Нравственные принципы труда учёного
Настоящими учёными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них — люди с высокими моральными принципами.
Во все времена сообщество учёных отвергало плагиат — присвоение чужих идей. Скрупулёзное следование истине, честность перед самими собой и другими отличают настоящих учёных. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. История и современность дают немало примеров преданности учёных своей науке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а нередко здоровьем и самой жизнью. Честное имя в науке ценится ничуть не меньше результата исследования.
Одна из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки, — проблема последствий их работы. Неоднократно известные учёные делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.
ДОКУМЕНТ Фрагмент из Манифеста Рассела — Эйнштейна, оглашённого 9 июля 1955 г. в Лондоне: «…Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба в 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет взорвана над землёй или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы. Они постепенно опускаются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя… Никто не знает, как далеко могут распространяться такие смертоносные радиоактивные частицы. Но самые большие специалисты единодушно утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий… Многие видные учёные и авторитеты в области военной стратегии не раз предупреждали об опасности… Мы убедились в том, что точка зрения специалистов на эту проблему не зависит в какой-либо степени от их политических взглядов. Она зависит только от степени знаний специалистов… РЕЗОЛЮЦИЯ: В связи с тем что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов». (Манифест подписан одиннадцатью всемирно известными учёными, в том числе Бертраном Расселом и Альбертом Эйнштейном.) |
Сформулируй своими словами основную мысль данной резолюции. Как можно охарактеризовать позицию известных учёных в вопросе защиты мира? |
Критический анализ собственных помыслов и поступков
Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актёром, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актёр он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора.
Здесь перед нами встают сразу две проблемы:
Первая проблема оценки и самооценки.
«Человек… есть лишь то, что сам из себя делает»,— считал французский философ Ж.-П. Сартр (1905—1980). Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни говорил, мир будет его оценивать только по его поступкам (чтобы ни у кого из нас не возникло комплексов «непризнанного гения»). Не взять ли это правило и для самооценки?
Вторая проблема: быть или казаться.
Хочешь ты действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, ты рискуешь попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство тобой будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.
Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.
Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несём в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причинённое им, к нам же и вернётся. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. В чём выражается свобода выбора? 2. Что такое моральный выбор? 3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность? 4. Что значит быть человеком ответственным? 5. В чём опасность безответственного поведения? 6. Что может гарантировать выполнение моральных норм? 7. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода — это в первую очередь не привилегии, а обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.
2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется — пусть другие решают.
Оцени ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём тут мораль? Объясни.
3*. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.
4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.
5. Раскрой смысл слов французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым всё-таки выбираю».
ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».
Ф. Искандер (р. 1929), российский писатель
Учимся поступать морально
Первое и главное: проверяй свои поступки с точки зрения золотого правила морали. Прежде чем совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступили со мной?
Второе: стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они тебе известны (загляни в учебник).
Третье: старайся делать добро. О добре ты знаешь много. Опираясь на свои знания, учись определять, что есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.
Что такое моральный выбор
Под моралью в обществознании понимается принятая в социуме система представлений о хорошем и плохом, о добре и зле. Моральный выбор — это возможность личности выбрать способ поведения в той или иной ситуации. Он зависит от нравственных установок человека. Каждый сам решает, какое поведение предпочтительно в данных обстоятельствах.
В тот момент, когда люди определяют способ действий исходя из собственных нравственных убеждений и принципов, они проявляют свободную волю. Под свободой понимается возможность совершать поступки не по чьей-то указке, а по собственному усмотрению. Взрослый самостоятельный человек оценивает пользу для себя и окружающих, просчитывает последствия принятого решения.
Рис. 1. Принятие решения.
Можно привести множество примеров ситуаций, когда люди сталкиваются с необходимостью нравственного выбора.
Например, школьник, получивший двойку, размышляет о том, сообщить или нет родителям о свершившемся. Он осознаёт, что обманывать нехорошо, но боится последствий признания.
Рис. 2. Родители ругают ребёнка.
Представим другую ситуацию: человек идёт по улице и видит, как неподалёку от него падает прохожий. Что предпринять в этой ситуации? Можно подойти и постараться оказать посильную помощь, а можно сделать вид, что ничего не произошло и продолжить свой путь. То, как поступают люди, зависит от их моральных принципов и убеждений.
Моральный выбор и ответственность
Противоправное деяние, совершённое человеком, влечёт за собой наступление юридической ответственности. Говоря кратко, это наказание со стороны органов власти в соответствии с нормами права. Примером является:
- штраф;
- назначение исправительных работ;
- лишение свободы.
Кроме юридической, существует моральная ответственность. Она означает, что в тот момент, когда человек принимает решение, он должен осознавать его последствия. Зрелая личность понимает, к чему могут привести неправильные поступки.
Многим людям знакомо выражение «муки совести». Человек, совершивший действия, которые противоречат его убеждениям о хорошем и плохом, испытывает нравственные терзания. Внутренний голос, который часто называют совестью, говорит ему, что нужно было поступить иначе. Иногда такие муки могут привести к тому, что преступник добровольно приходит в полицию и признаётся в совершении правонарушения.
Рис. 3. Угрызения совести.
Наверное, невозможно всегда быть благородным, честным, справедливым и добрым. Людей, которые постоянно действуют в соответствии с нормами морали, очень мало. Существуют ситуации, в которых сложно принять верное решение. Как, например, вести себя, если знаешь о том, что близкий друг совершил преступление? Следует ли сказать об этом другим или промолчать? В любом случае, каждый решает для себя, что предпринять в таких обстоятельствах. Определение отношения зависит от степени нравственности личности, способности отвечать за свои действия. Поразмышлять на тему морального выбора можно в сообщении на уроке обществознании в 8 классе.
Что мы узнали?
Моральный выбор — это возможность человека выбирать варианты действий в зависимости от собственных представлений о правильном и неправильном поведении. Он зависит от нравственных установок личности. Следует помнить, что любое решение приводит к определённым последствиям.
-
/10
Вопрос 1 из 10