Эпизод первый
Анализ 1 главы «Капитанской дочки» можно начать с выяснения роли эпиграфа к ней. Для него Александр Сергеевич Пушкин с некоторым видоизменением берет текст из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун».
Этот эпиграф в сжатой форме описывает биографию главного героя произведения — Петра Гринева. Ведь еще до появления на свет он был записан сержантом в Семеновский полк. Так было принято в XVIII веке. Этот полк, наряду с Преображенским, считался первым гвардейским, учрежденным при Петре I. Они оба пользовались преимуществами, в отличие от остального состава армии. Однако далее события будут разворачиваться совершенно в ином русле. По достижении Петром совершеннолетия, его отец решает направить сына вместо этого элитного полка в обычную армию, что хорошо отражает эпиграф.
Андрей Гринев — отец главного героя — офицер в отставке. Всю свою жизнь он служил Отечеству честно и справедливо. В быту он по-военному строг, дисциплинирован и требователен. В семье все ответственны перед ним и все решения принимает он сам.
В первой главе это проявляется повсеместно. К своему единственному сыну Гринев старший не допускает никаких снисхождений. Сам же Петр с большим почтением относится к родителю. В возрасте пяти лет он начинает обучаться жизни и наукам. За свое трезвое поведение его наставником назначается старый и мудрый слуга семьи Савельич.
Выбор его в качестве наставника сына неслучаен. Сам Андрей Петрович по жизни противник нетрезвого образа жизни. И это можно увидеть из слов Савельича: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали. О матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать».
Для более глубокого познания наук Андрей Петрович нанимает сыну французского учителя. Звали его мосье Бопре. У него было много качеств, которые никак нельзя назвать положительными:
- Он был очень ветреным и беспутным.
- Имел страстную привязанность к представительницам прекрасного пола.
- Также у него была тяга к спиртному.
По прошествии недолгого времени этот француз, из-за своего безнравственного поведения, Андреем Гриневым грубо выпроваживается со двора. По словам самого Петра, этим и заканчивается его воспитание.
Он живет недорослем, гоняя голубей и играя с дворовыми мальчишками. Однако, когда возраст Петра переходит шестнадцатилетний рубеж, Гринев старший направляет его служить в армию в отдаленный Оренбург. Это был стратегический план родителя. Он хотел, чтобы сын его не стал бездельником, а вел жизнь настоящего солдата, который тянет лямку, нюхает порох.
Перед отправкой сына в армию Андрей Петрович дает ему назидание:
- служить верно;
- слушаться начальников;
- не бегать за их лаской.
Как видно, отец придает беззаветному служению Отчизне особенное, возвышенное значение. Кроме того, он наставляет сына всегда помнить пословицу: «Беречь платье сно̀ву, а честь — смолоду». В этом и весь Андрей Петрович — человек доблести и благородства. Таким же он хочет видеть и своего единственного сына. Поэтому становится очевидно, что в повести понятие служба проходит красной нитью по всей первой главе, начиная с эпиграфа.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Жанр
Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.
Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.
Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.
И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.
Факты биографии Пушкина, связанные с созданием повести «Капитанская дочка»
«История Пугачевского бунта» как результат исторических исследований Пушкина. Правда и вымысел в «Капитанской дочке»
Повесть «Капитанская дочка» стала последним большим прозаическим произведением Пушкина, которое он напечатал в 1836 г. без имени автора в предпоследнем номере журнала «Современник» и выдал за записки неизвестного лица, снабдив послесловием издателя. По стилю и тону языка повесть напоминала дневниковые «записки для потомства» о Пугачевском бунте провинциального русского дворянина XVIII в.
Интересовался Пушкин историей Пугачевского бунта (1773 г. — 1775 г.), на протяжении 12 лет, изучая все, что с ним связано. Но еще при Екатерине II был издан Указ «О всеобщем прощении и забвении», и было запрещено распространять любые сведения о Пугачеве. Чтобы стереть память о бунтовщике даже его родная станица Зимовейская была переименована в Потемкинскую, членам его семьи дали другие фамилии. Правительство старалось предать забвению воспоминания о возмущениях в строптивой казацкой вольнице на реке Яике, которая была переименована в Урал.
В 20 томе «Свода законов Российской империи» Пушкин нашел статью о наказании смертной казнью Емельки Пугачева. По просьбе Пушкина его брат Лев достал и прислал ему в Михайловское запрещенный в России и модный в Европе роман «Ложный Петр III», изданный в Лондоне. Прочитав роман, Пушкин назовет его ничтожным и пустым. Это были практически единственные источники исторических сведений о восстании Пугачева.
Пушкин пытался разобраться в причинах бунта, порожденного противостоянием дворянства и крестьянства. Он сам был увлечен в юности идеями вольнодумства, призывая в своем творчестве «падших рабов» восстать против тиранов, за что был отправлен в ссылку. Тогда Пугачев воспринимался им как народный заступник. Со временем романтические представления о народном протесте были развеяны. В 1930 г. Пушкин, живя в Болдино, стал очевидцем последствий «холерного» бунта. Ужасы мятежа, жестокость крестьян по отношению к дворянам, которых подвергали истязаниям, резали, закапывали живыми, поразили его. Увидев подобную народную вольность, Пушкин изменил свои взгляды. Расправы пугачевских сподвижников на Урале и в Поволжье над офицерами и дворянами были еще более беспощадными, зверскими. Со стороны правительства следовало не менее жестокое наказание восставших.
В 1833 г. Пушкин получил позволение императора Николая I ознакомиться с документами государственного и военного архивов под предлогом изучения биографии генералиссимуса А.В. Суворова, который принимал участие в подавлении Пугачевского бунта, и приступил к работе над «Историей Пугачева».Материалы о бунте Пугачева хранились под грифом «секретно». Пушкину было позволено ознакомиться лишь с 36 документами, к материалам следствия и протоколам допросов Пугачева его не допустили. Тогда он предпринял поездку по местам Пугачевского бунта, проделав грандиозную и кропотливую работу, собирая уникальные документы, различные сведения, записывая воспоминания очевидцев. Плодом исторических исследований Пушкина станет издание в 1834 г. документальной работы «История Пугачева». Название было заменено на «Историю Пугачевского бунта» Николаем I, отметившим, что у бунтаря не должно быть истории.
Изображение народного восстания. Образ Пугачева
Гринев и Пугачев. Отношение автора к Пугачевскому восстанию. Тема русского бунта. Фольклорные мотивы. Роль эпиграфа «Капитанской дочки»
В сюжете повести «Капитанская дочка» важен символический план повествования. Не случайно первая встреча с Пугачевым связана с картиной снежного бурана. Странным показалось ямщику его появление, он привиделся словно оборотень, как «то ли волк, то ли человек», свалившийся ниоткуда, «как снег на голову». Пушкиным народный бунт уподобляется никому неподвластной смертоносной стихии, от которой Пугачев неотделим, он ее возглавляет, но ей же и подчиняется.
Наружность встреченного в пути человека показалась Гринёву после бурана уже не мистической, а «замечательною». Он был лет сорока, среднего роста, худощавого и широкоплечего телосложения, приятным лицом с черной бородой, живыми глазами с бегающим взглядом, с плутовской улыбкой.
В образе Пугачева представлена личность во многом противоречивая. Он человек со смекалкой, умный авантюрист, но может казаться простачком. Он мог проявить себя как беспощадный палач по отношению к дворянам и офицерам, но быть великодушным к Гриневу, проявляя благодарность и милосердие. Капитана Миронова и офицеров крепости хладнокровно обрекает на казнь, но, проявив благородство, оказывает помощь Петру в спасении капитанской дочери Маши. Гринев искренне благодарен человеку Пугачеву за помощь, пообещав каждый день поминать в молитвах о спасении его грешной души.Но в словах Гринева звучит авторская оценка трагических событий, связанных с деяниями Пугачева: «Не приведи Бог увидеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».
Пугачев умело играет роль самозванца царя, принимая важный вид, может лгать и дурачить людей. Но в отношениях с Гриневым Пугачев честен и искренен, доверяя ему больше, чем своему окружению. Он осознает свою обреченность и готов к предательству своих сподвижников, понимая, что они «свои шеи» выкупят «ценой его головы». Пугачев ограничен в своем волеизъявлении, сам говорит, что «улица моя тесна, все ребята мои воры», которые дают «воли мало». При встрече Гринева с Пугачевым в его «дворце»очевидно, какое огромное влияние имеют на «царя» его «генералы», беглые каторжники Белобородов и Хлопуша, настаивающие на пытках и казни дворянина. Несмотря на двойственность натуры Пугачева, его поступки продиктованы собственными, хоть и разбойничьими, представлениями о чести и морали.
Каждая глава «Капитанской дочки» начинается с эпиграфа, который можно считать небольшим намеком на дальнейшее развитие повествования. Эпиграф – краткая фраза, цитата, помещаемая перед последующим текстом с целью указать его идейное содержание, выразить отношение автора к описанным далее событиям.Это пословицы, строчки из народных песен и стихотворений поэтов екатерининской эпохи. Эпиграфом всей повести стала пословица: «Береги честь смолоду». Этим Пушкин определил основную идею, показав, что с юности свои поступки нужно соотносить с понятием чести.
Композиция
Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.
В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.
Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.
Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.
Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.
Роль эпиграфов в произведении Капитанская дочка”
Эпиграф – краткая фраза, цитата, помещаемая во главе произведения с целью указать его дух, смысл, отношение автора к описанным далее событиям. Данное произведение рассказывает о крестьянском восстании Пугачева. В анализе происходящего Пушкин, несомненно, участвует. Свое отношение к описанным в повести событиям он показывает в эпиграфах. В некоторых случаях показано отношение героя (Петра Гринева), от лица которого ведется повествование. “Береги честь смолоду” Данная пословица достаточно ясно выражает общий замысел и атмосферу повести. Ведь «Капитанская дочка» о чести, чувствах людей, помыслах. Слово честь можно толковать по-разному. Это – гордость, порядочность, самолюбие. У каждого героя повести честь собственная. Для Швабрина, Маши, Гринева слово «честь» имеет совершенно разное значение. Во главе «Сержант гвардии» в эпиграфе раскрывается значение офицерской службы для Петра Гринева и его отца. Андрей не хочет, чтоб сын «научился мотать да повесничать». «Пускай его потужит», так считает суровый отец. Поэтому и отправляет молодого Петрушу служить в далекую Белогорскую крепость. Эпиграфом ко второй главе является старинная песня о том, как в сторону незнакомую завела добра-молодца молодецкая прыть. Быть может, автор имел в виду также ситуацию, сложившуюся с Зуриным и долгом. Петруша из-за своей азартности и бесшабашности проиграл сто рублей в биллиард, после чего сожалел об этом. Так же из-за глупого упрямства Петр со спутниками попадает в метель. Эпиграфы отражают рутинность, обыденность скучной и размеренной жизни в крепости. «Старинные люди» – люди, живущие в крепости давно, строгие, суровые, огрубевшие, не болтливые. Они стали похожими на окружающую обстановку. Отрешенность крепости от внешнего мира показывается в первой солдатской песне и в следующем далее описании «деревни». «Ин изволь и стань же в позитуру…» – так начинается эпиграф к главе, описывающей конфликт между Швабриным и Гриневым. Эпиграф отражает весь пафос, самолюбие, оскорбительность, язвительность Швабрина. «Изволь», «Посмотришь, проколю я как… » – эти выражения добавляют надменности, такое характерно Швабрину. Эпиграфы этой главы показывают чувства Марии Мироновой. Маша отказывается от женитьбы без благословения, а Петруша страдает от одиночества. «Лучше найдешь – позабудешь…» и слова Маши «Коли полюбишь другую…» схожи по смыслу. Между эпиграфами и событиями в главе проводятся параллели. «Вы послушайте, молоды ребята, что мы, старики, будем сказывать» – эпиграф предсказывает, о чем пойдет речь в главе. Далее описываются события, произошедшие до прибытия Петра в крепость. Но восстание повторяется, и Маше приходится уехать из крепости, так как «сказка», рассказанная стариками, готова обернуться былью. Общий смысл эпиграфов в первых главах – наиболее полно описать отношение автора к историческим событиям, героям. Пушкин выстраивает эпиграфы таким образом, чтобы до начал повествования обозначить некоторые понятия, темы, но, тем не менее, сохраняет интригу.
103071 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Вариант 4: Образ Маши Мироновой
Роман «Капитанская дочка» — яркое произведение, содержащие в себе множество сильных и самобытных образов. Наиболее сильным мне показался образ Маши Мироновой — дочери капитана Миронова. Именно в честь нее и названо произведение.
Девушка не очень примечательная внешне. Круглолица, румяная с светлыми русыми волосами, которые гладко зачесаны за уши. Мама относится к ней как к трусихе, а злой Швабрин называет ее совершенной дурочкой.
Но познакомившись с героиней поближе, читатель распознает в ней много привлекательных качеств: она искренняя, наивная и радушная. Проявляет благоразумие и приветливость. Окружающим людям она нравится.
В стрессовой ситуации Мария раскрывает все свои положительные качества. Оказывается, ей свойственна стойкость и сила духа. Швабрин, известный своей жестокостью и настойчивостью, не сумел сломить ее духа. Девушка была готова умереть, лишь бы только не выходить замуж за нелюбимого человека.
Оказавшись без родителей и без жениха, Маша осмелилась на решительный шаг, чтобы побороться за свое счастье. Она отправилась к самой императрице Екатерине и добилась помилования для своего любимого.
Удивительное сочетание нежности и женственности с силой воли и решительностью делает Машу одним из популярнейших персонажей русской литературы.
Мне нравится3.6 k.Не нравится2 k.
Значение повести «Капитанская дочка»
Повесть «Капитанская дочка» вышла незадолго до гибели Пушкина, ее стали считать духовным завещанием поэта. Тем не менее она была современниками Пушкина воспринята неоднозначно. Многие не поняли глубину этого творения, некоторые критики считали его даже примитивным и поверхностным, лишенным психологизма, а главных героев неинтересными и простыми, с «ничтожными и бесцветными характерами». Гоголь же считал «Капитанскую дочку» лучшим русским прозаическим произведением, в сравнении с которым все остальные «романы и повести кажутся приторною размазнею». В «Капитанской дочке» отразились многие темы творчества Пушкина в последние годы его жизни: «мысль семейная», место и роль обычного человека в исторических катастрофах, его жизненные принципы, свобода выбора, проблемы долга и чести, закона и милосердия. Все эти темы связаны с образом главного героя-рассказчика, нравственный личный выбор которого позволил ему обрести внутреннюю свободу, стать выше власти обстоятельств.
Словарь
1. Станица – казачье селение.
2. Недоросль – молодой человек из дворянской семьи, не окончивший образование.
3. Скирда – сложенное плотно в кучу сено или солома.
4. Душегрейка – теплая кофта.
5. Попадья – жена приходского священника.
6. Чехарда – детская игра, заключающаяся в перепрыгивании через согнутые спины игроков.
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Капитанская дочка», 1958
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.
Год написания – 1833–1836 гг.
История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.
Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.
Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.
Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.