Обществознание. Учебник. 8 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. 2010
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Данный учебник является составной частью линии учебников для основной школы по обществознанию. Он посвящен таким вопросам, как личность и общество, сфера духовной жизни, социальная сфера, экономика. Успешное освоение содержания книги поможет учащимся ориентироваться в окружающем мире, а также усвоить более сложные проблемы курса в последующем.
ОГЛАВЛЕНИЕОт авторов 4Глава I. Личность и общество 6§ 1. Выть личностью 6§ 2. Общество как форма жизнедеятельности людей 14§ 3. Развитие общества 20Выводы к главе 27Глава II. Сфера духовной культуры 29§ 4. Сфера духовной жизни 29§ 5. Мораль 37§ 6. Долг 11 совесть 45§ 7. Моральный выбор — это ответственность 53§ 8. Образование 59§ 9. Наука в современном обществе 67§ 10. Религия как одна из форм культуры 75Выводы к главе 82Глава III. Экономика 84§ 11. Экономика и ее роль в жизни общества 84§ 12. Главные вопросы экономики 92§ 13. Собственность 101§ 14, Рыночная экономика 107§ 15. Производство — основа экономики 115§ 16. Предпринимательская деятельность 123§ 17. Роль государства в экономике 132§ 18. Распределение доходов 140§ 19. Потребление 147§ 20. Инфляция и семейная экономика 155§ 21. Безработица, ее причины и последствия 163§ 22. Мировое хозяйство и международная торговля 171Выводы к главе 178Глава IV. Социальная сфера 181§ 23. Социальная структура общества 181§ 24. Социальные статусы и роли 190§ 25, Нации и межнациональные отношения 198§ 26. Отклоняющееся поведение 206Выводы к главе 214Словарь 210
Купить книгу Обществознание. Учебник. 8 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. 2010
Теги: учебник по обществознанию :: обществознание :: 8 класс :: Боголюбов :: Городецкая :: Иванова
Следующие учебники и книги:
- Человек и общество, Обществознание, Учебник, Часть 1, 10 класс, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., 2002
- Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., 2006
- Обществознание в схемах и таблицах, 10-11 класс, Махоткин А.В., Махоткина Н.В., 2006
- Обществознание в таблицах, 10-11 класс, Баранов П.А., 2012
Предыдущие статьи:
Причины социального неравенства
Поскольку неравенство что раньше, что сейчас может привести к значительным противоречиям в обществе, исследователи предположили двойственный характер этого явления. С одной стороны, неравенство приводит к постоянной конфронтации двух или более сторон: какие-то из них обладают большими правами, свободами и властью и, соответственно, ведут более благоприятный образ жизни. Другие же не владеют подобными ресурсами, живут в нужде, не могут до конца удовлетворять свои потребности. В связи с этим они менее удовлетворены свои положением и могут в открытую проявлять свое недовольство (например, акции протеста, митинги). Это ведет к некоторой дезорганизации в обществе.
Есть и другая сторона социального неравенства: оно может позволить индивидам, находящимся в менее выгодном положении, переосмыслить свою роль и возможности создания условия вокруг себя. Таким образом, эти категории граждан становятся более мотивированными к осуществлению эффективной деятельности, к улучшению общества. Это ведет к общему росту благосостояния населения отдельной территории. В этом случае исследователи подчеркивают, что только благодаря противоречиям и даже открытым конфликтным ситуациям возможен прогресс общества.
Несмотря на то, что социальное неравенство в наше время лишь усиливается, каждое общество все же нацелено на то, чтобы достигнуть равенства на различных уровнях. Например, оно нацелено на равные возможности для людей, независимо от их половозрастных характеристик, национальности, финансового положения и иных признаков, которые так или иначе оказывают воздействие на их положение. Но достижение равенства осложняется некоторыми факторами и явлениями. Основные причины можно объединить в две ключевые группы:
- Неравное распределение материальных благ, а также неравенство возможностей доступа к услугам. Причина неравного распределения заключается в неоднородности труда, который выполняют представители различных категорий социума. Так, выполняя разную по своей значимости работу, а также совершенно по-разному удовлетворяя потребности социума, люди получают неодинаковую оценку собственного труда;
- Наследование определенных прав и привилегий, которые передаются от старшего поколения младшему. В данном случае необходимо выделить две изначальные причины, по которым формируется социальное неравенство: одна из них заключается в уровне доступности качественного образования для различных категорий населения. Вторая причина, о которой необходимо упомянуть – это неодинаковые возможности при равном уровне подготовки.
Таким образом, социальное неравенство становится абсолютно естественным явлением, которое существует в современном обществе. Оно может носить двоякий характер, но его сущность и выраженность именно в том, что разные люди имеют различный доступ к привилегиям и благоприятным условиям жизни. Одни могут похвастаться завидным положением, богатством и властью, другие же находятся в подчинении у первых, но при этом могут изменять свою жизнь, улучшать условия для достижения успеха.
В классе и дома
Задание 1
Составьте социальный портрет типичного представителя среднего класса в нашем обществе, используя следующие показатели: образование, семейное положение, источники и средний размер доходов, место проживание (город, село), жилищные условия, формы проведения досуга.
Ответ:
У типичного представителя среднего класса высшее образование, он или она имеют семью, детей. Они зарабатывает от 40 до 100 тысяч рублей, и именно работа по найму является их источником дохода. Некоторые занимаются собственным бизнесом. Типичный представитель среднего класса живет в городе, чаще всего в своей квартире, которая взята в ипотеку. Они любят отдыхать со своей семьей: ездить в парки развлечений, торговые центры, парки. Также они ходят в кафе и рестораны, ездят в отпуска.
Стр 104
Стр 108
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов
Решебник по обществознанию за 8 класс учебник Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. (Просвещение) и практиканты
Подспорье предназначено для учащихся среднего звена с абсолютно любым уровнем знаний и подготовки. Некоторые полагают, что онлайн-справочник создавался только для слабых учеников и тех, кто постоянно отстает от программы. Но его также используют и отличники. Им тоже иногда нужен качественный помощник, чтобы заполнить пробелы или исправить ошибки. Так как онлайн-справочник с верными ответами был разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС, то его могут использовать и учителя. Особенно пособие с решенными номерами пригодится тем, кто проходит практику в школах. Благодаря ему начинающие педагоги смогут:
- составить поурочный план;
- разработать методику обучения;
- сделать занятия более эффективными;
- оценить по достоинству старания учеников;
- написать полезные карточки;
- подобрать упражнения для тестов.
И все это удастся сделать даже без помощи большого количества дополнительных информационных источников. Справочник с ответами пригодится даже тем ученикам, которые стараются всегда на уроках получать самые высокие оценки. Они тоже иногда совершают ошибки, путаются в обилии сведений, плохо запоминают новые термины. Онлайн-книга поможет выкарабкаться из любой тупиковой ситуации. Если ребята научатся правильно пользоваться представленным информационным источником, то он станет отличной заменой профессиональным репетиторам, услуги которых обычно обходятся родителям школьников очень дорого.
Средний класс как основа стабильности общества
В современном мире, чтобы решить проблему социального неравенства, проводится система мер государственной поддержки незащищенных слоев населения. Безработным выплачивают пособия, для бедных семей существует ряд льгот, различных компенсаций. Но единственный способ установления справедливости в обществе — увеличение численности среднего класса.
Когда основу общества составляет средний класс (не бедные, достаточно зажиточные люди), в нем не будет потрясений, волнений, общество обретет стабильность.
Принадлежность к среднему классу в современном российском обществе можно определить по следующим показателям:
- По уровню образования. К среднему классу в основном относят людей получивших высшее образование;
- По среднемесячной заработной плате, она должна быть не ниже 55 000- 60 000 рублей в месяц;
- По возможности раз в год отдыхать за границей;
- По способности человека приобрести раз в 10 лет недвижимость (квартиру) или движимое имущество (машину)за наличные деньги или в кредит.
Последствия углубления социального неравенства для общества:
- Революции. Когда за чертой бедности оказывается большая часть общества, вспыхивает бунт, который может закончиться свержением существующей власти, правительства;
- Рост общественного недовольства;
- Замедление развития экономики.
К положительным последствиям социального неравенства относится повышение трудоспособности, мотивации у тех, кто хочет занять более высокое социальное положение.
Что такое социальное неравенство
В положении различных людей в обществе можно заметить яркие различия: по занимаемой ими должности, по уровню дохода, доступу к власти, образованности. Таким образом, разные группы людей имеют неравные возможности и доступ к материальным благам. Это и есть социальное неравенство.
Социальные различия проявляются в жизни сельского и городского населения, представителей власти и подконтрольного им народа, между работниками различных профессий. Людей, с приблизительно одинаковыми возможностями, уровнем дохода, доступом к социальным благам, относят к отдельным социальным группам – классам (слоям).
Каждый класс занимает свое место в обществе. Условно, принято разделять общество на 3 главных слоя:
- Высший класс — самые богатые и влиятельные люди, управляющие обществом, обладающие большими привилегиями;
- Средний класс общества – небедные, но и не сильно богатые, зажиточные люди;
- Низший класс- бедняки.
Важно! Справедливым можно назвать общество, в котором социальное неравенство выраженно незначительно, и средний класс составляет более 60% от остального населения.
Польза ГДЗ
Главной особенностью сборника готовых домашних заданий по информатике, представленного в удобном онлайн-формате, является то, что им можно пользоваться во внеурочное время. Каждый школьник нуждается во всестороннем развитии с помощью дополнительных обучающих материалов: решебник для рабочей тетради по информатике разработан в соответствии с ФГОС.
Работа с книгой позволит и родителю, и педагогу оценить такие преимущества, как:
- возможность заранее подготовиться к новой теме, воспользовавшись примерами, приведенными в сборнике. Теперь школьнику не придется волноваться перед контрольной или самостоятельной работой. Кроме того, он обретет уверенность в собственных знаниях и начнет проявлять интерес к предмету;
- быстрый рост успеваемости и развитие навыка самостоятельно выполнять домашнее задание. Успеха можно ожидать только в том случае, если родители контролируют использование решебника и принимают активное участие в школьной жизни ребенка;
- умение самостоятельно находить ошибки, анализировать их и пользоваться правилами для их исправления. Благодаря тому, что в конце сборника есть несколько тестов и проверочных работ, можно закрепить теоретические знания на практике;
- умение пользоваться сборником ГДЗ для рабочей тетради по информатике сформирует у ребенка любовь и интерес к предмету, а также придаст ему уверенности в собственных знаниях и силах.
В чем популярность онлайн-решебника по обществознанию для 8 класса от Боголюбова
Упражнения, приведенные в пособии, распределены по 28 параграфам. Имеются также задания для повторения всех четырех глав, так что есть реальная возможность подготовиться к проверочным мероприятиям. Для улучшения качества учебного процесса ребятам пригодятся доскональные ответы и пояснения, которые даны к каждому номеру. Подобные сведения помогут:
- обеспечить высокие скорость и качество выполнения д/з;
- заранее подготовиться к предстоящим проверкам;
- найти и устранить пробелы в знаниях.
Решебник является настолько многогранным сборником, что при его использовании можно забыть о всяких репетиторах и дополнительных курсах – и без того все будет ясно.
Проявления социального неравенства
Замечание 1
Социальное неравенство представляет собой различия в доступе к социальным благам и ресурсам. Как правило, данная ситуация складывается, когда люди имеют различный уровень доходов, а также занимают должности, которые отличаются друг от друга по степени властных полномочий и престижности. Неравенство сегодня может выражаться в различных сферах: доступ к образовательным и медицинским ресурсам, доступ к материальным благам, возможности власти.
Причиной социального неравенства может стать разделение общества на категории в соответствии с несколькими признаками:
- Национальный признак;
- Социальный признак;
- Классовый признак;
- Демографический признак.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Каждый из этих признаков обладает набором качеств и характеристик, которые присущи конкретной социальной категории, и которые могут отражать доступность тех или иных благ и ресурсов
Ранее социальное неравенство могло выражаться в таких негативных явлениях, как насилие в отношении более слабых и лишенных категорий граждан; гонения и ущемление прав человека по вышеуказанным нами признакам, моральное унижение, намеренное акцентирование внимание на том, что иные категории граждан обладают меньшим уровнем доступа и близости к основным социальным благам
Говоря о современном состоянии социального неравенства, стоит отметить, что сегодня такие радикальные проявления встречаются достаточно редко, но, как отмечают исследователи, социальное неравенство по-прежнему существует, однако выражается оно в более цивилизованных формах, без насильственных действий и нападок в отношении индивидов или обширных категорий граждан. Говоря же о самих социальных благах, мы прежде всего подразумеваем под ними деньги и престиж, а также власть, которой индивид или группа владеет и может распоряжаться в решении особо значимых вопросов.
Стоит отметить, что расслоение общества и, соответственно, социальное неравенство существовало абсолютно во все периоды становления и развития социума. Сначала были вожди, которые обладали более широким спектром благ, лучшими условиями жизни и соответствующими привилегиями, а были обычные люди, которые подчинялись им и имели некие ограничения в собственных возможностях и действиях.
Поскольку общество никогда не стояло на месте, а продолжало активно развиваться и трансформироваться, то со времени появлялись усовершенствованные, новые иерархические ступени, придававшие социальному неравенству более сложную форму, которая ориентирована на определение в обществе четких границ между социальными категориями граждан по вышеуказанным нами признакам.
Что представлено в решебнике по Обществознанию для 8 класса Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф.
Содержание виртуального консультанта полностью соответствует действующей программе для восьмиклассников, а также современным требованиям и нормам федерального государственного образовательного стандарта. На страницах сборника ребята найдут полезные подсказки к заданиям и развернутые ответы на вопросы по следующим важным вопросам:
- социальные роли;
- правила поведения в обществе и нормы морали;
- правовые основы современного общества;
- проблемы экономики и мировой торговли и др.
Задания подобные тем, что разбираются в пособии, являются базовыми в итоговых контрольных и экзаменационных работах. Сборник готовых ответов имеет ряд преимуществ в сравнении с большинством методических пособий. Работать с ним невероятно удобно, а главное — практика не отнимет много времени и сил. Все необходимые материалы представлены в свободном онлайн-доступе, поэтому каждый школьник вправе выбирать удобное для себя время на самоподготовку. Встроенная навигация по страницам оригинального учебника также ускоряет процесс выполнения заданий. Форма изложения довольно проста — она учитывает возрастные особенности и разницу в успеваемости школьников. Эти факторы позволяют назвать занятия с онлайн-решебником наиболее практичным и эффективным методом обучения.
Причины социальных различий
Общество — сложный социально-биологический организм, в котором каждому человеку отведена своя роль. Как в человеческом организме ноги не могут выполнять функцию головы, а желудок не может заменить сердце, так и в обществе у каждого своя задача и возможности для ее реализации.
Из-за разных функций, выполняемых отдельными группами людей, сформировались основные отличия в их имущественном и социальном положении.
Другие причины социального неравенства:
- Разница во врожденных качествах и способностях людей (умственные способности, физические данные, таланты);
- Наличие силы воли, целеустремленности у одних, пассивность и лень у других;
- Владение частной собственностью;
- Неравный доступ к власти.
Таким образом становится ясно, что причины неравенства как природные, так и социальные.
Кроме того, возможность занять определенное положение в обществе зависит от уровня образования, квалификации человека. Представитель популярной востребованной профессии, первоклассный профессионал имеет больше возможностей занять высокое положение в обществе, чем неквалифицированный рабочий.
Социальное неравенство сегодня
В прошлом, переход из одной социальной группы в другую был невозможен. Родившись в определенном сословии, человек принадлежал к нему до конца своей жизни. Запрещены были браки между представителями разных сословий, каст, классов. Такое общество называли закрытым, так как в нем невозможен был переход из одного социального слоя в другой.
Сегодня, у каждого есть возможность, шанс поменять свое социальное положение. Даже родившись в семье бедняков, ребенок может благодаря своему трудолюбию и таланту стать богатым и успешным, повысить свой социальный уровень. Благодаря такой возможности перехода из одного класса в другой, современное общество называют открытым.
Это интересно! Способ, с помощью которого человек может поменять свое имущественное положение, называют социальным лифтом. Лифт движется с высокой скоростью, облегчает передвижение с этажа на этаж. Социальный лифт предоставляет возможности человеку повысить свой социальный уровень. К социальным лифтам относят: высшие учебные заведения, армию, брак.
Социальное неравенство в современном мире проявляется не только между отдельными людьми, общественными группами, но и среди целых стран, народов, государств. Разные страны имеют различный уровень доходов, доступ к природным ресурсам, благам человечества, возможность оказывать влияние на государства мирового сообщества.
Так по данным статистики на 2018 год, первые места по уровню жизни в мире занимают страны:
- Дания;
- Швейцария;
- Австрия;
- Германия;
- Финляндия;
- Нидерланды;
- Япония.
Румыния занимает в этом рейтинге 37 место, Турция- 44, Индия — 49, Украина — 60, а Россия находится на 56 позиции.
Как и когда социальное неравенство появилось в обществе
Социальное неравенство зародилось с появлением частной собственности, сдревнейших времен, когда в племенах появились первые вожди и старейшины. Они принимали все ответственные решения, руководили жизнью своего племени, чем завоевывали уважение соплеменников. Вожди занимали более высокое положение, по отношению к остальному племени, имели неограниченный доступ ко всем богатствам, еде, орудиям труда, предметам пользования.
Отдельно выделялись по своему имущественному положению и жрецы, шаманы. С зарождением первых религиозных верований каждое племя отводило важную роль обрядам и ритуалам. Древние люди верили, что поклонение силам природы, идолам способно принести удачу в охоте, обильный дождь и богатый урожай, защитить от стихийных бедствий. Поэтому, они относили жрецам богатые подношения, старались всячески им угодить, умилостивить их.
Ярким примером социального неравенства в истории Древнего мира являются рабы. Племена, осуществлявшие военные набеги на своих соседей, захватывали не только их имущество, но и уводили людей в плен. Рабы существенно отличались по своему положению от свободных жителей племени: их можно было безнаказанно убить, наказать за малейшую провинность, обменять на какую-либо ценность, вещь.
Социальное неравенство развивалось с зарождением первых государств. С появлением государственности усложнилась структура общества. Рассмотрим социальное неравенство на примере Древнеегипетского царства.
- Главой государства являлся фараон, его приказы неукоснительно исполняли все жители царства;
- Вторыми по влиятельности в царстве были жрецы;
- Привилегированное положение было у правительства, разнообразных должностных лиц, дворян;
- Следующую ступеньку на социальной лестнице занимали солдаты;
- За ними следовали писцы (книжники);
- Результатами собственного труда жили ремесленники;
- Фермеры являлись низшим слоем свободного древнеегипетского общества;
- Бесправное положение было у рабов.
Похожие формы социальное неравенство принимало в остальных государствах Древнего мира.
Проверим себя
Задание 1
По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты?
Ответ:
Различные страты в обществе выделяют по полученному образованию, занимаемой должности, полученной власти, доходу. Исходя из этого, можно точно сказать, что основаниями для стратификации служат лишь те показатели, которые дают возможность построить шкалу рангов: престижно или нет, лучше или хуже и т.д.
Задание 2
В чем выражается социальное неравенство? Каковы его причины?
Ответ:
Социологи определяют его как неодинаковый доступ к основным ресурсам, которые, как известно, ограничены.
Объяснения причин этого явления и его оценки различны. Согласно одной точке зрения в любом обществе есть особо важные и ответственные функции. Выполнять их может ограниченное число одаренных людей. Побуждая этих людей осуществлять данные функции, общество открывает им доступ к дефицитным благам. Существует и другая позиция: социальное расслоение является результатом несправедливого общественного устройства, в основе которого лежит присвоение собственниками средств производства основных благ.
Задание 3
Какой процесс получил название социальной мобильности?
Ответ:
Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы называют социальной мобильностью. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты. Вертикальная социальная мобильность выражается в движении по ступеням социальной лестницы.
Задание 4
Что способствует продвижению по социальной лестнице?
Ответ:
Одним из них является брак с представителем более высокого социального слоя. Наиболее надежным в экономически развитых странах является продвижение, связанное с получением образования. Именно хорошее образование обеспечивает в дальнейшем престижную и высокооплачиваемую работу.
Существуют в обществе и политические механизмы социальной мобильности. «Маршрут» может быть таким: вступление в правящую партию, активное участие в ее работе, выдвижение на руководящие позиции, избрание в парламент или работа в правительстве.
Задание 5
Каковы основные признаки социальной группы?
Ответ:
Признаками социальной группы можно считать: наличие взаимодействия между некой совокупностью людей; регулирование отношений определенными правилами, ожиданиями соответствующего поведения; осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими
Задание 6
Назовите основные виды социальных групп.
Ответ:
В зависимости от положенного за основу различия групп критерия выделяют большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные группы.
Задание 7
Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?
Ответ:
Многие исследователи отводят конфликту отрицательное место в жизни. Не конфликт, считают они, а согласие гармония, сотрудничество необходимы для общественного развития. Без них общество не может сохранять устойчивость, накапливать и передавать новым поколениям материальные и духовные ценности. Вместе с тем нельзя учитывать и того, что конфликт несет в себе не только разрушительное, но и конструктивное, положительное начало. Он сигнализирует о назревших противоречиях, при умелом его разрешении происходит улучшение ситуации, открываются возможности для дальнейшего развития.