В классе и дома
Задание 1
Как вы относитесь к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные с друг другом»? Приведите аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.
Ответ:
Конечно, данное утверждение верно, я полностью его поддерживаю. Ведь даже первобытный человек объединялся в стаи и общины, дабы сделать жизнь комфортнее и безопаснее. Так и появилось общество. Теперь же человек неразрывно связан с ним: детский сад, школа, университет, офис и так далее; на протяжении всей жизни человек находится в обществе, этого не изменить. Без общества человек не выживет.
Задание 2
В курсе истории вы изучали рабовладельческое и феодальное общества. В чем состоят главные различия между ними в каждой из четырех рассмотренных в этом параграфе сфер общества?
Ответ:
Рабовладельческое общество |
Феодальное общество | |
Экономическая сфера |
Рабы работают на хозяина, хозяин обеспечивает их едой и местом жительства. Не имеют своих доходов |
Крестьяне работают на земле феодала, отдают налоги, имеют свою землю для обработки. Накопление капитала, зарождение рыночных отношений |
Социальная сфера | Рабство, раб — вещь своего владельца, не имеющая прав | Свободные граждане, имеют определенные права |
Политическая сфера | Монархии, сильная власть | Монархии и республики (появление более свободных форм правления) |
Духовная сфера | Язычество | Большая роль религии, монотеистические религии |
Задание 3
Выскажите свое мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумайте, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
Ответ:
Человек, живущий в обществе, не будет свободным от него. Нельзя быть полностью свободным, ведь в любом случае человек от чего-либо зависим. Взять к примеру, хотя бы известную всем свободу слова, когда человек может высказать все, что пожелает. Однако, если он не будет себя сдерживать в выражениях или той же интонации, он может кого-то оскорбить или унизить. Данный факт уже нарушение свободы другого человека.
Как бы человек не хотел быть свободным от общества, ему это навряд ли когда-нибудь удастся, ведь он зависим от него в плане развития, благ и так далее.
Задание 4
Аргументируйте свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь обществ: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».
Ответ:
Я полностью разделяю позицию Белинского, так как человек, который живет в обществе, пользуется его благами, защищает, оберегает, всегда будет жить жизнью этого общества, переживать с ним каждый момент и каждую минуту. Таких людей еще можно назвать патриотами, те кто всегда и везде стоит за то, где и с кем живет, кто победам общества радуется больше чем своим, потому что предан ему и любит.
Стр 22
Стр 24
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов
В классе и дома
Задание 1
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущены слова.
В рыночной экономике ресурсы производства и его результат — продукт — принадлежат не общине, как в ________, и не государству, как в _______, а частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге _______. Он также выбирает по возможности наиболее эффективную _______ производства, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная экономика основана на предпринимательстве и частной ________. Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над другими _________.
Выберите из предлагаемого ниже списка то, что необходимо вставить, и запишите в тетрадь (слова даны в именительном падеже; слов в списке больше, чем необходимо выбрать): 1) командная экономика; 2) традиционная экономика; 3) структура; 4) прибыль; 5) торговля; 6) технология; 7) выручка; экономическая система.
Ответ:
2), 1), 4), 6), 3), 8).
В рыночной экономике ресурсы производства и его результат — продукт — принадлежат не общине, как в традиционные экономики, и не государству, как в командной экономике, а частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге прибыль. Он также выбирает по возможности наиболее эффективную технологию производства, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная экономика основана на предпринимательстве и частной структуре. Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над другими экономическими системами.
Задание 2
Используя знания по истории России, определите, признаки каких экономических систем характеризуют экономику эпохи Петра I. Приведите необходимые примеры.
Ответ:
•Ресурсами распоряжается государство;
•Государство спонсирует развитие мануфактур, строительство новых мануфактур;
•Государство основывает коллегии для контроля за разными сторонами жизни.
По итогу становится понятно, что экономика эпохи Петра I — командная.
Задание 3
Заполните в тетради таблицу.
Впишите перечисленные признаки той или иной хозяйственной системы в соответствующую графу таблицы: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов; использование производственных ресурсов на основе обычаев.
Ответ:
Рыночная экономика
Экономическая самостоятельность производителей; равные права для всех форм.
Командная экономика
Контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; поддержка государством стабильного уровня цен: замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов.
Традиционная экономика
Господство натурального хозяйства; «простой труд» как основа хозяйства; производство продукции преимущественно для собственного потребления; собственности; использование производственных ресурсов на основе обычаев.
Стр 171
Стр 173
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов
Проверим себя
Задание 1
Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
Ответ:
Человек по своей сути является социальным существом, но не стоит забывать, что именно природа создала тело человека. Также у человека имеется множество биологических потребностей: дышать, есть, спать. Поэтому слова «Человек — существо биосоциальное» означают принадлежность человека не только к обществу, но и к природе.
Задание 2
Какие качества человека имеют социальную природу (т.е. возникают только в обществе)?
Ответ:
В обществе человек может испытывать такие чувства, которые в одиночестве он испытать не сможет. Например, дружба, это то качество, которое может возникнуть лишь в обществе, по отношению к кому-либо. Также только в обществе может возникнуть милосердие и способность взаимодействовать в коллективе.
Задание 3
В чем проявляется творческий характер деятельности человека?
Ответ:
Творческий характер человека способен проявиться абсолютно во всем, сей факт зависит лишь от самого человека и его внутренней творческой личности. То есть в любом деле можно проявить, например, своего внутреннего художника, сделать не так, как требует того дело, а так, как хочется человеку, как он чувствует и воспринимает. Именно в таких случаях и проявляется творческий характер, когда человек способен слушать себя и не сдерживать порыва души.
Задание 4
В чем состоит взаимосвязь между мышлением и речью?
Ответ:
Между мышлением и речью очень тесная взаимосвязь. Невозможно чтобы одно существовало без другого, потому что слова — это инструмент наших мыслей. Речь дает возможность выразить то, что мы думаем, а мышление в свою очередь позволяет правильно эти мысли выстроить, чтобы мы могли их изложить.
Задание 5
Как проявляются способности человека?
Ответ:
Способности человека проявляются в процессе деятельности. То есть начиная с малых лет и до момента взросления, человек ищет себя. Лишь в осознанном возрасте можно понять к чему действительно лежит душа, в этом помогли игры, учеба и дополнительные занятия, в общем все, чем занимался человек и продолжает заниматься. Только попробовав, можно понять твое это или нет, будет от этого толк или же нет.
Задание 6
Что такое самореализация человека?
Ответ:
Самореализация человека — это воплощение в действительность его планов и поставленных жизненных целей, но при условии, что деятельность человека будет свободной.
Задание 7
Почему самореализация человека возможна только в деятельности?
Ответ:
Лишь в деятельности человек способен реализовать себя, так как человек преодолевает трудности, борется со своей ленью, начинает верить в собственные силы и значимость. Без деятельности невозможно чего-то достичь, сделать мир лучше и развить свои способности.
Проверим себя
Задание 1
Как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей?
Ответ:
Суть проблемы в том, что ресурсы ограничены и экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких нужно отказаться.
Задание 2
Что такое экономическая эффективность?
Ответ:
Экономическая эффективность означает соотнесение полученного результата с произведёнными затратами. Большее количество продуктов, произведённых благодаря данному объёму затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность и наоборот. Существует тесная связь между количеством ресурсов производства и количеством, и качеством произведённого продукта, и поэтому производитель, решая проблему «затраты — выпуск», стремится найти лучшие способы комбинации ресурсов и организации своего производства.
Задание 3
В чем различия способов координации экономического выбора в равных экономических системах?
Ответ:
Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности (кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решений об организации производства и распределении благ (стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности).
На организацию хозяйственной жизни общества оказывают влияние формирующиеся отношения и форм собственности.
Задание 4
Каковы особенности функционирования основных экономических систем?
Ответ:
Хозяйственная деятельность людей, осуществляемая в той или иной экономической системе, имеет свои особенности. Рассмотрим их на примере основных типов экономики.
Традиционная экономика — экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями и традициями (всё делать так, как раньше).
Рыночная экономика — способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В рыночной экономической системе решение вопросов, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.
В рыночной экономике основные факторы производства и его результаты находятся в руках преимущественно частных лиц. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями.
Командная экономика — экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Её характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ.
Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ.