тестирование

Деньги как средство обращенияNEW

+ тестирование

+ тестирование

Закон предложения и спросаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Командная экономикаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Общество индустриальноеNEW

+ тестирование

+ тестирование

Плюсы и минусы экономических системNEW

+ тестирование

+ тестирование

Признаки индустриального обществаNEW

+ тестирование

+ тестирование

ПроизводствоNEW

+ тестирование

+ тестирование

Роль государства в экономикеNEW

+ тестирование

+ тестирование

Рыночная экономикаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Сезонная безработицаNEW

+ тестирование

+ тестирование

СобственностьNEW

+ тестирование

+ тестирование

Сферы экономикиNEW

+ тестирование

+ тестирование

Таблица: Типы экономических системNEW

+ тестирование

+ тестирование

Типы экономических системNEW

+ тестирование

+ тестирование

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное обществоNEW

+ тестирование

+ тестирование

Фрикционная безработицаNEW

+ тестирование

+ тестирование

Функции денегNEW

+ тестирование

+ тестирование

Что такое экономика?NEW

+ тестирование

+ тестирование

Экономика семьиNEW

+ тестирование

+ тестирование

Социальная сфера

Агенты социализацииNEW

+ тестирование

+ тестирование

Богатые и бедныеNEW

+ тестирование

+ тестирование

Горизонтальная и вертикальная мобильностьNEW

+ тестирование

+ тестирование

ОбразованиеNEW

+ тестирование

+ тестирование

Признаки социальной группыNEW

+ тестирование

+ тестирование

СоциализацияNEW

+ тестирование

+ тестирование

Социальное неравенствоNEW

+ тестирование

+ тестирование

Социальные потребностиNEW

+ тестирование

+ тестирование

Социальные статусы и ролиNEW

+ тестирование

+ тестирование

Этнос, нации и народностиNEW

+ тестирование

+ тестирование

Экономические и социальные последствия безработицы

Высокий уровень безработицы влечёт за собой серьёзные экономические и социальные последствия. Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога).

Основная экономическая цена безработицы — несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ. Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса. Напомним, что зарплата — один из основных источников дохода большинства граждан и их семей. Отсутствие этого источника вынуждает их сокращать до минимума свои расходы. Всё это препятствует росту благосостояния всех граждан страны.

Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы

Человек лишается важного источника дохода — заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан

Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.

Безработица — серьёзное испытание для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние. Особенно опасна безработица среди молодёжи, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблемы трудоустройства. В этих условиях некоторая часть молодёжи может выбрать для удовлетворения своих потребностей образ жизни, не связанный с трудовыми усилиями, и пополнить преступную среду.

Как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам по себе решить проблему безработицы. Здесь необходимо содействие и помощь государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: