ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов 4 Проверим себя Номер 2

Развитие общества. обществознание 8 класс. боголюбов

Общество: понятие, признаки

Общество — это совокупность лиц, связанных едиными интересами, целями, потребностями, которые заставляют их взаимодействовать друг с другом по определенным правилам. Взаимодействие может проходить в экономической, политической, религиозной, культурной среде.

Основными элементами общества являются:

  1. Большие и малые группы людей, объединенные по месту проживания, общей деятельностью, интересами;
  2. Общественные нормы (правила поведения) и ценности;
  3. Множество социальных ролей, которые отведены в социуме для каждого человека;
  4. Общественные организации, в которых осуществляется та или иная деятельность людей: предприятия, школы, министерства, больницы, банки, университеты.
  • Способность к самовоспроизводству. Общество обновляется за счет рождения и воспитания в нем новых членов социума;
  • Возможность самостоятельно создавать все необходимые для людей условия жизни;
  • Умение подстраиваться под изменения природных условий;
  • Постоянное изменение социума и его структуры.

За тысячи лет общество эволюционировало от первобытно-общинного строя до современной развитой цивилизации. Ученые выделяют следующие виды обществ: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.

Общество постепенно развивалось с появлением собственности и имущественного неравенства, возникновением разделения труда, усложнением общественных отношений, созданием государства.

Признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества:

  • Сложная структура социума;
  • Люди проживают в городах (в первобытном обществе проживали поселениями);
  • Выделение в отдельные сферы социальной жизни экономики, науки, религии, культуры и политики;
  • Наличие в обществе управляющих;
  • Наличие законов;
  • Создание специальных организаций для передачи знаний новым поколениям: школ, университетов, училищ.

Общественные отношения

В процессе совместной деятельности между классами, нациями, различными социальными группами складываются многообразные общественные отношения. Эти отношения построены на определенных правилах, отражают интересы людей, взаимодействующих друг с другом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они происходят, выделяют основные виды общественных отношений:

  • Политические — строго подчинены законам государства. Политические отношения строятся в процессе управления обществом, распределения власти и борьбы за власть;
  • Экономические — обеспечивают удовлетворение потребностей социума;
  • Духовные – представляют культурную, научную и религиозную деятельность человека;
  • Социальные – строятся между группами людей, занимающими разное положение в обществе (классами, представителями разных профессий, бедными и богатыми).

Кроме того, принято выделять такие типы общественных отношений, как:

  • Национальные;
  • Профессиональные;
  • Гражданские;
  • Семейные;
  • Правовые.

В процессе взаимодействия больших групп людей между их отдельными участниками могут складываться межличностные отношения. Межличностные отношения — это личные взаимоотношения в небольшой социальной группе. В этом случае все участники отношений знают друг друга в лицо, объединены общими интересами.

Правила, по которым люди строят отношения друг с другом, определяются самим обществом, меняются в зависимости от времени, места и обстоятельств.

Примеры:

  • 50 лет назад в Индии существовал многовековой обычай, по которому гостю, пришедшему издалека, хозяева дома обязательно должны были омыть ноги. Если хозяева отказывались это делать, они наносили гостю оскорбление, и он уходил, не переступая порога дома. Сегодня такая традиция не обязательна, хотя некоторые семьи до сих пор ее придерживаются;
  • В Японии до сих пор следуют традиционным правилам обращения к человеку не только по имени, но и общественному положению. При разговоре с уважаемыми людьми (политиками, учителями, врачами и прочими) принято добавлять к имени человека суффикс «сэнсей». Чтобы выразить максимальную степень уважения используют суффикс «сама». При обращении к младшему по возрасту или статусу к имени добавляют «кохай».
  • Сегодня в Британии при использовании обращения к женщине слова Missus обязательно называют фамилию ее супруга. Без фамилии мужа такое обращение к замужней женщине считается оскорбительным.

Важно! Правила, которые регулируют жизнь и взаимодействие отдельных членов общества, не дают социуму развалиться, обеспечивают его устойчивость.  

Революционное развитие общества

Скачкообразное коренное изменение социума называют революционным общественным развитием. В этом случае происходит социальный переворот, коренным образом меняющий экономическую, политическую, научную жизнь социума.

Революционное развитие общества может происходить

  • в технической сфере – появляются новые виды орудий труда, производственного оборудования, оружия;
  • в социальной сфере — революция приводит к смене власти;
  • в науке — возникают новые научные знания, отрасли науки (химия, физика, генетика, биология);
  • культуре – происходит, благодаря коренным изменениям в духовной жизни социума.

Революционный путь развития общества может выбирать как отдельное государство, так и несколько стран, весь мир.

Информационная революция

Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция – это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.

Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.

Ступени развития общества

Существует несколько классификаций этапов развития общества. Наибольшее распространение получило выделение трёх ступеней в зависимости от того, какие средства производства используются людьми.

Для традиционного общества характерным является натуральное сельское хозяйство. Производимая продукция предназначена для личного использования. Для получения урожая применяются простые орудия труда. Преобладает общинная собственность. Образ жизни членов коллектива определяется обычаями и традициями. Большое влияние оказывает религия и армия.

Рис. 1. Крестьяне в поле.

Следующей ступенью является индустриальное общество. К его признакам относится развитие промышленности, использование различных машин и станков. Собственность переходит в частные руки. Важную роль играет капитал. Производство материальных благ носит массовый характер. Активно развиваются рыночные отношения.

Изменения затрагивают и политическую сферу: провозглашаются принципы демократии, человек приобретает право голоса. Люди могут изменить своё положение благодаря умениям и профессиональным навыкам.

Отличительной чертой постиндустриального общества является развитие сферы услуг. Главным фактором становится информация. Внедряется роботизация и автоматизация производства. Провозглашается ценность каждого человека. Высокий уровень социальной мобильности позволяет любому достичь желаемого уровня благосостояния.

Рис. 2. Таблица «Ступени развития общества».

Многие исследователи считают, что современная Россия переживает переходный период между индустриальным и информационным обществом. Для нашего государства характерно развитие промышленности, наличие разных видов собственности, провозглашение демократических принципов.

Развитие общества

Существует три пути развития общества – эволюционный, революционный, реформистский. Социум может развиваться медленно, постепенно, от простых форм к более сложным, либо стремительно, благодаря революционным преобразованиям. Поэтапный, плавный прогресс — это эволюционный путь развития общества.

Каждую отдельную ступень социального развития называют исторической эпохой. Чем ближе историческая эпоха к современности, тем больше ускоряется общественная эволюция.

Пример: Переход от собирательства к земледелию занял у древнего человека тысячелетия. Замена ручного труда машинным осуществлялась в течение сотен лет. Чуть более 100 лет прошло с момента изобретения первого телефона до появления мобильной связи и интернета.

В зависимости от уровня эволюции экономического и технического прогресса принято выделять следующие ступени развития общества:

  1. Доиндустриальное общество (Аграрное). Занимает значительный промежуток времени в мировой истории. В этот период преобладало сельскохозяйственное производство, ориентированное на собственное потребление, а не на продажу. Простые технологии, применение ручного труда позволяли удовлетворять потребности лишь на минимальном уровне;
  2. Индустриальное общество — сформировалось в процессе перехода от ручного труда к машинному, научно-техническому прогрессу. На этом этапе товары производятся большими сериями не для личного пользования, а для продажи;
  3. Постиндустриальное (современное) общество. Решающую роль в развитии общества сыграла информация. Наука, информационные технологии значительно улучшили качество жизни людей.

В каждую последующую историческую эпоху совершенствуется процесс производства, появляются изобретения, благодаря техническому прогрессу.

Реформы как источник общественного преображения

Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа – это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.

Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.

  1. Экономические реформы — это преобразования в хозяйственной деятельности человека, направленные на повышение производительности труда, увеличение благосостояния народа и государства.

Экономические реформы Петра I:

  • Принятие таможенных тарифов – позволило сократить ввоз в Россию иностранной продукции, что способствовало развитию отечественного производителя;
  • Подушная подать – введение нового единого налога для пополнения государственной казны. Налоговая реформа Петра I увеличила доходы государства за 10 лет с 3 до 8 миллионов рублей;
  • Денежная реформа – заключалась во введении в обращение медных денег, уменьшении веса серебряной монеты. Она привела к негативным последствиям: цены на товары выросли в несколько раз, а ценность российской монеты упала вдвое.
  1. Политические реформы — перемены в структурах органов государственного управления, политической сферы социума. Политические реформы Петра I:
  • Реформа местного управления — разделила страну на отдельные территориальные области – губернии;
  • Указ о единонаследии – запрещал отцу делить свою землю между сыновьями, теперь он должен был завещать участок земли целиком одному из наследников. Эта реформа помогла предотвратить измельчение имений, которые было принято делить между множеством сыновей.
  1. Социальные реформы – переустройство, затрагивающее социальную сферу жизни общества. Социальные реформы Петра I:
  • Реформы образования – создание специализированных школ, введение обязательного начального образования для дворян;
  • Основание Московского госпиталя;
  • Учреждение Академии Наук и художеств.

Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.

Словарь

1. Динамическая система — это система, которая меняется под влиянием внутренних или внешних факторов.

2. Цивилизация – определенный этап, ступень развития социума.

3. Казна — все денежные накопления государства.

Рабочая тетрадь

Наряду с изучением учебника
по обществознанию школьники используют и рабочую тетрадь, помогающую
освоить материал учебника. Рабочая тетрадь имеет практическую
направленность. Ее базой явились практические исследования, методические
рекомендации, применяемые в учебном процессе. В ней размещаются разные по
направлению и уровню сложности задачи, предоставленные для восьмиклассников к
самостоятельному решению или при помощи гдз по обществознанию 8 класс. Задания
составлены по типу заданий итоговой государственной аттестации. Ею пользуются
школьники, методисты, учителя. Специалисты, подготавливая урок обществознания,
стараются привнести простые термины, определения до внимания школьников, помочь
им понять материал учебника: теория, применимая на практика, обладает большой
ценностью.

Задания рабочей тетради
предназначены для домашней работы, решаются и осваиваются учеником
самостоятельно, но также есть справочные материалы с готовыми ответами. Задания
применяются для закрепления материала во время урока, а также в форме проверочной
работы перед проведением контрольной.

Учебник в совокупности с рабочей тетрадью предоставляет школьникам
ценный материал, предлагаемый к изучению, формирующий личное мнение по поводу
любого события, происходящего в мире, отношение к обществу. С решебником за 8
класс по обществознанию у школьника формируется понятие и определение своего
места в общества, что он может сделать для общества. Учитель помогает школьнику
в этом разобраться.

Пути общественного развития

В обществознании выделяется два пути развития общества. Кратко познакомимся с их характеристиками.

  • Реформы — это постепенные преобразования, затрагивающие отдельные сферы общественной жизни. Они проводятся по инициативе властей. Примером является пенсионная реформа, введение ЕГЭ, изменение системы налогообложения.
  • Революция — это перестройка основ общественной жизни. Она происходит быстро, затрагивает все сферы. Часто не поддаётся контролю со стороны властей. Так, революция 1917 года привела к образованию СССР.

Рис. 3. Революция 1917 года.

В зависимости от направлений развития в науке выделяются следующие понятия:

  • прогресс — движение от простого к сложному, улучшение жизни, её совершенствование;
  • регресс — понятие, противоположное прогрессу;
  • стагнация — состояние, при котором не происходит никакого движения.

О путях и ступенях развития общества можно рассказать в докладе для 8 класса.

Что мы узнали?

В своём развитии общество проходит три ступени. Оно может быть традиционным, индустриальным или постиндустриальным. Преобразования, происходящие в нём, осуществляются посредством реформ или революций.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Цели курса

Дисциплина «Обществознание» преследует цель: дать понятие общества, основных
сфер, в которых живет человек, о восприятии информации различного направления,
основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации. Гдз
по обществознанию в 8 классе дает существенные знания о человеке, о
взаимоотношениях с обществом и другими людьми, с природой, государством.
Обществознание познавательно, естественно преподносит процессы, происходящие в
обществе.

Учебный предмет
включает:

— социологию;

— политологию;

— философию;

— экономику;

— правоведение;

— психологию;

— культурологию;

— этику, эстетику,
этнологию.

8 класс это время, когда доступно начальное изучение
научных дисциплин. Обществознание это знания об обществе: они
накапливаются, систематизируются, применяются на практике. Это наука, которая
обучает жить. Именно в 8 классе школьнику исполняется 14 лет, он
получает паспорт, расширяются границы дееспособности. Изучение правовой
тематики целесообразно именно в это время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: