ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов I Вопросы для повторения Номер 5

ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов I Вопросы для повторения Номер 5 В чём заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни

Основные сферы общественной жизни

Сферы общественной жизни – это устройство социума, в котором каждая его часть выполняет определенные функции, является отдельной областью жизнедеятельности людей.

Функции экономической сферы – создание экономических благ, духовной — создание нематериальных ценностей, политической – распределение власти в социуме, социальной – регулирование отношений между общественными группами.

Каждая из вышеуказанных сфер состоит из отдельных элементов:

  1. Общественных групп (слоев, народов, наций, политических партий);
  2. Межгрупповых отношений;
  3. Общественных организаций (армия, церковь, университет, больница, семья).

Все 4 сферы жизни общества оказывают влияние друг на друга.

Роль экономической сферы в жизни социума

Экономическая сфера жизни общества включает в себя все, что необходимо для производства экономических благ, удовлетворения материальных потребностей людей. Ее составляющими являются производительные силы (то, с помощью чего производятся блага) и производственные отношения (взаимодействие индивидов в ходе создания благ).

Элементами экономической сферы общества являются:

  • Производственные ресурсы (земля, полезные ископаемые, собственность);
  • Промышленные предприятия;
  • Фирмы;
  • Деньги;
  • Люди, занятые производством экономических благ (рабочие, предприниматели, изобретатели);
  • Финансовые учреждения (банки, биржи);
  • Рынок;
  • Потребители.

К производительным силам относят:

  • Информацию;
  • Труд рабочих;
  • Науку;
  • Орудия труда.

Основу экономической сферы общества составляет промышленность. Она включает в себя все предприятия, занятые добычей природных ископаемых и их переработкой. Таким образом, благодаря промышленным предприятиям, богатствам природы превращаются в материальные блага, удовлетворяющие разнообразные потребности общества.

Промышленность подразделяется на основные отрасли (группы предприятий по производству одинаковых товаров, услуг):

  1. Металлургическую;
  2. Горнодобывающую;
  3. Энергетическую;
  4. Химическую;
  5. Сельскохозяйственную;
  6. Пищевую;
  7. Топливную;
  8. Лесную;
  9. Машиностроительную;
  10. Деревообрабатывающую.

Эти и многие другие отрасли являются двигателем экономического развития общества.

Особенности социальной сферы

Социальная сфера жизни общества – это ежедневные взаимоотношения людей, возникающие в процессе их совместной деятельности в социуме.

Социум представляет собой сложную структуру, где для каждого человека найдется свое место и социальная роль в иерархии. В зависимости от профессии, доступа к власти, материального положения личность занимает свою нишу в социуме, ей присваивается социальный статус.

Социальный статус наделяет одного индивида множеством ролей, обязанностей, привилегий, прав.

Примеры социальных статусов:

  • Александр Иванов врач. Такой социальный статус наделяет его следующими обязанностями: он должен проводить осмотр пациентов, оказывать первую медицинскую помощь, назначать курс лечения. Он имеет право: отдавать распоряжения медсестрам;
  • Марья Ивановна пенсионерка. Благодаря своему социальному статусу она может не работать, государство выплачивает Марье Ивановне пенсию. К ее привилегиям относятся льготы на оплату коммунальных услуг, бесплатный проезд в общественном транспорте. В ее обязанности на протяжении трудовой деятельности входила выплата государству налогов, благодаря которым она смогла в будущем получать пенсию;
  • Вася Сидоров ученик. Социальный статус предписывает ему выполнять домашнее задание, слушать учителей, посещать школу. Он имеет право на жилье, одежду, заботу родителей до достижения совершеннолетия (18 лет);
  • Таня Мельничук женщина. Социальный статус наделяет ее обязанностями: приготовление пищи, уборка квартиры, забота о детях. Как у женщины у Тани есть ряд привилегий: она не должна служить в армии, может не работать и стать домохозяйкой.

У одного человека может быть множество социальных статусов, и соответственно ролей выполняемых в обществе.

 

Кроме того, роль социальной сферы – поддержание достойного уровня жизни у всех слоев социума. Прежде всего, в поддержке нуждаются бездомные, безработные, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды. Социальная сфера обеспечивает граждан:

  • жильем;
  • медицинским обслуживанием;
  • достойными условиями труда;
  • одеждой;
  • получением образования;
  • организацией досуга.

Благодаря социальной сфере общества, люди проживающие в нем не чувствуют себя ущемленными, способны удовлетворять первичные потребности (без удовлетворения которых нельзя выжить).

Духовная сфера и ее составляющие

Духовная сфера играет большую роль в развитии социума, без нее нельзя назвать общество цивилизованным. Как экономическая сфера производит материальные ценности, так духовная сфера жизни общества создает ценности духовные. Она же заботится об их сохранности, передаче из поколения в поколение, путем нравственного воспитания личности.

К духовной сфере жизни общества непосредственно относятся ценности:

  • традиции;
  • язык;
  • мораль;
  • знания;
  • мировоззрение;
  • ритуалы;
  • нравственность;
  • вера;
  • искусство;
  • идеи.

Элементами духовной сферы жизни общества являются:

  1. Мораль, нравственность, религия, наука, искусство, образование, культура;
  2. Духовные ценности (традиции, язык, знания, ритуалы,вера и прочее);
  3. Представители различных профессий, занятые производством и сохранением культурных ценностей. К ним относятся: художники, поэты, режиссеры, учителя, музыканты, ученые, священники, работники музея;
  4. Культурные, образовательные, научные и религиозные учреждения (церкви, театры, школы, музеи).

Структура духовной сферы включает в себя все, что необходимо для создания вышеперечисленных ценностей. Наука отвечает за производство знаний, научных идей и теорий. Образование позволяет передать эти знания подрастающему поколению, воспитать в детях нормы нравственности и морали. Благодаря творческой деятельности создаются произведения искусства, которые, наряду с языком, обычаями, традициями входят в духовную культуру страны, народа, всего человечества. В стремлении постичь запредельное, установить контакт со Всевышним, совей внутренней совестью — обществу помогает религия.

Так постепенно, по мере становления личности в обществе, благодаря деятельности духовной сферы у нее формируется мировоззрение. Мировоззрение —  это представления личности об окружающей действительности, самом себе.

Словарь

Иерархия – это структура, в которой низшие элементы подчинены высшим. Между членами иерархии распределены звания, должности, права и обязанности, привилегии.

Революция – это общественный переворот, приводящий к свержению государственной власти. 

Взаимосвязь сфер общества

Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.

В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения – научные знания и нравственность

Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции – праву и политике

Характеристикой современного общества является совокупность и взаимосвязь всех составляющих. Пример – место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа. Взаимосвязь сфер можно проследить и в исторических событиях. Например, князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь (духовная сфера), в следствии это стала распространяться новая религия и грамотность (тоже духовная), появился новый налог – десятина (экономическая), князь укрепил власть и повысил международный авторитет (политическая сфера), люди стали добрее и милосерднее (социальная).

Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:

Подсистема

Функции общества

Учреждения

Экономическая

Изготовление, потребление и распределение материальных благ

Биржи, банки, заводы, фирмы

Политическая

Взаимосвязь между государством и гражданским обществом, между партиями и государством

Правительство, партии, парламент

Социальная

Социальные гарантии, связь между разными социальными группами

Здравоохранение, коммунальные учреждения, социальное обеспечение

Духовная

Взаимоотношения в процессе создания духовных ценностей

Театры, школы, библиотеки, музеи

Что мы узнали?

Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление – политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения – социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

  1. Что такое личность?

Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

  1. Что даёт человеку познание самого себя?

Осознавая свои способности, качества своей личности, человек стремится что- то изменить в своих отношениях с окружающими.

  1. Какое значение имеет самообразование?

Самообразование помогает сформировать мировоззрение, а в дальнейшем и личность человека, помогает лучше воспринимать окружающий мир, вступать в контакт с людьми, общаться.

  1. Почему не теряет смысл поговорка «Век живи — век учись»?

Эта пословица не теряет свой смысл и в наше время, потому что она очень актуальна и в наши дни. Мы постоянно в нашей жизни чему-то учимся, поэтому, как говориться без труда не выловишь и рыбки из пруда. Я считаю, что если человек не будет ушиться, то пойдет регресс, в человеке. Если человек не будет развиваться, у нас в стране начнется полное отупение молодежи.

  1. Как найти дело по душе?

Найти себя и правильно определить свое место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?»

  1. Зачем человеку нужна цель в жизни? Почему плохо жить без цели?

Для своей цели каждый человек делает что-то, делает шаги навстречу к достижению это цели. Без цели плохо жить, ведь именно из-за этого человек становится ленивым, нудным, неинтересным и, просто напросто, одиноким.

  1. Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?

Если сравнивать человека и животного, то конечно животное не имеет способности делать орудие труда. Только человек способен мыслить, анализировать свои действия. Даже если и приучить животного к какому-либо виду деятельности, то это будет неосознанно, так как это всего лишь рефлекс на запомнившийся звук хозяина.

  1. Какие виды деятельности ты знаешь?

Основным видом деятельности называют: труд, игру, учение, общение потому’, что все это мы делаем каждый день.

  1. Какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных?

Биологические, социальные, духовные потребности. А у животных есть только инстинкты, например, охотиться, питаться, пить; они не нуждаются в одежде, телевизоре, компьютере и т.п.

  1. Что составляет духовный мир человека?

Духовный мир — это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

  1. Какие высшие чувства могут быть у человека?

К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком, любовь к труду), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасным — природой, произведение искусства) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).

  1. Из каких слагаемых состоит успех в жизни?

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей.

← Предыдущее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: