Свобода и ответственность
Не существует абсолютной свободы. Человек не может делать всё, что ему захочется, так как при этом он может нарушить права окружающих, нанести вред как другим людям, так и самому себе. Узнаем, как соотносятся понятия «свобода» и «ответственность».
В жизни человека постоянно возникают ситуации выбора. Они касаются и повседневных действий, и важных решений, влияющих на будущее. При этом зрелая личность анализирует внешние обстоятельства, учитывает свои способности и предпочтения, просчитывает вероятные варианты развития событий. Ответственность — это способность отвечать за последствия выбора.
Учёные считают, что абсолютная свобода может привести к краху человеческого общества. Если каждый начнёт делать только то, что хочет, возникнет множество конфликтных ситуаций. Например, кто-то захочет взять без разрешения автомобиль соседа. Многие люди решат, что не желают работать. Законы можно будет нарушать, а мнение окружающих станет лишь пустым звуком. Это может привести к анархии, то есть полному отсутствию порядка.
Рис. 3. Гибель цивилизации.
Таким образом, свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. Человек может сам решать, как поступить в той или иной ситуации, но при этом он должен осознавать, к чему могут привести его действия.
Существуют внешние и внутренние регуляторы поведения людей. Примерами внешних являются:
- нормы морали;
- мнение окружающих;
- принятые в государстве законы;
- традиции и обычаи;
- религиозные нормы;
- устоявшиеся представления о прекрасном и безобразном.
Важнейшим внутренним регулятором является совесть — чувство ответственности, сложившееся под влиянием убеждений и представлений человека. В его основе лежат ценности, сформировавшиеся в процессе жизни.
Что мы узнали?
Свобода и ответственность, изучаемые в 11 классе, тесно взаимосвязаны. Свобода — это возможность выбирать способ поведения в определённой ситуации. Она порождает ответственность — способность отвечать за последствия принятого решения.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Понятие свободы
В обществознании под свободой понимается способ существования человека, подразумевающий возможность выбора. Человек вправе решать, как поступить в определённой ситуации: что съесть на завтрак, во что одеться, чем заняться. Ориентируясь на собственные интересы, предпочтения, ценности и идеалы, он самостоятельно определяет цель своего существования, пути её достижения, анализирует возможные варианты действий.
Рис. 1. Человек в ситуации выбора.
Человек приобретает свободу, если в обществе сформированы условия для этого. Кратко перечислим факторы, влияющие на способность выбора.
- Высокий уровень общественного развития.
- Место, которое человек занимает в социуме.
- Принятые нормы поведения (моральные, юридические, этические).
- Самосознание личности, то есть способность анализировать собственные интересы и потребности, действовать в соответствии со своими ценностями и идеалами.
В течение длительного времени многие люди не имели возможности распоряжаться собственной жизнью. В период рабовладельческого общества люди воспринимались как товар. В Северной Америке до 1865 года к чернокожим выходцам из Африки относились как к созданиям без души, которые рождены, чтобы удовлетворять потребности хозяев. Похожая ситуация была и в нашей стране до отмены крепостного права в 1861 году.
Рис. 2. Крепостные крестьяне.
План-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему: Методическая разработка по обществознанию для 8 класса по теме «Свобода и ответственность»
Задания к теме «Свобода -это ответственность»
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски подходящими терминами и понятиями.
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _________ (1). Свобода человека в _________(2) предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
В свободной деятельности человек добивается поставленных _________ (3) и реализует себя. В философской литературе распространено понимание свободы как возможности ___________ (4). Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным ___________ (5)». Быть __________ (6) ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы.
Задания к теме «Свобода -это ответственность»
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски подходящими терминами и понятиями.
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _________ (1). Свобода человека в _________(2) предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
В свободной деятельности человек добивается поставленных _________ (3) и реализует себя. В философской литературе распространено понимание свободы как возможности ___________ (4). Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным ___________ (5)». Быть __________ (6) ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы.
Задания к теме «Свобода -это ответственность»
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски подходящими терминами и понятиями.
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _________ (1). Свобода человека в _________(2) предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
В свободной деятельности человек добивается поставленных _________ (3) и реализует себя. В философской литературе распространено понимание свободы как возможности ___________ (4). Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным ___________ (5)». Быть __________ (6) ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы.
Задания к теме «Свобода -это ответственность»
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски подходящими терминами и понятиями.
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _________ (1). Свобода человека в _________(2) предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
В свободной деятельности человек добивается поставленных _________ (3) и реализует себя. В философской литературе распространено понимание свободы как возможности ___________ (4). Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным ___________ (5)». Быть __________ (6) ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы.