ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов 4 Проверим себя Номер 7

Обществознание 8 класс учебник боголюбов — стр 30

Признаки общемировых проблем

Не каждая проблемная ситуация относится к глобальным. Отличительными чертами общемировых проблем являются:

  • масштабность;
  • острая необходимость решения;
  • возможность разрешения только в случае взаимодействия множества стран;
  • влияние на дальнейшее развитие человечества.

Все проблемы общемирового масштаба тесно связаны между собой. Возникновение одних ведёт к появлению других. Приведём конкретные примеры: развитие крупных держав мира приводит к увеличению численности промышленных предприятий, что негативно сказывается на окружающей среде. Это в свою очередь влечёт глобальное потепление. Из-за ухудшения экологии возникают болезни, снижается рождаемость.

Виды глобальных проблем

Все мировые проблемы современности можно разделить на несколько групп. Рассмотрим каждую из них и приведём примеры проблем.

Взаимовлияние человека и природы

К данной группе относятся следующие глобальные проблемы:

  • экологическая (загрязнение среды, потепление);
  • продовольственная (развитие сельского хозяйства в развивающихся странах, борьба с голодом);
  • сырьевая (ограниченность ресурсов, уничтожение животных);
  • нерациональное использование запасов воды;
  • последствия развития науки и техники.

Рис. 2. Океанические мусорные острова.

Международные отношения

  • Предотвращение ядерной войны.
  • Помощь странам «третьего мира».
  • Решение местных конфликтов, которые могут перерасти в общемировые.
  • Сближение в области экономики развитых и развивающихся стран.
  • Деятельность террористических организаций.

Социальные проблемы

К числу социальных мировых проблем относятся:

  • демографический кризис (резкие скачки рождаемости и смертности);
  • отсталость и нищета ряда стран;
  • возникновение эпидемий и пандемий.

Рис. 3. Таблица «Глобальные проблемы современности».

Государства мира, озабоченные будущим планеты, анализируют пути решения глобальных проблем. К основным направлениям деятельности в данной области можно отнести:

  • сбор данных, постоянный контроль, планирование дальнейшей стратегии;
  • устранение причин проблем;
  • совместные действия государств;
  • создание интернациональных организаций, занимающихся решением конкретной проблемы;
  • проведение государственной политики, направленной на формирование осознанного отношения людей к собственной жизни, повышение уровня грамотности населения, привитие нравственных ценностей.

Что мы узнали?

Глобальными называются проблемы, затрагивающие не отдельные страны или континенты, а всё человечество. В 9 классе происходит знакомство с некоторыми из них. К числу наиболее значимых относятся социальные проблемы, конфликты между странами мира, экологические и сырьевые проблемы.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Рабочая тетрадь

Наряду с изучением учебника
по обществознанию школьники используют и рабочую тетрадь, помогающую
освоить материал учебника. Рабочая тетрадь имеет практическую
направленность. Ее базой явились практические исследования, методические
рекомендации, применяемые в учебном процессе. В ней размещаются разные по
направлению и уровню сложности задачи, предоставленные для восьмиклассников к
самостоятельному решению или при помощи гдз по обществознанию 8 класс. Задания
составлены по типу заданий итоговой государственной аттестации. Ею пользуются
школьники, методисты, учителя. Специалисты, подготавливая урок обществознания,
стараются привнести простые термины, определения до внимания школьников, помочь
им понять материал учебника: теория, применимая на практика, обладает большой
ценностью.

Задания рабочей тетради
предназначены для домашней работы, решаются и осваиваются учеником
самостоятельно, но также есть справочные материалы с готовыми ответами. Задания
применяются для закрепления материала во время урока, а также в форме проверочной
работы перед проведением контрольной.

Учебник в совокупности с рабочей тетрадью предоставляет школьникам
ценный материал, предлагаемый к изучению, формирующий личное мнение по поводу
любого события, происходящего в мире, отношение к обществу. С решебником за 8
класс по обществознанию у школьника формируется понятие и определение своего
места в общества, что он может сделать для общества. Учитель помогает школьнику
в этом разобраться.

Проблема войны и мира

С развитием человечества росла и разрушительность и смертоносность используемого им оружия. Если во время Гражданской войны в США (1861 – 1865) погибло 620 тыс. человек, то жертвами Первой мировой (1914 – 1919) стали порядка 10 млн чел. В ходе Второй мировой войны(1939 – 1945) было убито более 60 млн чел, а также впервые применено атомное оружие. С тех ведущие державы мира не сталкивались напрямую в военных конфликтах, ограничиваясь опосредованными войнами. Однако если когда-то всё же случится война между крупными странами, то ее последствия затронут весь земной шар.

Но даже война без применения термоядерных бомб угрожает человечеству. Под удар могут попасть ГЭС и АЭС, космические спутники, сеть Интернет и другая критическая для жизнедеятельности инфраструктура. В результате крупного военного конфликта произойдет резкое снижение уровня жизни во всём мире, усилится социальная напряженность.

Каковы же пути разрешения глобальных проблем человечества?

Глобальные проблемы, с которыми борются люди, могут различаться в зависимости от страны.

Несмотря на это, многие учёные полагают, что развитие человечества зависит от преуспевания всех стран в мире. А значит, бороться с этими проблемами нужно сообща.

Создание международных организаций

Поэтому были созданы такие организации, как ООН, ЮНЕСКО, Красный Крест, Всемирная организация здравоохранения и др.

В их задачи входит объединение сил всех стран в борьбе с глобальными проблемами всего человечества.

Подписание соглашений между странами, проведение конференций

Страны объединяют свои усилия и соглашаются вместе противостоять мировым проблемам.

Так, например, для разрешения экологической проблемы многие страны подписали договора, которые призваны не допустить экологическую катастрофу в мире. Например:

  • Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 года;
  • Киотский протокол 1995 года;
  • Парижское соглашение 2016 года.

Россия является участницей всех трёх соглашений.

Страны также подписывают соглашения и участвуют в конференциях, цель которых уменьшить риск применения ядерного оружия и войны:

  • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
  • Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) 2010 года;
  • Договоры о зонах, свободных от ядерного оружия (договор Раротонга, Бангкокский договор);
  • Конференция ООН по разоружению.

Среди конвенций, которые призваны бороться с дискриминацией и геноцидом:

  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год).

Объявление международных дней

ООН объявляет о международных днях, которые посвящены той или иной проблеме

Делается это в знак солидарности и для того, чтобы обратить внимание людей на эту проблему. Например:

  • Международный день борьбы за ликвидацию нищеты (17 октября);
  • Международный день мигранта (18 декабря);
  • Международный день образования (24 января);
  • Всемирный день социальной справедливости (20 февраля);
  • Международный день мирного сосуществования (16 мая);
  • Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря).

Использование новейших технологий

Технологии создаются с целью уменьшения воздействия на окружающую среду, предотвращения изменения климата и уменьшения чрезмерного парникового эффекта.

В частности, речь идёт о развитии безотходного производства, использовании возобновляемых источников энергии.

Или переходе на электрокары (машины, которые работают на электричестве) вместо использования бензинового двигателя.

Повышение уровня осведомлённости и образованности человечества

Речь идёт о пояснении людям таких понятий, как гуманизм, равноправие, толерантность и т. д.

Человечество в ходе своей истории сталкивалось с вызовами, которые оно успешно преодолевало за счет, в первую очередь, развития науки и техники, а также увеличения потребления ресурсов планеты. Однако ближе к концу XX века стало очевидно, что прогресс человечества не только помогает решать проблемы, но и сам создает их. На сегодняшний день есть несколько крупных проблем, которые принято называть глобальными.

Глобальные проблемы современности

О глобальных проблемах человечество узнало раньше, чем о глобализирующемся обществе. Само понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине XX в. и было связано с угрозой новой разрушительной мировой войны в условиях противостояния двух военных блоков — Варшавского договора и НАТО. В конце 1960-х гг. человечество осознало ещё одну опасность — загрязнение и разрушение природной среды обитания человека. Группа учёных выступила с докладом, в котором, во-первых, показала мировой уровень проблемы ухудшения природной среды, во-вторых, обосновала необходимость серьёзно и безотлагательно взяться за её решение. С того времени список глобальных проблем пополнился такими вызовами и угрозами, как разрыв между «богатым Севером» (наиболее развитые страны мира) и «бедным Югом» (экономически отсталые страны), увеличение числа техногенных катастроф, угроза мирового терроризма, проблема народонаселения.

Одной из наиболее острых по-прежнему остаётся экологическая проблема. Приостановить неблагоприятные процессы, вызванные экологическим кризисом (опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, и др.), человечеству пока не удаётся. Происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов — нефти, угля, газа. Продолжают мелеть крупные реки и озёра.

ФАКТЫ

За минувшее столетие мировое потребление воды возросло в 6 раз. Почти 90% сточных вод не подвергается очистке. По данным ООН, более полутора миллиардов человек лишены возможности пить чистую воду.

Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление. В ряде стран летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила.

Человечество ищет пути разрешения экологического кризиса. Отдельные страны и регионы осуществляют практические меры, направленные на восстановление лесов, снижение загрязняющих выбросов в атмосферу, борьбу с опустыниванием земель и т. д. Однако эту глобальную проблему, как и другие, без общих усилий не решить. В начале 1990-х гг. был провозглашён новый подход к решению экологических проблем, основанный на идее устойчивого развития. Среди принципов этого подхода выделим следующие:

— необходимо удовлетворять элементарные потребности всех людей, одна из главных причин экологического кризиса — нищета;

— необходимо согласовывать образ жизни тех, кто располагает большими материальными средствами, с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии;

— размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся потенциалом экосистемы Земли.

От людей сегодня требуется признать ограниченность ресурсов планеты и изменить свой образ жизни с учётом этого факта.

Разделяешь ли ты этот призыв? Что лично ты готов сделать для этого?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. В чём выражается эволюционный характер развития общества? Чем эволюция общества отличается от эволюции в природе? 2. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция? 3. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ? 4. Каковы основные отличия реформ от революций? 5. Что способствовало глобализации в различных сферах общества? 6. К каким последствиям ведёт процесс глобализации? 7. Какие проблемы относят к глобальным? 8. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуй свой вывод.

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назови.

2. Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие? Покажи на любом примере.

3. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать Интернет менее чем через 5 лет после его появления.

Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?

4. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в. — в эпохе Великих географических открытий. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис.

5*. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуй свой вывод.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Мы изменили своё окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».

Н. Винер (1894 —1964), американский учёный

Примеры глобальных проблем человечества

Так, какие же именно проблемы относятся к глобальным? Вот их список:

  1. Загрязнение атмосферы Земли и, как следствие, изменение климата.
  2. Ядерная энергия и её отходы, угроза применения ядерного оружия.
  3. Недостаток водных ресурсов, отсутствие доступа к чистой воде.
  4. Борьба за территорию и ресурсы Мирового океана.
  5. Проблема старения населения.
  6. Проблемы, связанные с пищей.
  7. Попрание прав человека.
  8. Проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа.
  9. Проблема перенаселения в одних странах и недостатка населения в других (демографический кризис).
  10. Проблема гендерного неравноправия, дискриминация (ситуация, когда женщины не имеют равных прав с мужчинами и одинаковых с ними возможностей или не имеют прав вообще).
  11. Бедность и социальное неравенство. Проблема слишком большого разрыва между богатыми и бедными слоями населения.
  12. Проблема отсутствия демократии и гражданских прав.
  13. Проблема здравоохранения. Нехватка или отсутствие вакцин, необходимых питательных веществ, недостаточные меры по охране здоровья матерей и детей.
  14. Проблема защиты персональных данных человека.
  15. Терроризм.
  16. Вооружённые конфликты, угроза начала военных действий.
  17. Проблема вынужденной миграции и беженцев.
  18. Проблема наименее развитых стран (чересчур замедленное развитие одних стран по сравнению с преуспевающими другими).
  19. Проблема наличия колоний.

Экологические проблемы

Деятельность человека приводит к попаданию в атмосферу огромного количества углекислого газа, что ведет к росту средней температуры на планете, таянию ледников и повышению уровня Мирового океана, увеличению площадей пустынь. Проблема усугубляется так называемыми положительными обратными связями. Например, рост температуры вызывает таяние льдов в Арктике, что уменьшает отражательную способность Земли и приводит к ещё большему разогреванию планеты. Таким образом, в какой-то момент даже полный отказ от выбросов углекислого газа в атмосферу не остановит продолжающийся рост температуры.

Однако глобальное потепление – не единственная экологическая проблема. Также можно отметить истощение озонового слоя, кислотные дожди, сокращение биоразнообразия из-за вымирания видов, загрязнение мирового океана.

Причины появления глобальных проблем

В обществознании выделяется несколько основных причин, которые привели к возникновению общемировых проблем. Кратко перечислим их.

  • Тесные отношения между государствами современного мира привели к возникновению конфликтных ситуаций.
  • Рост численности населения в одних странах и снижение рождаемости в других приводит к проблеме перераспределения ресурсов, к демографическим кризисам.
  • Увеличение количества промышленных предприятий негативно сказывается на природе.
  • Разные темпы развития государств современности обусловили возникновение конфликтных ситуаций.
  • Создание альянсов между отдельными странами, стремление подавить противника любыми способами негативно влияет на внешнеполитическую ситуацию.
  • Достижения науки и техники используются не во благо человечества, а для разрушений.

Рис. 1. Война.

Отсталость развивающихся стран

Давно замечено, что богатство в мире распределено неравномерно. Большинство развитых и процветающих стран располагаются на севере (Европа, Северная Америка, Япония), в то время как южные государства по большей части неблагополучны. При этом уровень неравенства в мире только возрастает. Так, доходы 500 самых богатых людей Земли равны доходам 420 млн беднейших жителей мира.

Следствием столь неравномерного распределения богатства являются миграционные потоки, направленные с Юга на Север. Европа сталкивается с рекордным количеством мигрантов из Африки и Азии. При этом ощущение несправедливости в распределении доходов увеличивает антиамериканские и антизападные настроения, а также является почвой для развития экстремистских идеологий, эксплуатирующих межрелигиозную, межрасовую и межнациональную ненависть.

Три вида глобальных проблем современности

Глобальные проблемы, которые стоят сейчас перед человечеством, можно разделить на три вида.

Проблемы, связанные с экологией

Например, загрязнение атмосферы, изменение климата, борьба за водные ресурсы, отсутствие доступа к чистой воде.

Это приводит к неурожаям и голоду, повышению уровня моря и затоплению некоторых регионов, чрезмерному парниковому эффекту и глобальному потеплению.

Борьба за ресурсы выражается в том, что некоторые страны стали претендовать на свободу открытого моря.

Рыбацкие корабли выходят за пределы морской территории своей страны и рыбачат в нейтральных водах. Что приводит к истреблению рыбы и других морских тварей и загрязнению океана.

А у каждого второго человека из пяти нет возможности дома помыть руки с мылом (по данным Организации Объединённых Наций (ООН)).

Проблемы, связанные с уровнем жизни и проблемами в одном обществе

Сюда можно отнести старение населения, проблемы с пищей, нарушение прав человека, гендерное неравноправие и дискриминацию.

По данным ООН, в 2018 году количество людей старше 65 лет впервые в истории превысило количество детей младше 5 лет во всём мире.

Проблема с пищей включает обе стороны: в одних странах жители голодают, в то время как в других проблема — это ожирение.

В мире не все люди имеют равные права на жизнь, личную свободу, свободу слова и пр. Зачастую религия, национальность, пол, раса и т. д. имеют значение при предоставлении людям этих прав.

Проблемы, связанные с взаимоотношениями людей и стран

К этим проблемам относятся, например, вынужденная миграция и колонизация.

Колонизация — это ситуация, при которой страны являются свободными только на бумаге. А де-факто они зависимы от других стран в экономическом, политическом и иных планах.

Как результат, мы видим большой разрыв между развитыми и наименее развитыми странами. Последние не могут самостоятельно принимать решения, которые будут на пользу их гражданам.

Из-за военных конфликтов, попрания прав человека, геноцида или природных катастроф и экологических проблем многие люди ищут убежища в других странах.

Нередки случаи, когда в других странах нет подходящих условий для принятия и адаптации вынужденных мигрантов.

Это приводит к тому, что им отказывают в гражданстве или возможности трудоустройства. Беженцам и мигрантам может не хватать уверенности в будущем, чувства защищённости и равных с иными гражданами прав и свобод.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: