ГДЗ Литература 8 класс часть 1 Коровина К Чаадаеву Размышляем о прочитанном Номер 4

Гдз к учебнику литературе за 8 класс

Философская глубина и содержание стихотворения

Стихотворение к Чаадаеву передает многогранные мысли автора о судьбе России и народа. В нем поднимаются такие важные темы, как самоопределение, идентичность, место России в мире и ее своеобразие. Стихи наполнены эмоциональностью и сильными образами, которые позволяют почувствовать глубину и значимость суждений автора.

Одним из ключевых впечатлений, оставленных после прочтения стихотворения, является ощущение глубокого понимания автора проблем, которые стали актуальными для России в свое время. В стихах Чаадаева отчетливо просматривается его критика существующей в то время системы, а также его стремление к изменениям и прогрессу. Чаадаев воплощает в своих стихах свою философию и свое видение будущего.

Философская глубина и содержание стихотворения к Чаадаеву заставляют задуматься над смыслом существования, судьбы нации и роли каждого индивидуума в обществе. Оно актуально и сегодня, в нашем быстром и поверхностном мире, где часто отсутствует время для подумать о глубинных вопросах и собственных ценностях.

Афанасий Афанасьевич Фет

Шёпот, робкое дыханье. Размышляем о прочитанном (с. 259)

1.  Какое время суток описывает поэт?

Раннее утро. Природа еще не совсем проснулась, но соловей уже поет свою песню.

2.  Есть ли последовательность в передаче пейзажа и любовного свидания?

Последовательности нет, природа и свидание сплелись воедино.

3.  Как нарастает восторг поэта и наслаждение природой?

Восторг поэта нарастает поступательно и достигает апогея к концу стихотворения.

4.  Почему для выражения высоких чувств поэт не нуждается в глаголах?

Потому что для описания может быть достаточно прилагательных, ведь поэт описывает не действия, а застывший для него миг.

5.  Какие выражения передают счастье поэта?

«Ряд волшебных изменений / Милого лица,», «И лобзания, и слезы,…».

Как беден наш язык!… Размышляем о прочитанном (с. 260)         

1.  Кто более способен, по мнению поэта, выразить свои мысли и чувства — «мудрец» или «поэт»?

 Тщетны усилия «мудреца» по просвещению людей в каких-то вопросах, в желании передать собственную философию в стройном и непротиворечивом виде. Мудрец в стихотворении преклоняет голову перед способностями поэта передать словами все, что он хочет.  Фет в своем произведении «Как беден наш язык» говорит о высоком назначении поэта.

2 . Почему для «мудреца» «наш язык» «беден» и он не может тождественно передать в слове чувства и мысли, которыми наполнен? Почему он называет выраженные бедным языком мысли и чувства «ложью роковою»?

У поэтов есть дар говорить ярко, точно и образно, мудрец этим похвастаться не может. «Ложь роковая» – это человеческое слово и мысль, которую оно тщетно пытается высказать; выражение восходит к сентенции Ф.И. Тютчева из стихотворения «Silentium!» («Молчание», лат.): «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя», «Мысль изреченная есть ложь». Такое высказывание не передает всей глубины и красок, значит оно есть ложь.

3.  Почему автор отдаёт предпочтение «поэту» перед «мудрецом»? Почему поэт может выразить «И тёмный бред души и трав неясный запах»?

Поэт может быть, не так мудр, но ему удается точно выразить свои мысли словами, для него язык богат и он может использовать каждое слово для более точного описания. Поэты используют метафоры, эпитеты для придания своим стихам еще большей выразительности.

4.  Какой «язык» присущ «мудрецу» и какой — «поэту»?

Мудрец может говорить на обычном разговорном языке, с применением научных терминов. Язык поэта — художественный. Это образы, эпитеты, метафоры, сравнения.

5.  Что означают слова «крылатый слова звук», «Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орёл…» и почему в стихотворении упоминается Юпитер и его орёл?

«Крылатый слова звук»: герой полагает, что стихи ведут с его сердцем таинственную беседу.Завершается произведение в классическом духе с обязательным античным сравнением: летит за облака Юпитера орел. Эта птица – типичный спутник римского божества.

6.  Почему «мудрец» не может преодолеть трудности выражения чувств и мыслей, а «поэт» преодолевает эти трудности мгновенно и легко?

Поэт и сам порой не может объяснить свое озарение. «Сноп молнии мгновенный»: озарение поэта – вспышка, метеор на небосклоне повседневности. Он транслирует образы и символы человечеству, открывает новое, возрождает из пепла забытые понятия, мечты. 

ГДЗ к учебнику Коровиной пригодится всем

Родители в восьмом классе уже практически не контролируют выполнение домашних заданий. Многие взрослые просто не понимают всех особенностей программы. Некоторые считают, что дети уже должны сами справляться со всеми заданиями. Но все же иногда им хочется узнать, какой реальный уровень знаний у их ребенка. В этом деле им может помочь новый решебник 2023 года Коровиной по литературе (Просвещение).

Помимо мам и пап издание будет полезно и многим другим:

  1. учителям. С ним они быстрее справятся со своими профессиональными обязанностями;
  2. студентам педагогических ВУЗов. Повторить ранее пройденную программу и потренироваться в составлении собственной — необходимые действия;
  3. репетиторам. Они могут подробно проработать с учениками проблемные ситуации по привычным тем материалам;
  4. отличникам. Самоконтроль — путь к успеху.

Все участники учебного процесса получат от работы с пособием ожидаемые результаты. Открыть сборник они могут в любой момент, ведь тот доступен онлайн. Достаточно просто воспользоваться тем или иным современным гаджетом, имеющим подключение к Интернету, чтобы увидеть нужную информацию.

Актуальность темы их вечности

Чаадаев и его мысли о России и ее народе актуальны и в наше время. Мы все задаемся вопросами о смысле своего существования, о самоидентификации в обществе, о наших нравственных убеждениях. Именно эти вечные темы затрагивает стихотворение, и поэтому оно так актуально для каждого из нас.

Что является смыслом жизни? Как узнать себя и свое место в обществе? Что значит быть человеком? Вопросы, на которые мы все ищем ответы и которые так мудро освещает поэт.

Также, стихотворение вызывает во мне чувство прекрасного и восхищения перед мастерством поэта. Его философское видение мира и языковые образы создают уникальную атмосферу и переносят читателя в другое измерение. Это искусство, которое можно пережить и каждый раз находить в нем что-то новое и глубокое.

Суммируя, можно сказать, что актуальность темы и вечность стихотворения к Чаадаеву являются его основными мотивами и впечатлениями. Это произведение искусства не только глубоко задумывает и заставляет нас размышлять о нашей жизни и смысле бытия, но и вызывает в нас чувства эстетической наслаждения и восхищения перед мастерством поэта.

Создание стихотворения

Интересной является история создания стихотворения «К Чаадаеву». А.С. Пушкин был неравнодушен к трудностям, которые возникли в обществе после европейской кампании Александра I. Страна была в бедственном положении, что вызывало революционные настроения среди думающей интеллигенции. До декабрьского восстания 1825 года оставалось совсем немного времени, недовольство правлением самодержца возрастало.

Идея стихотворения «К Чаадаеву» возникла у Пушкина вполне закономерно. Он хотел поделиться с другом своими размышлениями о том, что происходит в обществе, и надеждами на светлое будущее страны. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) был близким другом поэта по лицею и разделял его революционные взгляды. Ему и посвящен стих, написанный в 1818 г.

Философский подход к проблеме

В стихотворении к Чаадаеву А.С. Пушкин использует философский подход для глубокого осмысления проблем русской истории. Он рассматривает историю как драматический процесс, в котором русский народ сталкивается с множеством противоречий и конфликтов.

Пушкин подчеркивает, что каждый период русской истории имеет свои особенности и вызывает определенные вопросы. Он обращается к Чаадаеву, чтобы они вместе рассмотрели эти проблемы и попытались найти ответы на них.

Проблема Осмысление
Отставание России от Запада Пушкин считает, что причина отставания кроется в непонимании собственной истории и культуры. Он призывает к осознанию и принятию русской самобытности.
Роль церкви в истории Пушкин предлагает осмыслить роль православной церкви в формировании русского народа. Он полагает, что церковь должна быть отделена от государства и заниматься духовной миссией.
Нужда в реформах Пушкин подчеркивает необходимость реформирования русского общества и государства, чтобы преодолеть его недостатки и привести его в соответствие с требованиями времени.

Философский подход Пушкина к проблемам русской истории позволяет более глубоко понять сущность этих проблем и искать возможные пути решения. Он призывает к осмысленному и конструктивному подходу к истории, чтобы создать лучшее будущее для русского народа.

Преемственность и продолжение идей Чаадаева

Строфы стихотворения к Чаадаеву не только передают восхищение автора российским философом и его идеями, но и продолжают традицию мысли, заложенную Чаадаевым. Время, пройденное с момента создания «Письма к Чаадаеву», не смогло усмирить острую актуальность проблем и вопросов, поставленных автором.

Поэт выражает свои размышления о сохранении идей Чаадаева и преемственности его мысли в современном обществе. Он указывает на то, что несмотря на прошедшие годы и изменившийся контекст, идеи Чаадаева по-прежнему остаются актуальными. Чаадаевская мысль о необходимости просвещения, о размышлениях о смысле русского народа и его истории, о потребности в самокритическом отношении к прошлому и современности — все это продолжается и развивается в стихотворении.

Преемственность и продолжение идей Чаадаева является своего рода вехой в развитии общественной мысли. Такой подход позволяет сохранить ценность и актуальность его идей, но при этом адаптировать их к современным реалиям и вызовам. Стихотворение становится связующей нитью, способом передать дух Чаадаева новому поколению и показать, что его мысли не утратили своего значения.

Таким образом, стихотворение к Чаадаеву является не только выражением восхищения философом и его идеями, но и примером преемственности и продолжения его мысли. Оно позволяет сохранить актуальность Чаадаева в современном обществе и показать, что его идеи по-прежнему имеют значение и требуют обсуждения и размышления.

Завершение стихотворения и его эмоциональная сила

Завершение стихотворения, посвященного Чаадаеву, несет в себе эмоциональную силу, которая усиливает впечатления от прочитанного.

Одной из основных эмоций, вызываемых финальными строками, является трогательность. Автор раскрывает свои чувства и глубокое уважение к Чаадаеву, что позволяет нам почувствовать сопричастность к этому отношению.

Страстность также присутствует в заключительных строках стихотворения. Автор выражает свою уверенность в правильности своих взглядов и раскрывает свою страсть к величию и мудрости Чаадаева.

Кроме этого, завершение стихотворения имеет элементы мистики, которые добавляют особую загадочность произведению. Таким образом, автор раскрывает глубокий смысл своих слов и придает им дополнительную эмоциональную силу.

В целом, завершение стихотворения к Чаадаеву вызывает неподдельные эмоции у читателей и помогает пережить сопричастность с автором

Оно также оставляет за собой ощущение важности вопросов, поднятых в произведении, и вдохновляет на дальнейшее исследование и размышление

Язык и образы, используемые поэтом

Одним из образов, используемых поэтом, является образ формального и бесплодного учителя. Поэт описывает его как «человека безжизненного, сухого, гунненного». Это образ выразительно передает его отношение к непродуктивному образовательному процессу, который не способствует развитию и самореализации индивида.

Другой эмоционально насыщенный образ, который использует поэт, — это образ живого рода. Он описывает его как «человека полного звуков и прелестных слов». Этот образ символизирует позитивные стороны жизни, гармонии и красоты, которые противопоставляются узости ума и негативным аспектам общества.

Еще одним примером использования образов является описание «медвежьих лап» — символа силы и мощи. Этот образ используется для подчеркивания мощи и влияния тех, кто управляет обществом, и их способности задавать тон и направление развития общества.

Язык, использованный поэтом, яркий и эмоциональный. Он использует острые эпитеты, сравнения и символы, чтобы создать эффект и передать свои мысли и чувства. Это делает стихотворение к Чаадаеву запоминающимся и впечатляющим.

Об авторе произведения

Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий русский поэт, драматург и прозаик. Автор знаменитых романов «Евгений Онегин» и «Дубровский», поэмы «Руслан и Людмила», сказок для детей и других произведений. Впервые стих поэта был опубликован в 1814 году в журнале «Вестник Европы». Он носил название «К другу-стихотворцу». В 1817 году по окончании Царскосельского лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел и продолжил заниматься литературным творчеством.

На взгляды поэта значительное влияние оказали труды Радищева, Фонвизина, Жуковского, Батюшкова. В период 1817—1820 годов политическая лирика поэта («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву») вызвала гнев Александра I. От ссылки в Сибирь Пушкина спасло заступничество Крылова, Жуковского и Карамзина. Наказание заменили ссылкой на юг России.

При жизни поэта многие его произведения не печатались из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»). С 1836 г. поэт издавал свой журнал «Современник»,где впервые была опубликована повесть «Капитанская дочка». Однако журнал не пользовался популярностью. В 1837 г. автор был смертельно ранен на дуэли Жоржем Дантесом. После его смерти император Николай I распорядился оплатить долги поэта и обеспечить его семью средствами.

Композиция стиха

Хотя стихотворение «К Чаадаеву» и не разделено на строфы, условно оно делится на 3 части. Начинается произведение с разочарования: «Недолго нежил нас обман». Лирический герой повествует о том, что все юношеские забавы исчезли, теперь он видит настоящую картину происходящего в России. Эта часть проникнута тоской, печалью и разочарованием.

Вторая часть является антитезой первой. Она звучит торжественно и звонко. Лирический герой с воодушевлением говорит, что в нем ещё есть надежда что-то изменить: «Но в нас ещё горит желанье», несмотря на жестокость и деспотизм «власти роковой». Пламенный порыв сердца героя показывает, что он желает помочь процветанию страны, несмотря ни на что: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!».

Тема свободы эмоционально озвучена в стихе «К Чаадаеву». Анализ произведения показывает, что автор выражает свою позицию яростно, с вдохновением, открыто. В дальнейшие годы под натиском постоянных гонений Пушкин ведёт себя более сдержанно.

Интересные факты и средства выразительности

Стихотворение «К Чаадаеву» использовалось как агитация перед восстанием на Сенатской площади в 1825 году. Пушкин и сам был не прочь войти в ряды декабристов, но его друзья, понимая, чем это может обернуться для поэта, отговорили его от этой идеи.

Написание «К Чаадаеву» принято считать началом конфликта между поэтом и императором Александром Первым, который в итоге закончится ссылками литературного гения. Концовка довольно сильная. В ней автор убеждает героя произведения в том, что он ещё сможет добиться поставленных целей.

Отдельного слова заслуживают средства художественной выразительности. Александр Сергеевич Пушкин использует множество различных троп, чтобы задать соответствующее настроение произведению и более чётко передать свои взгляды и идеи:

  • Эпитеты: «тихой славы», «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «верного свиданья», «прекрасные порывы», «пленительного счастья».
  • Сравнения: «исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман», «мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья».
  • Метафоры: «нежил нас обман», «минуты вольности святой», «свободою горим»,»звезда пленительного счастья»,»на обломках самовластья напишут наши имена».

Такова краткая характеристика стихотворение. Этот разбор поможет школьникам, которые проходят в старших классах рассматриваемое произведения. Он будет полезен и учителям, если им необходимо кратко составить план по занятиям.

Характеристика и анализ

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в девятом классе. Но прежде стоит познакомиться с текстом стихотворения.

Сюжет послания развивает мысль о становлении личности гражданина и патриота. Его начало вызывает грустные эмоции: поэт говорит об обманчивых надеждах былой юности. Все мечты о свободе и славе столкнулись с реальностью и обернулись сном, который развеялся в считаные секунды. Большинство современников улавливало в первой части стихотворения истинное отношение к эпохе правления Александра I, который придерживался либеральных взглядов.

Вторая часть послания — антитеза. Нетерпеливая душа героя испытывает порывы свободолюбия. Он стремится защищать не свои интересы, а выступает за нужды родины

Это зрелый шаг на нелегком пути становления гражданина своей страны и важное условие для проявления «вольности святой». Поэт убежден, что Россия проснется, когда каждый ее гражданин станет неравнодушным и внесет свой вклад в судьбу страны.

При всей пылкости, свойственной девятнадцатилетнему юноше, поэт осознавал, что в России есть силы, которые будут всячески препятствовать пробуждению. Порывам «нетерпеливой души» у него противопоставлен «гнет власти роковой». Однако Пушкин убежден, что лучшие годы жизни следует посвятить Отчизне, тогда патриотов будет ждать посмертная слава. В концовке на это указывает выразительная фраза: «на обломках самовластья напишут наши имена». Кратко проведя художественный разбор, можно подытожить:

  1. Жанр стихотворения — дружеское послание. Ему свойственна адресация к определенному человеку, призывание к действию, выражение идей, надежд. До XIX века подобный жанр носил название «эпистола». Стиль стихотворения — романтический.
  2. Композиция. Произведение написано по принципу «теза-антитеза» (контраст). В первой части упоминается прошлое (наивная юность). Вторая треть посвящена настоящему, остальное — будущему. Открывает и закрывает композицию мотив пробуждения страны от сна. Отсюда несложно понять, что поэт пребывал в приподнятом эмоциональном состоянии.
  3. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмой. С его помощью произведение выглядит легким, воодушевляющим.
  4. Темы стихотворения «К Чаадаеву» — патриотизм и дружба. На патриотизме основано все произведение. Лирический герой не только видит проблемы, существующие в России, но и готов принять участие в их разрешении. Нет мысли бежать из страны, но есть надежда на светлое будущее. Обращаясь к Чаадаеву, поэт пытается развеять пессимистичное настроение друга. Он мотивирует Чаадаева на достижение целей вопреки препятствиям и искренне верит, что тот сможет раскрыть свой потенциал.
  5. Метафоры (выражения, употребляемые в переносном значении). «Горит еще желанье».
  6. Оксюморон (остроумное сочетание противоречивых понятий). «Тихой славы».
  7. Инверсия (перестановка частей фразы для придания ей особой выразительности). «Власти роковой».
  8. Эпитеты (художественно-образные определения, подчеркивающие наиболее существенный признак предмета или явления). «Утренний туман», «власти роковой».
  9. Сравнение. «Как сон, как утренний туман».

Стихотворение насыщено общественно-политической лексикой («власть», «гнет», «честь»), что присуще раннему творчеству декабристов. Оно распространялось практически анонимно среди петербургской интеллигенции и было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году (после восстания декабристов).

Смысл финала стихотворения «К Чаадаеву»

Именно финал является кульминационной и самой эмоциональной частью стихотворения «К Чаадаеву». В нем сосредоточены главные надежды и мысли поэта: он верит в перемены, верит в светлое будущее. Он точно убежден, что политический строй в России изменится, жизнь в стране станет лучше. И даже если это произойдет не при их жизнях, но они с декабристами тем не менее приложат к этому руку, а потому потомки будут помнить их и восхвалять. Кстати, слово «товарищ» указывает на сплоченность оппозиционного строя и идеологическое единство.

В финале также демонстрируется и открытый призыв поэта к вере в будущие изменения.

Решебник поможет получить знания

Восьмой год обучения — время непростое и напряженное. В некоторых школах начинается подготовка к ОГЭ, поэтому ребятам предстоит выполнять множество дополнительных упражнений, несмотря на то, что существенно возрастает количество домашних заданий. Усложняется и сам учебный материал, поэтому ученики испытывают большие нагрузки и иногда не справляются с поставленными перед ними задачами. Отличным помощником для них станет ГДЗ по литературе 8 класс Учебник Коровина, Журавлев, Коровин (Просвещение, 2023 г.).

Школьникам предстоит освоить в этом году не только новые темы, но и углубить знания по ранее пройденным:

  1. Древнерусская литература.
  2. Литература XVIII века.
  3. Литература первой половины XIX века.
  4. Литература второй половины XIX века.
  5. Литература первой половины XX века.
  6. Зарубежная литература, и т.д.

С помощью сборника учащиеся получают возможность тщательно проработать все сложные моменты и разобраться в непонятных нюансах. Благодаря простому и лаконичному изложению информации в решебнике подростки смогут легко запомнить весь материал и примененить его. Им больше не нужно переживать, что они чего-то недопоняли, ведь с таким помощником остаться без знаний просто невозможно.

Современное прочтение произведения

В современном мире, где столько всего происходит и меняется, стихотворение к Чаадаеву остается актуальным и важным. Автор задумывался над вопросами сущности нашей истории, национального самосознания и места России в мире, и эти вопросы по-прежнему занимают умы многих людей.

Основной мотив произведения – размышления об уникальности русской истории и культуры. Вне зависимости от времени, эти мысли актуальны для каждого поколения. Русская история богата событиями и личностями, которые оставили свой след в мировой культуре. Сегодня мы также задаемся вопросами о нашем месте в мировом сообществе, о национальной идентичности и о нашем отношении к нашей стране.

Впечатления от чтения стихотворения к Чаадаеву могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуального восприятия. Кто-то согласится с автором, а кто-то нет. Но в любом случае, это произведение заставляет задуматься, поставить себе вопросы и искать ответы. Оно несет в себе глубокую мысль и вызывает эмоции, что делает его уникальным и запоминающимся.

Сегодня, более двух столетий спустя, мы можем прочитать стихотворение к Чаадаеву с современной точки зрения и найти в нем новые смыслы. В наше время, когда мир стал более глобализированным и связанным, вопросы о сохранении своей идентичности и культуры становятся все более актуальными. Мы много знаем о других странах и культурах, но что мы знаем о себе?

Произведение к Чаадаеву остается вызывающим и стимулирующим к размышлениям даже сегодня. Оно призывает нас задать вопросы о нашем историческом наследии, о нашей культуре и о нашем месте в современном мире

Оно напоминает нам о значимости самопознания и самоанализа, а также о важности сохранения и продолжения нашей культурной и исторической традиции

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно “как утренний туман” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Смысл стихотворения «К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» — это стихотворение, которое относится к философской лирике Пушкина, а потому в нем скрыт глубокий подтекст. Начать его анализ стоит с рассмотрения формы: на первый взгляд — это стихотворное послание другу, какие тогда были довольно распространены. Но если задуматься, то становится очевидным, что это обращение ко всему мыслящему обществу. Но тем не менее адресат стихов был выбран не случайно.

Петр Яковлевич Чаадаев — близкий друг и товарищ Пушкина в юности, его соратник по Царско-сельскому лицею. Помимо этого он состоял в обществе будущих деятелей декабристского восстания 1825 года. Он придерживался антисамодержавных взглядов, которые изложил в своем произведении «Философское письмо» (из-за него он был объявлен сумасшедшим). На момент написания стихотворения «К Чаадаеву» он имел огромное идейное влияние на молодого Пушкина, хоть и позже их дороги немного разошлись. Сам Пушкин в 1818 году состоял в либерально настроенном обществе «Зеленая лампа».

Из этих данных и раскрывается основной смысл стихотворения «К Чаадаеву». Центральная его тема — это противостояние самодержавному строю. Поэт, желая России непременно лучшего, говорит, что этот порядок уже устарел и Отечеству нужна свобода и освобождение от кандалов монархизма. Он искренне верит в возможность свершения таких перемен, желает Родине только лучшего будущего. Пушкин верит, что люди способны дать бой тирании. (Увы, такие мечты были в какой-то степени утопическими в условиях все возраставших «самодержавных» настроений действовавшего тогда императора — Александра I. Хотя в начале своего правления он придерживался либеральных идей.)

Именно поэтому данное стихотворение стало негласным гимном декабристского движения. Оно активно ходило в списках у определенного круга лиц и сделало своего автора довольно популярным в противоправительственных кругах. Однако власти очень скоро узнали, кто является сочинителем этого стихотворения, и Пушкин отправился в ссылку. Всю дальнейшую жизнь он был под строгим присмотром власти. Официально попало в печать произведение только в 1829 года, но без согласия на то самого автора и с определенными искажениями.

Возвращаясь к раскрытию смысла стихотворения «К Чаадаеву», стоит особое внимание уделить средствам художественной выразительности. Во-первых, оно изобилует метафорическими высказываниями

Так например, под «забавами» своей юности он подразумевает прошлые мечтания, под «роковой властью» он понимает русское самодержавие, от которого так хочет избавиться. Одной из самых ярких и запоминающихся метафор является «звезда пленительного счастья»; в ней поэт видит сокрушение единоличного монархического режима власти.

Интересно и то, что почти все стихотворение выстроено на приеме антитезы, это видно уже в первых двух четверостишиях: там прошлые забавы сравниваются с неугасшими идеями настоящего. И далее автор противопоставляет активное стремление оппозиционно настроенных к переменам несмотря на действующий суровый режим.

Важно отметить и композиционные особенности произведения «К Чаадаеву», так как они тоже в некоторой степени раскрывают смысл стихотворения. Во-первых, оно основывается на кольцевой структуре: в начале произведения поэт пишет, что мечты прошлых лет обратились в сон, и в конце он утверждает, что Россия еще пробудится ото сна

И это тоже своего рода антитеза, потому как в первом случае происходит уход в мир сна, во втором же — наступает пробуждение.

Во-вторых, условно можно выделить три части стихотворения: первая обращена к прошлому, идеи которого уже рассеялись, вторая — к настоящему, где царит «роковое» самодержавие, и третья — к будущему, в котором оно рушится.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано в альманахе “Северная звезда” в 1829 году с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “вспрянет ото сна“.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит ещё желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой дру“.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: