Факты биографии Пушкина, связанные с созданием повести «Капитанская дочка»
«История Пугачевского бунта» как результат исторических исследований Пушкина. Правда и вымысел в «Капитанской дочке»
Повесть «Капитанская дочка» стала последним большим прозаическим произведением Пушкина, которое он напечатал в 1836 г. без имени автора в предпоследнем номере журнала «Современник» и выдал за записки неизвестного лица, снабдив послесловием издателя. По стилю и тону языка повесть напоминала дневниковые «записки для потомства» о Пугачевском бунте провинциального русского дворянина XVIII в.
Интересовался Пушкин историей Пугачевского бунта (1773 г. — 1775 г.), на протяжении 12 лет, изучая все, что с ним связано. Но еще при Екатерине II был издан Указ «О всеобщем прощении и забвении», и было запрещено распространять любые сведения о Пугачеве. Чтобы стереть память о бунтовщике даже его родная станица Зимовейская была переименована в Потемкинскую, членам его семьи дали другие фамилии. Правительство старалось предать забвению воспоминания о возмущениях в строптивой казацкой вольнице на реке Яике, которая была переименована в Урал.
В 20 томе «Свода законов Российской империи» Пушкин нашел статью о наказании смертной казнью Емельки Пугачева. По просьбе Пушкина его брат Лев достал и прислал ему в Михайловское запрещенный в России и модный в Европе роман «Ложный Петр III», изданный в Лондоне. Прочитав роман, Пушкин назовет его ничтожным и пустым. Это были практически единственные источники исторических сведений о восстании Пугачева.
Пушкин пытался разобраться в причинах бунта, порожденного противостоянием дворянства и крестьянства. Он сам был увлечен в юности идеями вольнодумства, призывая в своем творчестве «падших рабов» восстать против тиранов, за что был отправлен в ссылку. Тогда Пугачев воспринимался им как народный заступник. Со временем романтические представления о народном протесте были развеяны. В 1930 г. Пушкин, живя в Болдино, стал очевидцем последствий «холерного» бунта. Ужасы мятежа, жестокость крестьян по отношению к дворянам, которых подвергали истязаниям, резали, закапывали живыми, поразили его. Увидев подобную народную вольность, Пушкин изменил свои взгляды. Расправы пугачевских сподвижников на Урале и в Поволжье над офицерами и дворянами были еще более беспощадными, зверскими. Со стороны правительства следовало не менее жестокое наказание восставших.
В 1833 г. Пушкин получил позволение императора Николая I ознакомиться с документами государственного и военного архивов под предлогом изучения биографии генералиссимуса А.В. Суворова, который принимал участие в подавлении Пугачевского бунта, и приступил к работе над «Историей Пугачева».Материалы о бунте Пугачева хранились под грифом «секретно». Пушкину было позволено ознакомиться лишь с 36 документами, к материалам следствия и протоколам допросов Пугачева его не допустили. Тогда он предпринял поездку по местам Пугачевского бунта, проделав грандиозную и кропотливую работу, собирая уникальные документы, различные сведения, записывая воспоминания очевидцев. Плодом исторических исследований Пушкина станет издание в 1834 г. документальной работы «История Пугачева». Название было заменено на «Историю Пугачевского бунта» Николаем I, отметившим, что у бунтаря не должно быть истории.
Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика героев
Проблемы долга, чести, достоинства и нравственности в повести «Капитанская дочка»
Офицеры Гринев и Швабрин, выросшие в дворянских семьях, люди противоположные по своим качествам: благородству, честности и великодушию одного противопоставлены хитрость, приспособленчество и эгоизм другого. Когда Гринев познакомился со Швабриным, тот уже пятый год служил в крепости, сосланный туда за дуэль. Это был черноволосый человек со смуглым некрасивым лицом, с обостренным самолюбием, готовый ради достижения своих целей на клевету и ложь, которую не приемлет Гринев. Это стало причиной их дуэли, на которой Швабрин, коварно воспользовавшись появлением Савельича, нанес ранение своему сопернику. Швабрин умен, но свои способности он использует лишь для того, чтобы найти выход для собственного спасения. Он готов к предательству ради сохранения своей жизни, для Гринева такое поведение унизительно, он не мыслит себя изменником.
Швабрину чужды понятия чести и достоинства, которые дороги Гриневу. После падения крепости Швабрин, не раздумывая, переходит на сторону мятежников, нарушив присягу. Его заботят только собственные чувства, чужие ему безразличны. Машу, несмотря на отсутствие взаимности, он неволит к браку. Против человека, считавшего его своим другом, плетет интриги, пишет доносы, дает лживые показания на суде. Перед Гриневым Швабрин ведет себя вызывающе, но пред «императором» Пугачевым он труслив. Гринев, дорожа своей честью, ради сохранения которой готов был принять смерть, при виде дворянина, «валяющегося в ногах у беглого казака», испытывал чувство омерзения. Гринев, обладая внутренней свободой, способен противостоять обстоятельствам. Швабрин зависим от своих страхов и душевной подлости, он всегда будет подчиняться власти обстоятельств.
В образе Гринева, обладающего силой духа, нравственными качествами и честью, Пушкиным показана личность, являющаяся гражданской основой существования государства, в образе Швабрина – человек, обрекающий на крушение государственные основы.
Значение повести «Капитанская дочка»
Повесть «Капитанская дочка» вышла незадолго до гибели Пушкина, ее стали считать духовным завещанием поэта. Тем не менее она была современниками Пушкина воспринята неоднозначно. Многие не поняли глубину этого творения, некоторые критики считали его даже примитивным и поверхностным, лишенным психологизма, а главных героев неинтересными и простыми, с «ничтожными и бесцветными характерами». Гоголь же считал «Капитанскую дочку» лучшим русским прозаическим произведением, в сравнении с которым все остальные «романы и повести кажутся приторною размазнею». В «Капитанской дочке» отразились многие темы творчества Пушкина в последние годы его жизни: «мысль семейная», место и роль обычного человека в исторических катастрофах, его жизненные принципы, свобода выбора, проблемы долга и чести, закона и милосердия. Все эти темы связаны с образом главного героя-рассказчика, нравственный личный выбор которого позволил ему обрести внутреннюю свободу, стать выше власти обстоятельств.
Словарь
1. Станица – казачье селение.
2. Недоросль – молодой человек из дворянской семьи, не окончивший образование.
3. Скирда – сложенное плотно в кучу сено или солома.
4. Душегрейка – теплая кофта.
5. Попадья – жена приходского священника.
6. Чехарда – детская игра, заключающаяся в перепрыгивании через согнутые спины игроков.
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Капитанская дочка», 1958
Изображение народного восстания. Образ Пугачева
Гринев и Пугачев. Отношение автора к Пугачевскому восстанию. Тема русского бунта. Фольклорные мотивы. Роль эпиграфа «Капитанской дочки»
В сюжете повести «Капитанская дочка» важен символический план повествования. Не случайно первая встреча с Пугачевым связана с картиной снежного бурана. Странным показалось ямщику его появление, он привиделся словно оборотень, как «то ли волк, то ли человек», свалившийся ниоткуда, «как снег на голову». Пушкиным народный бунт уподобляется никому неподвластной смертоносной стихии, от которой Пугачев неотделим, он ее возглавляет, но ей же и подчиняется.
Наружность встреченного в пути человека показалась Гринёву после бурана уже не мистической, а «замечательною». Он был лет сорока, среднего роста, худощавого и широкоплечего телосложения, приятным лицом с черной бородой, живыми глазами с бегающим взглядом, с плутовской улыбкой.
В образе Пугачева представлена личность во многом противоречивая. Он человек со смекалкой, умный авантюрист, но может казаться простачком. Он мог проявить себя как беспощадный палач по отношению к дворянам и офицерам, но быть великодушным к Гриневу, проявляя благодарность и милосердие. Капитана Миронова и офицеров крепости хладнокровно обрекает на казнь, но, проявив благородство, оказывает помощь Петру в спасении капитанской дочери Маши. Гринев искренне благодарен человеку Пугачеву за помощь, пообещав каждый день поминать в молитвах о спасении его грешной души.Но в словах Гринева звучит авторская оценка трагических событий, связанных с деяниями Пугачева: «Не приведи Бог увидеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».
Пугачев умело играет роль самозванца царя, принимая важный вид, может лгать и дурачить людей. Но в отношениях с Гриневым Пугачев честен и искренен, доверяя ему больше, чем своему окружению. Он осознает свою обреченность и готов к предательству своих сподвижников, понимая, что они «свои шеи» выкупят «ценой его головы». Пугачев ограничен в своем волеизъявлении, сам говорит, что «улица моя тесна, все ребята мои воры», которые дают «воли мало». При встрече Гринева с Пугачевым в его «дворце»очевидно, какое огромное влияние имеют на «царя» его «генералы», беглые каторжники Белобородов и Хлопуша, настаивающие на пытках и казни дворянина. Несмотря на двойственность натуры Пугачева, его поступки продиктованы собственными, хоть и разбойничьими, представлениями о чести и морали.
Каждая глава «Капитанской дочки» начинается с эпиграфа, который можно считать небольшим намеком на дальнейшее развитие повествования. Эпиграф – краткая фраза, цитата, помещаемая перед последующим текстом с целью указать его идейное содержание, выразить отношение автора к описанным далее событиям.Это пословицы, строчки из народных песен и стихотворений поэтов екатерининской эпохи. Эпиграфом всей повести стала пословица: «Береги честь смолоду». Этим Пушкин определил основную идею, показав, что с юности свои поступки нужно соотносить с понятием чести.