Анализируем и оцениваем суждения
Задание 1
Перечитайте раздел «Потребности и ресурсы» §18. Сформулируйте на его основе определение понятия «ограниченность ресурсов».
Составьте собственные суждения (предложения): а) о потребностях людей; б) о роли экономики и удовлетворении потребностей; в) о проблеме ограниченности ресурсов в экономике.
Ответ:
Ограниченность ресурсов — это недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Это одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.
Предложения:
а) у людей есть как биологические, так и социальные потребности, которые они стремятся удовлетворить;
б) экономика способствует удовлетворению потребностей людей путем производства экономических благ;
в) ограниченность ресурсов — одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.
Задание 2
Перечитайте высказывание, представленное в рубрике «Говорят мудрые» в §23 «Роль государств в экономике». Какие идеи учебного текста иллюстрируют данное суждение?
Ответ:
Суждение иллюстрирует то, что государство должно поддерживать предпринимательскую инициативу населения, создавать благоприятные для этого условия.
Задание 3
Выберите верные суждения.
1) Государство в рыночной экономике играет первостепенную роль в распределении ограниченных ресурсов.
2) Ресурсов в экономике недостаточно, чтобы удовлетворить полностью даже минимальные потребности всех людей.
3) Совершать экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов вынуждены все участники экономики.
4) Проблема ограниченных ресурсов существует только для бедных стран.
5) Проблем ограниченности ресурсов можно решит в будущем, сократив потребности.
Ответ:
3) Совершать экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов вынуждены все участники экономики.
5) Проблем ограниченности ресурсов можно решит в будущем, сократив потребности.
Задание 4
Используя содержание раздела «Рынок и условия его функционирования» §20, проанализируйте высказывание Л. Эрхарда «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния — конкуренция». Какую идею высказывает автор? В чём можно с ним согласиться, а в чём нет?
Ответ:
Автор говорит о том, что конкуренция является двигателем рынка. Я думаю, что он прав, ведь конкуренция в рыночной экономике действительно способствует развитию рыночных отношений, стимулирует компании развиваться. Однако есть и то с чем я не согласна: конкуренция не самое эффективное средство, потому что существуют и другие способы стимулирования.
Задание 5
Перечитайте раздел «Роль предпринимательства в экономике» в §22. Ознакомьтесь с представленными ниже суждениями. Выделите те, которые, на ваш взгляд, являются верными.
1) Предпринимательство предполагает экономическую самостоятельность участников.
2) Предпринимательскую деятельность характеризует приспособление к окружающей среде.
3) Для предпринимателя характерно стремление создать новое или улучшить существующее.
4) Развитие предпринимательства позволяет удовлетворить личные интересы предпринимателей, но противоречит общественным.
Ответ:
1) Предпринимательство предполагает экономическую самостоятельность участников.
3) Для предпринимателя характерно стремление создать новое или улучшить существующее.
Задание 6
Верны ли следующие суждения о разделении труда?
А. Разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей.
Б. Конкуренция производителей способствует устранению разделения труда
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
4) оба суждения неверны
Стр 253
Стр 255
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов
Экономика и ее роль в обществе
Функции экономики
Основными функциями экономики являются:
1. Производственная функция. Экономика обеспечивает процесс производства товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Она организует и совершенствует производственные отношения, которые включают в себя взаимодействие между предприятиями, производителями и потребителями.
2. Распределительная функция. Экономика регулирует и осуществляет распределение материальных благ между различными группами населения. Она помогает обеспечить социальную справедливость и более равномерную долю дохода и благополучия в обществе.
3. Регуляторно-контрольная функция. Экономика регулирует процессы производства, потребления и распределения в соответствии с законами и правилами. Она создает условия для эффективной работы экономических субъектов, предотвращает монополизацию рынков и нарушения антимонопольного законодательства.
Роль экономики в обществе
Экономика играет важную роль в обществе по следующим причинам:
1. Стимулирует развитие. Экономический рост способствует увеличению производства и улучшению качества жизни людей. Экономика мотивирует инновации, технический прогресс и развитие новых отраслей, создавая новые рабочие места и повышая уровень благосостояния.
2. Обеспечивает благополучие. Экономика создает условия для удовлетворения материальных потребностей людей. Она обеспечивает доступ к продуктам и услугам, способствует сокращению бедности и неравенства в обществе.
3. Формирует политическую силу. Экономическая мощь и влияние определяют политическую силу государства и его политику. Экономика влияет на формирование экономической и политической системы общества, а также определяет отношения между государствами.
Таким образом, экономика играет неотъемлемую роль в обществе, оказывая влияние на все сферы жизни людей: от экономического благосостояния до политической силы государства.
Основные экономические системы
Существует несколько основных типов экономических систем:
1. Рыночная экономика. В рыночной экономике основная роль принадлежит частному сектору: частным предпринимателям и индивидуальным предпринимателям. Распределение ресурсов и товаров происходит на основе спроса и предложения. Рыночная экономика характеризуется свободой предпринимательства, свободным владением частной собственностью и конкуренцией.
2. Плановая экономика. В плановой экономике государство имеет основную роль в управлении и регулировании экономикой. Распределение ресурсов и товаров осуществляется на основе планов, разрабатываемых государством. Государство определяет, что и как производить, какой спрос будет со стороны населения. Примером плановой экономики является СССР.
3. Смешанная экономика. Смешанная экономика является комбинацией рыночной и плановой экономики. В этой системе предпринимательство частного сектора сосуществует с регулированием государства. Государство контролирует стратегические отрасли и инфраструктуру, а частный сектор занимается другими отраслями экономики.
4. Традиционная экономика. Традиционная экономика базируется на традициях, обычаях и общественных правилах. Распределение ресурсов и товаров основывается на наследственных правах и обычаях. Традиционная экономика типична для некоторых племенных обществ и аграрных стран.
Каждая из этих экономических систем имеет свои преимущества и недостатки. Они влияют на социальный и экономический развитие страны, определяют уровень жизни населения и эффективность производства.
Ответы на вопрос
Отвечает Гулиев Мурад.
Отрывок, который вы привели, взят из «Декларации прав человека и гражданина», принятой в Париже в 1789 году. Этот документ является фундаментальным в истории прав человека и служил основой для многих последующих конституций и международных соглашений о правах человека.
Он знаменует собой переломный момент в историческом развитии правовых и гражданских свобод, утверждая радикальные принципы равенства и индивидуальных свобод. Такие положения, как равенство всех людей перед законом, приоритет личных и гражданских прав перед властью государства, и идея, что власть исходит от народа, были революционными для того времени и продолжают влиять на современные демократические общества.
Топ вопросов за вчера в категории История
История 22.12.2023 14:21 15194 Стрельников Вадим
Заполните ( в тетради) таблицу «Развитие советской культуры в середине 1950-х — первой половине
Ответов: 1
История 24.12.2023 12:50 1406 Черняев Илья
Заполните таблицу <<Внешняя политика Николая I>>. Таблица: Война, Хронологические
Ответов: 1
История 01.01.2024 21:40 345 Дудин Никита
Сравните положения программных документов декабристов о буду-щем устройстве российского общества,
Ответов: 1
История 07.01.2024 01:17 239 Серегина Юлия
Что из перечисленного можно отнести к итогам деятельности Избранной рады? Выбери три пункта.
Ответов: 1
История 02.01.2024 21:29 510 Скиба Юра
1) Что не устраивало эстонское государство в СССР ? 2) Почему была провозглашена независимость
Ответов: 1
История 26.12.2023 09:26 824 Сорока Ліля
Несмотря на дарование царству польскому конституции, на этой территории Российской империи
Ответов: 1
История 30.12.2023 17:06 178 Муратбек Акерке
Социальная сфера османской империи 18 век
Ответов: 1
История 04.01.2024 02:44 464 Логунова Кристина
Таблица достижения культуры в ссср в 1920-1930-х гг.
Ответов: 1
Социальные институты
Важным социальным институтом является семья. Семья – это небольшая социальная группа, состоящая из родителей и детей. Она выполняет функции воспитания и социализации детей, передачи культурных ценностей и традиций.
Еще одним важным социальным институтом является образование. Образование – это система, обеспечивающая передачу знаний, умений и навыков от поколения к поколению. Оно играет ключевую роль в формировании личности, развитии общества и его экономики.
Религия также является социальным институтом. Религия объединяет людей на основе общих верований и ценностей. Она предлагает ответы на вопросы о смысле жизни, моральных нормах и нравственности.
Политический институт занимает центральное место в обществе. Он осуществляет власть и управление, создает нормы права и законодательство, обеспечивает защиту прав и свобод граждан.
Наконец, экономический институт отвечает за производство, распределение и потребление материальных благ. Он включает в себя различные отрасли экономики, предприятия, банки, рынки труда и товаров.
- Семья
- Образование
- Религия
- Политический институт
- Экономический институт
Все эти социальные институты тесно связаны между собой и влияют на жизнь каждого человека. Они помогают обществу функционировать, регулировать отношения между людьми и создавать условия для развития индивидуальности и социального прогресса.
Определение и функции социальных институтов
Одной из основных функций социальных институтов является стабилизация общественных отношений. Они организуют взаимодействие людей и устанавливают правила поведения, которые помогают предотвратить конфликты и способствуют поддержанию социальной гармонии. Например, в семье существуют правила и нормы, которые определяют взаимоотношения между членами семьи и регулируют их поведение.
Социальные институты также обеспечивают регулирование и контроль над поведением людей. Они разрабатывают правила и нормы, которым должны следовать их члены. Нарушение этих правил может влечь за собой наказание или иные негативные последствия. Например, в школе существуют установленные правила поведения, которые регулируют отношения между учениками и учителями.
Социальные институты также выполняют функцию социализации, то есть передачи и закрепления важных ценностей, норм и знаний новым поколениям. Они играют важную роль в процессе формирования личности и воспитания гражданина. Например, семья и школа играют ключевую роль в социализации детей, помогая им освоить социокультурные нормы и ценности.
Кроме того, институты способствуют ресоциализации индивидов, которые нарушили установленные нормы. Через систему наказаний и реабилитации они пытаются вернуть таких людей к общепринятым правилам и нормам общества. Например, в системе уголовного правосудия предусмотрены меры для ресоциализации осужденных лиц, направленные на их приспособление к обществу по окончании наказания.
Таким образом, социальные институты играют важную роль в обществе. Они обеспечивают стабильность, регулируют и контролируют поведение людей, способствуют формированию личности и передаче ценностей новым поколениям. Они помогают поддерживать социальную гармонию и обеспечивать функционирование общества в целом.
Основные компоненты социальной структуры
Социальная структура представляет собой организацию и упорядочение отношений и взаимодействий между людьми в обществе. Она состоит из ряда основных компонентов, которые определяют социальную организацию и иерархию.
- Семья — основная социальная ячейка, в которой происходит социализация и передача культурных ценностей.
- Государство — основной носитель политической власти, управляющий территорией и регулирующий жизнь общества.
- Экономика — система производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.
- Образование — сфера, отвечающая за передачу знаний, навыков и ценностей новому поколению.
- Религия — система верований и духовных установок, которая определяет мировоззрение и нравственные нормы общества.
- Массовая культура — комплекс культурных проявлений, доступных широким массам людей, таких как кино, музыка, телевидение.
- Социальные институты — установленные нормы и правила поведения, определяющие роли и функции людей в обществе.
Взаимодействие этих компонентов образует сложную социальную структуру, которая определяет порядок и организацию жизни в обществе.
Базовые понятия в обществознании
Структура общества
Структура общества представляет собой организацию и взаимосвязи между его элементами. Основные элементы структуры общества включают население, социальные группы и классы, институты и организации.
Социальные институты
Социальные институты — это установленные и оформленные нормы, правила и процедуры, которые определяют поведение людей и их взаимодействие. К ним относятся семья, школа, правительство, религия и экономика.
Семья является основным социальным институтом, который обеспечивает воспроизводство населения и социализацию детей. В школе дети получают образование и учатся социальным нормам и ценностям. Правительство регулирует общественную жизнь через законы и политическое управление. Религия оказывает влияние на моральные и этические нормы, а экономика организует производство и распределение материальных благ.
Социальные процессы
Социальные процессы — это динамические изменения в обществе, включающие социализацию, социальную стратификацию, социальную мобильность и конфликты.
Социализация — это процесс, в котором индивиды приобретают навыки, знания и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе. Социальная стратификация — это разделение общества на слои и классы по различным социальным характеристикам, таким как доход, статус и образование. Социальная мобильность отражает возможность индивидов переходить из одного социального класса в другой. Конфликты возникают в обществе из-за различных интересов и целей людей, которые могут быть политическими, экономическими или социальными.
- Структура общества: население, социальные группы, классы, институты и организации
- Социальные институты: семья, школа, правительство, религия и экономика
- Социальные процессы: социализация, социальная стратификация, социальная мобильность и конфликты
Социальная структура и социальная роль
Одной из главных составляющих социальной структуры является социальная роль. Социальная роль — это совокупность ожиданий, связанных с определенной позицией в обществе. Каждый человек играет несколько социальных ролей одновременно: роль сына или дочери, роль ученика или студента, роль друга или подруги и т.д.
Социальные роли определяются общественными нормами и ожиданиями, и каждый индивид должен выполнять свои роли в соответствии с этими ожиданиями. Несоблюдение социальной роли может привести к негативным последствиям, как для индивида, так и для всего общества.
Распределение ролей в обществе связано с социальной стратификацией. Стратификация – это деление общества на социальные слои. Каждый слой обладает своими характеристиками и функциями. На вершине социальной иерархии находятся представители элиты, имеющие большие политические и экономические ресурсы. В нижних слоях находятся люди с ограниченными возможностями, которые испытывают трудности в доступе к ресурсам и возможностям.
В обществе существует разделение по социальному полу (мужчины и женщины) и возрасту (дети, подростки, взрослые, пожилые люди). Каждый из этих категорий имеет свои социальные роли и соответствующие ожидания.
Индивиды могут изменять свои социальные роли в течение жизни, например, переходя с одной профессии на другую, меняя семейное положение или становясь родителями. Изменение социальной роли может быть вызвано как внутренними факторами (личными целями и стремлениями), так и внешними факторами (изменением социальной среды или общественными требованиями).
Последние заданные вопросы в категории История
История 08.01.2024 14:38 318 Силакова Анастасия
Распределите в хронологическом порядке исторические события. Расположите элементы в правильном
Ответов: 1
История 08.01.2024 13:32 321 Баранов Игорь
Обьясните название разделов «Буржуазная монархия» и «Король-буржуа»
Ответов: 1
История 08.01.2024 11:38 341 Бикбаева Иделия
Напишите пожалуйста Конспект по истории на тему «Великие идеологии» 9класс Юдовская
Ответов: 1
История 08.01.2024 09:05 186 Карелова Татьяна
Приверженцы какого христианского течения были в рядах первых переселенцев в Америке? Именно под
Ответов: 1
История 08.01.2024 07:29 242 Абрамова Екатерина
Составьте рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану : 1) аллея сфинксов; 2) обелиски ,
Ответов: 1
История 08.01.2024 05:44 102 Ханская Диля
Поставьте правильное распорядок. 1) начало книжного обучения на Руси связывают с принятием
Ответов: 1
История 08.01.2024 05:41 207 Горун Софія
1. Составьте характеристику (исторический портрет) неоконсерватизма 1980—1990-х гг. Рекомендуется
Ответов: 1
История 08.01.2024 04:25 334 Гонин Никита
1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь обрушившаяся на него по возвращении из
Ответов: 1
История 08.01.2024 04:23 140 Каратуша Алёша
1) Считается, что Наполеон смог положить конец революции. Объясните это утверждение.2) Что
Ответов: 1
История 08.01.2024 02:57 249 Архипов Данил
Укажи верные хронологические рамки Войны за независимость
Ответов: 1
Политическая система государства
1. Типы политических систем
- Монополистическая система — политическая власть находится в руках одной партии или группы людей.
- Плюралистическая система — политическая власть делится между несколькими партиями или политическими силами.
- Авторитарная система — политическая власть сосредоточена в руках одного лидера или группы, без реального представительства народа.
- Демократическая система — политическая власть основана на принципах равенства, свободы и участия граждан в принятии решений.
2. Органы политической власти
Политическая система государства включает в себя следующие органы власти:
- Законодательная власть — органы, занимающиеся принятием законов и нормативных актов.
- Исполнительная власть — органы, ответственные за осуществление законов и управление государством.
- Судебная власть — органы, обеспечивающие справедливое разрешение конфликтов и применение закона.
3. Парламентская и президентская форма правления
В зависимости от взаимодействия органов власти и распределения полномочий существуют две основные формы правления:
- Парламентская форма правления — политическая власть сосредоточена в парламенте, который выбирает исполнительную власть.
- Президентская форма правления — политическая власть сосредоточена в президенте, который является главой государства и правительства.
В зависимости от условий и исторического развития каждое государство выбирает оптимальную политическую систему и форму правления, чтобы обеспечить стабильность, развитие и благополучие своего народа.