Задания
§1. Окислительно-восстановительные реакции
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§2. Тепловые эффекты химических реакций
2
3
4
§3. Скорость химических реакций
1
2
3
4
Тестовые задания
§4. Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость
Практическая работа 1
§5. Обратимые реакций. Понятие о химическом равновесии
2
3
Тестовые задания
§6. Сущность процесса электролитической диссоциации
1
2
3
4
§7. Диссоциация кислот, оснований и солей
1
2
3
Тестовые задания
§8. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации
1
2
3
4
Тестовые задания
§9. Реакции ионного обмена
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§10. Гидролиз солей
1
2
3
Тестовые задания
§11. Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»
Практическая работа 2
§12. Характеристика галогенов
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§13. Хлор
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§14. Хлороводород: получение и свойства
1
2
3
§15. Соляная кислота и её соли
1
2
3
4
Тестовые задания
§16. Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств
Практическая работа 3
§17. Характеристика кислорода и серы
1
2
3
4
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§18. Свойства и применение серы
1
2
3
Тестовые задания
§19. Сероводород. Сульфиды
1
2
3
4
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§20. Оксид серы(IV). Сернистая кислота
1
2
4
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§21. Оксид серы(VI). Серная кислота
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§22. Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Практическая работа 4
§23. Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота
1
2
3
§24. Аммиак
1
2
3
Тестовые задания
§25. Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств
Практическая работа 5
§26. Соли аммония
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§27. Азотная кислота
1
2
3
4
5
7
Тестовые задания
§28. Соли азотной кислоты
1
2
3
§29. Фосфор
1
2
3
4
Тестовые задания
§30. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли
1
2
3
4
§31. Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода
1
2
3
§32. Химические свойства углерода. Адсорбция
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§33. Оксид углерода(II) — угарный газ
1
2
3
Тестовые задания
§34. Оксид углерода(IV) — углекислый газ
1
2
3
4
Лабораторный опыт
§35. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§36. Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
Практическая работа 6
§37. Кремний. Оксид кремния(IV)
1
2
3
Тестовые задания
§38. Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент
1
2
3
4
§39. Характеристика металлов
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§40. Нахождение метилов в природе и общие способы их получения
1
2
3
§41. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов
1
2
3
Лабораторный опыт
§42. Сплавы
1
2
3
§43. Щелочные металлы
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§44. Магний. Щелочноземельные металлы
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§45. Важнейшие соединения кальция. Жёсткость воды
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§46. Алюминий
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§47. Важнейшие соединения алюминия
1
2
3
4
5
Лабораторный опыт
§48. Железо
1
2
3
4
Тестовые задания
§49. Соединения железа
1
2
3
4
Тестовые задания
§50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Практическая работа 7
§51. Органическая химия
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§52. Предельные (насыщенные) углеводороды
1
2
3
4
Тестовые задания
§53. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды
1
2
3
4
5
§54. Полимеры
1
2
§55. Производные углеводородов. Спирты
1
2
3
Тестовые задания
§56. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§57. Углеводы
1
2
3
§58. Аминокислоты. Белки
1
2
3
4
5
§ 16. Практическая работа №3.
Получение соляной кислоты
Что делали |
Что наблюдали |
Вывод |
Насыпали 2-3 г. поваренной соли и прилили концентрированную кислоту (2:1). Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец трубки опустили в пробирку с водой, чтобы он находился над уровнем воды на 1 см. нагрели смесь с помощью спиртовки. |
Появление в пробирке с водой тонких струек объясняются выделяющимся хлороводородом. Конец газоотводной трубки надо выставить на расстоянии 0,5 см, чтобы воду не засосало в пробирку с серной кислотой, иначе произойдёт взрыв и пробирка лопнет. |
В лаборатории соляную кислоту можно получить с помощью растворения в воде хлороводорода, который получают воздействием концентрированной H2SO4 на хлорид. |
Химические свойства соляной кислоты
Что делали |
Что наблюдали |
Вывод |
Пробирка №1 |
Лакмусовая бумажка окрашивается в красный цвет. |
Есть кислотные свойства. |
Пробирка №2 |
Выделяется бесцветный газ |
Zn или Mg стоят левее водорода в ряду напряжений, поэтому реагируют с соляной кислотой с выделением водорода. |
Пробирка №3 |
Изменений не происходит |
Медь стоит правее водорода в ряду напряжений, поэтому реакция не идёт. |
Пробирка №4 |
Чёрный порошок растворяется, образуется раствор синего цвета. |
Реагирует с основными оксидами. |
Пробирка №5 |
Синий осадок растворяется, образуется раствор синего цвета. |
Реагирует с нерастворимыми основаниями. |
Пробирка №6 |
Выделяется бесцветный газ. |
Реагирует с солями слабых кислот |
3. Распознавание соляной кислоты и её солей. В одну пробирку налейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты, во вторую — столько же раствора хлорида натрия, а в третью — раствор хлорида кальция.во все пробирки добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра (I) или нитрата свинца (II) Pb(NO3)2. Проверьте, растворяется ли выпавший осадок в концентрированной азотной кислоте. Напишите уравнения соответствующих реакций и подумайте, как можно отличить: а) соляную кислоту от других кислот; б) хлориды от других солей; в) растворы хлоридов от соляной кислоты. Почему вместо раствора нитрата серебра (I) можно также использовать раствор нитрата свинца (II)? Напишите уравнения проведенных реакций и ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту и её соли.
Распознавание соляной кислоты её солей
Что делали |
Что наблюдали |
Вывод |
Прилили раствор нитрата серебра |
Взаимодействие с нитратом серебра является качественной реакцией на хлорид-ионы. |
|
Пробирка №1 |
Выпадение белого осадка, нерастворимого в азотной кислоте. |
|
Пробирка №2 |
Выпадение белого осадка, нерастворимого в азотной кислоте. |
|
Пробирка №3 |
Отличить а) и б) можно, применяя раствор нитрата серебра (I), потому что образовывается нерастворимый в концентрированной азотной кислоте белый осадок — хлорид серебра (I).
в) применить индикатор и щёлочь, при этом изменится цвет индикатора из кислотной среды в нейтральную в случае соляной кислоты.
Заменить раствор серебра (I) нитратом свинца можно, потому что идёт такая же качественная реакция с образованием белого осадка, но он растворяется в азотной кислоте.