Школьная программа по биологии за 5 класс
- Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под микроскопом.
- Многообразие организмов и их классификация: царства, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.
- Процессы питания, дыхания и транспорта веществ в жизнедеятельности организмов.
Эти темы могут быть сложными из-за необходимости усвоения большого количества новой информации, понимания сложных процессов, из-за использования новых терминов и понятий. Лабораторные работы и практика могут потребовать дополнительных усилий от учеников. На уроках школьники осваивают практические навыки изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. В этой работе ребятам поможет решебник с ГДЗ, где можно посмотреть ход выполнения практической работы и правильно сделать домашнее задание.
Глава 3. Основы генетики
СОДЕРЖАНИЕ страницы:
Люди давно заметили, что организмы передают свои признаки и свойства потомкам из поколения в поколение. Также было подмечено, что в ряде случаев организмы могут приобретать и новые признаки. Человечество всегда стремилось понять закономерности наследования и изменчивости признаков. Так со временем сформировалась наука, которую назвали генетикой.
ВЫ УЗНАЕТЕ
- об истории развития генетики и её основных методах;
- о некоторых закономерностях наследования признаков у живых организмов и работах Г. Менделя в этой области;
- об основных формах изменчивости и их биологической роли;
- о роли условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств организмов.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
решать генетические задачи.
§ 15. Генетика как отрасль
биологической науки
§ 16. Методы исследования наследственности.
Фенотип и генотип
§ 19. Хромосомная теория наследственности.
Генетика пола
§ 20. Основные формы изменчивости.
Генотипическая изменчивость
Выводы к Главе 3
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Наследственность проявляется в способности организма передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Закономерности наследственности первым выявил Г. Мендель, который, применив гибридологический метод, установил законы доминирования, расщепления, чистоты гамет и независимого наследования признаков. Эти законы работают в случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных хромосомах. Закономерности наследования генов, расположенных в одной хромосоме, были выявлены Т. Морганом, исследования которого легли в основу современной теории наследственности. Эти и последующие исследования показали, что любой организм представляет собой сложную скоординированную систему, в которой все процессы взаимосвязаны и определяются взаимодействием генов между собой.
Изменчивость — это способность организмов приобретать новые признаки под действием условий среды. Различают генотипическую и фенотипическую изменчивость. Генотипическая изменчивость затрагивает наследственную информацию организма и проявляется в двух формах: мутационной и комбинативной. Мутационная связана с возникновением мутаций, которые могут затрагивать как отдельные гены, так и целые хромосомы или даже весь их набор. В основе комбинативной изменчивости лежат половой процесс, кроссинговер и случайный характер встреч гамет в процессе оплодотворения. Это создаёт огромное разнообразие генотипов. Фенотипическая изменчивость связана с возникновением модификационных изменений признаков организма, не затрагивающих его геном. Исследования модификационной изменчивости доказывают, что наследуется не сам признак, а способность проявлять этот признак в определённых условиях.
Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал главы, выполните тестовые задания в рабочей тетради. Если вы сомневаетесь в правильности своих ответов, повторите материалы соответствующих параграфов.
Вы смотрели: Биология 9 класс (Пасечник). Глава 3. Основы генетики (Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. Закономерности наследования. Решение генетических задач. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Фенотипическая изменчивость).
(с) Цитаты из пособия «Биология 9 класс. Учебник / ; под ред. В. В. Пасечника. — М. : Просвещение (Линия жизни)» использованы в учебных целях.
Предмет Биология в 5 классе
В большинстве школ изучение этого предмета начинается с пятого класса. Программа по биологии – интересная и разнообразная, этот предмет развивает представления о живой природе, формирует у детей систему научных знаний о живых системах и организмах. Для успешного усвоения этой программы мы предлагаем ознакомиться с ГДЗ по биологии 5 класс учебник Пасечник, Суматохин, Гапонюк (Просвещение, 2023г.). Это книга, написанная коллективом опытных авторов в соответствии с ФГОС. Учебное пособие оценили учителя, которые используют его в своей ежедневной работе и одобрили его содержание.
Из предыдущей школьной программы дети уже знакомы с окружающим миром, а в 5 классе начинается углубленное изучение природы, организмов, закономерностях их строения и жизнедеятельности. Один из ключевых элементов учебного плана – понятие о роли биологической науки в практической деятельности людей. Учебник по биологии, который представлен на этой странице, написан полностью в соответствии со школьной программой по предмету. Он станет хорошим помощником в изучении теоретической части биологии и для решения практических задач. Он подходит в качестве решебника, с помощью которого можно сделать домашние задания и проверить правильность их выполнения.
§19. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола
Вспомните. Задание №1
Какие гены называют аллельными?
Ответ:
Аллели − различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом, определяют направление развития конкретного признака. Аллельные гены – гены, определяющие развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.
Задание №2
Что такое кроссинговер?
Ответ:
Кроссинговер (от англ. crossing over — пересечение) — процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе первого деления мейоза, которое происходит, например, при образовании гамет или спор.
Вопросы. Задание №1
Сформулируйте основные положения хромосомной теории наследственности.
Ответ:
Исследования Т. Моргана легли в основу современной теории наследственности, основу которой составляют следующие положения: 1. Ген представляет собой участок (локус) хромосомы. Хромосомы представляют собой группы сцепления генов. 2. Аллельные гены расположены в идентичных локусах гомологичных хромосом. 3. Гены располагаются в хромосомах линейно, т. е. друг за другом. 4. Кроссинговер представляет собой процесс обмена генами между гомологичными хромосомами.
Задание №2
Что такое локус?
Ответ:
Локус (лат. locus — место) в генетике означает местоположение определённого гена на генетической или цитогенетической карте хромосомы.
Задание №3
Чем аутосомы отличаются от половых хромосом?
Ответ:
Все хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы, и называют их аутосомы. Но в одной паре хромосомы у самцов и самок различны. Эти хромосомы получили название половые хромосомы.
Задание №4
Какие признаки называют сцепленными с полом?
Ответ:
Расположение гена в половой хромосоме называют сцеплением гена с полом. Например, у человека в X−хромосоме расположен доминантный ген (H), определяющий нормальное свёртывание крови. Рецессивный вариант этого гена (h) приводит к снижению свёртываемости крови, или гемофилии. Y−хромосома не имеет аллельной к этому гену пары, и признак (несвёртывание крови) проявляется у мужчин, не смотря на то, что ген h рецессивен.
Задание №5
Охарактеризуйте генотип как целостную систему.
Ответ:
При знакомстве с закономерностями наследования различных признаков на примере гороха создаётся впечатление, что каждый ген в генотипе действует сам по себе. На самом деле любой организм представляет собой сложную скоординированную систему, в которой все процессы взаимосвязаны. Связь процессов друг с другом в организме в значительной мере определяется взаимодействием генов между собой. Такие взаимодействия, не все виды из которых мы сейчас знаем и понимаем, делают генотип каждой особи единой целостной системой.
Подумайте. Задание №1
В какой момент времени закладывается генетический пол будущей особи и от чего он зависит?
Ответ:
Пол плода предопределен с первого дня беременности (момент оплодотворения). Пол будущего ребенка зависит от слияния половых хромосом, содержащихся в семени отца и яйцеклетки матери. Мужские сперматозоиды являются носителями хромосом X и Y, а женские яйцеклетки только хромосомы X. В результате слияния мужских и женских хромосом может произойти зачатие девочки с набором хромосом XX или мальчика с набором хромосом XY. Сами половые органы – женские или мужские – начнут формироваться у зародыша на более позднем этапе развития. Обычно их зачатки проявляются не ранее пятой недели беременности.
-
Назад
-
Вперед
Как устроен онлайн-учебник по биологии
На этой странице вы найдете новый учебник по биологии за 5 класс Пасечника с готовыми домашними заданиями по каждой теме. Книга устроена так, что вам будет удобно найти каждый параграф и каждую страничку с домашним заданием и ответами. Нажимайте на кнопку, чтобы перейти к нужному разделу и открыть необходимую страницу. Авторы этой книги в удобной форме разместили нужные сведения по предмету:
- Теоретический материал по биологии за пятый класс.
- Правильные ответы к домашним заданиям.
- Примеры решений практических задач.
Кому пригодится этот учебник? Прежде всего – ребятам, которые выполняют домашнее задание по биологии и не знают, как приступить к задаче. На страницах книги школьники найдут подробное описание опыта, рекомендации по оформлению своей работы в школьной тетрадке, а также примеры домашних заданий. Используя наш решебник, вы проведете все научные опыты на отлично. Также пособие пригодится родителям, которые помогают детям выполнять домашнюю работу.
Опытные педагоги советуют детям вначале хорошо изучить теорию, прочитать заданный на уроке параграф, и только потом приступать к выполнению практики. В нашем решебнике вы найдете пример оформления своей практической работы, увидите, как это должно выглядеть в тетради.
Учебник нужен, прежде всего, учителям, ведь именно они первые берут его в руки, чтобы в соответствии с программой построить план урока. Это пособие написано авторским коллективом научных работников, в их числе: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г., год издания учебника: 2023. С этой книгой, дорогие учителя, вы легко подготовитесь к урокам биологии, в том числе к теоретической части и к практическим занятиям с детьми.